СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОП.05 Охрана труда

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Охрана труда

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по выполнению самостоятельных работ по дисциплине ОП.05 Охрана труда»

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»














Методические рекомендации

по выполнению самостоятельных работ

по учебной дисциплине

ОП.05 Охрана труда


Для студентов очной формы обучения

1 курса, группы Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).


















Сунтар, 2017

Самостоятельные работы учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).



Организация - разработчик: ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»


Разработчик: Кузьминова Галина Юрьевна, преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»



Рекомендована методическим советом, протокол № __ от «__» _____ 201__г.
































Содержание


Пояснительная записка


4

Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной внеаудиторной работы

7

Методические рекомендации по составлению конспекта

Методические рекомендации по подготовке сообщения

Методические рекомендации по выполнению реферата

Методические рекомендации по составлению кроссворда

Методические рекомендации по поиску информации в сети интернет

Правила выполнения самостоятельной работы

Перечень самостоятельных работ

Указания к выполнению самостоятельной работы.

7

8

9

11

14

16

17

19

Самостоятельная работа № 1

19

Самостоятельная работа № 2

21

Самостоятельная работа № 3

22

Самостоятельная работа № 4

24

Самостоятельная работа № 5

26

Самостоятельная работа № 6

29

Самостоятельная работа № 7

31

Самостоятельная работа № 8

Самостоятельная работа № 9


34

36

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины ОП.05 Охрана труда предназначены для студентов профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине ОП.05 Охрана труда.

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины:

  • работа с учебной литературой;

  • конспектирование отдельной темы;

  • работа со справочной литературой;

  • подготовка рефератов по темам;

  • использование Интернета.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;

  • углубления и расширения теоретических и практических знаний;

  • формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;

  • развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развития исследовательских знаний.


В методической рекомендации представлены указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Охрана труда». В зависимости от вида самостоятельной работы в указаниях представлена дополнительная литература и другие источники информации для самостоятельного изучения.

Студентам также предлагается самостоятельно осуществлять поиск информации, развивая информационно-коммуникационные компетенции.

В пособии имеются контрольные вопросы, позволяющие обучающимся осуществить самоконтроль, подготовиться к текущему контролю по дисциплине.

Такая структура методических указаний позволяет рационально организовать выполнение самостоятельной работы, повышает эффективность изучения материала, отработать навыки решения задач, помогает устранить пробелы в знаниях, способствует формированию общих компетенций студентов.

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности, и направлены на формирование следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки.

ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта.

ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта.

ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования.

ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.

ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала.

ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.

ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования.

ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам.

ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.

Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине обучающиеся должны:


уметь:

- оценивать состояние техники труда безопасности на производственном объекте;

- пользоваться средствами индивидуальной и групповой защиты;

- применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

- определять и проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере

профессиональной деятельности;

- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности


знать:

- виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

- действие токсичных веществ на организм человека;

- законодательство в области охраны труда; меры

- предупреждения пожаров и взрывов;

- нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

- основные источники воздействия на окружающую среду;

- основные причины возникновения пожаров и взрывов;

- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

- правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

- права и обязанности работников в области охраны труда;

- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.


В результате выполнения самостоятельных работ по ОП.05 Охрана труда студенты должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины.

Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;

  • умение студента использовать теоретические знания при ответе и при выполнении практических заданий;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями ФГОС.



Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной внеаудиторной работы

Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, так или иначе, содержат установку на приобретение и закрепление определенного Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Результаты самостоятельной работы студенты заносят в рабочую тетрадь, выданную им вначале изучения дисциплины, раз в неделю показывают результат своей деятельности. Готовая рабочая тетрадь сдается в распечатанном варианте на последнем занятии.


Методические рекомендации по составлению конспекта


Внимательно прочитайте текст литературного материала. Уточните в справочной литературе непонятные слова. В конце тетради дать пояснение терминам.

Выделите главное, составьте план.

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.


Критерии оценивания конспекта по составлению:

  •  Полнота  использования учебного материала.

  • Объём конспекта 2 - 3 тетрадные страницы.

  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта).

  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).

  • Связанные предложения, опорные словосочетания – слова, символы.


Критерии оценивания конспекта по составлению:

  •  Полнота  использования учебного материала.

  • Объём конспекта 2 - 3 тетрадные страницы.

  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта).

  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).

  • Связанные предложения, опорные словосочетания – слова, символы.

  • Самостоятельность при составлении.


Методические рекомендации по подготовке сообщения


Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.

Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.

Этапы подготовки сообщения:

1. Прочитайте текст.

2. Составьте его развернутый план.

3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.

4. Объедините близкие по смыслу части.

5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.

6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.

Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.

Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.






Методические рекомендации по подготовке реферата


       Реферат (в переводе с латинского языка "пусть доложит") - сокращенное изложение содержания первичного документа (или его части) с основными фактическими сведениями и выводами (ГОСТ 7.9-95).  Реферат, как самостоятельный вид письменной работы обучающегося, отвечает на вопрос, что содержится в публикациях по данной теме.


  1. Структура реферата


    1. Реферат должен включать:

  • Титульный лист

  • Введение

  • Оглавление (с указанием соответствующих страниц)

  • Основная часть (разбитая на разделы и подразделы)

  • Заключение

  • Список использованных источников

  • Приложения (при необходимости)

    1. Во введении необходимо показать актуальность темы, степень ее разработанности и сформулировать те задачи, которые будут решаться в работе. Введение должно быть кратким - 1 страница.

    2. В основной части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2 - 3 вопроса, раскрывающих сущность проблемы. Основная часть работы может быть изложена на 5-8 страницах.

    3. Заключение содержит краткие выводы, которые излагаются на 1 странице. В заключении могут быть изложены собственные впечатления и мнения, указаны те проблемные вопросы, которые остались невыясненными и заслуживают дополнительного исследования.


