СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по информатике «Информационная безопасность в сети Интернет»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлена разработка открытого урока  проведённого в рамках календаря образовательных событий, приуроченного к Единому дню безопасности в сети Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по информатике «Информационная безопасность в сети Интернет»»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)










Информационная безопасность в сети Интернет




Методическая разработка открытого урока

по учебному предмету ОВПб.01 Информатика

для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)











Разработчик: Калуга Юлия Вячеславовна,

преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»






2017 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей физико-математических дисциплин

Протокол №___ от______20____г.

Председатель ПЦК

_______________ Н.В.Николаенко

«____» __________ 20____г.







Заведующая отделением

________________________Т.А.Гнедышева

«____» __________ 20____г.



Данная методическая разработка рекомендована для практического применения (проведения открытого урока) в рамках календаря образовательных событий











Информационная безопасность в сети Интернет



Методическая разработка открытого урока

по учебному предмету ОВПб.01 Информатика

для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Разработчик ______________ Калуга Юлия Вячеславовна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ОБПОУ «КЭМТ»



Рецензенты:

1. Махова Л. А., преподаватель высшей категории ОБПОУ «Курский монтажный

техникум»

2. Николаенко Н.В., преподаватель ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»






ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………….....................................4

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПЛАН УРОКА………………………………………………........................................................................6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………..9

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……………………………...11

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ…………………………………………………….16

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………...…….21


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Если перейдёшь меру, то самое приятное станет самым неприятным


Демокрит


В настоящее время, в период стремительного развития информационных технологий, Интернет стал неотъемлемой частью образовательного процесса всей нашей жизни. Использование сети Интернет в образовательной деятельности связано со многими положительными факторами. Вместе с тем, существующие риски негативного влияния сети Интернет на здоровье обучающихся связаны с использованием недопустимого объема учебной информации, представляемой на экране, её несоответствием возрастным и индивидуальным особенностям студентов, существованием киберугроз, которыми изобилует Интернет.

Согласно российскому законодательству, информационная безопасность несовершеннолетних – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Предлагаемый урок проводится в рамках Единого урока безопасности в сети Интернет, целью которого является формирование у молодого поколения информационной грамотности при работе в сети Интернет.

Данный урок «открытия» нового знания представляет собой проблемную лекцию, суть которой заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, студены самостоятельно приходят к тем выводам, которые обучающиеся должны усвоить в качестве новых знаний. Созданные проблемные ситуации, побуждают обучающихся искать решения, сопоставлять факты, делать сравнения, выводы.

На протяжении урока используется методический прием − схема «фишбоун», заполнение которой, «подталкивает» обучающихся к поиску правильного решения поставленной проблемы. Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы. Схема «фишбоун» позволяет более глубоко проанализировать причины событий, определить цели, обнаружить внутренние связи между личными частями проблемы.

В течение всего учебного занятия студенты работают в малых группах. Все обучающиеся разделены на три группы. Участвуя в «открытии» нового знания, студенты коллективно решают проблемные ситуации, заполняют схему «фишбоун», делают умозаключения, формулируют выводы, развивают умения и навыки сотрудничества при совместном решении проблемных задач.

Практическое применение знаний, полученных на данном занятии, даёт возможность повысить информационную грамотность студентов, что впоследствии благотворно скажется в их будущей профессиональной деятельности.






деятельностная карта учебного занятия

план урока

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Учебная группа: ЭМ-11

Учебный предмет: ОВПб.01 Информатика

Тема учебного занятия: Информационная безопасность в сети Интернет

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: проблемная лекция

Место проведения: учебный кабинет «Информатика»

Средства обучения:

  • технические:

  • мультимедийный проектор и интерактивная доска, персональный компьютер;

  • информационно-коммуникационные:

  • компьютерная мультимедийная презентация к уроку;

  • видеофрагмент «Десять правил безопасности в сети Интернет» [Электронный ресурс] URL:http://единыйурок.рф.

