СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по предмету « Окружающий мир» на тему « Природа в опасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по предмету «  Окружающий мир»

 на тему « Природа в опасности 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по предмету « Окружающий мир» на тему « Природа в опасности»

Методическая разработка урока по предмету « Окружающий мир»

на тему « Природа в опасности » 3 класс


Цели: дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы, познакомить с международной Красной книгой, определить меры, необходимые для охраны природы.


Формируемые УУД:

познавательные- выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию; коммуникативные-задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать свою точку зрения; регулятивные-действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения; личностные-вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за состояние природной среды.

   


  

Оборудование: электронное приложение к учебнику, видеосюжеты, слайды, фотографии, международная Красная книга,тест «Как устроен мир» для каждого ученика, аудиозапись песни «Просьба» (муз.А.Пахмутовой ,сл. Р.Рождественского) ,мультимедиа проектор, экран, компьютер.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Утра доброго я всем пожелаю,

И говорю не простые слова,

Говорю потому, что я знаю:

Утро доброе - всему голова.


Дорогие ребята,

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно .

Урок начинаем с хорошим настроением,

улыбнемся друг другу и пожелаем успехов.

- Я вижу, вы улыбнулись, а это значит у вас хорошее настроение! Иногда говорят: «Все красивое от природы, а доброе от человека». И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и поделимся своим теплом и хорошим настроением с соседом. (Упражнение «Подари тепло другу»

Дети поворачиваются лицом друг к другу. Один ребенок раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше…»)

2. Актуализация опорных знаний.

Тест «Как устроен мир?»

1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

  1. человек, животные, растения, грибы, микробы;

  2. Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

  3. Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

  1. человек, животные, растения, грибы, микробы;

  2. Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

  3. Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

  1. они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

  2. они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

  3. они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

5.Животные – это:

  1. звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

  2. птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

  3. птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

  1. из-за пожаров и стихийных бедствий;

  2. из-за изменения климата на Земле;

  3. из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

  1. прозрачные;

  2. бесцветные;

  3. чистые.



3. Самоопределение к деятельности.

(На экране появляется видеосюжет из жизни летнего леса, затем его сменяют кадры леса в огне, леса покрытого мусором, вырубки леса).


Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он – свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

И  не губи  его святынь.

Ребята, вы видели, как чудесен лес, но что произошло потом?



– Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей)

– Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)

– А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?

– Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами.

– Сегодня на уроке мы обсудим современные проблемы окружающей среды, предложим свои варианты помощи, покажем, что каждый ребёнок может внести свой вклад в защиту природы.


-Скажите, способен ли человек погубить эту красоту?

-Как это может случиться? (Ответы детей)

Послушаем стихотворение (рассказывают ученики класса)

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ


Как дожди нас утомили,

Настроенье на нуле…

Мы уж солнце позабыли…

Что творится на Земле?

Это, верно, небо плачет

И от горя слезы льет.

Мстит природа, не иначе,

Людям за плохой подход.


Знаем, нет плохой погоды,-

Не об этом речь…

Мы забыли, что ПРИРОДУ

Надо нам БЕРЕЧЬ!

Мы забыли, нашим детям -

В этом мире жить...

И ПРИРОДУ на планете

Надо сохранить!


-А как это сделать? Как сохранить природу? Как не позволить ей погибнуть? (Ответы детей).

- Нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живёт в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней.

-Давайте проговорим, какие правила нужно соблюдать, находясь в лесу?

4.Открытие нового знания.

Появление Красной книги – рассказ учителя (слайд №2) 
   По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. 
 Установлено, что за последние 200 лет было уничтожено более 200 видов млекопитающих и птиц – по одному в год. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых видов.

В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза ученые стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. 
   Они составили их списки и издали в виде книги. Это и была первая Красная книга. ( слайд №3) 
    В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый ,белый ,серый.

- Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).  ( слайд№4)
• Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие). 
• Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр). 
• Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран). 
• Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).

*Белые –очень редкие на Земле.

*Серые-малоизученные животные.  
- Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения. В Красную книгу России занесены: млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, растения. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. В нашей стране 155 заповедников.(слайд №5)


5. Физкультминутка «Лес».

Мы с вами входим в лес. 
Сколько здесь вокруг чудес! 
( Посмотрели вправо, влево) 
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу. 
Руки согнули, кисти встряхнули – 
Ветер сбивает росу. 
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят. 
Как они тихо садятся -
Покажем – крылья сложили назад. 
Наклонились и присели, 
Заниматься тихо сели. 


6. Первичное закрепление .

Игра «Выбери правило вежливости в лесу» (слайд № 6) 
1.
Не ломайте ветки, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 
2. В лесу можно поиграть: листьями  побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет. 
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать.Ты здесь главный.

4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. 
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело. 
 ( Дети выбирают правила 1, 4, 6, ещё раз зачитывают эти правила.) 


- Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений?

( Ответы детей).

- Ребята нашей школы придумали правила поведения природы и обозначили их знаками. Догадайтесь, о чём говорят эти знаки?



- Нельзя забывать и о том, что в природе всё взаимосвязано. Почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек? (Ответы детей)

- Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц? (Ответы детей)

- Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых-опылителей, хищных птиц.

— Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? 
  Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, прочисти родник, подкорми птиц. 
  Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы - А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? ( Ответы детей.) 
— Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила!  (слайд№7)                       

  Памятка:

  • НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.

  •  НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.

  •        НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают

  •        НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

  •    НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.

  •   НЕ разоряй птичьи гнёзда.

  •   НЕ разоряй муравейники.

  •       НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  •      НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

  •    В лесу старайся ходить по тропинкам.

-А сейчас, ребята, послушаем голоса детей и попробуем отгадать ,о ком или о чем они говорят:

  • Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах? (Браконьер)

  • Это место, где гуляют люди: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Парк)

  • Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета

( Солнце)

  • Это то, во что все сажают, и когда она есть, на деревьях листики вырастают. (Почва)

  • Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать. ( Лужа)

  • Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить, и ничего нельзя там делать. (Заповедник)

7.Подведение итогов урока.

Мы можем сохранить редкие виды растений и животных если каждый из нас поймет, что небо без птиц - не небо, а море без рыб –не море и земля без зверей не земля! (Прослушивание аудиозаписи песни «Просьба» муз.А.Пахмутовой,сл. Р.Рождественского)

8.Рефлексия.

-Какова была цель урока?

-Какие знания мы открыли?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

(Самооценка. Комментарии учителя.)

9. Домашнее задание:

Выберите задание:

- Написать сочинение на тему «Как я помогаю природе».

- Сделать своими руками кормушку для птиц.

- Нарисовать знак-символ, запрещающих действий в природе.