  1. Этапы работы над рефератом


    1. Определение темы реферата.

    2. Подбор и изучение литературы.

Начинать эту работу следует с исследования перечня рекомендованной литературы. Для написания реферата нужны не только литературные источники, но и статистические, нормативные материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях. При изучении литературы можно рекомендовать делать выписки из книг и статей основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т. п.

    1. Составление плана реферата.

План реферата призван способствовать более полному раскрытию основных его вопросов. Задача обучающегося состоит в том, чтобы определить 2 -3 вопроса основной части реферата, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения.

    1. Написание реферата.

Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое собирается, обобщается  информация в соответствии с целями реферата.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Общие требования к языку реферата  - точность, краткость, ясность, проста. Составляя реферат, следует стараться достаточно полно, четко и последовательно передать его содержание в максимально сжатой и по возможности обобщенной форме.

Если это необходимо для уяснения содержания  темы, в реферат могут быть включены цифровые данные, таблицы, графики, чертежи, схемы.    

Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с указанием номера и страницы источника, название которого находится в списке использованных источников.


  1. Требования к оформлению реферата


    1. Объем реферата в среднем должен составлять 10-12 страниц печатного текста на листах формата А4 (210х297 мм).

    2. Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см, верхнее – 2 см; абзац (красная строка) - четыре знака (1,25 см).

    3. Ориентация - книжная; 1,5 интервал; шрифт - Times New Roman, размер – 14 пт; выравнивание текста - по ширине строк.

    4. Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части, заключение и т. д.) начинается с новой страницы.

    5. Заголовки разделов, введение, заключение, список использованных источников набираются прописным полужирным шрифтом. Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков. После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.

    6. Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала.

    7. Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все пояснения используемых в них символов.

    8. Иллюстрации, рисунки, чертежи, графики, фотографии, которые приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию.

    9. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках, где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а через запятую номер страницы.

    10. Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется внизу в центре страницы.

    11. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

    12. . В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее пяти источников.


  1. Порядок защиты реферата


До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме преподавателя “К защите допущен”, его подпись и дата.

Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме.

По результатам защиты реферата выставляется оценка за выполненный реферат, которая учитывается при приеме экзамена.



Методические рекомендации по составлению кроссворда



Кроссворд – игра-задача, в которой фигуру из рядов пустых клеток нужно заполнить перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Кроссворды – это гимнастика ума и испытание на эрудицию. Составление кроссвордов является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности.

Существует множество видов кроссвордов. По форме кроссворды могут быть в виде прямоугольника, квадрата, ромба, треугольника, есть круглые (циклические), фигурные, диагональные кроссворды. По расположению кроссворды могут быть симметричные, асимметричные или иметь вольное расположение слов. По содержанию выделяют тематические, учебные, числовые, алфавитные кроссворды, кроссворды с фрагментами (рисунками), кроссворды с ключевым словом или фразой и др.

Ознакомьтесь с описанием некоторых видов кроссвордов.

Классический кроссворд. Данный вид кроссворда может иметь двух- или четырехстороннюю симметрию, а может и не иметь симметрии. Есть много разновидностей классического кроссворда:

  • открытый кроссворд, в котором черные блоки есть снаружи;

  • закрытый кроссворд, в котором снаружи только буквы;

  • американский кроссворд, где черных блоков должно быть определенное количество и соприкасаться они могут любой стороной;

  • японский кроссворд, в котором черные блоки могут соприкасаться только вершинами.

Линейный кроссворд. В данном кроссворде конец одного слова служит началом другого слова. Одной из разновидностей линейного кроссворда является чайнворд. Он не вытянут в линию, а закручен по спирали.

Эстонский кроссворд. Слова в кроссворде разделены не блоками, а показанными толстой линией сторонами клеток (перегородками).

Кейворд. В клетках кейворда указаны числа вместо букв. Если буквы одинаковые, то одинаковые и числа. Для упрощения разгадывания, в нём обычно указывают одно слово.

Крисс-кросс. Этот кроссворд иногда тоже называют американским. Есть сетка и список слов, которые надо разместить в сетке. Для облегчения первых шагов может быть вписано одно слово.

Филлворд. Имеет поле заполненное буквами, в котором необходимо отыскать слова. Слова записаны в виде списка рядом с полем филворда. Типы филвордов: 

  • венгерский - направление слов любое, даже не по прямой, одна буква может использоваться один раз;

  • немецкий - расположение слов по прямой линии, одна буква может использоваться несколько раз.

Африканский кроссворд - эта разновидность кроссворда, в которой зачеркиваются повторяющиеся знаки в строках и столбцах. После того, как всё зачеркнуто, остается слово, которое и является отгадкой.

Сканворд. В этом кроссворде вопросы записываются внутри сетки в незанятых клетках и стрелка указывает к какому слову относится вопрос. Сканворд может быть реверсивным. В таком сканворде слова записываются по направлению стрелок, и могут записываться и справа налево.

Итальянский кроссворд. Вопросы записаны в клетках на полях кроссворда. Надо не только вписать ответ, но и правильно выбрать место для записи. Для облегчения задачи вместе с вопросом обычно указывают длину слова-ответа.

Дуаль или двойной кроссворд. Есть и такие разновидности кроссворда, где в каждую клетку вписаны две буквы. Лишние буквы необходимо убрать, и в результате станут видны слова, как в обычном кроссворде.

Реверсивный кроссворд. Кроссворд, слова в котором вписываются строго по направлениям стрелок, а они могут указывать любое из четырех направлений.

Круговой кроссворд. Сетка этого кроссворда слегка изогнута, таким образом слова расположенные по внешней стороне сетки образуют круг. Как правило, слова имеют одинаковую длину.

Общие правила составления кроссвордов:

  • Загаданные слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

  • Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.

  • Не используются аббревиатуры и сокращения.