  • дидактический материал:

  • шаблон схемы «фишбоун» – 1 шт.

  • памятки – 25 шт.

  • листы А4 двух цветов для заполнения схемы «фишбоун».

Цели урока:

деятельностная: создание условий для усвоения и закрепления правил поведения в сети Интернет, развитие умений проводить наблюдения, планировать и выдвигать гипотезы, применять полученные знания для безопасной работы сети Интернет;

содержательная: углубление понимания значения категорий «Интернет», «угрозы сети Интернет», усвоение приемов безопасности при работе в сети Интернет;

воспитательная: воспитание устойчивого интереса к изучению информатики, культуры общения;

методическая цель: применение элементов технологии проблемного обучения и элементов технологии критического мышления при изучении правил информационной безопасности в сети Интернет.

Задачи урока:

учебно-практические:

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности, работы в группах;

  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • развивать критическое мышление через проблемные ситуации, создание схемы «фишбоун»;

  • совершенствовать речевые умения — комментировать, анализировать проблемные ситуации.

учебно-познавательные:

  • расширить знания студентов об угрозах в сети Интернет и способах их распространения;

  • формировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности в сети Интернет;

  • создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

  • создавать условия для применения полученных знаний;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах, аккуратности при выполнении записей;

  • способствовать осознанию практической ценности правил безопасности в сети Интернет.

Образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Организационные формы образовательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  • словесные: проблемная лекция; проблемное изложение, диалогический метод;

  • наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

  • практические: проблемный, частично-поисковый.

Планируемые результаты:

а) предметные:

  • усвоение навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности;

б) метапредметные:

  • регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение рационально распределять рабочее время;

  • познавательные:

  • формулирование познавательной цели;

  • поиск и отбор необходимой информации;

  • структурирование полученной информации;

  • самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение;

  • коммуникативные:

  • умение слышать, слушать и понимать собеседника;

  • умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

  • умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу.

в) личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Нормативный документ

Федеральный государственный образовательного стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). – М.: Министерство образования и науки РФ. – 2012.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

2. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

3. Рогозин В.В. Основы информационной безопасности: учеб. пособие. – М.: Юнита-Дана, 2016. – 287 с.

Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы

1. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec [Электронный ресурс] URL: http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

2. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft - [Электронный ресурс] URL: http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#.

3. Интернет СМИ «Ваш личный Интернет» [Электронный ресурс] URL: http://content-filtering.ru

4. Квест Сетевичок. Единый урок по безопасности в сети [Электронный ресурс] URL: http://kvestsetevichok.ru.

5. Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

6. Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

7. Специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет [Электронный ресурс] http://www.saferinternet.ru/.

Портал Сети творческих учителей [Электронный ресурс] URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com.

Дополнительная литература

Солдатова Г.В., Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования Ч1: лекции, Ч2: практикум. М., 2013 – 302 с.



Видеоресурсы

Десять правил безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

Научно-методические ресурсы

  1. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособ. / В.Н. Михилькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов; Самар. гос. ун-т. - Самара, 2001. – 89 с.

  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

  3. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2006. – 288 с.

  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основныевопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.

  6. Михилькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара, 1998. – 172 с. – С. 166-188

  7. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. – М, 1988. – 184 с.

Организационная структура учебного занятия


Наименования этапов учебного занятия/ регламент

(в минутах)


Ключевые

учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе

Виды

деятельности студента

Виды

деятельности преподавателя

Средства контроля достижения

планируемых результатов/

формы организации совзаимодействия (интерактивного общения)

на данном этапе

Формируемые УУД

1.Этап мотивации к учебной деятельности (3 мин.)




Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Создание деловой атмосферы, позитивного настроя на активную деятельность и мыслительную работу, включение в деловой ритм

Отвечают на вопросы преподавателя и делают выводы по результатам анализа диаграмм

Демонстрация диаграмм и постановка проблемных вопросов

Побуждающий

диалог


Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: готовность к информационно-познавательной деятельности

Регулятивные: саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную деятельность и мыслительную работу

Коммуникативные: умение вести диалог.

2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

(3 мин.)


Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, памяти и т.д.). Совершенствование умений и навыков самостоятельной деятельности, работы в группах

Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы преподавателя. Пытаются определить и сформулировать тему

Корректирует и

конкретизирует

тему занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний

Побуждающий

диалог


Личностные: выработка учебной мотивации.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование

Коммуникативные: умения и навыки обмениваться мыслями и суждениями в режиме диалога

3. Подготовка к «открытию» нового знания. Формулирование учебной задачи

(8 мин.)


Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, памяти и т.д.). «Погружение» в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме

Отвечают на вопросы преподавателя. Пытаются определить проблему, решаемую на уроке

Ставит проблемные вопросы. Организует деловое общение


Заполнение схемы «фишбоун»


Личностные: совершенствование имеющихся знаний и умений; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; постановка учебной задачи

Регулятивные: планирование; прогнозирование

Коммуникативные:

умение вступать в диалог с преподавателем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, слушать и отвечать на вопросы

4.Работа над новой темой («открытие» нового знания)(15 мин.)


Совершенствование умений и навыков самостоятельной деятельности, работы в группах;

создание условий для применения полученных знаний при решении практических задач;

содействие воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах


Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы по решению поставленной проблемы, на основе просмотренного выдиоролика. Заполняют схему «фишбоун»


Ставит проблемные вопросы. Контролирует работу обучающихся

Проблемная лекция

Заполнение схемы «фишбоун»

Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование; постановка учебной задачи; умение самостоятельно принимать решения; самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать пути достижения поставленной цели.

Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить монологические высказывания, использовать адекватные языковые средства

5. Включение нового знания в систему имеющихся знаний (8 мин.)




Совершенствование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

развитие владения языком предмета; создание условий для развития положительной мотивации к учению, развития творческих возможностей обучающихся;

развитие способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности

По группам находят пути решения предложенных преподавателем проблемных ситуаций, по аналогии создают свои ситуации

Организует работу обучающихся

Решение

проблемных

ситуаций

Личностные: действия смыслообразования (осознание возможности применения нового знания при решении задач).

Познавательные: понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости.

Регулятивные: оценка имеющихся знаний и их коррекция.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать собеседника; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, уважать в общении и сотрудничестве партнера, оказывать поддержку друг другу

6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (6 мин.)






Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Вместе с преподавателем заполняют последний элемент схемы «фишбоун». Дают оценку своей деятельности на занятии по группам эмоционально-художественным

методом

Организует диалоговое общение, стимулирующее рефлексивную деятельность, оценку. Подводит итоги проделанной работы

Диалог,

рефлексия

эмоционально-художественным

методом


Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивые: оценивание собственных достижений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7.Инструктирова-ние о выполнении домашнего задания (2 мин.)



Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению


Получают домашнее задание по группам, знакомятся с ним, задают вопросы (при необходимости)

Инструктирует по выполнению домашнего задания


Личностные: осознание личностного смысла творческого домашнего задания.

Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого характера.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества со сверстниками, определение способов взаимодействия при выполнении домашнего задания









сценарный план учебного занятия

Студенты разделены на три группы по 6 человек. Каждая группа сидит за отдельным столом (см. рис. 1). На столах по 6 бланков опорных конспектов, маркеры для заполнения схемы «фишбоун» (Приложение 1).

Рис. 1. Студенты разделены на три группы по 6 человек


1.Этап мотивации к учебной деятельности

Преподаватель. Сегодня урок я хотела бы начать с вопроса. Скажите, пожалуйста, как мне в настоящее время быстрее и удобнее всего найти информацию о чём-либо, например, о том, что такое информатика?

