Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.
Форма: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: Приобрести навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни.
Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).
Воспитательные:
Образовательные:
учить детей видеть художественный образ в архитектуре;
научить определять характер здания;
формировать умение самостоятельно находить решения задач, отвечающих выбранной технике;
разобраться в понятиях – цвет, отделка, форма.
Развивающие:
развивать память, внимание, кругозор учащихся;
развивать творческое и художественное мышление, фантазию;
развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища
по классическим критериям.
Методы:
а) на усвоение знаний:
б) на прочность знаний:
в) на повышение интереса к предмету:
План урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка познавательной задачи.
3. Объяснение нового материала.
4. Игры «Чей дом», игры – закрепление нового материала.
5. Вывод и объяснение творческого задания.
6. Самостоятельная работа детей.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
2. Сообщение темы урока…..
3. Что такое здание? (ответы детей, показ презентации)
Что такое характер человека? (ответы детей, показ презентации).
По аналогии – характер здания (ответы детей).
Вывод: характер человека бывает разный - мужественный, добрый, злой….
Так и о здании можно сказать, что оно тоже может иметь характер, а определить его можно, внимательно посмотрев на здание. Здание грустное, величественное, мрачное и т.д. Посмотрите, ребята, на это здание. Попробуйте рассказать о характере этого здания (презентация).
(Ответы детей)
Вывод: Вид здания – характер его (форма, цвет, отделка) - выражают отношение людей к жизни, к тому, что они создают.
На доске показаны домик и его хозяин, зачитывается текст.
Отгадать, о ком этот текст, из какого произведения, автор произведения и как характер хозяина совпадает с характером домика.
«Это милые забавные человечки, мужчины, одетые в голубые бархатные кафтаны и узкие панталоны. Ростом были не выше Элли. На ногах у них блестели ботфорты с отворотами. Но больше всего Элли понравились остроконечные шляпы. Их верхушки украшали хрустальные шарики, а под широкими полями шляп нежно звенели маленькие бубенчики.
Кое-где виднелись круглые домики. Крыши их были похожи на остроконечные шляпы…
На крышах сверкали шарики. Домики были выкрашены в голубой цвет….»
Ответ: живуны и их домики…
А теперь послушайте описание дома или дворца, а вот кто в нем живет, вы мне назовете.
«….Стенами дворца были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры, сто с лишним зал тянулись одна за другой, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием и самая большая простиралась на много – много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах….»
Ответы детей – подробные (характер здания и его хозяйки)
Итог: Холодное, могущественное, злое, белое… Образ здания полностью совпадает с характером снежной королевы - хозяйки этого дворца.
4. ИГРЫ «ЧЕЙ ДОМ?»
На доске геометрические фигуры разного цвета (белый, красный, черный, голубой…)
Задание: собрать домик доброго героя….
собрать домик злого героя…..
В диалоге с детьми учитель подводит итог задания….
Вывод: Значит: ФОРМОЙ, ОТДЕЛКОЙ, ЦВЕТОМ - можно передать характер здания.
ИГРЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ
А) Задание: На доске находятся несколько зданий.
Глядя на цвет, форму, отделку
определить, кому этот дом
принадлежит?
Б) Задание: Опишите, какой может быть дом у…
- Царевны Лебедь….
- У Водяного…
- Далее по времени….
5.Вывод и объяснение творческого задания (нарисовать домик для…).
1 колонка 2 колонка 3 колонка
а) Царевны – Лебедь а) Бабы Яги а) Добрых молодцев
б) Дюймовочки б) Кощея Бес. б) Богатырей
в) Золушки в) Водяного г) Снегурочки г) Царя Гвидона
д) Доброй феи
Пояснение: Рисунки должны быть крупными, листок расположен по принципу…..
6. Творческая работа детей.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставка детских рисунков.
Список использованной литературы:
1. «Изобразительное искусство» Н.А.Горяева, Н.А.Неменская, А.С.Питерских. Москва «Просвещение», 2008.
2. «Первые шаги в мире искусства» Н.А.Горяева,Москва «Просвещение»,1991.
3. «Хочу узнать и нарисовать тебя мир» К.В.Дитмар, Москва, «Просвещение»,1993.