  • В каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква.

  • Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.

  • Имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов. 

  • Не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные и нецензурные слова.

  • Не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из обихода слова.

  • Начинать составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.

Правила оформления кроссвордов:

  • Кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере.

  • При составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранен на электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде.

  • Рисунок кроссворда должен быть четким.

  • Сетка кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:

1-й экземпляр – с заполненными словами;

2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.

  • Толкования слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов.

  • Каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней.

  • Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Оформляются на отдельном листе.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению кроссворда:

  1. Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники).

  2. Определите круг понятий по изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд.

  3. Составьте вопросы к выбранным понятиям.

Каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование.

  1. Продумайте дизайн кроссворда, его эстетическое оформление.

  2. Начертите кроссворд и оформите список вопросов к нему.

  3. Оформите ответы на кроссворд на отдельном листе.

  4. Проверьте правильность выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации, количество соответствующих ячеек).

К критериям оценки самостоятельной работы по составлению кроссворда относятся:

  • соответствие содержания кроссворда изучаемой теме;

  • грамотность в изложении терминов, понятий изучаемой темы;

  • уровень сложности составленных вопросов;

  • наличие листа правильных ответов;

  • качество оформления работы (аккуратность, эстетичность, оригинальность).





Методические рекомендации по поиску информации в сети интернет



Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеете ли Вы искать и обрабатывать найденную информацию.

Современные Интернет-ресурсы привлекательны наличием разнообразного текстового и мультимедийного материала. Интернет предоставляет регулярно обновляющуюся, открытую для свободного поиска информацию, дает возможность работать с графическими изображениями, видео и аудиоматериалами. Информация охватывает буквально все сферы жизни: производство, науку, культуру, образование, повседневный быт людей.

Ресурсы сети Интернет классифицируют по различным основаниям. В зависимости от формы представления информационных ресурсов выделяют:

  • сервисную информацию (справочные системы, указатели, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, информация об организациях и отдельных лицах, тематические путеводители по сетям, информация по различным проектам, грантам, фондам и т. д.);

  • библиографическую информацию (каталоги библиотек, тематические подборки аннотации);

  • списки рассылки;

  • системы телеконференций;

  • электронные тексты (документы, статьи, книги, журналы) и базы данных;

  • образы, звуковые файлы, видео.

Практические рекомендации по поиску информации в сети Интернет:

  1. Прежде чем начать поиск в сети Интернет, определите, по какой теме Вам необходимо начать искать информацию.

  2. Подумайте, сколько времени Вам потребуется для одного сеанса связи и попытайтесь удерживаться в рамках определенного времени.

  3. Чётко задайте поисковой системе вопрос, на которой хотите получить конкретный ответ.

  4. Осуществляя поиск, избегайте общих слов. Чем конкретнее и уникальнее ключевое слово, по которому осуществляется поиск, тем больше шансов найти именно то, что Вам нужно.

  5. Избегайте поиска по одному слову, используйте необходимый и достаточный набор слов.

  6. Не пишите слова прописными (большими) буквами. Избегайте написания ключевого слова с прописной буквы. В ряде поисковых систем заглавные буквы позволяют искать имена собственные, например "телепередача Здоровье".

  7. Используйте различные инструменты для поиска информации разного профиля. Поиск в каталоге дает представление о структуре вопроса, поисковая система позволяет найти конкретный документ.

  8. Используйте функцию "Найти похожие документы".

  9. Пользуйтесь языком запросов. С помощью языка запросов можно сделать запрос более точным.

  10. Используйте возможности расширенного поиска. Расширенный поиск - это средство уточнения параметров Вашего поиска.

  11. Не забывайте отмечать ссылки на источники информации.

Помните о том, что незаконное использование информации, заимствованной из сети Интернет, нарушает авторские права.

Следует отметить, что в сети Интернет есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной. Пользователи сети должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете. В Интернете не существует служб редакторов и корректоров (такие службы функционируют только в электронных средствах массовой информации), никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту. Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам, особенно если эта информация касается важных моментов в жизни человека, например, здоровья, обучения, нормативно-правовых актов и т.п.

Правила выполнения самостоятельной работы

Самостоятельная работа выполняется студентами во время, свободное от аудиторной занятости.

Самостоятельная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями, стремясь к соблюдению объема самостоятельной работы и времени, отведенного для её выполнения.

Для более эффективного освоения учебного материала студенты должны строго выполнять весь объем самостоятельной работы, указанный в задании по каждой теме

При возникновении затруднений выполнения задания студент может обратиться за помощью к преподавателю во время учебного занятия, на консультации.

Проверка выполнения самостоятельной работы производится во время учебного занятия.

Темы, вынесенные для самостоятельного изучения, могут быть включены в материал для текущего и промежуточного контроля и итоговой аттестации

































Перечень видов самостоятельной работы


По учебной дисциплине ОП.05 Охрана труда

Профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).


Перечень видов самостоятельной работы


темы

работы

Вид самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля

Тема 1.

Организация охраны труда на производстве 

№ 1

Подготовка сообщений: вопросы гигиены и профсанитарии; система мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду

2

Выступление

Тема 2.

Производственный травматизм и профессиональные заболевания 

№ 2

Подготовка рефератов по темам:

«Действие токсичных веществ на организм человека»

«Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях»

«Защита от шума и вибрации при работе электрических машин»

«Действие высокочастотных электромагнитных полей на человека»

«Защита от статического электричества»

«Технические средства защиты от электромагнитных излучений»

4

Защита реферата

Тема 3.