Предполагаемый ответ студентов. Воспользоваться сетью Интернет.

Преподаватель. Каждый из вас, наверное, применил бы данный способ получения информации. Студенты второго курса нашего техникума провели опрос среди первокурсников об использовании сети Интернет и получили следующие данные, которые представили в виде диаграммы.

Давайте посмотрим на диаграммы и подумаем, как часто и чем пользуются наши студенты сетью Интернет и какие её возможности востребованы более всего? (см. рис. 2)

Рис. 2. Диаграммы данных опроса студентов техникума


Предполагаемый ответ студентов. По результатам, показанным на диаграммах, можно сказать, что студенты нашего техникума часто пользуются поисковыми системами, электронной почтой, социальными сетями.

2.Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание

Преподаватель. Несомненно, сеть Интернет облегчила жизнь людей. Но как вы думаете, всегда ли использование сети Интернет приносит нам только пользу?

Предполагаемый ответ студентов. Нет. Можно заразить компьютер вирусами, столкнуться с мошенничеством.

Преподаватель. Таким образом, при работе в глобальной сети могут возникнуть проблемы, от которых пользователь сети должен себя обезопасить. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Предполагаемый ответ студентов. Об угрозах в сети Интернет и способах борьбы с ними.

Преподаватель. Итак, тема сегодняшнего урока «Информационная безопасность в сети Интернет». Запишите ее в опорном конспекте.

Данную тему мы затрагиваем неспроста. На сегодняшний день информационная грамотность студентов и школьников находится на низком уровне, поэтому многие из них, работая в сети Интернет, подвергаются разным видам угроз. Данной проблемой заинтересовались в министерстве образования РФ. С целью привлечь внимание общественности к проблеме безопасности в сети Интернет и развитию информационной грамотности у студентов и школьников, было решено во всех учебных заведениях РФ, в конце октября, ежегодно проводить Единый урок безопасности в сети Интернет. Скажите, а вы имеете сейчас достаточно знаний, чтобы обезопасить себя при работе в сети Интернет? Как вы думаете, какую цель мы должны поставить на данном уроке? Студенты формулируют цель: познакомиться с правилами безопасности в сети Интернет.

Преподаватель. Сегодня на уроке вы будете оформлять свой опорный конспект, отвечать на вопросы, решать практические задачи.

3.Подготовка к «открытию» нового знания. Формулирование учебной задачи

Преподаватель. Давайте обозначим проблему нашего урока: «Проблема информационной безопасности в сети Интернет». Прикрепим лист с этой проблемой в левой части схемы «фишбоун» (голова), которую мы будем заполнять в течение урока (Приложение 1).

Давайте подумаем, с какими опасностями мы сталкиваемся в сети Интернет? Для этого я прошу вас выполнить следующее задание. На столе каждой группы лежат красные и зелёные листы, возьмите красный лист и запишите угрозы в сети Интернет. Первая группа − с позиции угроз для компьютера, 2 группа – для человека, с точки зрения угроз здоровью и психо-эмоциональному состоянию человека, 3 группа – для человека, с точки зрения материальной составляющей.

После выполнения данной работы, представители от каждой группы поместят полученные ответы в верхней части схемы «фишбоун», представленной на доске и озвучат полученные результаты. Возможно, кто-то захочет дополнить ответы друг друга.

Время на выполнение 4 минуты.

Студенты заполняют маркерами элементы схемы «фишбоун» и вывешивают на доске, затем озвучивают результаты своей работы.

Предполагаемый ответ студентов. Вирусы, спам, бесплатное скачивание файлов с подпиской; проблема конфиденциальности в социальных сетях, взлом страницы мошенниками, страницы–двойники, Интернет–зависимость, зависть и агрессия; мошеннические письма, фальшивые Интернет − магазины, безопасность при оплате картами в сети.

Преподаватель. Давайте, систематизируем полученную информацию, посмотрите на экран и запишите в конспект основные угрозы при работе в сети Интернет.

