План-конспект
урока по курсу ОРКСЭ
по модулю «Основы светской этики»
Тема: «Счастье и смысл жизни»
Тип урока: комбинированный урок: первичное знакомство с новым материалом и сопутствующее повторение.
Цель: расширение образовательного пространства и системы нравственных ценностей через введение понятий «счастье» и «смысл жизни», создание условий для правильного представления и восприятия учащимися смысла жизни и счастья.
Задачи:
формировать представление о счастье и смысле жизни;
формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым;
развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
формировать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
развивать умение аргументировать свою точку зрения;
продолжать обучение построению рассуждений;
формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстративный ряд.з
Основные термины и понятия: смысл жизни, счастье, притча.
Ход урока.
1. Организация деятельности учащихся.
- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос.
-Урок я хотела бы начать с притчи. Знаете ли вы, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ, заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)
2. Нацеливание. Объявление темы.
а) Слушают притчу о счастье:
-Закройте глаза, сейчас вы услышите притчу, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?
-Слушаем притчу ,,,,,
Притча о Счастье
Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.
Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив.
Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.
Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.
Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.
Третий брат, подойдя к яме,наклонился:
— А Тебе что нужно? — спросило Счастье.
— Что нужно Тебе? — переспросил брат.
— Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.
Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.
А Счастье довольное побежало за ним...
б) работа над содержанием, ответы на вопросы:
- Как вы думаете, о чём эта притча? (ответы детей) ( эта притча о счастье)
-Что для первого брата было счастьем? Для второго брата? Третьего брата?
- Как вы думаете , почему счастье побежало за третьим братом? Как бы вы поступили на его месте?
-На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?
3. Решение проблемы , открытие новых знании:
а) Показ слайдов:
Слайд №1
Задание.
- Ребята, посмотрите на экран и скажите: какое состояние души отражают лица этих людей?
Ответы детей (счастливое, довольное, ласковое, улыбающееся)
- Как же можно обобщить ваши высказывания одним словом?
Ответы детей ( они счастливы)
б) слово учителя: «Счастье - состояние полноты существования…
в) работа с цветиком-семицветиком:
-А сейчас посмотрите, что я принесла на урок .ЦВЕТИК –СЕМИЦВЕТИК – это волшебный цветок. Он поможет нам понять, что такое счастье.
-На каждом лепестке этого цветочка записано слово, которое является определением к счастью.
-А из какого произведения этот цветок? Кто его автор? (В.Катаев)
-Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила девочка Женя
Лети, лети лепесток через запад на восток,…
-А кто помнит, какое последнее желание загадала Женя? ( Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик)
-Почему это желание стало полезным? ( она помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить)
-Стал ли мальчик счастлив после этого? Что для мальчика счастье? ( Мальчик стал счастлив. Для него счастье – это здоровье.)
-Давайте посмотрим какое слово записано на первом лепестке (здоровье, помощь, добрые дела, мама, семья, труд, дружба, любовь)
Для некоторых людей счастье это –здоровье, для других,…….
-Последний лепесток остался пустым. Слово для этого лепестка Вы придумаете сами, ведь у каждого человека свое счастье. (учитель раздает цветные стикеры на которых ребята пишут одно слово, что для них счастье, а затем клеят на общий лепесток)
г) Разнообразие смыслов жизни :
-А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни. Подумайте ,что такое смысл жизни? (Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его жизнь. Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить)
Источник — «http://www.psychologos.ru/Счастье_и_смысл_жизни»
-Ребята, каждый день вы ставите перед собой разные цели : справиться с контрольной работой, победить в игре, помириться с приятелем и т.д. Вы растете и вместе с вами «вырастают» ваши цели и мечты : поступить в институт, найти хорошую работу, создать семью. Со временем среди небольших каждодневных целей появляется главная. Ради неё человек готов действовать , улучшать самого себя. Эту главную цель называют смыслом жизни. У каждого человека он свой.
- Для чего человек живёт на свете? Зачитайте свои ответы, дополните их теми ответами, с которыми вы согласны.
чтобы нести людям радость
чтобы не быть пустоцветом
хочу стать настоящим человеком
чтобы защищать Родину
чтобы радовать маму
чтобы продолжить свой род
я живу для себя
чтобы делать добрые дела
чтобы дарить радость
чтобы не быть сорняком
оставить после себя след
чтобы узнавать новое
для мамочки и папочки
Я живу на свете ради мамы!
чтобы кушать, ходить в школу, быть всегда со всеми
чтобы жить!
чтобы вырастить сына или дочь
Вывод: Вы только что начали жизнь. Перед вами будущее. Вам пахать землю и строить дома, защищать свою Родину. Во всём вы оставите частичку своей души, разума и таланта. Но бойтесь прожить свою жизнь пустоцветом. Мы должны так прожить, чтобы оставить на земле после себя яркий след: учитель – умных и добрых учеников, строитель – дома, мосты, инженер – самолёты, автомобили, ткачиха – красивые ткани. А отец и мать – достойных детей!
4. Закрепление пройденного материала. Беседа.
-Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире?
-Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни.
Мы сегодня говорили о счастье и смысле жизни. Догадайтесь и объясните, чье счастье выражают эти слова:
-«Для меня счастье, когда ребенок здоров»
-«А для меня счастье, когда ученики готовы к уроку»
-«Счастье, когда тебе дарят собаку»
Счастье бывает разное. Твое счастье всегда особенное. Каждый человек должен стремиться жить счастливо. Чтобы быть счастливым, нужно соблюдать очень простые правила. Давайте ознакомимся с ними.
Показ слайдов:
№ 2 «Что такое счастье? Простые правила»
№ 3 Нужно уметь делить радость с другими
№ 4 Нужно уметь всегда улыбаться
№ 5 Нужно получать удовольствие от помощи людям
№ 6 Нужно иметь перед собой цель и стремиться к ней
№ 7 Необходимо иметь сердечных друзей
№ 8 Необходимо уметь прощать
№ 9 Быть счастливым в семейном кругу
№ 10 Необходимо быть смелым и решительным
№ 11 Необходимо уметь мечтать
№ 12 Счастье – это умение слышать
№ 13 Счастье – это умение видеть
№ 14 Счастье- это твои родные
№ 15 Счастье – это общение с друзьями
№ 16 Счастье – это мирное небо
№ 17 Счастье – это умение радоваться
№ 18 Счастье - это родители. Счастье –это семья.
№ 19 Счастье есть! Оно рядом с нами! Оглянитесь вокруг!
№ 20 Будьте счастливы!
- Как видим , наше больщое счастье складывается из счастливых моментов. Умейте ценить и дорожить ими. Радуйтесь тому, что у вас есть родители, можете видеть и слышать, что вы здоровы, есть друзья…Учитесь делиться своим счастьем с другими. Послушайте рассказ. « Хочешь кусочек счастья?»
- Что это у тебя в руке?
- Счастье.
- Почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое.
- Да...Восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку. Я поделюсь.
- Ой...оно такое теплое...
- Нравится?
- Очень...спасибо!
Когда у нас будет больше счастливых мгновений , и жизнь наша будет ярче прекраснее.
5. Работа по учебнику.(с.30-33)
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке
-С какими новыми понятиями работали сегодня?
-Что вы сможете рассказать родителям о счастье и смысле жизни?
Использованная литература.
1. В.Сухомлинский. « Как воспитать настоящего человека?».М.Просвещение.
2. В.Катаев . «Цветик _самоцветик».
3. Р.Бунеев.Д .Данилов. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика».
4. Материалы из страниц Интернета.