Электробезопасность

№ 3

Подготовка сообщений: электротехнический персонал, квалификационные группы

2

Выступление

Тема 4. Защита от прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением 






№ 4

Составление инструкций «Правила техники безопасности при работе с временной электросетью, переносными токоприемниками и переносными трансформаторами», «Требования безопасности к монтажным и слесарным электроинструментам»

2

Представление презентации

Тема 5. Требования электробезопасности при эксплуатации электроустановок


№ 5

Подготовка презентаций по темам «Средства предупреждения об опасности»; «Атмосферное электричество и молниезащита»

1

Представление презентации

№ 6

Составление кроссворда по теме «Электробезопасность»

2

Просмотр работы, оценка

Тема 6.

Пожарная безопасность

№ 7

Составление инструкции «Правила пользования электронагревательными приборами», «Правила пользования открытым огнем»

2

Просмотр работы, оценка

№ 8

Составление кроссворда по теме «Пожарная безопасность»

2

Отчетная работа, просмотр работы, оценка

№ 9

Реферат и подготовка презентаций к реферату по индивидуальным темам

4

Защита реферата

ИТОГО

21




Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (консультацию) с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы.

Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

На выполнение внеаудиторной самостоятельной работы рабочей программой учебной дисциплины ОП.05 Охрана труда отводится 21 час.



Указания к выполнению самостоятельной работы.

Самостоятельная работа № 1

Тема: Организация охраны труда на производстве 

Цель работы: формирование профессиональных знаний

знать:

  • нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

  • основные источники воздействия на окружающую среду;

  • систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;


Задание: подготовить устное сообщение (на 5 -7 мин) по одному из вопросов (указанному преподавателем):

  1. гигиена труда;

  2. производственная санитария;

  3. система мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;

  4. система мер по снижению вредного воздействия на окружающую среду.


Методические рекомендации по подготовке сообщения

  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

  • Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.

  • Составьте план сообщения, запишите его.

  • Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.

  • Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.

  • Составьте окончательный текст сообщения.

  • Оформите материал сообщения.

  • Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

  • Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

  • Перескажите сообщение еще раз.

  • Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.


Возможные типичные ошибки:

  • Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.

  • Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).

  • Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.

  • В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.

  • Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.


Критерии оценки


п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1.

Соответствие представленной информации заданной теме

Наблюдение преподавателя

Содержание сообщения полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью

Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью.

Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.

Обучающийся работу не выполнил.

Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.


2.

Характер и стиль изложения материала сообщения

Наблюдение преподавателя

Материал излагается логично, по плану;

В содержании используются термины по изучаемой теме;

Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений

Материал не имеет четкой логики изложения (не по плану).

В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.

Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения.


Оценка

4 балла - «удовлетворительно»

5 баллов - «хорошо»

6 баллов - «отлично»



Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Гридин А.Д. Практикум по охране труда и производственной безопасности. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

  2. Девисилов, В.А. Охрана труда.- М.:Форум, 2009.- 496 с.

  3. Синдеев Ю.Г. Охрана труда (для газоэлектросварщиков, электриков, механиков, электронщиков и работников легкой промышленности): Учебное пособие для учащихся профессиональных улищ и колледжей.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 г.

  4. http://bezopasnost-info.ru/sanitar.html

  5. http://www.beztrud.narod.ru

  6. http://www.diagram.com.ua/info/ohrana/ohrana-truda15.shtml

  7. http://window.edu.ru/resource/448/77448

  8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/21737/

  9. http://www.14000.ru/projects/power/Conference.pdf

  10. http://base.garant.ru/11900785/2/

  11. http://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=40845

  12. http://studopedia.ru/view_ohranatruda.php?id=41




Самостоятельная работа № 2

Тема: Производственный травматизм и профессиональные заболевания 

Цель работы: формирование профессиональных знаний

знать:

  • действие токсичных веществ на организм человека;

  • предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

  • принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;



Задание: подготовить реферат на одну из тем: «Действие токсичных веществ на организм человека»; «Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях»; «Защита от шума и вибрации при работе электрических машин»; «Действие высокочастотных электромагнитных полей на человека»; «Защита от статического электричества»; «Технические средства защиты от электромагнитных излучений»


Критерии оценки


Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоя­тельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценку «неудовлетворительно» обучающийся получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае обучающемуся предстоит повторная защита.

Не допускается сдача скачанных из сети Internet рефератов, поскольку, во-первых, это будет рассматриваться как попытка обмана преподавателя, во-вторых, это приводит к формализации получения знаний, в-третьих, в мировой практике ведется борьба с плагиатом при сдаче рефератов вплоть до отчисления студентов от обучения.


Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Гридин А.Д. Практикум по охране труда и производственной безопасности. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

  2. Девисилов В.А. Охрана труда, учебник для СПО. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

  3. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учебное пособие. - М.: Издательство «Проспект», 2007.

  4. Ефремова О.С., Охрана труда от «А» до «Я». – М.: Издательство «Альфа – Пресс», 2010.

  5. http://cdmafull.narod.ru/instrukcii/instrukcii_1_4.html

  6. http://pstu.ru/files/file/kafedra_BZH_GNF/metod.pdf

  7. http://www.beztrud.narod.ru/obuchmodul/bezop_truda47.htmlСамостоятельная работа № 3

Тема: Электробезопасность

Цель работы: расширение и углубление профессиональных и знаний

Задание: подготовить устное сообщение (на 5 -7 мин) по одному из вопросов (указанному преподавателем):

  1. электротехнический персонал

  2. квалификационные группы по электробезопасности


Методические рекомендации по подготовке сообщения


  • Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

  • Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.

  • Составьте план сообщения, запишите его.

  • Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.

  • Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.

  • Составьте окончательный текст сообщения.

  • Оформите материал сообщения.

  • Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

  • Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.

  • Перескажите сообщение еще раз.

  • Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.

Возможные типичные ошибки:

  • Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.

  • Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану).

  • Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.

  • В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.

  • Объяснение терминов сообщения вызывает затруднения.


Критерии оценки


п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1.

Соответствие представленной информации заданной теме

Наблюдение преподавателя

Содержание сообщения полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью

Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью.

Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения.

Обучающийся работу не выполнил.

Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта.


2.

Характер и стиль изложения материала сообщения

Наблюдение преподавателя

Материал излагается логично, по плану;

В содержании используются термины по изучаемой теме;

Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений

Материал не имеет четкой логики изложения (не по плану).

В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы.

Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения.


Оценка

4 балла - «удовлетворительно»

5 баллов - «хорошо»

6 баллов - «отлично»



Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Балаков,  Ю. Н. Безопасность электроустановок в вопросах и ответах для подготовки к проверке знаний электротехнического персонала по программе «Нормы и правила работы в электроустановках организаций электроэнергетики». – М.: Энергосервис, 2008 - 400 с.

  2. Синдеев Ю.Г. Охрана труда (для газоэлектросварщиков, электриков, механиков, электронщиков и работников легкой промышленности): Учебное пособие для учащихся профессиональных улищ и колледжей.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 г.

  3. Воронина А.Л., Шибенко Н.Ф. Безопасность труда в электроустановках. М.: Высшая шк., 1984 г.

  4. http://cxem.net/electric/electric34.php

  5. http://energ2010.narod.ru/energet3.htm

  6. http://stroilogik.ru/bezopasnost/elektrobezopasnost/99-gruppy.html

  7. http://5854081.ru/statyi/elektrika/6.2.htm


Самостоятельная работа № 4


Тема: Защита от прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением 

Цель работы: формирование профессиональных умений и знаний

уметь:

  • применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

  • соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности

знать:

  • особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

  • правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов


Задание: составить инструкции по технике безопасности:

  1. Требования безопасности к монтажным и слесарным электроинструментам

  2. Правила техники безопасности при работе с временной электросетью, переносными токоприемниками и переносными трансформаторами


Методические рекомендации к составлению инструкций по технике безопасности


Инструкция по технике безопасности - это основной документ,  которым должен руководствоваться рабочий при выполнению определенной работы с учетом условий,  в которых она протекает,  специфики оборудования и технологии.

Инструкция по технике безопасности определяет порядок и условия безопасного и безвредного выполнения рабочим возложенных на него обязанностей и правила поведения в производственных помещениях и на рабочем месте. 

Перед разработкой инструкций необходимо провести:

  • изучение технологического процесса, выявление потенциальных опасных и вредных производственных факторов, возникающих при нормальном его протекании и при отклонениях;

  • определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;

  • определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;

  • изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;

  • изучение материалов по охране труда, перечисленных ранее, которые могут быть использованы при разработке инструкций.

Основные требования:

  1. В требованиях инструкции должны быть указаны способы и приемы безопасного и безвредного выполнения работ. 

  2. Требования инструкции должны быть четки,  сжаты, ясны и изложены в той последовательности,  в какой протекает технологический процесс. 

  3.  Инструкция по технике безопасности должна включать следующие разделы: 
    а) общие требования техники безопасности; 

б) требования техники безопасности перед началом работы; 

в) требования техники безопасности во время работы; 

г) требования техники безопасности после окончания работы.

4) Раздел "Общие требования техники безопасности" должен содержать следующие требования: 

а) обучение и инструктаж по технике безопасности; 

б) пользование спецодеждой, индивидуальными защитными средствами; 

в) выполнение правил внутреннего трудового распорядка; 

г) подготовка и содержание рабочего места,  ручного инструмента и других приспособлений; 

д) пользование установленными сигнальными средствами. 

  1. Раздел "Требования техники безопасности перед началом работы,  должен включать правила при осмотре и проверке механизмов,  ограждений,  тормозов,  средств сигнализации и т.д.

  2. Раздел "Требования техники безопасности во время работы"  должен содержать правила безопасного выполнения работ на данном рабочем месте в зависимости от выполняемых рабочих функций,  применяемых механизмов и форм организации труда.

  3. В разделе "Требования техники безопасности после окончания работы" должны содержаться требования об уборке рабочего места и о выполнении санитарно-гигиенических мероприятий рабочим по окончании работы.

 

Критерии оценки

Параметры оценивания презентации

Балл


Структура:

Наличие необходимых разделов в инструкции

Четкое прослеживание порядка выполнения работы

Наличие условий безопасного и безвредного выполнения работы

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

Содержание:

Соответствие содержания заданному виду работы

Изложение требований инструкции: четко,  сжато, ясно

Отсутствие орфографических ошибок

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

Оформление:

Единый стиль оформления, соответствие требованиям

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

4-5 баллов - «удовлетворительно»

6-7 баллов - «хорошо»

8-9 баллов - «отлично»


Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Синдеев Ю.Г. Охрана труда (для газоэлектросварщиков, электриков, механиков, электронщиков и работников легкой промышленности): Учебное пособие для учащихся профессиональных улищ и колледжей.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 г.

  2. http://ohrana-bgd.narod.ru/edaproiz_39.html

  3. http://delta-grup.ru/bibliot/32/46.htm

  4. http://www.zakonprost.ru/content/base/part/345069/

  5. http://s.compcentr.ru/03/temsh05.html

  6. http://s06004.edu35.ru/attachments/article/736/Работа%20с%20электроинструментом.pdf

  7. http://www.worklib.ru/laws/ussr/10005474.php

  8. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=22703

Самостоятельная работа № 5


Тема: Требования электробезопасности при эксплуатации электроустановок

Цель работы: закрепление и систематизация профессиональных знаний

знать:

  • особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

  • правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов


Задание: подготовить две презентации по темам:

  1. Способы обеспечения безопасности электроустановок.

Презентация должна содержать обзор основных способов и средств защиты от поражения электрическим током: ограждения токопроводящих частей; блокировки; средства предупреждения об опасности; электрозащитные средства; применение малых напряжений; заземление; защитное отключение; электрическое разделение сетей.

