4. Изучение нового материала — 25 мин. | Итак, тема нашего занятия: «Наркомания и токсикомания». Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, что такое наркомания и токсикомания? Я надеюсь, что ответ этот вопрос вы получите при изучении этой темы. «Ребята, что такое токсикомания?» Подростки уединяются в места, где никто не будет мешать ингаляциям, иногда часами увлечены подобными видениями. При ослаблении опьянения, уменьшении степени оглушенности, прекращении видений, склонны бывают "добавлять дозу" вдыхаемого вещества. Если же в эти моменты им кто-то мешает, особенно препятствует продолжению ингаляции, обычно озлобляются, отталкивают от себя, проявляют агрессию. Подышав несколько минут, ингаляцию прерывают, но еще в течение 5-20 мин могут продолжаться визуализированные представления. Затем ингаляцию могут повторять. Протрезвление на стадиях эйфории и визуализации представлений при прекращении ингаляций происходит довольно быстро - от нескольких минут до получаса. Даже запах пятновыводителя в выдыхаемом воздухе исчезает сравнительно скоро. Во время этих состояний подростки производят впечатление оглушенных, они как бы отключаются от окружающего. Словно оцепенелые, сидят они с опущенной головой. Глаза полузакрыты, на лице - застывшая улыбка, на обращение почти не реагируют, отмахиваются, что-то невнятно бормочут. «Ребята, какие бывают последствия при тяжелом отравлении?» При тяжелом отравлении, вслед за онейроидным оглушением, может последовать сопор, а затем кома. Сильный запах ацетона изо рта позволяет распознать природу этих бессознательных состояний. Иногда сопору и коме предшествует внезапная смена эйфории на аффект страха ("страх смерти"). Онейроидные состояния длятся по несколько часов и сменяются тяжелой астенией с раздражительностью и апатией. Об онейроидных переживаниях сохраняются достаточно яркие воспоминания. Мало того, иногда создается впечатление, что в последующие дни подросток живет этими воспоминаниями Легкие степени опьянения ацетоном вызывают только эйфорию и визуализацию представлений, аналогичные ингаляциям пятновыводителя. С первых моментов интоксикации начинаются элементарные зрительные (фотопсии) и слуховые (акоазмы) расстройства. Видятся яркие цветные полосы, круги, вспышки. Слышатся гудение, жужжание, звон, скрежет, какие-то неясные шумы, иногда звуки совершенно неразборчивой речи. Могут возникать галлюцинаторные переживания, связанные с чувством равновесия: кажется, что летят в пропасть, что стены и потолок вокруг качаются, грозят обвалиться. К этим расстройствам нередко добавляются выраженные вегетативные симптомы - внезапная фонтанообразная рвота, сильное головокружение, чувство дурноты, тахикардия, гиперемия лица, сменяющаяся резкой бледностью. Может случиться обморок. «Ребята, какие есть особенности злоупотребления ингалянтами?» Имеются также возрастные и половые особенности злоупотребления ингалянтами. Большинство начинают злоупотреблять в младшем или среднем подростковом возрасте (12-14 лет), иногда даже еще в 9-II лет. Впоследствии большая часть прекращают ингаляции. Некоторые из них переходят к злоупотреблению алкоголем или другими токсическими веществами. Именно 'предпочтительным возрастом можно объяснить преобладание среди ингалирующихся школьников. Ингалянтами злоупотребляют мальчики. Девочки среди обследованных составили только около 3 %. Еще одной особенностью злоупотребления ингалянтами является их региональное и ограниченное во времени распространение. Одни вещества становятся "модными" среди подростков в некоторых городах и местностях и отсутствуют в других, где могут использовать иные вещества. С годами одни ингалянты сменяются другими и в одной и той же местности. Мотивацией злоупотребления чаще всего служит любопытство, желание испытать неизведанные переживания и ощущения, а также комфортность со "своей" группой сверстников. Изобилие свободного времени, неумение себя чем-либо занять, скука являются предрасполагающими факторами. К ним можно также отнести несостоятельность в учебе и связанные с ней прогулы от нежелания учиться, быть посмешищем в классе. послужить лишь поводом для быстро проходящего любопытства. Существуют специальные рецепторы, а также