СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия "Экономическое и социальное развитие в 18 в. Народные движения"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка комбинированного учебного занятия по истории. Разработка содержит виды деятельности как студентов, так и преподавателя.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия "Экономическое и социальное развитие в 18 в. Народные движения"»

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

5.2. Тексты теоретического материала (в полном объеме или тезисном варианте) по учебной дисциплине, профессиональному модулю


Занятие 2-57. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения.


Цели занятия: охарактеризовать основные черты социально-экономического развития России в середине-второй половине XVIII в.; рассказать с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е.И. Пугачева.


Оборудование занятия:

- учебник Ч. 1, §44, стр. 264 – 268;

- 5.6. историческая карта «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева»;

-5.6. хронологическая таблица «Монархи России после Петра I»;

- 5.7. раздаточный дидактический материал + ключ с ответами;

- 5.7. Работа над ошибками «Восстание под предводительством К.А. Булавина»;

- И.А. Федорчук История. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль, 1998 г.


Тип занятия: комбинированное занятие.



Ход занятия:

I. Оргмомент: приветствие, подготовка студентов к уроку.

II. Повторение темы 2-53 «Россия в эпоху петровских преобразований».

Вопросы:

1) В чем состоит суть споров о Петре I?

2) Как Петр I пришел к власти?

3) Каковы были его первые действия и преобразования?

4) Составьте план сообщения о ходе боевых действий на суше.

5) Составьте план сообщения о ходе боевых действий на море.

6) Почему Россия победила в Северной войне?

7) В чем были причины народных восстаний при Петре I?




Задание 1. Найдите в тексте все ошибки и опишите ход восстания под предводительством К.А. Булавина.


В 1707 г. на Днепре появился отряд подполков­ника князя Ю. В. Долгорукова, который занимал­ся сыском и возвратом беглых крестьян. Дей­ствия его были жестоки и вызвали недовольство местного казачества. Во главе собиравшихся про­тив правительственного войска отрядов стал Кондратий Головин, атаман Трехизбянской станицы. В ночь на 9 октября восставшие напали на вой­ска Ю. В. Долгорукова, но не одержали победы. Однако против казаческой голытьбы выступили казаки во главе с атаманом Максимовым. Они вступили в бой, в котором погиб предводитель восставших К. Головин. Но восстание не прекра­тилось, а продолжало охватывать новые террито­рии. В марте 1708 года повстанцы решили идти на Черкасск. В помощь Ю. В. Долгорукову были присланы дополнительные части во главе с его братом В. В. Долгоруковым. Они сумели подавить движение.


КЛЮЧ. «Восстание под предводительством К.А. Булавина»

Действия Долгорукова происходили на Дону.

Во главе восставших был Кондратий Булавин.

9 октября восставшие напали на войска Ю. В. Долгорукова и разбили его отряд, убили его самого и 17 его офицеров.

В бою с атаманом Максимовым восставшие про­играли, но предводитель их остался жив и бежал в Запорожскую Сечь.

В. В. Долгоруков был назначен не в помощь брату, а, видимо, для того, чтобы скорее покон­чить с движением, которое привело к гибели его родственника.

Движение восставших продолжалось до конца лета 1708 года, несмотря на то, что в июле этого года К. Булавин был убит представителями черкасской старшины.

Задание 2. Дать определение следующих понятий:

1) Регентство – временное правление регента, осуществляющего верховную власть в государстве вследствие болезни или несовершеннолетия монарха.

2) Регент – правитель государства, временно осуществляющий верховную власть вместо монарха.




III. Изучение нового материала.

Занятие 2-57. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения.

Ответ на 1 вопрос. Социально-экономическое развитие.

Рассказ преподавателя

Конспект

Слайд


Вариант 1. Работа с 5.7. Раздаточный дидактический материал + ключ к заданиям.



Задание 1. Перепишите в словарь понятия и их определения.

1) Барщина - даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника.

2) Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.



Задание 2. Перепишите конспект под буквой «А)» в тетрадь.

Задание 3. На основе текста под буквами «Б), «В», «Г» заполнить таблицу.



Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Способствовало экономическому развитию

Тормозило экономическое развитие

Способствовало экономическому развитию

Тормозило экономическое развитие

Способствовало экономическому развитию

Тормозило экономическое развитие













Вариант 2. Лекция с элементами беседы.



Вопрос 1. Что способствовало развитию экономики России в XVIII, а что тормозило его?



После смерти Пет­ра I в 1725 г. на троне сменилось несколько монархов

хронологическая таблица

причем часть из них захватывала власть силой.




Только при Екатерине II (правила с 1762 г. по 1796 гг.) верховная власть стабилизировалась.



Од­нако смена правительств не оказывала сколько-нибудь су­щественного влияния на процесс развития как сельского хозяйства, так промышленности и торговли.



Лишь ино­странное засилье в годы царствования Анны Ивановны (1730-1740) несколько замедлило темпы развития ряда сторон экономики.



Основой производства в этот период являлось сельское хо­зяйство.



В черноземной полосе,


находившейся к югу от Оки,




большинство крестьян было переведено на барщину, размеры которой зависели от произвола помещика.



СЛОВАРЬ (1). Барщина - даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника.


Барщина исчислялась либо продолжительностью отработанного времени (числом дней, недель), либо объёмом работы.




В нечерноземных губерниях


барщина была развита слабее,




господствовал оброк.



СЛОВАРЬ (2). Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.



Оброчные крестьяне пользовались большей самостоя­тельностью, но их положение ухудшалось по мере роста об­рока (в 1760 — 1790 гг. в 4 —5 раз).



Развивалась промышленность, открывались новые ману­фактуры.


Так, на Урале бурно росло медеплавильное произ­водство.



Текстильные мануфактуры возникали в Ярославле, Серпухове, Тамбове, других городах и селах.



К 1769 г. в России насчитывалось около 500 мануфактур (суконных, полотняных, стекольных и пр.) и 159 железоде­лательных и медно-литейных заводов.



К концу XVIII столе­тия в стране действовало уже 2294 предприятия.




Наиболее быстро развивалась промышленность Урала, за­нимавшая в России первое место.


Заводы здесь давали 90 % выплавки меди и 65 % производства черного металла в стра­не.



В 1800 г. было выплавлено 9,8 млн пудов чугуна.



По это­му показателю Россия стояла на первом месте в мире, пре­восходя даже Англию.




Крепостнические порядки, господствовавшие в дерев­не, проникали и в промышленность.



Результатом стало преобладание во всех отраслях промышленности кре­постного труда.



Однако к концу XVIII в. в России развивалась и капита­листическая мануфактура, основанная на труде вольнонаем­ных рабочих.



Капиталистическая мануфактура вырастала


прежде всего




из крестьянских промыслов и возникла в первую очередь в легкой промышленности.



Именно в XVIII в. начал складываться Иваново-Возне­сенский текстильный район.


Большинство владельцев текстильных мануфактур здесь были крепостными крестья­нами графов Шереметевых.




Уже к концу 80-х гг. XVIII в. в Иваново-Вознесенском районе было 52 мануфактуры, на 49 из них трудились вольнонаемные рабочие.


Капиталистиче­ская мануфактура укреплялась и постепенно превращалась в тот тип промышленного предприятия, которому принадле­жало будущее.



Расширение привилегий дворянства и засилье иностранцев заметно влияли на торгово-промышленную политику государства.




В 1731 г. был установлен новый тариф с вывози­мых товаров.



В отличие от тарифа 1724 г. он был не слишком выгоден русским промышленникам, но зато не ущемлял ин­тересы дворянства.



В 1754 г. отменили внутренние торговые пошлины и мелочные сборы, что способствовало свободному дви­жению товаров по России.



Не прекращался рост дворянского землевладения.


Поме­щики приносили за своих крепостных крестьян верноподдан­ническую присягу.



Они же и собирали с крестьян подушную подать, вершили суд по мелким преступлениям и спорам.



Вот­чинные инструкции до мелочей определяли жизнь крестьян.




К концу XVIII столетия крестьяне потеряли остатки своих прав.


Им было запрещено иметь недвижимость, торговать без разрешения помещика.