  1. Атмосферное электричество и молниезащита: физическая природа атмосферного электричества, поражающие факторы, способы защиты


Общие требования к презентации:


  • Размер презентации – 10- 15 слайдов.

  • Слайд должен служить опорой для говорения и не должен быть целиком заполнен текстом.

  • Фотографии и картинки должны быть достаточно крупными и четкими

  • Презентация должна иметь титульный лист

  • В презентации должна быть отражена информация, отвечающая заявленной теме.

  • Презентация должна иметь образовательную ценность, иметь высокий уровень технического исполнения (цветовая палитра, анимационные эффекты, возможно музыкальное и звуковое сопровождение, видеофрагменты).


Методические рекомендации по созданию презентаций


Создание презентации состоит из трех этапов.

  1. Планирование презентации: определение целей, основной идеи презентации; подбор дополнительной информации; планирование выступления; создание структуры презентации. Правила организации материала в презентации:

  • главную информацию — в начало.

  • тезис слайда — в заголовок.

  • анимация — не развлечение, а метод передачи информации, с помощью которого можно привлечь и удержать внимание слушателей.

  1. Разработка презентации: систематизация материала по блокам, которые будут состоять из собственно текста, а также схем, графиков, таблиц, фотографий и т.д.

Правило хорошей визуализации информации заключается в тезисе: "Схема, рисунок, график, таблица, текст". Именно в такой последовательности. Как только сформулировано то, что вы хочет донести до слушателей в каком-то конкретном слайде, необходимо подумать, как это представить: в виде схемы? Не получается как схему – переходим к рисунку, затем к графику, затем к таблице. Текст используется в презентациях, только если все предыдущие способы отображения информации не подходят. 

Также для улучшения визуализации слайдов существует правило: "5 объектов на слайде". Это правило основано на закономерности - человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов. Поэтому при размещении информации на слайде следует стараться, чтобы в сумме слайд содержал всего 5 элементов. Если не получается, то можно попробовать сгруппировать элементы так, чтобы визуально в схеме выделялось 5 блоков. 

Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, ли­нии должны сочетаться между собой и не  противоречить смыслу и на­строению презентации.

Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием. Чем больше разных шрифтов используется, тем труднее воспринимаются слайды. Однако надо проду­мать шрифтовые выделения, их подчиненность и логику. Стиль основ­ного шрифта тоже важен. В любом случае выбранные шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.

Важно, чтобы в презентации специальные эффекты не отвлекали внимание на себя, а лишь усиливали главное.

  1. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Время на выступление составляет 5-7 мин.


Критерии оценки презентаций


Параметры оценивания презентации

Балл


Структура презентации:

Правильное оформление титульного листа

Логическая последовательность информации на слайдах

Отмечены информационные ресурсы

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

Содержание презентации:

Актуальность, точность и полезность содержания

Сделаны выводы

Отсутствие орфографических ошибок

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

Оформление презентации:

Единый стиль оформления

Использование на слайдах разного рода объектов (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.)

Использование анимационных объектов

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень


4-5 баллов - «удовлетворительно»

6-7 баллов - «хорошо»

8-9 баллов - «отлично»


Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Балаков Ю. Н. Безопасность электроустановок в вопросах и ответах для подготовки к проверке знаний электротехнического персонала по программе «Нормы и правила работы в электроустановках организаций электроэнергетики». – М.: Энергосервис, 2008 - 400 с.

  2. Синдеев Ю.Г. Охрана труда (для газоэлектросварщиков, электриков, механиков, электронщиков и работников легкой промышленности): Учебное пособие для учащихся профессиональных улищ и колледжей.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 г.

  3. Воронина А.Л., Шибенко Н.Ф. Безопасность труда в электроустановках. М.: Высшая шк., 1984 г.

  4. http://s.compcentr.ru/05/4/tems51.html

  5. http://stroilogik.ru/bezopasnost/elektrobezopasnost/103-tehnicheskie-sposoby.html

  6. http://ohrana-bgd.narod.ru/edaproiz_39.html

  7. http://www.automationlab.ru

  8. http://magak.ru/tehnika-bezopasnisti/common-information/185-2012-07-03-13-34-02

  9. http://lpmaps.com/bgd_dop_t1r18part1.html





Самостоятельная работа № 6

Тема: Требования электробезопасности при эксплуатации электроустановок

Цель работы: повторение и закрепление профессиональных знаний, в части правильности написания терминов и определений к ним; формирование умений поиска информации.

Знать:

  • общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

  • особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

  • правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

  • правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов


Задание: составить кроссворд по теме «Электробезопасность»; объем кроссворда 20 - 25 слов


Методические рекомендации к составлению кроссвордов


  1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

  2. Повторите теоретический материал, соответствующий теме кроссворда, воспользовавшись материалом учебника, справочной литературой, конспектом лекции.

  3. Продумайте вопросы по вертикали и горизонтали, соблюдая правила составления кроссвордов.

  4. Составьте сетку-эталон кроссворда, сразу вписывая в сетку слова-ответы; составление кроссворда начинают с самых длинных слов; слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

  5. Запишите определения к словам по горизонтали и вертикали.

  6. Проведите анализ и самоконтроль составленного кроссворда, проверьте орфографию.

  7. Оформите второй вариант кроссворда с пустой сеткой.


Критерии оценки кроссворда


п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Грамотность в определениях терминов

Наблюдение преподавателя

Термины и определения написаны грамотно, допускается 1 ошибка

Есть незначительное количество грамматических ошибок (2-3)

Обучающийся работу не выполнил.

Значительное количество грамматических ошибок (4-5)

Содержание терминов в кроссворде не соответствует заданной теме.

В содержании кроссворда используется много (более 2/3) терминов не по изучаемой теме.

Определение терминов не точны либо пространны, либо слишком кратки

Определения содержат явную подсказку термина.

