СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с основными понятиями : счастье, притча, смысл жизни. Создать условия для правильного представленияо смысле человеческой жизни и счастье.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по ОРКСЭ»

План-конспект

урока по курсу ОРКСЭ

по модулю «Основы светской этики»

Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тип урока: комбинированный урок: первичное знакомство с новым материалом и сопутствующее повторение.

Цель: расширение образовательного пространства и системы нравственных ценностей через введение понятий «счастье» и «смысл жизни», создание условий для правильного представления и восприятия учащимися смысла жизни и счастья.

Задачи:

  • формировать представление о счастье и смысле жизни;

  • формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым;

  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;

  • развивать умение аргументировать свою точку зрения;

  • продолжать обучение построению рассуждений;

  • формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстративный ряд.з

Основные термины и понятия: смысл жизни, счастье, притча.


Ход урока.

1. Организация деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.

-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)

2. Нацеливание. Объявление темы.

а) Слушают притчу о счастье:

-Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

-Слушаем притчу ,,,,,

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат, подойдя к яме,наклонился:

— А Тебе что нужно? — спросило Счастье.

— Что нужно Тебе? — переспросил брат.

— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

б) работа над содержанием, ответы на вопросы:

- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) ( эта притча о счастье)

-Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?

- Как вы думаете , почему счастье побежало за третьим братом? Как бы вы поступили на его месте?

-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?

3. Решение проблемы , открытие новых знании:

а) Показ слайдов:

Слайд №1

Задание.

- Ребята, посмотрите на экран и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?

Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающееся)

- Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом?

Ответы детей ( они счастливы)

б) слово учителя: «Счастье - состояние полноты существования

в) работа с цветиком-семицветиком:

-А сейчас посмотрите, что я принесла на урок .ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.

-На каждом лепестке этого цветочка записано слово, которое является определением к счастью.

-А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В.Катаев)

-Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя

Лети, лети лепесток через запад на восток,…

-А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)

-Почему это желание стало полезным? ( она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)

-Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)

-Давайте посмотрим какое слово записано на первом лепестке (здоровье, помощь, добрые дела, мама, семья, труд, дружба, любовь)

Для некоторых людей счастье это –здоровье, для других,…….

-Последний лепесток остался пустым. Слово для этого лепестка Вы придумаете сами, ведь у каждого человека свое счастье. (учитель раздает цветные стикеры на которых ребята пишут одно слово, что для них счастье, а затем клеят на общий лепесток)

г) Разнообразие смыслов жизни :

-А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни. Подумайте ,что такое смысл жизни? (Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить)

Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»

-Ребята, каждый день вы ставите перед собой разные цели : справиться с контрольной работой, победить в игре, помириться с приятелем и т.д. Вы растете и вместе с вами «вырастают» ваши цели и мечты : поступить в институт, найти хорошую работу, создать семью. Со временем среди небольших каждодневных целей появляется главная. Ради неё человек готов действовать , улучшать самого себя. Эту главную цель называют смыслом жизни. У каждого человека он свой.

- Для чего человек живёт на свете? Зачитайте свои ответы, дополните их теми ответами, с которыми вы согласны.

  • чтобы нести людям радость

  • чтобы не быть пустоцветом

  • хочу стать настоящим человеком

  • чтобы защищать Родину

  • чтобы радовать маму

  • чтобы продолжить свой род

  • я живу для себя

  • чтобы делать добрые дела

  • чтобы дарить радость

  • чтобы не быть сорняком

  • оставить после себя след

  • чтобы узнавать новое

  • для мамочки и папочки

  • Я живу на свете ради мамы!

  • чтобы кушать, ходить в школу, быть всегда со всеми

  • чтобы жить!

  • чтобы вырастить сына или дочь

Вывод: Вы только что начали жизнь. Перед вами будущее. Вам пахать землю и строить дома, защищать свою Родину. Во всём вы оставите частичку своей души, разума и таланта. Но бойтесь прожить свою жизнь пустоцветом. Мы должны так прожить, чтобы оставить на земле после себя яркий след: учитель – умных и добрых учеников, строитель – дома, мосты, инженер – самолёты, автомобили, ткачиха – красивые ткани. А отец и мать – достойных детей!

4. Закрепление пройденного материала. Беседа.

-Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире?

-Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.

Мы сегодня говорили о счастье и смысле жизни. Догадайтесь и объясните, чье счастье выражают эти слова:

-«Для меня счастье, когда ребенок здоров»

-«А для меня счастье, когда ученики готовы к уроку»

-«Счастье, когда тебе дарят собаку»

Счастье бывает разное. Твое счастье всегда особенное. Каждый человек должен стремиться жить счастливо. Чтобы быть счастливым, нужно соблюдать очень простые правила. Давайте ознакомимся с ними.

Показ слайдов:

№ 2 «Что такое счастье? Простые правила»

№ 3 Нужно уметь делить радость с другими

№ 4 Нужно уметь всегда улыбаться

№ 5 Нужно получать удовольствие от помощи людям

№ 6 Нужно иметь перед собой цель и стремиться к ней

№ 7 Необходимо иметь сердечных друзей

№ 8 Необходимо уметь прощать

№ 9 Быть счастливым в семейном кругу

№ 10 Необходимо быть смелым и решительным

№ 11 Необходимо уметь мечтать

№ 12 Счастье – это умение слышать

№ 13 Счастье – это умение видеть

№ 14 Счастье- это твои родные

№ 15 Счастье – это общение с друзьями

№ 16 Счастье – это мирное небо

№ 17 Счастье – это умение радоваться

№ 18 Счастье - это родители. Счастье –это семья.

№ 19 Счастье есть! Оно рядом с нами! Оглянитесь вокруг!

№ 20 Будьте счастливы!

- Как видим , наше больщое счастье складывается из счастливых моментов. Умейте ценить и дорожить ими. Радуйтесь тому, что у вас есть родители, можете видеть и слышать, что вы здоровы, есть друзья…Учитесь делиться своим счастьем с другими. Послушайте рассказ. « Хочешь кусочек счастья?»

- Что это у тебя в руке?
- Счастье.
- Почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое.
- Да...Восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку. Я поделюсь.
- Ой...оно такое теплое...
- Нравится?
- Очень...спасибо!

Когда у нас будет больше счастливых мгновений , и жизнь наша будет ярче прекраснее.

5. Работа по учебнику.(с.30-33)

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

-С какими новыми понятиями работали сегодня?

-Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?








Использованная литература.

1. В.Сухомлинский. « Как воспитать настоящего человека?».М.Просвещение.

2. В.Катаев . «Цветик _самоцветик».

3. Р.Бунеев.Д .Данилов. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика».

4. Материалы из страниц Интернета.