ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
комбинированного занятия
для преподавателя
Дисциплина: Русский язык и литература
Раздел 2. Нормы современного русского литературного языка
Тема 2.12. Правописание наречий
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень обучения
Курс I
2016 г.
Одобрена Цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин Протокол № _____ от_____________20___года Председатель__________________
|
Разработчик:
преподаватель первой квалификационной категории Хританкова Н.Ю.
Оглавление
Методический лист 4
Мотивация изучения темы 4
Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык» 5
Примерная хронокарта занятия по теме «Правописание наречий» 6
Блок информации по теме 8
I Правописание наречных суффиксов: 8
II. Правописание наречий через дефис: 8
III. Слитное и раздельное написание наречий 9
План самостоятельной работы студентов 13
Приложение 1 14
Задание для контроля исходного уровня знаний студентов 14
Приложение 2 14
Задание для конечного контроля 14
Эталоны ответов 15
Критерии оценки 15
Список использованных источников 16
Методический лист
Вид занятия: комбинированное занятие.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание) + второй (воспроизведение).
Методы обучения: репродуктивный, объяснительный.
Учебные цели: формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.
Воспитательные цели: способствовать воспитанию чувства ответственности, развитию коммуникативной культуры.
Развивающие цели: развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать практическое творческое мышление.
Время занятия: 90 минут.
Мотивация изучения темы
Нормы письменной речи изучаются еще в общеобразовательной школе на уроках русского языка. Именно в школе учащиеся изучают правила правописания и расстановки знаков препинания, а также правила начертания букв. Однако далеко не каждый выпускник школы владеет в полном объеме нормами письменной речи, а, как известно, никакая выразительная, логичная, точная и богатая речь не произведет должного впечатления, если автор речи неграмотно пишет. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области норм письменной речи русского литературного языка каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам.
Выписка из рабочей программы дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. | Нормы современного русского литературного языка | 84 | |
Тема 2.12. Правописание наречий | Содержание учебного материала | 2 |
Правописание суффиксов разных частей речи. Правописание частиц «не» и «ни». Н и НН в наречиях. Правописание наречий. | | 1, 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся: - работа с учебником, выполнение упражнений [3, с.217, упр.443]; - работа с конспектом лекции. | 1 |
Примерная хронокарта занятия по теме «Правописание наречий»
90 мин
№ | Этапы занятия | Деятельность | Цель этапа занятия | Оснащение этапа | Мин |
преподавателя | студента |
-
| Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности аудитории | Староста информирует об отсутствующих. Контроль внешнего вида | Мобилизация внимания, выявление готовности аудитории к занятию | Журнал группы | 1-2 |
-
| Выявление уровня подготовки по теме «Правописание сложных слов» | Читает предложения из упражнения, поясняет задание, оценивает работу | Выполняют задания | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме | Задания для контроля Приложение № 1 | 5 |
-
| Целевая установка, мотивация изучения новой темы, определение интегративных связей | Определяет цели, выделяет главную, обосновывает значимость темы | Слушают, записывают | Концентрация внимания, акцентуация темы | Методическая разработка | 2 |
-
| Изложение нового материала по плану | Излагает новый материал | Слушают, конспектируют, следят по таблице | Формировать понятие основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; учить соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | Методическая разработка (блок информации) | 15 |
-
| Обозначение сложных для понимания моментов | Отвечает на вопросы | Задают вопросы | Ликвидация пробелов в понимании материала, систематизация материала | Методическая разработка | 2-3 |
-
| Задание на самостоятельную работу | Дает задание | Слушают, задают вопросы | Привитие точности, пунктуальности, закрепление знаний, формирование умений | План самостоятельной работы студентов | 5 |
-
| Самостоятельная работа студентов. Контроль текущих теоретических и практических знаний, контроль конечного уровня знаний, отчет | Постоянно помогает, контролирует, исправляет ошибки | Каждый студент получает задание | Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе; развивать способность анализировать жизненные ситуации, делать выводы, принимать самостоятельные решения, быть организованными и дисциплинированными; формировать практическое творческое мышление | Учебник Приложение № 2 | 40 |
-
| Итоговый контроль | Сопоставляет ответы с эталонами, разбирает ошибки | Предоставляют выполненное задание | Закрепление знаний по теме, выявление степени усвоения материала | Учебник Приложение № 2 | 10 |
-
| Подведение итогов занятия | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении | Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе | Журнал группы | 5 |
-
| Домашнее задание | Инструктирует по особенностям домашнего задания | Слушают, записывают: | Оптимизация самоподготовки | Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений (с.217, упр.443) выполнить упражнение по заданию; работа с конспектом лекции. | 2 |
-
| Организация окончания занятия | Контролирует уборку рабочих мест | Убирают рабочие места | Привитие аккуратности, дисциплинированности | | 1 |
Блок информации по теме «Правописание наречий»
При правописании наречий можно выделить несколько типов правил:
I. правописание наречных суффиксов;
II. правописание наречий через дефис;
III слитное и раздельное написание наречий.