ферментативные и иммунные механизмы, участвующие в обмене и утилизации этих веществ. С ними в первую очередь связываются патогенетические механизмы физической зависимости. Токсические вещества, содержащиеся в ингалянтах, в норме в организме не содержатся. Они вызывают динамические нейромедиаторные и структурные изменения в нервных клетках. «Ребята, что такое наркотик?» Чтобы определить наркотик, нужно сначала дать определение наркомании вообще. Наркомания – не болезнь в прямом смысле этого слова. Это тотальное нарушение физического и психического здоровья человека, поражение его личности, потеря лучших нравственных качеств и собственного «я» вследствие употребления наркотиков. Наркомания как патологическое состояние необратима, и негативные изменения в душе наркомана остаются с ним навсегда. Понятие «наркотик» также неоднозначно и делится на медицинское и юридическое. Медицинское понятие звучит так: это химическое вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры. C юридической точки зрения употребление, хранение, изготовление, распространение наркотических веществ считается преступлением и преследуется по закону. Это вещества, способные вызывать эйфорию, психическую или физическую зависимость, приносящие вред здоровью и психике, опасные при широком распространении среди населения, и вещества, не традиционные в данной культуре. В нашей стране наркотиками признаны: алкалоиды опиума (морфин, кодеин), синтетические опиоиды (героин, промедол и т. д.), некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его производные, фенамин, перветин, эфедрин и другие амфетамины); галлюциногены или психоделические вещества (анаша, марихуана), ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилоцибин, фенциклидин; психостимуляторы с галлюциногенным компонентом действия (экстази). В нашей стране уже было несколько эпидемий наркоманий и токсикоманий – опийная, эпидемия снотворных средств и транквилизаторов, сочетания препаратов разных групп, органических растворителей, стимуляторов. В наши дни стать наркоманом не так уж трудно. Есть такое понятие «контагилозность». Оно означает, что каждый взрослый наркоман приобщает к наркомании примерно 10 человек для того, чтобы расширить круг своих «клиентов» в рамках наркобизнеса. Чаще всего 9 человек из 10-подростки. Случаи, когда их начинает принимать взрослый человек, единичны. «Ребята, а каковы последствия приема наркотиков?» Остановка приема вещества приводит к тяжелому состоянию, называющемуся абстинентным синдромом или просто «ломкой». При различных формах наркомании ломка проявляется по разному, но при любой форме это крайне болезненное и мучительное состояние, справиться с которым больной человек не в состоянии. Его мучают постоянные поносы с болями в животе, многократная рвота желчью, боли в мышцах, суставах, пояснице. Больных также гнетет тягостное чувство безвыходности, они находятся в депрессии. На этой стадии заболевания происходит наибольший процент суицидов. На 3-й стадии происходит психическая и физическая деградация личности, тяжелые и необратимые изменения в организме, человек становится инвалидом. Отсутствие желаемого эффекта от введения вещества, наряду со снижением устойчивости к нему, часто приводит к передозировке и гибели. | Учащиеся записывают название темы занятия. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради определение токсикомания. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради последствия при тяжелом отравлении. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради особенности злоупотребления ингалянтами. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради определение наркотик. Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Учащиеся записывают в тетради последствия приема наркотиков. | Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает учащихся на изучение нового материала. Изучение нового материала начинается с вопроса: «Что такое токсикомания?» Преподаватель обращает внимание на последствия при тяжелом отравлении. Преподаватель обращает внимание на особенности злоупотребления ингалянтами. Преподаватель обращает внимание на определение наркотик. Преподаватель обращает внимание на последствия приема наркотиков. |