СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Безличные глаголы" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник Быстровой).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Безличные глаголы" 5 класс»

Харчева Т.А., учитель русского языка и литературы


Методическая разработка урока на тему «Безличные глаголы»


Класс: 5

УМК: учебник русского языка Е.А.Быстовой. Русское слово, 2014.

Тема урока: «Безличные глаголы»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать понятие о безличных глаголах.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- научиться находить в предложениях безличные глаголы,

- определять их грамматические признаки,

- разграничивать личные формы глаголов и личные формы глагола в безличном значении;

- учиться использовать безличные глаголы в речи

  1. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умений применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развитие умения формулировать проблему.

  1. Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развитие коммуникативных УУД:

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Мотивация


Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, у нас гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Когда в доме гости, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем: « Мы вместе! У нас всё получится!»

Предлагаю начать урок с девиза, который поможет нам идти по дороге знаний:

Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай,

Пробуй, ищи, свершай, достигай!

(Слайд 2)

- Слова какой части речи чаще употребляются в тексте? О какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

Приём "Оратор"

За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение темы «Глагол» просто необходимо.

Приветствуют друг друга










Отвечают на вопросы

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


Приём «Да-нетка»

1) Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать, что сделать. (Л)

2) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. (и)

3) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать. (л)

4) Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом –ся, - сь.(и)

5) Условное наклонение глагола образуется путём прибавления к форме прошедшего

времени глагола частицы ли, которая может находиться как рядом с глаголом, так

и в любом другом месте предложения. (л)

6) Глаголы в форме условного наклонения по временам не изменяются. (и)

7) На конце глаголов в форме повелительного наклонения после согласных ь не

пишется. (л)

8) Важнейшим синтаксическим признаком является то, что в предложении он обычно

служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. (и)

(Слайд 3)

- Вот видите! В вашей памяти многое уже хранится! Значит это нужно!

Работа в группах. Приём "Проведи исследование»

Прочитайте предложения, найдите глаголы и определите их лицо. Попытайтесь обнаружить сходство и различие в них. Что вы увидели нового в этом задании? Запишите результаты, проведите защиту.

  1. Светает.

  2. Настя и Митраша собираются за клюквой.

  3. Девочка берёт с собой корзинку.

  4. Митраша вспоминает про компас отца

(Слайд 4)

- Что вы будете делать с этим предложением, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.)
-  Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ)
- Значит, что нам надо сделать? (Надо подумать)

Обучающиеся самостоятельно графически обозначают правильность или ошибочность высказывания о глаголе

Находят глаголы и определяют их синтаксическую роль.

Испытывают затруднение, так как не могут выполнить задание

-Невозможно определить, кто совершает это действие, форму личных местоимений подставить нельзя

Выдвигают версии



Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.



Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.


Выявление места и причины затруднения

Проговорите вслух, что и как вы делали. Зафиксируйте тот шаг, на котором возникло затруднение. Почему это затруднение возникло (недостаточно знаний)


Не знают, какого лица будет глагол «светает»

Ставят этот глагол в форму 1 лица единственного числа и в форму 2 лица множественного числа


Личностные:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения

Подумайте, как могут называться глаголы, обозначающие действия, которые протекают без действующего лица? Подумайте, как звучит тема урока.

Попробуем построить проект выхода из этого затруднения. Какая будет цель проекта и будущих учебных действий? Используйте опорные словосочетания (приём «Помощники»)

- мы должны узнать,

- выяснить

- научиться отличать

- понять, зачем нам это нужно знать?

Предложите способы выхода из затруднения

(будем анализировать, сравнивать предложения, прочитаем материал в учебнике)

(Слайд 5)












Формулируют тему и цель урока

Тема: «Безличные глаголы»

Мы должны узнать,

что такое безличные глаголы; выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы;

научиться отличать

безличные глаголы от других глаголов.

Зачем нам это нужно знать?

Чтобы правильно употреблять безличные глаголы в устной и письменной речи, быть грамотными, образованными, а значит, успешными в жизни. Цель: устранение причины возникшего затруднения

Предлагают способы выхода из затруднения: будем анализировать. сравнивать предложения, прочитаем материал в учебнике. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.



Реализация построенного проекта - открытие новых знаний

Каждый из вас определил цель урока. Вы построили проект выхода из затруднения. Настало время для работы над материалом темы урока в группах ( Приём "Проблемный поиск")

I группа: подберите обобщающее понятие к двум группам глаголов. Обобщите результаты наблюдений и сформулируйте вывод о том, что могут обозначать безличные глаголы. Дополните кластер

Состояние природы

Состояние человека.