Преподаватель. Посмотрев на схему, мы видим, что угроз в сети Интернет много, но как с ними бороться? Давайте поставим себе задачу, с помощью которой мы можем решить нашу проблему.

Предполагаемый ответ студентов.

Необходимо правильно работать в сети Интернет, т.е. знать правила поведения в сети Интернет.

4.Работа над новой темой («открытие» нового знания).

Преподаватель. Результат, к которому мы должны прийти, т.е. решение нашей проблемы, мы обозначим в хвосте нашей схемы «фишбоун»: «Правила поведения в сети Интернет».

Преподаватель. Чтобы не стать жертвой сети Интернет, давайте посмотрим видеоролик, из которого вы познакомитесь с основными правилами безопасности в сети Интернет.

Демонстрация видеоролика «Десять правил безопасности в сети Интернет».1

Преподаватель. Вы посмотрели ролик. Давайте дополним нижнюю часть нашей схемы «фишбоун», ответив на вопрос, как бороться с каждой из угроз в сети Интернет. Возьмите зелёный лист и запишите средства борьбы с угрозами, представленными на схеме. Время на выполнение 4 минуты.

(Каждая группа записывает на листах средства борьбы с угрозами и прикрепляет напротив соответствующей угрозы).

5.Включение нового знания в систему имеющихся знаний

Преподаватель. Вы немного устали. Предлагаю произвести «перезагрузку» вашего мозгового «компьютера». Сядьте ровно, расслабьтесь, закройте глаза. Сегодня на уроке мы сталкиваемся с неприятными ситуациями. А теперь вспомните и представьте приятное событие из жизни, которое произошло с вами.

Немного отдохнули, продолжим нашу работу. Давайте посмотрим, как вы сможете применить полученные знания. Каждой группа получит карточку с заданием, в которой описана проблемная ситуация, вам необходимо её решить. Также я предлагаю каждой группе придумать похожую ситуацию для других групп. Время на выполнение 4 минуты. (Преподаватель выдаёт каждой группе карточки с заданиями Приложение 2).

Преподаватель. Время истекло. Давайте озвучим задания и пути их решения. (Представитель каждой группы зачитывает свою ситуацию и предлагаемое решение. Затем, студенты из других групп вносят свои дополнения по нему. Преподаватель корректирует работу обучающихся).

6.Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия

Преподаватель. Итак, наш урок подходит к концу, давайте посмотрим на нашу схему «фишбоун», что у нас получилось? (см. рис. 3)


Рис. 3. Схема «фишбоун»


Предполагаемые ответы студентов.

  • Выяснили, какие бывают угрозы в сети Интернет.

  • Установили, какие существуют способы борьбы с угрозами в сети Интернет.

Преподаватель. Какая проблема была озвучена в начале урока?

Предполагаемый ответ студентов.

Проблема информационной безопасности.

Преподаватель. Удалось ли нам решить данную проблему? Теперь вы сможете безопасно работать в сети Интернет? Давайте ещё раз назовём основные правила безопасной работы в сети Интернет. (Студенты называют основные правила).

Преподаватель. Данные правила я оформила вам в виде памятки (Приложение 3), которая поможет вам не стать жертвой сети Интернет. Собираясь работать в сети Интернет, не забудьте ещё раз прочитать ее.

Преподаватель. Сейчас прошу каждую группу выбрать одну из картин, которая соответствует вашему настроению после проведения урока.

Давайте посмотрим, какое у вас настроение после проведения урока.

(На экране два пейзажа. После выбора студентов к пейзажам добавляется их описание).

7.Инструктирование о выполнении домашнего задания

Преподаватель. В качестве домашнего задания, я предлагаю вам, принять участие во II Международном квесте по цифровой грамотности среди детей и подростков «Сетевичок 2015» на сайте Сетевичок.рф. По результатам, которые вы получите при прохождении теста, будет выставлена отметка по данной теме.

