Иванова Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Кошки-Теняковская ООШ Буинского муниципального района РТ»
Методическая разработка урока «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные»
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Необходимое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки индивидуальной работы, проектор, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте.
Повторение знаний и умений. (Слайд 2-3 ).
(К доске выходят 3 человека. Каждый из учеников отвечает на два вопроса).
1) Дайте определение имени прилагательного.
2) Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
3) На какие две группы делятся степени сравнения прилагательных? Как образуются степени сравнения?
4) Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы -н- ?
5) Как определить, когда нужно писать о, а когда – е после шипящих в окончаниях и в суффиксах прилагательных?
6) Какие сложные прилагательные пишутся слитно, а какие – через дефис ?
Работа по карточкам.
К №1. 1) Образуйте сложные прилагательные от данных слов. Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; бледный, красный, щёки. 2) Вставьте пропущенные буквы. Немец..ий, белорус..ий, киргиз..кий, казац..ий, француз..ий. К № 2. 1) Образуйте сложные прилагательные от данных слов. Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый. 2) Вставьте пропущенные буквы. Турец..ий, индус..ий, одес..ий, матрос..ий, украин..ий, кельт..ий. |
4.Работа с материалом урока. (Слайд 4).
-Послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и скажите, о какой части речи в нем говорится?
Строгий порядок при счете их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы Который? И Сколько?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
Ответ: имя числительное
Слайд № 1
-Верно. Итак, ребята, запишите, пожалуйста, число и тему нашего урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
- Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить в течение урока?
- Давайте вернемся к стихотворению, посмотрите, пожалуйста, на экран. Какую информацию о числительном мы можем извлечь из данного текста?
Ответ: отвечают на вопросы Который? Сколько?; склоняются; знают порядок при счете.
Слайд 5
- Выполним упражнение. Как вы думаете, ребята, что обозначают числительные в данных примерах?
Восемь;
Восемь деревьев;
Восьмой ряд.
Ответ: восемь - число, восемь деревьев – количество предметов, восьмой ряд – порядок при счете.
Слайд № 6
- Выпишите только числительные. Что у вас получилось? Почему не выписали остальные слова?
Два, пятак, пять, пятый, утроить, три, тройной, двойка, удвоить, двойник, второй
Ответ: слова относятся к другим частям речи.
- Какие это части речи, назовите их. На какие вопросы они отвечают? А числительное?
Учитель: - Один, пять, пятнадцать, три миллиона двести пятьдесят тысяч сто сорок два – эти слова, обозначающие числа, - имена числительные.
Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей.
Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость.
-Что такое имя числительное?
Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?).
Общее грамматическое значение числительного – число, количество предметов и порядок их при счёте.
-На какие разряды они делятся?
По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:
1) Количественные числительные
(пять, двадцать три)
2) Порядковые числительные (пятый, сотый)
- Как изменяются?
Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два).
Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.
-Какими членами предложения могут быть?
Синтаксические признаки числительных.
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями.
5.Объяснение нового материала. (Слайд 7-8)
- Посмотрите, пожалуйста, на экран, скажите, чем между собой отличаются числительные?
Один, одиннадцать, сто одиннадцать
-Один состоит из одного корня.
Одиннадцать образовано от выражения один на дцать и означает один сверх десяти. Десять в произношении изменилось в дцать.
- Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.
- Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли ( что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;
три + на + дцать = тринадцать
Слайд 9
- Числительные, состоящие из одного слова и из одного корня, называются простыми.
- Числительные, состоящие из одного слова, но образованные сложением 2-х и более корней, называются сложными (их сложили из нескольких корней)
- Числительные, состоящие из 2-х и более слов, называются составными (их составили из нескольких слов)
6.Физминутка.
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько дали?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — кто выходит?
Аты-баты — ты да я.
- Докажите, что данные числительные простые; сложные; составные.
7. Закрепление.
Слайд № 10,11
- Выполним упражнение. Цифрами записаны числительные. Укажите номер строчки, в которой все числительные являются 1) простыми, 2) сложными.
1) 19, 15, 17
2) 8, 1000, 100, 1
3) 19999, 300, 4, 100
4) 3, 29, 18, 41
1) 19, 15, 17
2) 8, 1000, 100, 1
3) 19999, 300, 4, 100
4) 3, 29, 18, 41
Слайд № 12
- Сейчас, я предлагаю вам заполнить таблицу. Поместите, пожалуйста, расположенные на доске числительные в нужную колонку: простое, сложное или составное.
Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч, пять.
- Ребята, скажите, пожалуйста, на каких уроках вы встречаете имена числительные?
8. Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными. (Возможные варианты). (Слайд 13).
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Семь пядей во лбу.
Один в поле не воин.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед – один ответ.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Запоминаем слова. (Слайд 14).
Слова одиннадцать, миллион, миллиард пишутся с удвоенной согласной.
Напишите три словосочетания с этими словами.
Резерв.
Задания на проверку. Тест.
Найдите числительное.
А) двойной Б) утроить В) семёрка Г) пятый
2) Найдите составное числительное.
А) пятнадцатого Б) двухмиллионный В) пятисотый Г) двести сорок пять
3) Какое утверждение является неверным?
1)Числительные делятся на количественные и порядковые.
2) Имена числительные изменяются по падежам.
3) Имена числительные могут быть различными членами предложения.
4) числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.
Ответы: 1) – Г; 2) – Г; 3) – 4.
Итоги урока.
- На какие группы делятся числительные?
- Чем отличаются простые числительные от составных?
Домашнее задание. § 6 стр. Выучить группы числительных по строению.
Выписать из газет или журналов 5 предложений с числительными, различными по своему строению.