I Правописание наречных суффиксов:
1) на конце наречий, образованных от полных прилагательных, пишется:
- суффикс -о – после твёрдых согласных, например: долгий - долго;
- суффикс -е – после мягких согласных; например: внешний - внешне.
2) на конце наречий после шипящих под ударением пишется -о: общо; без ударения – -е: певу-че.
Исключение: ещё.
3) на конце наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок из- (ис-), до-, с- (со-), пишется -а; например: изредка, досуха, справа; с помощью приставок в-, за-, на-, пишется -о; например: вправо, направо, запросто.
4) наречия с приставкой по- на конце имеют -у; например: подолгу, поскольку, постольку.
5) на конце наречий (и частиц), после шипящих пишется ь. Например: вскачь, бишь, слышь, вишь, наотмашь.
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
6) Н и нн в наречиях.
II. Правописание наречий через дефис:
1) наречия, образованные от полных прилагательных и местоимений-прилагательных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и. Например: другой - по-другому, настоящий - по-настоящему, человечий - по-человечьи, английский - по-английски, лисий - по-лисьи.
По аналогии со словами по-английски, по-французски, по-немецки, по-русски через дефис пишется наречие по-латыни;
2) наречия, образованные от порядковых числительных приставочно-суффиксальным способом, с приставкой в- (во-) и суффиксом -их (-ых);например: первый - во-первых, второй - во-вторых.
3) термин на-гора;
4) наречия с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь, -таки; например: кое-как, зачем-то, хорошо-то, когда-нибудь, где-либо, всё-таки.
5) наречия, образованные повторением:
- того же слова; например: еле-еле, чуть-чуть, вот-вот;
- того же корня, осложнённого приставками и суффиксами; например: видимо-невидимо, мало-помалу, всего-навсего, как-никак, давным-давно, волей-неволей;
- синонимов; например: с бухты-барахты, подобру-поздорову, худо-бедно, нежданно-негаданно.
Обратите внимание!
а) Пишутся слитно наречия с приставкой по-, образованные:
- от притяжательных местоимений с конечным -му; например: потому, почему, посему, поэтому.
- приставочно-суффиксальным способом от полных прилагательных с суффиксом -о. Например: месячный - помесячно, декадный - подекадно, строчный - построчно.
б) Пишутся раздельно:
- наречные сочетания, составленные из повторяющихся существительных с предлогом между ними. Например: бок о бок, с боку на бок, честь по чести.
Исключение: точь-в-точь, крест-накрест;
- беспредложные сочетания, состоящие из повторяющихся существительных (второе – в творительном падеже). Например: чин чином, честь честью;
- сочетания с однокоренными словами (наречие + глагол), в которых первое – наречие на -мя. Например: кишмя кишеть, ревмя реветь.
в) Не путайте наречия (пишутся через дефис) с омонимичными сочетаниями предлогов с прилагательными и местоимениями-прилагательными (пишутся раздельно). Для того чтобы их разграничить, используйте следующее правило: прилагательное и местоимение-прилагательное можно изъять из предложения; с наречием эта операция невозможна.