Крестьян дарили, покупали и прода­вали, проигрывали в карты.



Жалобы на хозяев были запре­щены под страхом каторги.



Произвол и жестокость помещи­ков питали крестьянскую ненависть.




Ответ на 2 вопрос. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

Рассказ преподавателя

Конспект

Слайд


Вариант 1. Работа с 5.7. Раздаточный дидактический материал + ключ к заданиям.



Задание 4. На основе текста составьте план-конспект. Перед началом работы познакомьтесь с памяткой по составлению плана-конспекта.


ПАМЯТКА

по составлению Плана-конспекта


  1. Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).

  2. Прочтите весь текст целиком.

  3. Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.

  4. Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы. Если не можете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.

  5. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.



Вариант 2. Лекция с элементами беседы.



Вопрос 1. В чем причины восстания под предводительством Е.И. Пугачева?



Задание 1. Покажите на карте действия повстанческих войск.

Историческая карта «Восстание под предводительством Е.И. Пугачева»


Вопрос 2. В чем состояли особенности крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева?



Вопрос 3. Почему она потерпела поражение?



Усиление крепостного гнета привело к крестьянской войне.



В ней, кроме крестьян, приняли участие горнозаводские ра­бочие, казаки; народности Поволжья, Приуралья, Западной Сибири.



Война началась в 1773 г.



Во главе ее встал донской казак Емельян Пугачев.

Изображение Емельяна Пугачева


В 1772 г. у Пугачева родилась мысль выдать себя за убитого императора Петра III, якобы спасшегося от преследования своей жены императрицы Екатерины II.



На реке Яик (Урал) к Пугачеву стали сходить­ся казаки.



17 сентября 1773 г. в поход двинулся казацкий отряд в составе восьмидесяти человек.


Численность отряда быстро росла.




Пугачев направлялся к Оренбургу, но штурм города не удался, и казаки приступили к его осаде.



Под Оренбургом сложились зачатки организации повстанче­ского войска и управления захваченной территорией.


При «им­ператоре» находилась Военная коллегия, которая организовы­вала снабжение войск, была высшей судебной властью.



Пугачев жаловал своих сподвижников титулами «графов» и «князей».



На местах управление велось по образцу казачьего круга.




Территория, охваченная войной, быстро росла.


На помощь башкирам подошел отряд соратника Пугачева И.Н.Чики-Зарубина.



Под Челябинском стоял со своим отрядом атаман Иван Грязнов.



Отряд Ильи Арапова взял Самару.



Вождь башкир Салават Юлаев овладел Красноуфимском.




Однако затянувшаяся осада Оренбурга дала правительству время, чтобы стянуть войска.



В марте 1774 г. Пугачев был разбит и ушел на Урал.



Собрав новые силы, Пугачев устремился на запад.



12 июля 1774 г. его войско овладело предместьями Казани.



Но уже 15 июля корпус полковника И.И. Михельсона отбил город.



Пугачев с отрядом в 500 человек переправился через Волгу, что явилось сигналом к грандиозному крестьянскому бунту.



В конце августа 1774 г. под Царицыном Пугачев потерпел новое поражение от правительственных войск.



С небольшим отрядом он ушел за Волгу.



Сподвижники, понимая, что вос­стание подавлено, схватили Пугачева и выдали его властям.



10 января 1775 г. в Москве на Болотной площади Пугачев и ряд его командиров были казнены.



Причинами поражения восстания стали его стихийность, неорганизованность, слабая связь отрядов друг с другом и со штабом.



Сыграла свою роль и неясность конечных целей дви­жения.


Пугачевское восстание стало одним из звеньев борьбы крестьян с крепостничеством, приведшей в 1861 г. к его отмене.




IV. Закрепление изученного материала.


I. Вопросы:

1. Как развивалась экономика России в XVIII в.? Что способство­вало этому развитию, а что тормозило его?

2. С чем связано ухудшение положения крестьянства в XVIII в.?

3. В чем причины восстания под предводительством Е. И. Пугачева? Покажите на карте действия повстанческих войск.

4. В чем состояли особенности крестьянской войны под предводи­тельством Е. И. Пугачева? Почему она потерпела поражение?

