СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика  показала, что для большинства детей  с особыми возможностями здоровья просмотр ярких, озвученных картинок становится любимым занятием, они требуют показывать ещё и ещё. Такое  обучение  стимулирует  развитие  различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, развивается  словарный запас.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

развития словарного запаса

детей с особыми образовательными потребностями



Ищенко И.Н.

Енакиевская СОШИ № 30

МОН ДНР


Словарный запас умственно отсталых детей значительно беднее, чем у нормальных сверстников. У них наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря. Активный словарь детей, имеющих интеллектуальные проблемы гораздо меньше по объему пассивного. Речь детей младшего школьного возраста состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Редко встречаются прилагательные, наречия, союзы. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения самих предметов. Умственно отсталые школьники, вследствие слабости дифференцировочного торможения, легче воспринимают сходство предметов, чем их различие. Поэтому дети усваивают, прежде всего, сходные и наиболее конкретные признаки предметов. Таким общим и конкретным признаком предметов в приведенных примерах является их назначение. Различия же этих предметов не улавливаются, а обозначения не разграничиваются. Умственно отсталые школьники младших классов используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, называние основных цветов (красный, синий, зеленый), величины предметов (большой - маленький), вкуса (сладкий - горький). Противопоставления же типа "длинный - короткий", "толстый - тонкий" используются очень редко. Это связано, прежде всего, с трудностью дифференциации самих представлений о качествах и признаках предметов.

Словарная работа связана со всей системой обучения в школе. Ведь словарный запас - это «строительный материал» любого высказывания.

В настоящее время есть много интересных методик по развитию словарного запаса детей. Методика американского врача Глена Домана, пригодна именно для обучения умственно отсталых детей, глухих, парализованных, с травмами мозга.

Она значительно отличается от общепринятых.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление воспитанников, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно. Экран притягивает внимание, которого логопед порой не может добиться при фронтальной работе с детьми.  

Чтобы ребенок запомнил любое слово, его надо показать и назвать 12-15 раз. Каждый набор (10 слайдов) необходимо демонстрировать 3 раза в день в течение 5 дней. Время показа одного слайда - 1 секунда. Если затягивать показ каждого слайда на 3 сек. и более – ребенок быстро устанет и потеряет интерес к картинкам. Опыт коррекционной логопедической работы показал, что дети с ОВЗ хорошо запоминают картинки, даже если видят их всего одну секунду. Затем из каждого набора удалять по одному изученному слову и вводить по одному новому.

Идея использования презентаций с подписанными и озвученными картинками, которые можно каждый день показывать обучающимся на экране монитора, возникла на основе популярной методики Глена Домана по созданию карточек с «битами» знаний.

Глен Доман - наш современник, выдающийся американский врач, основатель филадельфийского "Института ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)). Он рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира.

Практика показала, что для большинства детей с особыми возможностями здоровья просмотр ярких, озвученных картинок становится любимым занятием, они требуют показывать ещё и ещё. Такое обучение стимулирует развитие различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, развивается словарный запас.

Для занятий с детьми можно использовать уже готовые презентации "Вундеркинд с пелёнок", которые содержат более 200 озвученных, автоматизированных, развивающих русскоязычных слайд-шоу (более 5 000 слайдов).

Презентации для детей с особыми возможностями здоровья можно демонстрировать на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начинать необходимо с самых простых категорий, количество слайдов – не более 10-12.

Динамику развития словарного запаса обучающихся можно проследить в таблицах мониторинга, который проводится в начале и конце учебного года и протоколах обследования словарного запаса обучающихся.



Сводная таблица обследования

словарного запаса группы обучающихся 1 класса с СНР

(2015-2016 учебный год)

(1 столбик – сентябрь (09), 2 столбик – май (05))





Фамилия, имя

обучающегося

Предложенное задание

Средний показатель правильных ответов обучающихся





Название предметов по

картинкам




Обобщения

Названия действий по

картинкам


Образование

прилагательных


Подбор синонимов

Подбор антонимов


09

05


09

05

09


05

09

05


09

05

09

05

09

05

Бойко Артем

20

81

0

72

76

88

11

89

0

17

0

67

17,8

69

Гук Владислав

23

84

32

76

74

100

11

100

0

67

66

100

34,3

87,8

Иост Анна

20

77

0

72

76

94

11

78

0

17

33

83

28,8

70,1

Кравченко Иван

24

90

12

76

79

100

11

100

0

67

50

83

29,3

86

Оськин Артем

33

85

32

75

71

97

17

100

0

33

67

100

35

81,6

Средний показатель правильных ответов всей группы

24

83,4

15,2

74,2

75,2

95,8

12,2

93,4

0

40,2

43,2

86,6





Средний показатель правильных ответов обучающегося рассчитывается

по формуле:

Сумма правильных ответов (107): 6 (количество предложенных

заданий) = 17,8

Средний показатель правильных ответов всей группы рассчитывается

по формуле:

Сумма правильных ответов всей группы 169 : 5 (количество

обучающихся) = 24















Протокол обследования словарного запаса обучающихся

Фамилия, имя _________________________________________ Класс ______________


1

2


1

2


1

2


1

2


1

2

1. Яблоко



1.Свекла



1.Мак



1. Малина



1. Клен



2. Груша



2. Тыква



2.Тюльпан



2. Клубника



2. Липа



3. Абрикос



3. Редька



3. Георгина



3. Крыжовник



3. Береза



4. Слива



4. Капуста



4.Лилия



4. Клюква



4. Каштан



5. Вишня



5. Огурец



5.Гладиолус



5. Ежевика



5. Тополь



6. Персик



6. Помидор



6.Роза



6. Черника



6. Дуб



7. Апельсин



7. Перец



7. Ромашка



7. Голубика



7. Акация



8. Мандарин



8. Картофель



8.Гвоздика



8. Ирга



8. Ива



9. Айва



9. Морковь



9. Нарцисс



9. Барбарис



9. Осина



10. Банан



10. Лук



10. Астра



10. Морошка



10. Граб



Фрукты



Овощи



Цветы



Ягоды



Деревья




1

2


1

2


1

2


1

2


1

2

1.Василек



1.Лев



1.Лошадь



1.Синица



1.Муравьи



2.Ромашка



2.Жираф



2. Осел



2. Воробей



2.Божья коровка



3.Колокольчики



3. Зебра



3. Корова



3. Снегирь



3. Таракан



4.Незабудки



4.Белка



4.Коза



4. Галка



4. Комар



5.Одуванчики



5.Бегемот



5.Собака



5. Ворона



5. Сороконожка



6.Клевер



6.Кенгуру



6.Овца



6. Скворец



6. Пчела



7. Подснежник



7.Верблюд



7. Кошка



7. Дрозд



7. Сверчок



8. Лютик



8.Крокодил



8.Свинья



8. Ласточка



8. Майский жук



9.Зверобой



9.Олень



9.Пони



9. Дятел



9. Светлячок



10.Мята



10.Тигр



10.Кролик



10. Чиж



10. Клоп



Дикорастущие

растения



Дикие животные



Домашние животные



Птицы




Насекомые








1

2


1

2


1

2


1

2


1

2

1.Автобус



1.Красный



1. Квадрат



1. Магазин



1.Локоть



2.Автомобиь



2.Оранжевый



2. Прямоугольнк



2. Супермаркет



2. Колено



3.Велосипед



3.Желтый



3. Треугольник



3. Библиотека



3. Ступня



4.Троллейбс



4.Зеленый



4. Круг



4. Заправка



4. Плечо



5.Мотоцикл



5.Синий



5. Овал



5. Аэропорт



5. Шея



6.Поезд



6.Голубой



6. Ромб



6. Ресторан



6. Пуп



7.Метро



7.Серый



7. Пятиугольник



7. Аптека



7. Кисть



8.Трамвай



8.Розовый



8. Звезда



8. Автовокзал



8. Лодыжка



9.Грузовик



9.Коричневый



9. Кольцо



9. Больница



9. Бровь



10.Поезд



10.Сиреневый



10. Конус




10. Кинотеатр



10.Висок




Транспорт




Цвета




Геометрия (основные фигуры)



Общественные места




Тело человека






1

2


1

2


1

2


1

2


1

2

1.Кресло



1.Костюм



1.Ботинки



1.Скрипка



1.Стакан



2. Сервант



2. Блузка



2. Сапоги



2. Флейта



2.Чашка



3. Диван



3. Жилетка



3. Валенки



3. Арфа



3. Сахарница



4. Пуф



4.Пиджак



4.Унты



4. Барабан



4.Кувшин



5. Комод



5.Плащ



5.Босоножки



5. Труба



5. Миска



6. Тумбочка



6. Свитер



6.Сандали



6. Гитара



6.Салатница



7. Стенка



7.Гольф



7. Кроссовки



7. Рояль



7. Самовар



8. Сервант



8.Кенгурушка



8. Бутсы



8. Орган



8.Термос



9. Шкаф



9. Джинсы



9. Кеды



9. Балалайка



9. Судок



10.Раскладушка



10. Плащ



10. Чешки



10. Баян



10. Ковш



Мебель



Одежда



Обувь



Музыкальные инструменты



Посуда и сто-ловые приборы





Предлагаемые задания:

1 - Назови каждую картинку. Как одним словом можно назвать все картинки?

Для неговорящих детей предлагается задание 2

2 - Покажи, где яблоко, … ? (Кто ползает, летает …?)



Условные обозначения:

Сентябрь

Май







































Назвать действие, изображенное на картинках


  1. Что делает или как передвигается.




1

2


1

2


1

2


Бабочка



Птица



Корова




Рыба



Заяц



Собака




Червяк



Машина



Кошка




  1. Что делают с этими предметами?


Лопата



Веник



Щетка




Топор



Иголка



Полотенце




Нож



Ложка



Краски




Авторучка



Пила



Мыло




  1. Что делают эти люди?


Врач



Повар



Дворник




Учитель



Парикмахер



Маляр




Летчик



Шофер



Пастух




  1. Что делают эти люди?


Перепрыгивает



Рисует



Вышивает




Читает



Пишет



Наливает




  1. Подобрать признаки к предметам, изображенным на картинках


Лента



Мяч



Ботинки




Лыжи



Яблоко



Роза




  1. Какие они / какой, какая, какое?

а) Сделанные из дерева


Кровать



Стол



Лыжи




б) Сделанные из кожи

Сумка



Пальто



Мяч




в) Сделанные из стекла

Бутылка



Графин



Банки




  1. Чей, чья, чьи?


Рога



Морда



Хвост




Уши



Лапы







  1. Подобрать синонимы к словам


Врач



Быстро



Учитель




Радость



Огромный



Печаль





  1. Подобрать антонимы к словам

Высокий



Широкий



Холодный




Длинный



Худой



Острый




Ленивый



Твердый



Мокрый


































































Результат обследования


Предложенное задание

Количество правильно

названных слов (%)

Сентябрь

Май

  1. Называет картинки


  1. Обобщает


  1. Называет действие


  1. Подбирает признаки к предметам


  1. Подбирает синонимы


  1. Подбирает антонимы









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!