Определения терминов повторяют дословно текст учебника или конспекта

Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Отсутствует творческий подход к оформлению кроссворда

2

Уровень сложности составленных вопросов

Наблюдение преподавателя

Используются термины по изучаемой теме;

Определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений

Определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта

Используется несколько терминов не по изучаемой теме;

Определение терминов вызывает у обучающегося некоторые затруднения

Некоторые определения терминов повторяют дословно текст учебника или конспекта






3

Правильность оформления отчета

Проверка работы

Кроссворд оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления.

Объем отчета соответствует регламенту.

Кроссворд оформлен недостаточно аккуратно.

Объем отчета превышает регламент.

4

Творческий подход к оформлению

Наблюдение преподавателя

Кроссворд оформлен иллюстрациями

Сетка кроссворда красочно оформлена

При оформлении использовано специальное программное обеспечение

Кроссворд оформлен иллюстрациями, но не все соответствуют теме кроссворда

При оформлении не использовалось специальное программное обеспечение


Оценка

5-7 баллов - «удовлетворительно»

8 -10 баллов - «хорошо»

11-12 баллов - «отлично»


Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Гридин А.Д. Практикум по охране труда и производственной безопасности. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

  2. Девисилов В.А. Охрана труда, учебник для СПО. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

  3. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учебное пособие. - М.: Издательство «Проспект», 2007.

  4. http://www.beztrud.narod.ru/electrobez.html

  5. http://insafety.org.ua/category/electrical

  6. http://otr.nm.ru/electrosecurity.htm

  7. http://energetic.org.ua/load/1/1/12



Самостоятельная работа № 7


Тема: Пожарная безопасность

Цель работы: повторение и закрепление профессиональных знаний и умений


уметь:

  • оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

  • применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;

  • соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности

знать:

  • действие токсичных веществ на организм человека;

  • меры предупреждения пожаров и взрывов;

  • основные причины возникновения пожаров и взрывов;

  • правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

  • предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов


Задание: составить инструкции по технике безопасности:

  1. Правила пользования электронагревательными приборами

  2. Правила пользования открытым огнем


Методические рекомендации к составлению инструкций по технике безопасности


Инструкция по технике безопасности - это основной документ,  которым должен руководствоваться рабочий при выполнению определенной работы с учетом условий,  в которых она протекает,  специфики оборудования и технологии.

Инструкция по технике безопасности определяет порядок и условия безопасного и безвредного выполнения рабочим возложенных на него обязанностей и правила поведения в производственных помещениях и на рабочем месте. 

Перед разработкой инструкций необходимо провести:

  • изучение технологического процесса, выявление потенциальных опасных и вредных производственных факторов, возникающих при нормальном его протекании и при отклонениях;

  • определение безопасных методов и приемов работ, их последовательности, а также технических и организационных мероприятий, подлежащих включению в инструкцию;

  • определение соответствия требованиям безопасности применяемых оборудования, приспособлений и инструмента;

  • изучение конструктивных особенностей и эффективности средств защиты, которые могут быть использованы при выполнении соответствующих работ;

  • изучение материалов по охране труда, перечисленных ранее, которые могут быть использованы при разработке инструкций.

Основные требования:

  1. В требованиях инструкции должны быть указаны способы и приемы безопасного и безвредного выполнения работ. 

  2. Требования инструкции должны быть четки,  сжаты, ясны и изложены в той последовательности,  в какой протекает технологический процесс. 

  3.  Инструкция по технике безопасности должна включать следующие разделы: 
    а) общие требования техники безопасности; 

б) требования техники безопасности перед началом работы; 

в) требования техники безопасности во время работы; 

г) требования техники безопасности после окончания работы.

4) Раздел "Общие требования техники безопасности" должен содержать следующие требования: 

а) обучение и инструктаж по технике безопасности; 

б) пользование спецодеждой, индивидуальными защитными средствами; 

в) выполнение правил внутреннего трудового распорядка; 

г) подготовка и содержание рабочего места,  ручного инструмента и других приспособлений; 

д) пользование установленными сигнальными средствами. 

  1. Раздел "Требования техники безопасности перед началом работы,  должен включать правила при осмотре и проверке механизмов,  ограждений,  тормозов,  средств сигнализации и т.д.

  2. Раздел "Требования техники безопасности во время работы"  должен содержать правила безопасного выполнения работ на данном рабочем месте в зависимости от выполняемых рабочих функций,  применяемых механизмов и форм организации труда.

  3. В разделе "Требования техники безопасности после окончания работы" должны содержаться требования об уборке рабочего места и о выполнении санитарно-гигиенических мероприятий рабочим по окончании работы.

 

Критерии оценки

Параметры оценивания презентации

Балл


Структура:

Наличие необходимых разделов в инструкции

Четкое прослеживание порядка выполнения работы

Наличие условий безопасного и безвредного выполнения работы

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

Содержание:

Соответствие содержания заданному виду работы

Изложение требований инструкции: четко,  сжато, ясно

Отсутствие орфографических ошибок

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

Оформление:

Единый стиль оформления, соответствие требованиям

1- низкий уровень

2 –средний уровень

3 –высокий уровень

4-5 баллов - «удовлетворительно»

6-7 баллов - «хорошо»

8-9 баллов - «отлично»


Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Синдеев Ю.Г. Охрана труда (для газоэлектросварщиков, электриков, механиков, электронщиков и работников легкой промышленности): Учебное пособие для учащихся профессиональных улищ и колледжей.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 г.