5. Сравните выступление под предводительством Е. И. Пугачева с восстанием под предводительством С. Т. Разина, крестьянскими восстаниями в других странах. Что вы видите в этих движени­ях общего, чем они различались?



II. ВОПРОСЫ:





III. ОТВЕТ У ДОСКИ (ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС):

Задание. Заполните таблицу.

Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Способствовало экономическому развитию

Тормозило экономическое развитие

Способствовало экономическому развитию

Тормозило экономическое развитие

Способствовало экономическому развитию

Тормозило экономическое развитие








Задание. Составьте план-конспект по вопросу «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева».

План

Конспект





IV. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДАТАМИ:

1) 1725 г. – смерть Петра I;

2) 1762 - 1796 гг. – правление Екатерины II;

3) 1730 – 1740 гг. – правление Анны Иоанновны.

V. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ:

Задание. Дать определение следующим понятиям:

1) Барщина - даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника.

2) Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами.




VI. РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТОЙ:









VII. ТЕСТ.

1 вариант

2 вариант

1) Основными итогами экономического развития России в первой четверти XVIII в. были

А. развитие наемного труда и значительный рост купеческого сословия

Б. рост торгово-экономических связей с Европой

В. рост числа мануфактур и расширение объема выпускаемой продукции

Г. внедрение новых орудий труда в сельском хозяйстве и увеличение товарооборота внутри страны

Д. развитие крестьянских кустарных промыслов


1. АБД 2. БВГ 3. АВГ 4. АВД

1) На подавление какого восстания царь Петр напутствовал князя В.В. Долгорукого следующими словами: «Ходить по тем городкам и деревням… которые пристают к воровству, и оные жечь без остатку, а людей рубить, а заводчиков (зачинщиков) – на колесы и колья»?

1. восстание стрельцов в Москве

2. восстание стрельцов в Астрахани

3. восстание Кондратия Булавина

4. восстание в Соловецком монастыре


2) За кого из русских монархов выдавал себя Емельян Пугачев?

1. Ивана Антоновича

2. Петра II

3. Павла I

4. Петра III

2) В подавлении крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева не принимал участие

1. А.И. Бибиков

2. Г.А. Потемкин

3. П.И. Панин

4. А.В. Суворов

3) Один из итогов крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева

1. отмена указа о праве помещика ссылать крестьян на каторгу в Сибирь

2. восстановление самоуправления казачества

3. принятие указа об улучшении положения работных людей

4. сохранение зависимого и бесправного положения крестьян, казачества, коренных народов Поволжья и Приуралья

3) К характерным чертам в развитии промышленности во второй половине XVIII в. не относится

1. рост численности мануфактур

2. начало промышленного переворота

3. возникновение новой отрасли – хлопчатобумажного производства

4. появление крестьянского предпринимательства

4) Успешное развитие сельского хозяйства в 60 – 90 гг. XVIII в. было связано с

1. использованием новых форм труда

2. применением технических новшеств

3. сокращением налогов в пользу государства

4. освоением новых земель

4) За кого из русских монархов выдавал себя Емельян Пугачев?

1. Ивана Антоновича

2. Петра II

3. Павла I

4. Петра III

5) К основным причинам крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева относятся

А. злоупотребления ряда представителей местной власти

Б. наступление государства на казачьи вольности

В. притеснение населения национальных окраин

Г. недовольство своим положением рабочих мануфактур и крепостных крестьян

1. АБВ 2. АБГ 3. АВГ 4. БВГ

5) Основными итогами экономического развития России в первой четверти XVIII в. были

А. развитие наемного труда и значительный рост купеческого сословия

Б. рост торгово-экономических связей с Европой

В. рост числа мануфактур и расширение объема выпускаемой продукции

Г. внедрение новых орудий труда в сельском хозяйстве и увеличение товарооборота внутри страны

Д. развитие крестьянских кустарных промыслов

1. АБД 2. БВГ 3. АВГ 4. АВД

































V. Д/з. учебник Ч. 1, §44, стр. 264 – 268; конспект; словарь исторических терминов.














19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!