СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Многообразие простейших"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть использован при обобщение темы "Простейшие". 

  • Урок позволяет на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом сформировать научное понимание особенностей строения и процессов жизнедеятельности простейших, создать современное представление о многообразии простейших, их классификации.
  • Определить общие признаки простейших.
  • Выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.
  • Выявить биологические особенности строения и процессов жизнедеятельности (питание, размножение) паразитических простейших.

При рассмотрении многообразия, строения и размножения простейших особо подчеркнуть их место и практическую роль в природе и в жизни человека

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Многообразие простейших"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48

имени Героя России Д. С. Кожемякина

города Ульяновска












Проект урока

10 октября 2012



Тема № 3. Подцарство Простейшие (Protozoa)

Урок № 4 (12). Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Обобщение знаний по теме 3 «Подцарство Простейшие»


Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, расширить и закрепить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в биосфере.


Задачи урока.

1. Образовательные.

  • На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом сформировать научное понимание особенностей строения и процессов жизнедеятельности простейших, создать современное представление о многообразии простейших, их классификации.

  • Определить общие признаки простейших.

  • Выявить основные отличия между представителями различных классов простейших.

  • Выявить биологические особенности строения и процессов жизнедеятельности (питание, размножение) паразитических простейших.

  • При рассмотрении многообразия, строения и размножения простейших особо подчеркнуть их место и практическую роль в природе и в жизни человека


2. Развивающие.

  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация).

  • Создание условий для развития речи обучающихся, развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного материала.

  • Обеспечение овладения всеми видами памяти.

  • Развитие познавательного интереса к предмету.

  • Развитие самостоятельности.

  • Развитие умения работать с интерактивными средствами обучения.

  • Развитие умения в интерактивном режиме работать с таблицами, схемами, рисунками, текстами.

  • Развитие умения работать с дополнительной литературой.


3. Воспитательные.

  • Формирование культуры умственного труда.

  • Работа по эстетическому воспитанию.

  • Прививать экологическую культуру учащимся.

  • Воспитание бережного отношения к природе и к своему здоровью.

  • Профилактика заболеваний, вызванных простейшими.

Оборудование.

  1. Инструкция ScreenMedia I-82SA.

  2. Компьютер.

  3. Проектор.

  4. ПО Smart Notebook 11 (2012).

  5. Презентация «Многообразие простейших».


Доска в начале урока __________________________________________________________________


Число Тема Д/з


Цель: Повторить, обобщить, систематизировать, расширить и закрепить знания о многообразии простейших в связи с обитанием в различных средах, показать их роль в биосфере.

___________________________________________________________


Тип урока. Урок обобщения знаний.


Методы проведения.

  1. Словесные (рассказ учителя на основе демонстрации презентации, беседа с опорой на знания, полученные при изучении предыдущих тем).

  2. Наглядные (презентация).

  3. Практические (работа с интерактивной доской).


План урока.


I. Организация начала занятий.

Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке.


Проверить у учащихся готовность к уроку, на столах должны быть тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности.


II. Проверка выполнения домашнего задания.

Дидактическая задача. Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

III. Подготовка к основному этапу занятий.

Дидактическая задача. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.


Мы еще раз убедились, что бактерии настолько уникальны, что образуют отдельное царство. Какие царства живой природы вам известны?


Учитель. Я хочу вам предложить небольшую историю о любознательном голландском мальчике. В семье голландского ремесленника в 1632 году родился мальчик, который получил имя Антони. Мальчик вырос, и родители определили его к суконщику “зарабатывать деньги”, но мальчика привлекали стеклянные шарики. Рассматриваемые через них предметы приобретали странные формы. Все свободные минуты Антони шлифовал линзы. В конце концов, он отшлифовал линзу, которая увеличивала в 270 раз.

Вопрос. О каком мальчике идет речь? (Антони ван Левенгук)

Учитель. Послушаем отрывок из его письма к членам Лондонского: королевского общества: “… Одни носились по воде как рыбки, другие – вращались как бы в вихре, числом их было гораздо больше, третьи носились туда и сюда, подобно тучам летающих комаров и мушек. Мне казалось, что их несколько тысяч в рассматриваемой капле, которая была величиной не более песчинки...” То были одноклеточные животные!

Учитель. На предыдущих уроках мы с вами приступили к изучению царства живой природы – это царство Животные. Познакомились с первыми представителями. Назовите их.

Ученик. Амеба обыкновенная, эвглена зеленая, инфузория-туфелька.

Запись в тетради: число, тема урока.


Задача нашего сегодняшнего урока - познакомиться с многообразием простейших и определить их роль в природе.



Интерактивное задание. Определите таксономическую единицу амебы обыкновенной в системе органического мира.