Например: Поезда ходят по прежнему расписанию (Поезда ходят по расписанию). – У нас всё по-прежнему (прежнему изъять нельзя); События развивались по другому варианту (События развивались по варианту). – Он всё сделал по-другому (другому изъять нельзя).
III. Слитное и раздельное написание наречий
Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний во многом определяется традицией, а также тем, от какой части речи образовано наречие и наречное сочетание.
1. Наречия, образованные от других наречий:
1) пишутся слитно наречия, образованные соединением приставок с наречиями. Например: нельзя - донельзя, всегда - навсегда, завтра - послезавтра, вне - вовне.
2) пишутся раздельно сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в значении существительных. Например: свести на нет, сдать экзамен на хорошо, пойти на ура.
В этом случае после предлога можно поставить падежный вопрос существительного. Сдать экзамен на (что?) хорошо.
Сравните: Назавтра отправились в путь (назавтра – наречие в значении «на следующий день», вопрос задаётся к слову целиком: в путь отправились (когда?) – назавтра) – Отъезд отложили на завтра (на завтра – предложное сочетание в значении «на завтрашний день», вопрос задаётся после предлога на: отъезд отложили на (какой день?) завтра).
2. Наречия, образованные от числительных:
1) пишутся слитно наречия, образованные соединением «приставки в, на- + собирательное числительное на -е»; например: вдвое, надвое.
2) пишутся раздельно сочетания:
a) «предлог по + собирательное числительное на -е»; например: по двое, по трое;
б) «предлог + собирательное числительное на -ых (-их)» (учтите, что наречия во-первых, во-вторых, в третьих и т.д. пишутся через дефис!); например: на двоих, на троих, на шестерых.
3) пишутся раздельно предложные сочетания, образованные повторением одного и того же числительного (в том числе и собирательного) с предлогом между числительными; например: один на один, двое на двое;
4) наречия и наречные сочетания с корнем один пишутся слитно и раздельно:
а) пишутся раздельно сочетания – в одиночку, по одному;
б) пишутся слитно наречия заодно, поодиночке. Например: разбегаться поодиночке, действовать заодно.
Но пишутся раздельно сочетания, где за, по являются предлогами. Например: жизнь отдать за одно слово; рассадить по одиночкам – одиночным камерам.
3. Наречия, образованные от местоимений:
1) пишутся слитно наречия (включая местоименные наречия), возникшие из сочетания «предлог + местоимение». Например: поэтому, затем, вовсе, вовсю, совсем, вничью, причём, нипочём.
Но раздельно пишется сочетание предлога с местоимением; например: во все дни, по этому вопросу.
2) всегда пишутся раздельно сочетания: от этого, при этом, за этим, за что, к чему, к тому, ни при чём, ни за чем, ни за что, ни в какую, в оба.
Обратите внимание на написание фразеологизмов: во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало.
4. Наречия, образованные от прилагательных:
1) пишутся слитно наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; например: новый - снова, левый - слева, строчный - построчно.
2) пишутся слитно наречия, возникшие из сочетания «предлог + полное прилагательное в падежной форме». Например: вручную, вхолостую, напропалую, напрямую, зачастую.
Исключения: на боковую, на мировую, на попятную;
3) пишутся раздельно наречия, возникшие из сочетания «предлог + полное прилагательное в падежной форме», если предлог кончается на согласную, а прилагательное начинается с гласной. Например: в открытую.
Обратите внимание!
Раздельно пишется сочетание предлога с полным прилагательным (прилагательное в этом случае можно изъять из предложения или словосочетания; вопрос ставится после предлога).
Сравните: говорить (как?) напрямую (наречие) – выйти на (какую?) прямую улицу; выйти на улицу («предлог + прилагательное»).
5. Наречия, образованные от существительного с предлогами
Правописание наречий и наречных сочетаний, возникших из сочетаний «предлог + существительное в определённом падеже», во многом определяется традицией.
Вместе с тем слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний зависит:
1) от типа существительного, к которому восходит наречие:
а) обычно пишутся слитно наречия, имеющие в своём составе именные формы, которые в современном русском языке не употребляются. Например: вдоволь, взаперти, спозаранку, впросак, наяву.