  2. http://www.mchs.gov.ru/

  3. http://www.comfort-house.ru/articles/2007/01/14/page453.html

  4. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru

  5. http://masterskii.ru/elektro/27-pravila-polzovanija.html

  6. http://www.znaytovar.ru/gost/2/Pravila_bezopasnosti_v_gazovom.html

  7. http://www.e-reading.biz/bookreader.php/120955/Krasnik_-_Mezhotraslevye_pravila_po_ohrane_truda_pri_ekspluatacii_gazovogo_hozyaiistva_or--znaniii.html

Самостоятельная работа № 8


Тема: Пожарная безопасность

Цель работы: повторение и закрепление профессиональных знаний, в части правильности написания терминов и определений к ним; формирование умений поиска информации.

знать:

  • действие токсичных веществ на организм человека;

  • меры предупреждения пожаров и взрывов;

  • основные причины возникновения пожаров и взрывов;

  • правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

  • предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов


Задание: составить кроссворд по теме «Пожарная безопасность»; объем кроссворда 15 - 20 слов


Методические рекомендации к составлению кроссвордов


  1. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.

  2. Повторите теоретический материал, соответствующий теме кроссворда, воспользовавшись материалом учебника, справочной литературой, конспектом лекции.

  3. Продумайте вопросы по вертикали и горизонтали, соблюдая правила составления кроссвордов.

  4. Составьте сетку-эталон кроссворда, сразу вписывая в сетку слова-ответы; составление кроссворда начинают с самых длинных слов; слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

  5. Запишите определения к словам по горизонтали и вертикали.

  6. Проведите анализ и самоконтроль составленного кроссворда, проверьте орфографию.

  7. Оформите второй вариант кроссворда с пустой сеткой.


Критерии оценки кроссворда


п/п

Критерии оценки

Метод оценки

Работа выполнена

Работа выполнена не полностью

Работа не выполнена

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

1

Грамотность в определениях терминов

Наблюдение преподавателя

Термины и определения написаны грамотно, допускается 1 ошибка

Есть незначительное количество грамматических ошибок (2-3)

Обучающийся работу не выполнил.

Значительное количество грамматических ошибок (4-5)

Содержание терминов в кроссворде не соответствует заданной теме.

В содержании кроссворда используется много (более 2/3) терминов не по изучаемой теме.

Определение терминов не точны либо пространны, либо слишком кратки

Определения содержат явную подсказку термина.

Определения терминов повторяют дословно текст учебника или конспекта

Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований.

Отсутствует творческий подход к оформлению кроссворда

2

Уровень сложности составленных вопросов

Наблюдение преподавателя

Используются термины по изучаемой теме;

Определение терминов не вызывает у обучающегося затруднений

Определения терминов не повторяют дословно текст учебника или конспекта

Используется несколько терминов не по изучаемой теме;

Определение терминов вызывает у обучающегося некоторые затруднения

Некоторые определения терминов повторяют дословно текст учебника или конспекта






3

Правильность оформления отчета

Проверка работы

Кроссворд оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления.

Объем отчета соответствует регламенту.

Кроссворд оформлен недостаточно аккуратно.

Объем отчета превышает регламент.

4

Творческий подход к оформлению

Наблюдение преподавателя

Кроссворд оформлен иллюстрациями

Сетка кроссворда красочно оформлена

При оформлении использовано специальное программное обеспечение

Кроссворд оформлен иллюстрациями, но не все соответствуют теме кроссворда

При оформлении не использовалось специальное программное обеспечение


Оценка

5-7 баллов - «удовлетворительно»

8 -10 баллов - «хорошо»

11-12 баллов - «отлично»

Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Синдеев Ю.Г. Охрана труда (для газоэлектросварщиков, электриков, механиков, электронщиков и работников легкой промышленности): Учебное пособие для учащихся профессиональных улищ и колледжей.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001 г.

  2. Гридин А.Д. Практикум по охране труда и производственной безопасности. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

  3. Девисилов В.А. Охрана труда, учебник для СПО. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

  4. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учебное пособие. - М.: Издательство «Проспект», 2007.

  5. http://www.mchs.gov.ru/

  6. http://www.beztrud.narod.ru/electrobez.html

  7. http://insafety.org.ua/category/electrical

  8. http://pozarnyi.ru/

  9. http://www.0-1.ru/articles/?class=2

Самостоятельная работа № 10

Тема: Пожарная безопасность

Цель работы: формирование профессиональных знаний

знать:

- виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

- возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

- действие токсичных веществ на организм человека;

- законодательство в области охраны труда; меры

- предупреждения пожаров и взрывов;

- нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

- общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

- основные источники воздействия на окружающую среду;

- основные причины возникновения пожаров и взрывов;

- особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

- правовые и организационные основы охраны труда на предприятии, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

- права и обязанности работников в области охраны труда;

- правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

- предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;

- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.


Задание: подготовить реферат на одну из пройденных тем


Критерии оценки


Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний литературы по данной теме.

Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности.

Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоя­тельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения.

Оценку «неудовлетворительно» обучающийся получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. В этом случае обучающемуся предстоит повторная защита.

Не допускается сдача скачанных из сети Internet рефератов, поскольку, во-первых, это будет рассматриваться как попытка обмана преподавателя, во-вторых, это приводит к формализации получения знаний, в-третьих, в мировой практике ведется борьба с плагиатом при сдаче рефератов вплоть до отчисления студентов от обучения.


Учебно-методическое и информационное обеспечение


  1. Гридин А.Д. Практикум по охране труда и производственной безопасности. – М.: Издательский центр «Академия», 2010

  2. Девисилов В.А. Охрана труда, учебник для СПО. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005

  3. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учебное пособие. - М.: Издательство «Проспект», 2007.

  4. Ефремова О.С., Охрана труда от «А» до «Я». – М.: Издательство «Альфа – Пресс», 2010.

  5. http://cdmafull.narod.ru/instrukcii/instrukcii_1_4.html

  6. http://pstu.ru/files/file/kafedra_BZH_GNF/metod.pdf

http://www.beztrud.narod.ru/obuchmodul/bezop_truda47.html







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!