Учитель. Всех изученных простейших можно отнести к трем классам. Назовите их. (Саркодовые, Жгутиконосцы, Инфузории).

Интерактивное задание. Распределите изображенных на картинках простейших по трем группам.

Учитель. Прежде, чем мы вспомним строение простейших, проведем терминологический тест: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы, псевдоподии, фототаксис, циста, колония, раздражимость, конъюгация, гидробионты.

Интерактивное задание. Теперь вспомним строение основных представителей подцарства Простейшие.

Интерактивное задание. Заполним таблицу «Сходство и различия простейших».

Органоиды

П р о с т е й ш и е

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1.Оболочка

+

+

+

2.Цитоплазма

+

+

+

3 Ядро

+

+

+(2)

4. Ложноножка

+

-

-

5. Жгутик

-

+

-

6. Ресничка

-

-

+

7.Пищеварительная вакуоль

+

-

+

8.Сократительная вакуоль

+

+

+(2)

9.Ротовое отверстие

-

-

+

10.Порошица

-

-

+

11.Хлоропласты

-

+

-

12.Светочувствительный глазок

-

+

-

Учитель. Они такие разные, по каким признакам их объединили в одну группу?

Ученик. Признаки Простейших:

  1. Микроскопические размеры.

  2. Одноклеточные.

  3. Клетка функционирует как самостоятельный организм (питание, дыхание, обмен веществ, размножение).

  4. Водная среда обитания.

Интерактивное задание: Подведем итоги. Интерактивная игра «Что вам известно о простейших?» Составьте слова из предложенных букв, используя ключ.

Вопросы игры.

  1. Внутреннее жидкое содержимое клеток (цитоплазма)

  2. Пузырек, где происходит пищеварение амебы (пищеварительная вакуоль).

  3. Органоид, с помощью которого у амебы происходит выделение избытка воды в окружающую среду (сократительная вакуоль).

  4. Плотная защитная оболочка (циста)

  5. Орган движения амебы (псевдоподии).

  6. Способ размножения амебы (деление).

  7. Класс, к которому относится амеба обыкновенная (Саркодовые).

  8. Простейший одноклеточный организм, занимающий промежуточное положение между растениями и животными (эвглена).

  9. Колониальный организм (вольвокс).

  10. Орган движения эвглены зеленой (жгутик).

  11. Пигмент зеленого цвета, участвующий в процессе фотосинтеза (хлорофилл).

  12. Светочувствительный глазок (стигма).

  13. Способ питания эвглены зеленой (миксотрофный).

  14. Половой процесс у инфузорий (конъюгация).

  15. Функция микронуклеуса (передача наследственной информации).

  16. Орган выделения у инфузорий (порошица).

  17. Органы движения инфузорий (реснички).

  18. Свойство организма реагировать на изменения, происходящие в окружающей среде (раздражимость).

Учитель. Внимание на экран. (На экране изображение коровы.) Какое отношение имеет это прелестное животное к нашей теме?

Ученик. Оказывается, что многие жвачные животные (крупный рогатый скот, верблюды, овцы, антилопы) постоянно жуют. Желудок этих животных устроен очень сложно, он состоит из нескольких отделов. Сначала пища поступает в рубец, здесь пищеварительный сок не выделяется, зато здесь живет огромное количество инфузорий и бактерий, которые и переваривают целлюлозу, скатывая её в шарики, которые в свою очередь скатываются в другой отдел желудка – сетку, а оттуда снова в рот. Это и есть та «жвачка», которую усердно пережёвывают животные. Затем пища вновь проглатывается в следующий отдел желудка – книжку, а из неё – в сычуг. Где и окончательно переваривается под действием пищеварительного сока. (Смотри таблицу «Строение желудка крупного рогатого скота»). Ю.И.Полянский пишет: «Если взять каплю содержимого рубца и рассмотреть её под микроскопом, то в поле зрения инфузории буквально кишат. Трудно даже в условиях культуры получить такую массу инфузорий. Количество инфузорий в 1куб.см содержимого рубца достигает миллиона, а нередко и более» Масса всех инфузорий в желудке коровы может достигать 3 кг.

Учитель. Как называется тип взаимоотношений, при котором оба организма получают пользу? (Симбиоз)

Учитель. Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма и ответим на вопрос, о каких организмах этот фильм (инфузория, амеба, фораминиферы, радиолярии).

Видеофрагмент «Простейшие».

Учитель. Но был организм, которого вы не смогли назвать, это – споровики. О них я вам сейчас расскажу.

Демонстрация. Схема «Цикл развития малярийного плазмодия».

К числу споровиков относятся исключительно паразиты. Какие только животные не страдают от споровиков. Самая известная болезнь вызываемая споровиками – малярия (лат. “дурной воздух”). В прежние времена люди думали, что причина болезни – ядовитые болотные испарения. Другое название у малярии – болотная лихорадка. Как выяснилось в конце XIX века, малярия, действительно, отчасти связана с болотами, но не с их испарениями, а с живущими в болотной местности комарами, которые являются разносчиками болезни. Течение болезни необычно. У заболевшего озноб, настолько сильный, что даже тепло укрытому человеку невозможно согреться. Затем озноб сменяется жаром, сильно повышается температура, затем человек здоров. Однако каждый третий день приступ повторяется. Особенно опасна тропическая лихорадка, когда приступ повторяется каждый день. Постепенно человек слабеет, у него развивается малокровие. В начале XX века малярией болели более 100 млн. человек, каждый сотый заболевший – умирал.

Причина заболевания была установлена – это малярийный плазмодий. Простейшее из класса Споровиков. Если посмотреть в микроскоп на клетки крови больного малярией (эритроциты), то можно увидеть в них похожих на амеб маленьких паразитов, выедающих эритроциты внутри. Поедая гемоглобин, они растут, а потом делятся. Каждая дает 8-16 потомков. После этого клетка эритроцита лопается, и паразиты оказываются в кровяном русле. Это происходит не с одним эритроцитом, а с большим количеством, и их развитие вызывает у человека озноб. Когда они попадают в кровяное русло, туда же попадают вредные вещества, от отравления ими у человека повышается температура. Паразит вновь внедряется в клетки крови и человек чувствует себя лучше. Однако, чтобы завершить цикл развития, необходимо вернуться в тело малярийного комара. Малярийный плазмодий теплолюбив и в холодном климате в теле комаров не развивается, а вот в теплом и влажном климате чувствует себя хорошо. Поэтому, если поехали в экзотическую страну – сделайте прививку! Бережно относитесь к своему здоровью!

Учитель. Какой тип взаимоотношений здесь представлен? (Паразитизм)

Учитель. Назовите изученных вами на предыдущих уроках простейших, ведущих паразитический образ жизни.

Учитель. Подведем итоги.

  1. Клетка простейших выполняет функции самостоятельного организма.

  2. Жидкая среда обитания (вода, почва, организм).

  3. Движение при помощи

а) псевдоподий;

б) жгутиков;

в) ресничек.

  1. Питание

а) гетеротрофно;

б) Автотрофно;

в) миксотрофно.

Учитель. Мы познакомились с разными представителями одноклеточных животных. Осталось сделать вывод о том, какова их роль в природе.

Значение простейших. (По рисункам на слайде: фораминиферы, инфузория, эвглена, больной сонной болезнью, биолаборатория.)

а) цепи питания (поедают бактерий, микроводоросли, пища для рачков и мальков).

б) образование осадочных пород.



VIII. Обобщение и систематизация знаний.

Дидактическая задача. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.


Итог занятия.

Учитель. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с многообразием простейших и выяснили их значение в природе и жизни человека.


VIII. Подведение итогов занятия.

Дидактическая задача. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.


Учитель подводит итог урока, дает оценку готовности класса к уроку, активности учащихся на уроке, оценивает объем выполненной работы.

На следующем уроке мы приступим к изучению более высокоорганизованной группе живых организмов подцарства Многоклеточные.


IX. Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Дидактическая задача. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.


В борьбе с указанными заболеваниями наиболее существенная роль отводится профилактике, которая базируется на знании жизненных циклов патогенных простейших. В тетради составить памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими».

Д/з. §12, в.1-3 с.54 (устно).











Физкультминутка




Дополнительная литература


1. Программно-методические материалы Биология 6-11 классы 2-е издание Москва, «Дрофа», 1999 год.

2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок часть 1, «Учитель», 2005 год.

3. О.А. Пепеляева, И.В.Сунцева Поурочные разработки по биологии, «ВАКО», Москва,2004 год.

4. Г.И. Лернер Уроки биологии, Тесты, вопросы, задачи, Москва, «Эксмо» 2005 год.

5. И.Х.Шарова Зоология беспозвоночных, Москва, «ВЛАДОС».1999 год.

6. В.И.Ярыгин Биология, Москва, «Медицина»,1985 год.

7. Виртуальная школа Кирилла и Мифодия Уроки биологии Животные V SCHOOL. Ru.

8. Электронный атлас для школьника Зоология 7-8 классы, Новый диск, www.nd.ru.

9. Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А Дмитриева. Разнообразие живых организмов. Методические рекомендации. «Сфера». 7 класс, М.,»Просвещение», 2008 г.