Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивация | Здравствуйте, ребята, сегодня урок у нас не совсем обычный, у нас гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Когда в доме гости, то это всегда волнительно. Чтобы волнение ушло, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и скажем: « Мы вместе! У нас всё получится!» Предлагаю начать урок с девиза, который поможет нам идти по дороге знаний: Не можешь – сумей, Не знаешь – узнай, Пробуй, ищи, свершай, достигай! (Слайд 2) - Слова какой части речи чаще употребляются в тексте? О какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке? Приём "Оратор" За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение темы «Глагол» просто необходимо.
| Приветствуют друг друга Отвечают на вопросы | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Приём «Да-нетка» 1) Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать, что сделать. (Л) 2) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. (и) 3) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что делать. (л) 4) Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом –ся, - сь.(и) 5) Условное наклонение глагола образуется путём прибавления к форме прошедшего времени глагола частицы ли, которая может находиться как рядом с глаголом, так и в любом другом месте предложения. (л) 6) Глаголы в форме условного наклонения по временам не изменяются. (и) 7) На конце глаголов в форме повелительного наклонения после согласных ь не пишется. (л) 8) Важнейшим синтаксическим признаком является то, что в предложении он обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. (и) (Слайд 3) - Вот видите! В вашей памяти многое уже хранится! Значит это нужно!
Работа в группах. Приём "Проведи исследование» Прочитайте предложения, найдите глаголы и определите их лицо. Попытайтесь обнаружить сходство и различие в них. Что вы увидели нового в этом задании? Запишите результаты, проведите защиту. Светает. Настя и Митраша собираются за клюквой. Девочка берёт с собой корзинку. Митраша вспоминает про компас отца (Слайд 4) - Что вы будете делать с этим предложением, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.) - Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ) - Значит, что нам надо сделать? (Надо подумать) | Обучающиеся самостоятельно графически обозначают правильность или ошибочность высказывания о глаголе Находят глаголы и определяют их синтаксическую роль. Испытывают затруднение, так как не могут выполнить задание -Невозможно определить, кто совершает это действие, форму личных местоимений подставить нельзя Выдвигают версии | Личностные: - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Коммуникативные: - умение задавать вопросы, - формулирование собственного мнения, Познавательные: - поиск и выделение информации, - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, - синтез, - выбор оснований и критериев для сравнения, - классификация объектов, - подведение под понятие, - выдвижение гипотез; их обоснование, - сравнение, сериация, классификация, синтез. Регулятивные: - планирование своих действий, - различение способа и результата действий, - внесение необходимых корректив в действие. |
Выявление места и причины затруднения | Проговорите вслух, что и как вы делали. Зафиксируйте тот шаг, на котором возникло затруднение. Почему это затруднение возникло (недостаточно знаний) | Не знают, какого лица будет глагол «светает» Ставят этот глагол в форму 1 лица единственного числа и в форму 2 лица множественного числа | Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Коммуникативные: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
Построение проекта выхода из затруднения | Подумайте, как могут называться глаголы, обозначающие действия, которые протекают без действующего лица? Подумайте, как звучит тема урока. Попробуем построить проект выхода из этого затруднения. Какая будет цель проекта и будущих учебных действий? Используйте опорные словосочетания (приём «Помощники») - мы должны узнать, - выяснить - научиться отличать - понять, зачем нам это нужно знать? Предложите способы выхода из затруднения (будем анализировать, сравнивать предложения, прочитаем материал в учебнике) (Слайд 5)
| Формулируют тему и цель урока Тема: «Безличные глаголы» Мы должны узнать, что такое безличные глаголы; выяснить, в какой форме употребляются безличные глаголы; научиться отличать безличные глаголы от других глаголов. Зачем нам это нужно знать? Чтобы правильно употреблять безличные глаголы в устной и письменной речи, быть грамотными, образованными, а значит, успешными в жизни. Цель: устранение причины возникшего затруднения Предлагают способы выхода из затруднения: будем анализировать. сравнивать предложения, прочитаем материал в учебнике. Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". Коммуникативные: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Познавательные: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