светает, вечереет, смеркается, будет смеркаться подморозило, холодало, дождит

знобит, лихорадит, нездоровится, хочется, не спалось, не сиделось



II группа: определите, в какой форме употреблены глаголы первой и второй групп Обобщите результаты наблюдений и сформулируйте вывод о том, в какой форме употребляются безличные глаголы Дополните кластер

III группа: проанализируйте предложение и выясните, возможно ли в безличных предложениях подлежащее. Дополните кластер. Попробуйте дать определение безличным предложениям.

С вечера всё спится,

На дворе темно.


СПИТСЯ – КОМУ? Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится

СПИТСЯ - КТО? Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе.

Слайд 6

Где мы можем проверить наши выводы? Самостоятельно прочитайте содержание

параграфа «Безличные предложения»

Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот). Дополните кластер.

Давайте составим памятку « Как определить безличный глагол»

«Как определить безличный глагол»

1. Сначала … найти в предложении … .

2. В предложении … быть только … . … попытаться восстановить … . Если это … невозможным по смыслу, то … .

3. Затем надо определить … глагола. … помнить, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и в форме ед. ч. прошедшего времени среднего рода.

Слова для справок: рекомендуется, следует, представляется, должно.




Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника.


Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сейчас вы будете работать в парах. Комментируйте свои действия поочерёдно друг другу вслух .Упражнение 354, страница 252 (письменно по рядам)

Слайд 7


Работают в парах по материалам учебника

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

  • "Составь меню"

  • "Аукцион"

  • "Феномен"

  • "Чего больше?"

  • "Реклама"

  • "Учимся сообща"

  • "Я беру тебя с собой"

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

"Цифровой диктант" («на слух» письменно (да -1, нет - 0)

1. Вечереет.

2. Я отправляюсь к речке.

3. Солнце уже закатилось.

4. Постепенно свежеет.

5. Как легко дышится.

6. Я выхожу из комнаты.

7. Осенью рано темнеет.

8. Мы выходим из школы.

9. Нам легко дышится.

10. Подморозило.

11. Стоит тишина.

12. Сегодня мне нездоровится.

Слайд 8 и 9.

Работают самостоятельно

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Физкультминутка

Видеоурок «Музыкальная физкульминутка»

Выполняют упражнения


Включение в систему знаний и повторение

Создайте миниатюру на тему "Раннее утро», взяв за основу предложения.

Раннее утро.

Меня клонило в сон с раннего вечера, и я вскоре уснул. Мне снилось, что я долго иду в темноте. За окном прогрохотало, и пришлось проснуться. Потом долго не спалось, и я вышел в сад.

Работать будете в парах. Пары, сидящие на первом ряду, представьте себе, что гроза, грохот которой слышался за окном, прошла мимо. Как можно было бы завершить этот текст?

Пары, сидящие на 2 ряду, представьте себе, что гроза только начинается. Как вы бы завершили этот текст?

Пары, сидящие на 3 ряду, представьте, что гроза была ночью. Как бы вы завершили текст?

В своих миниатюрах используйте безличные глаголы, подходящие по смыслу, из этого списка: рассвело, рассветало, светает, похолодало, заморосило, пахло, зазнобило, захотелось, взгрустнулось.

Помните, что в ваших текстах должно быть не меньше 2-х безличных глаголов.

  • Объём - 3-4 предложения.

  • Время выполнения - 2-3 минуты.

  • Чтение своих вариантов. Чей текст лучше?

Слайд 10, 11

Выполняют работу

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Рефлексия

- Какое затруднение у нас было в начале урока? (Не знали, как определить безличный глагол.)

- Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать способ определения безличных глаголов.)

- Достигли мы цели? (Да, мы узнали способ.)

- Каков результат вашей учебной деятельности? (Новый эталон.)

- мы узнали…

- выяснил…и

- научились отличать…

- поняли, зачем нам это нужно знать

Ответьте на вопросы анкеты.

На уроке я работал активно/ пассивно

Своей работой на уроке я доволен /недоволен

Урок для меня показался коротким /длинным

За урок я не устал /устал

Моё настроение стало лучше /хуже

Материал урока мне был понятен /непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен

Слайд 14


Познавательные:

применение мыслительных операций анализа и сравнения.

Регулятивные:

самооценка.


Домашнее задание

  1. Домашнее задание по выбору

  2. Упражнение № 358

  3. Найти и выписать примеры безличных предложений их фрагментов художественных произведений

  4. написать миниатюру по данному началу:

Утро морозное, ясное, и дома не сидится…

К вечеру похолодало …(с использованием безличных предложений).

Выбирают домашнее задание



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя