СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Технология "Дебаты"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В споре важно не только доказать своё,

 но и обогатиться мыслями оппонента» -

 Илья Шевелёв

ДЕБАТЫ -

  • командная интеллектуальная игра для старшеклассников по формализованным правилам;
  • технология открытого образования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Технология "Дебаты"»

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕБАТЫ»


«В споре важно не только доказать своё,

но и обогатиться мыслями оппонента» -

Илья Шевелёв

ДЕБАТЫ -

  • командная интеллектуальная игра для старшеклассников по формализованным правилам;

  • технология открытого образования.


Основные элементы технологии





Примерные темы для дебатов на уроках литературы:


  • Евгений Онегин эволюционирует на страницах романа.

  • Софья достойна осуждения, а не сострадания.

  • Печорин не является типичным героем своего времени.

  • Болконский и Безухов – герои-антиподы.

  • Без «обломовщины» немыслимо развитие культуры.

  • Екатерину Кабанову нельзя назвать «лучом света в темном царстве».

Дебаты на уроках литературы

1. «Текстовые» дебаты

Данная форма рекомендуется на ранних этапах обучения, для «сла­бых» классов, а так же как форма контроля учителем чтения учащихся. Для проведения этого вида дебатов класс делится на две группы. Каж­дая половина должна отстоять правильность или ложность сформулиро­ванного в теме утверждения, используя только цитаты изучаемого произ­ведения.

Пример: «Аркадий представитель нового поколения» (по роману И.С.Тур­генева «Отцы и дети»).

Цель: путем накопления текстового материала учащиеся должны уви­деть определенную близость героя дворянскому миру отцов и одновре­менно демократическому лагерю детей, выяснить причину двойственно­сти героя.

2. Дебаты на основе литературоведческого анализа

При данной форме урока учащиеся должны продемонстрировать хо­рошую ориентацию в тексте, умение самостоятельно анализировать от­дельные сцены, сопоставлять образы и продемонстрировать знания кон­текста эпохи, в которую было создано произведение.

Пример: Н.В.Гоголь считает, что Чичиков - человек будущего.

Цель: в ходе выступлений попытаться понять авторскую позицию, тра­гичность творческого пути писателя.

3. «Литературно-критические» дебаты

Дебаты проводятся на основе ранее изученных статей известных рус­ских критиков: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Переверзева, Дружинина, Анненкова. Учащиеся защищают здесь точку зре­ния того или иного критика, их задача отстоять ее в борьбе с оппонента­ми (драма А.Н.Островского «Гроза»).

Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины.

Цель: учащиеся должны сопоставить понимание драмы Добролюбовым с позицией Писарева, сформулированной им в статье «Мотивы русской драмы»; выявить сильные и слабые стороны обоих критиков.

Дополнительная информация: Возможен другой тип дебатов: сопоставление точки зрения критика с точкой зрения школьников.

Пример: «Обломов - последний в ряду лишних людей» (Добролюбов). Утверждающая команда отстаивает мнение Добролюбова, а отрицающая - опровергает ее с помощью своих собственных доказательств.


4. «Проблемные» дебаты

Данный вид работы предполагает, что охватываемый учащимися объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Ребята должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема.

Пример: герой, не выдержавший испытания любовью, не состоятелен как личность.

Цель: дать учащимся почувствовать, что в русской литературе существуют вечные (сквозные) темы, выработать навык аналитического мышления, упорядочить представления о различных этапах литературного процесса, продемонстрировать особенности авторского видения проблемы.

Данный вид дебатов, на наш взгляд, является самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстом достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции «За» и «Против».

5. «Скоростные» дебаты

Иначе данную форму урока можно было бы назвать мини-дебатами, т.к. проводятся они «один на один» и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока берется какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает учитель, а потом - весь класс). По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по 2 мин. каждый) и их вопросы друг другу, в тетрадь записываются выводы после выступления каждой пары, затем выводы обсуждаются в классе.

Пример: тема урока: Противоречивость характера Базарова (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

Темы для мини-дебатов:

- Базаров любит и понимает народ.

- Базаров не способен чувствовать прекрасное.

- Базаров - истинный друг Аркадия.

- Спор с П.П.Кирсановым Базаров проиграл.

- В сцене дуэли Базаров проявил большую человечность, чем Павел Петрович.

- Базаров преданный сын своих родителей.

- Базаров сам сделал невозможным свое счастье в любви.

Выводы. Существуют ли мини-проблемы, по которым выбор позиции очевиден? Почему по некоторым пунктам практически невозможно одно­сложное решение проблемы. Вывод о противоречивом характере героя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!