Исключения: во всеоружии, во всеуслышание, без обиняков, до зарезу и др.;
б) обычно пишутся слитно наречия, если между предлогом-приставкой и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определение или если после предлога к существительному не может быть поставлен падежный вопрос. Например: бежать вприпрыжку, отказаться наотрез, говорить наперебой.
Исключения: сделано на совесть, под стать кому-то;
в) обычно пишутся слитно наречия, образованные из предложно-падежных форм, если в современном русском языке есть омонимичное сочетание существительного с предлогом (в другом значении). Например: надеть фуражку набок (фуражка находится на голове, а не на боку!) –лошадь упала на бок.
Исключения: на славу потрудиться (наречие) – на славу не рассчитывай (существительное с предлогом); читать стихи на память(наречие) – только на память не надейся (существительное с предлогом);
г) обычно пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значением – верх, низ, перёд, зад, высь, глубь, даль, ширь, век, начало и др.
Поглядеть вверх, запомнить навек, оглянуться назад, сначала подумать.
Раздельно пишутся омонимичные формы существительного с предлогом: существительное в этом случае употреблено в своём прямом значении и имеет зависимое прилагательное или существительное.
Сравните: Сначала подумай, потом отвечай (наречие) – С начала встречи прошло три часа (существительное с предлогом); Он взглянул наверх (наречие) – Он поднялся на верх лестницы (существительное с предлогом).
Обратите внимание!
Запомните раздельное написание: на века, на веку, от века (т.е. издавна, с незапамятных времён), на веки вечные, на веки веков.
Запомните слитное написание: сверху донизу, сверху вниз, снизу вверх.
2) от типа предлога:
а) обычно пишутся слитно наречия с предлогами:
- К: кряду, кстати, кверху, книзу;
Исключения: к месту (к месту сказать), к спеху, не к спеху.
- О: оземь, обок (в значении «рядом» – сидеть обок; но: удариться о бок катера);
- ИЗ (ИС): изнутри, издалека, искони, исстари;
- ОТ: отчасти, отроду в значении «никогда» (отроду таких яств не ел, но: от роду в значении «от рождения» – ему от роду десять лет);
б) обычно пишутся раздельно наречные выражения с предлогами:
- БЕЗ: без толку, без спросу, без удержу, без зазрения совести;
- ДО: до упаду, до зарезу, до смерти (устал), до отвала (наелся);
Исключения: доверху (нагрузил), донизу (опустился), дотла (сгорел).
- С (СО): с кондачка, с панталыку, с разбегу, с размаху, со зла, с избытком, с перепугу;
Исключения: сдуру, слишком, сплеча (ударить), сразу, сродни, спросонок, спросонья, спозаранку, сряду, спереди, сзади, снизу, сверху;
- ИЗ-ПОД: из-под спуда, из-под мышек, из-под носа;
Исключения: исподлобья, исподтишка, исподнизу.
- ЗА: за границу, за границей, за глаза, за полночь;
Исключения: замуж, замужем, запанибрата.
- ПОД: под стать, под носом, под мышкой, под спуд, под спудом;
Исключения: подчас («иногда»), подряд.
в) пишутся раздельно наречия с предлогом в, если исходное существительное начинается с гласной; например: в упор, в обход, в общем (но: вообще).
г) наречные выражения с предлогами в, на, по пишутся:
- раздельно, если существительное ещё сохранило возможность изменяться по падежам. Сравните: сделано на совесть – поступать по совести, поставить в тупик – оказаться в тупике.
Исключения: наизнанку (хотя есть с изнанки), поодиночке (хотя есть в одиночку), вмиг (хотя есть на миг), наспех (хотя есть не к спеху);
- раздельно, если существительное оканчивается на -ах (-ях). Например: в потёмках, в сердцах, на побегушках, на радостях.
Исключения: впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах (существительные без в уже не употребляются);
- раздельно, если между предлогом в, на, по и существительным можно поставить прилагательное, местоимение и значение существительного при этом не изменится; например: на миг – на один миг, на скаку – на всём скаку.
