СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по технологии на тему: "Выполнение соединительного стачного шва и краевого шва в подгибку"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по технологии»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Сендикаева Ильмера Насибулловна

Место работы, должность: МОУ СОШ с. Решетино, учитель технологии

Название УМК: под редакцией В.Д.Симоненко (М.:Вентана-Граф) и под редакцией И.А.Сасовой (М.:Вентана-Граф)

Класс: 6

Учебный предмет: технология

Раздел: Машиноведение. Машинные швы и их назначение.

Тема: Выполнение соединительного стачного шва и краевого шва в подгибку

Тип урока: комбинированный.

Цель: научить выполнять стачной шов и шов в подгибку и применять их в изготовлении швейных изделий. Ознакомить с терминами машинных швов.

Задачи:

Обучающие: ознакомить с условиями и приёмами выполнения соединительного и краевого швов и основными терминами, научить стачивать однородные срезы деталей.

Развивающие: развивать навыки работы на швейной машине, расширить знания о способах соединения срезов деталей.

Воспитательные: воспитывать стремление работать последовательно и аккуратно; прививать интерес к предмету; воспитывать у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Здоровьесберегающие: проведение физкультминуток; создание благоприятных условий, эмоционального и психического климата в классе для восприятия ученого материала.

















Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

Средство обучения: интерактивная доска, флеш-карта.

Оборудование: 1) Швейные машины с электрическим приводом, установленные на холостой ход, для повторения заправки ниток в машину, (нитки на катушках, на шпульках); 2)гладильная доска, утюг;

Инструменты: иглы, ножницы, булавки, нитки.

Материалы: лоскутки ткани для образцов.

Зрительный ряд:

1) Презентации:

  • схема машинного шва;

  • образцы и схемы швов соединительного и краевого;

  • работа со словарём (сметать, ширина шва, срез, смёточные стежки, стачать, приутюжить, заутюжить, разутюжить);

2) Раздаточный материал:

  • тесты для проверки знаний по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом и на швейных машинах;

  • технологическая карта с последовательностью выполнения машинных швов;

  • тесты для закрепления материала.

Литературный ряд:

  1. Технология. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Кизеевой, Л.В. Сазоновой, В.Д. Симоненко (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер) / Авт.- сост. И.В. Бобунова – Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 32-34.

  2. Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.- сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. Стр. 39-44.

  3. Технология. Тетрадь для 6-го класса. Вариант для девочек: в 2 ч. / сост. Ю.В. Межуева. – Саратов: Лицей, 2007. – Ч. 2., стр. 15, зад. № 19.











Таблица структуры урока

№ п\п

Структурные элементы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся


1


Мотивация к учебной деятельности


Приветствие.



2

Целевая установка

Сообщение темы и разъяснение цели урока

Восприятие (аудиальное, визуальное), разъяснений преподавателя, запись.

3

Актуализация знаний

Тесты, устный опрос.

Самостоятельная работа


4

Мотивация

Постановка проблемной задачи, необходимость ее решения.

Осознание необходимости усвоения знаний.

5

Изучение нового материала.

Лекция-беседа, показ слайдов.

Восприятие, обсуждение, конспектирование.

6

Практическая работа

Целевые обходы рабочих мест учащихся

Практическая работа

7

Закрепление изложенного материала

Фронтальный опрос

Устные ответы

8

Подведение итогов.

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

Рефлексия.


9

Планируемый результат.

1.Применение теоретических знаний на практике.2.Развитие творческих способностей.

3.Формирование навыков шитья.



10

Домашнее задание



Запись в дневниках

Конспект урока

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на занятии. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

проверить явку учащихся;

проверить готовность рабочих мест;

проверить внешний вид учащихся.


2.Сообщение темы и цели урока

Мы переходим с вами к изучению большого раздела: Машинные швы и их назначение. Несколько занятий мы посвятим изучению машинных швов, их последовательности выполнения и выполним их на образцах ткани.