Кроме того, каждой группе необходимо подготовить сообщение и электронную презентацию по темам: 1 группа – «Интернет и моя будущая профессия»; 2 группа – «Интернет и здоровье»; 3 группа – «Интернет и мы».

Выступление должно быть не более 5 минут.

Преподаватель. Ребята, вы всегда должны помнить, что Интернет может быть удобным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но, как и реальный мир, сеть Интернет тоже может быть опасна! Приучайтесь не «проводить время» в Интернете, а пользоваться полезными возможностями сети.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема «фишбоун»





Приложение 2

Карточки с заданиями

Ситуация 1. Вы получаете сообщение «Примите участие в конкурсе и выиграй планшет». Для этого Вас просят перейти по указанной ссылке и ввести личную информацию: фамилию, имя, номер телефона, адрес электронной почты, пароль, номер банковского карты. Ваши действия?


Ситуация 2. Вы просматриваете сайты. Вдруг на экране появляется сообщение о том, что Ваш компьютер заражен 123 троянскими программами, вирусами, червями. На Вашем компьютере установлена защитная программа, и она никак не отреагировала на угрозы. Вам сообщают, что Вы можете загрузить новое бесплатное антивирусное ПО, которое поможет решить Вашу проблему. Что делать в такой ситуации?


Ситуация 3. Ваш близкий друг просит Вас о помощи в социальной сети. Вы спрашиваете, как ему позвонить, но, естественно, его телефон украли. И он просит чтобы «положили деньги» на другой номер. Ваши действия?





Приложение 3

Памятка

Правила поведения в сети Интернет

Правило № 1.  Защитите ваш компьютер с помощью антивирусных программ и программ безопасной работы в интернете.

  • Установите Антивирус.

  • Регулярно обновляйте сигнатуры угроз, входящие в состав программы.

  • Задайте рекомендуемые экспертами параметры защиты вашего компьютера. Постоянная защита начинает действовать сразу после включения компьютера и затрудняет вирусам проникновение на компьютер.

  • задайте рекомендуемые экспертами параметры для полной проверки компьютера и запланируйте ее выполнение не реже одного раза в неделю. Если вы не установили компонент Фаервол, рекомендуется сделать это, чтобы защитить компьютер при работе в интернете.

Правило № 2. Будьте осторожны при записи новых данных на компьютер:

  • проверяйте на присутствие вирусов все съемные диски (дискеты, CD-диски, флеш-карты и пр.) перед их использованием.

  • осторожно обращайтесь с почтовыми сообщениями. Не запускайте никаких файлов, пришедших по почте, если вы не уверены, что они действительно должны были прийти к вам, даже если они отправлены вашими знакомыми.

  • внимательно относитесь к информации, получаемой из интернета. Если с какого-либо веб-сайта вам предлагается установить новую программу, обратите внимание на наличие у нее сертификата безопасности.

  • если вы копируете из интернета или локальной сети исполняемый файл, обязательно проверьте его с помощью Антивируса.

  • внимательно относитесь к выбору посещаемых вами Интернет-ресурсов. Некоторые из сайтов заражены опасными скрипт-вирусами или Интернет-червями.

Правило № 3. С недоверием относитесь к вирусным мистификациям - программам-шуткам, письмам об угрозах заражения.

Правило № 4  Регулярно устанавливайте обновления операционной системы Microsoft Windows.

Правило №5 Покупайте дистрибутивные копии программного обеспечения у официальных продавцов.

Правило 6. Будьте осторожны с электронной почтой

  • не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту.

  • Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.

Правило 7 . Используйте сложные пароли.

Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.

Правило 8. Не отправляйте SMS-сообщения.

  • сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.

  • при отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.

  • поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.

Правило 9. Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari.

Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.

Правило 10. Используйте брандмауэр.

Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.

Правило 11. Делайте резервные копии.

При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.



1 «Десять правил безопасности в сети Интернет» [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!