- слитно, если существительное отдельно от в, на, по уже не употребляется. Например: натощак, воочию, напоследок, насмарку, впотьмах, впопыхах, второпях, вгорячах.
- слитно, если между в, на, по и существительным нельзя вставить прилагательное или местоимение (не изменив значения существительного). Например: впрок, вволю, наотрез, вполголоса, впритирку.
Написание наречий и наречных сочетаний в очень многих случаях определяется традицией. Поэтому при затруднении следует обращаться к орфографическим словарям.
План самостоятельной работы студентов
Тема 2.14. Правописание наречий
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель | Время |
1. | Выявление уровня подготовки по теме 2.13. | Выполнение заданий для контроля исходного уровня знаний. Приложение № 1 | Выявление степени подготовки студентов к занятию и степени усвоения материала по предыдущей теме | 5 |
2. | Выполнение заданий. Контроль текущих теоретических и практических знаний | 1. Выполнение заданий на проверку слитного и дефисного написания наречий (упр.335). 2. Выполнение заданий на проверку написания наречий, пользуясь орфографическим словарем (упр.340) | Систематизация, закрепление материала, формирование умений, привитие аккуратности, умения работать в группе. Выработка умения работать с учебным пособием. | 30 |
3. | Отчет | Студенты отчитываются о проделанной работе, доказывают свою точку зрения | Выработка умения находить пунктуационные ошибки. | 5 |
4. | Конечный контроль | Выполнение задания для конечного контроля. Приложение № 2 | Выяснение степени достижения цели занятия | 10 |
Приложение 1 Задание для контроля исходного уровня знаний студентов
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой слова с соединительными гласными и двумя чертами слова без соединительных гласных.
1. Внезапное сум..сшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по авт..опортрету (Фед.). 3. По ави... линии Москва — Свердловск регулярно доставляется ави...почта, 4. В районной библи..теке большое внимание уделяется агр..номической литературе, особенно по вопросам агр..культуры. 5. Восстановление цементных и стал..литейных заводов дало возможность перейти на крупн..блочное строительство. 6. Среди агр...минимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электр...терапии. 8. Электр..фикация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.
Приложение 2 Задание для конечного контроля
Допишите наречия, объясняя ту или иную орфограмму.
Запрост..., досыт..., начист..., набел..., затемн..., насух..., искос..., надолг..., дотемн..., намертв..., изредк..., воедин..., сызнов..., добел..., докрасн..., сдур..., сгоряч..., направ..., слев... Степь выжидающ... молчала. В палисаднике стало свеж... и пахуч.... Горяч... билось сердце. Докладчик говорил слишком общ.... Угрожающ... надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ... сияло солнце. Учиться блестящ.... Войскам становится невмоч.... Двери открыты настеж.... Он ушел проч.... Уснули далеко за полноч....
Эталоны ответов
Приложение 1
1. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по автопортрету (Фед.). 3. По авиалинии Москва — Свердловск регулярно доставляется авиапочта, 4. В районной библиотеке большое внимание уделяется агрономической литературе, особенно по вопросам агрокультуры. 5. Восстановление цементных и сталелитейных заводов дало возможность перейти на крупноблочное строительство. 6. Среди агроминимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электротерапии. 8. Электрификация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.
Приложение 2
Запросто, досыта, начисто, набело, затемно, насухо, искоса, надолго, дотемна, намертво, изредка, воедино, сызнова, добела, докрасна, сдуру, сгоряча, направо, слева. Степь выжидающе молчала. В палисаднике стало свежо и пахуче. Горячо билось сердце. Докладчик говорил слишком обще. Угрожающе надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляюще сияло солнце. Учиться блестяще. Войскам становится невмочь. Двери открыты настежь. Он ушел прочь. Уснули далеко за полночь.
Критерии оценки
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Список использованных источников
Видеотьютор по русскому языку / Упражнения по теме «Правописание наречий» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/155-pravopisanienarechiyupragneniyaitest. html
Греков, В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011. - 368с.