3. Повторение изученного материала

Чтобы перейти к новой теме мы с вами должны повторить правила техники безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом и заправку верхней и нижней нити в машинке. Мы с вами сейчас поделимся на две подгруппы. (Поделились) У каждой подгруппы будет своё задание. Первая подгруппа будет повторять технику безопасности при работе: с иглами, ножницами, на швейных машинах, с утюгом заполнять тесты. А вторая подгруппа будет повторять заправку верхней и нижней нити в машинке. Прежде чем сесть за машинку не забывайте о санитарно-гигиенических требованиях при работе на швейной машине.

Кто справится с заданием, поднимает руку. А теперь поменяемся.
Молодцы, все хорошо справились с заданием. Отодвиньте машинки вправо на край стола.

4. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми машинными швами их назначением и последовательностью выполнения, а так же научимся выполнять их на швейной машине.



Тема нашего сегодняшнего занятия

“Выполнение соединительного стачного шва и краевого шва в подгибку”.

Швейная машина значительно облегчает шитьё одежды. Если сравнить машинные швы и ручные, то мы увидим различия. Машинные швы красивые, ровные и крепче, чем ручные. С помощью машинных швов работа выполняется в пятьдесят раз быстрее, чем вручную.

Обратите внимание на схему шва. На схеме показано соединение двух образцов ткани машинной строчкой.

Шов

– это место соединения двух или нескольких деталей строчкой.

Строчка

– это ниточное соединение деталей, ряд повторяющихся стежков.

Стежок

– это переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.

Ширина шва

– это расстояние от срезов деталей до строчки.

Откройте тетради и зарисуйте схему машинного шва.

Слайд 1

Запишите в тетрадях основные понятия.

Слайд 2

Отдельные элементы одежды соединяют сначала временными швами (смёточными), а затем постоянными. Временные швы выполняют вручную, смётывая детали изделия для примерки. Швы должны соответствовать виду материала и предназначению изделия.

При соединении деталей следует придерживаться основных рекомендаций, облегчающих правильное расположение швов. Скроенные детали изделия, предназначенные для соединения, ровно складывают, скалывают булавками, предупреждая смещение одного из слоёв ткани, и смётывают частыми стежками. После стачивания швы разутюживают или заутюживают.

Слайд 3

Все машинные швы в зависимости от назначения делятся на:

– соединительные;
– краевые;
– отделочные.

Соединительные швы служат для соединения отдельных деталей изделия. Краевые швы для обработки краёв и срезов и предохранения их от осыпания. Декоративно – отделочными швами декоративно оформляют изделие.

Зарисуйте в тетрадях схему: “Виды швов”.

Слайд 4

Соединительные швы делятся на:

– стачные;
– настрочные;
– накладные.

Зарисуйте эту схему в тетрадях.

Сегодня мы с вами познакомимся со стачными швами в разутюжку и в заутюжку.
Сейчас я вам раздам карты с последовательностью выполнения машинных швов. Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва в разутюжку.

Ход работы: Стачной шов в разутюжку.

  1. Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.

  2. Сметать детали от края на 1,5 см.

  3. Прострочить на машинке.

  4. Удалить нитки смётывания.

  5. Разутюжить шов.

Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, плечевого шва, стачивание рукавов и т.д.

Откройте карту с последовательностью выполнения стачного шва в заутюжку

Ход работы: Шов в заутюжку.

  1. Подготовить лоскутки ткани (две детали): ровно сложить и сметать.

  2. Сметать детали от края на 1,5 см.

  3. Прострочить на машинке.

  4. Удалить нитки смётывания.

  5. Заутюжить шов.

Этот шов применяют, обрабатывая боковые швы юбок, брюк, притачивание воротника к горловине, обтачки на юбке и т. д.

Краевые швы делятся на:

– обтачные;
– окантовочные;
– в подгибку.

Зарисуйте в тетрадях схему: “Краевые швы”

А теперь мы с вами познакомимся с краевыми швами в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом.

Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с открытым срезом.

Ход работы: Шов в подгибку с открытым срезом.