Реализация построенного проекта - открытие новых знаний | Каждый из вас определил цель урока. Вы построили проект выхода из затруднения. Настало время для работы над материалом темы урока в группах ( Приём "Проблемный поиск") I группа: подберите обобщающее понятие к двум группам глаголов. Обобщите результаты наблюдений и сформулируйте вывод о том, что могут обозначать безличные глаголы. Дополните кластер Состояние природы | Состояние человека. | светает, вечереет, смеркается, будет смеркаться подморозило, холодало, дождит  | знобит, лихорадит, нездоровится, хочется, не спалось, не сиделось  |
II группа: определите, в какой форме употреблены глаголы первой и второй групп Обобщите результаты наблюдений и сформулируйте вывод о том, в какой форме употребляются безличные глаголы Дополните кластер III группа: проанализируйте предложение и выясните, возможно ли в безличных предложениях подлежащее. Дополните кластер. Попробуйте дать определение безличным предложениям. …С вечера всё спится, На дворе темно. СПИТСЯ – КОМУ? Дополнение возможно, НАПРИМЕР, мне спится СПИТСЯ - КТО? Подлежащее невозможно, действие происходит само по себе. Слайд 6 Где мы можем проверить наши выводы? Самостоятельно прочитайте содержание параграфа «Безличные предложения» Найдите в объяснении материала несовпадения с тем, о чём было сказано на уроке (что есть в учебнике из прозвучавшего на уроке, а что отсутствует и наоборот). Дополните кластер. Давайте составим памятку « Как определить безличный глагол» «Как определить безличный глагол» 1. Сначала … найти в предложении … . 2. В предложении … быть только … . … попытаться восстановить … . Если это … невозможным по смыслу, то … . 3. Затем надо определить … глагола. … помнить, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени и в форме ед. ч. прошедшего времени среднего рода. Слова для справок: рекомендуется, следует, представляется, должно. | Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя правило из учебника. | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Сейчас вы будете работать в парах. Комментируйте свои действия поочерёдно друг другу вслух .Упражнение 354, страница 252 (письменно по рядам) Слайд 7 | Работают в парах по материалам учебника | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. | "Составь меню" "Аукцион" "Феномен" "Чего больше?" "Реклама" "Учимся сообща" "Я беру тебя с собой" | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | "Цифровой диктант" («на слух» письменно (да -1, нет - 0) 1. Вечереет. 2. Я отправляюсь к речке. 3. Солнце уже закатилось. 4. Постепенно свежеет. 5. Как легко дышится. 6. Я выхожу из комнаты. 7. Осенью рано темнеет. 8. Мы выходим из школы. 9. Нам легко дышится. 10. Подморозило. 11. Стоит тишина. 12. Сегодня мне нездоровится. Слайд 8 и 9. | Работают самостоятельно | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - планирование своих действий в соответствии с задачей, - учёт правил в контроле способа решения, - осуществление итогового и пошагового контроля по результату. - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
Физкультминутка | Видеоурок «Музыкальная физкульминутка» | Выполняют упражнения | |
Включение в систему знаний и повторение | Создайте миниатюру на тему "Раннее утро», взяв за основу предложения. Раннее утро. Меня клонило в сон с раннего вечера, и я вскоре уснул. Мне снилось, что я долго иду в темноте. За окном прогрохотало, и пришлось проснуться. Потом долго не спалось, и я вышел в сад. Работать будете в парах. Пары, сидящие на первом ряду, представьте себе, что гроза, грохот которой слышался за окном, прошла мимо. Как можно было бы завершить этот текст? Пары, сидящие на 2 ряду, представьте себе, что гроза только начинается. Как вы бы завершили этот текст? Пары, сидящие на 3 ряду, представьте, что гроза была ночью. Как бы вы завершили текст? В своих миниатюрах используйте безличные глаголы, подходящие по смыслу, из этого списка: рассвело, рассветало, светает, похолодало, заморосило, пахло, зазнобило, захотелось, взгрустнулось. Помните, что в ваших текстах должно быть не меньше 2-х безличных глаголов. Слайд 10, 11 | Выполняют работу | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
Рефлексия | - Какое затруднение у нас было в начале урока? (Не знали, как определить безличный глагол.) - Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать способ определения безличных глаголов.) - Достигли мы цели? (Да, мы узнали способ.) - Каков результат вашей учебной деятельности? (Новый эталон.) - мы узнали… - выяснил…и - научились отличать… - поняли, зачем нам это нужно знать Ответьте на вопросы анкеты. На уроке я работал активно/ пассивно Своей работой на уроке я доволен /недоволен Урок для меня показался коротким /длинным За урок я не устал /устал Моё настроение стало лучше /хуже Материал урока мне был понятен /непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен Слайд 14 | | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. |
Домашнее задание | Домашнее задание по выбору Упражнение № 358 Найти и выписать примеры безличных предложений их фрагментов художественных произведений написать миниатюру по данному началу: Утро морозное, ясное, и дома не сидится… К вечеру похолодало …(с использованием безличных предложений). | Выбирают домашнее задание | |