  1. Подогнуть срез ткани на 1,5 см. и сметать.

  2. Застрочить подогнутый срез.

  3. Удалить нитки смётывания, и приутюжить шов.

  4. Срез обработать ножницами зигзаг.

Обычно когда шьют изделие срез обрабатывается на оверлоке а затем подгибают.

Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки и др.

Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с закрытым срезом.

Ход работы: Шов в подгибку с закрытым срезом.

  1. Подогнуть срез ткани два раза и сметать.

  2. Застрочить подогнутый срез.

  3. Удалить нитки смётывания, и проутюжить шов.

Этот шов применяют, при обработке изделия подгибая низ рукава, брюк, юбки, карманы, а также обрабатывая края салфеток, скатерти.

5.Практическая работа

Переходим к практической работе выполнения машинных швов.

Не забывайте о технике безопасности при работе с иглами, ножницами, утюгом и швейными машинами.

Беседа по вопросам:

- Какие инструменты, которые вы будете сегодня использовать, опасны?

- Где должны храниться иглы и булавки, и где храните их вы?

- Какие правила безопасности надо соблюдать при работе на швейной машине?

Мы с вами познакомились с последовательностью выполнения машинных швов стачного в заутюжку и в разутюжку и краевого в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом. А сейчас научимся их выполнить на швейной машине.

Весь второй урок ученицы делают образцы машинных швов под наблюдением учителя.



Откройте карту последовательность выполнения стачного шва в разутюжку и в заутюжку положите перед собой, чтобы вам было удобней работать.

Шов стачной в разутюжку

  1. Возьмите лоскутки ткани (две детали) можно сколоть для удобства чтобы детали не смещались: ровно сложите и сметайте смёточным швом от края на 1,5 см. декоративные иглы уберите в игольницу.

  2. Прострочите на машинке.

  3. Удалите нитки смётывания.

  4. Разутюжите швы.

Шов стачной в заутюжку

Та же самая последовательность выполнения, что и шов в разутюжку. Только швы нужно заутюжить.



Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с открытым срезом

Шов в подгибку с открытым срезом.

1.Подогнуть срез ткани на 1,5 см. и сметать.

2.Застрочить подогнутый срез.

3. Удалить нитки смётывания, и приутюжить шов.

4. Срез обработать ножницами зигзаг.

Обычно когда шьют изделие срез обрабатывается на оверлоке а затем подгибают.

Физкультминутка (упражнения для глаз)

Откройте карту с последовательностью выполнения краевого шва в подгибку с закрытым срезом.

Шов в подгибку с закрытым срезом.

1.Подогнуть срез ткани два раза и сметать.

2.Застрочить подогнутый срез.

3.Удалить нитки смётывания, и проутюжить шов.

Целевые обходы рабочих мест учащихся учителем во время практической части урока:

обход с целью: проверки начала выполнения условий охраны труда;

обход с целью: проверки начала выполнения работ;

обход с целью: проверки качества;

обход с целью: проверки типичных ошибок;

обход с целью: проверки умений учащимися пользоваться инструкционными картами, таблицами;

обход с целью: индивидуального инструктажа с отстающими учениками- показ выполнения трудовых приемов и операций на практике, разъяснение учебного материала, показ инструкционных карт, таблиц.


6.Закрепление изученного материала

Вопросы для закрепления:

- Что называется швом?

- Что такое ширина шва?

- Какие швы относятся к краевым?

- Чем краевой шов отличается от стачного?

- Какие требования предъявляют к выполнению машинных швов?

- Какие швы относятся к соединительным?

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

За 15 минут до конца урока собрать все выполненные работы, выставить за них оценки.

Выявить типичные ошибки, проанализировать работы всех учащихся, подвести итоги за день.

8.Уборка рабочего места

9. Домашнее задание

Приклеить образцы машинных швов в рабочей тетради.

На следующем занятии мы с вами продолжим изучать машинные швы, их назначение и последовательность выполнения.

Принести рабочие коробки с инструментами и лоскутками ткани.

10. Влажная уборка кабинета.