Основания в свете теории
электролитической диссоциации. (8 класс)
Цель урока. Дать понятие об основаниях как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признакам, охарактеризовать общие свойства оснований в свете ионных представлений.
Оборудование и реактивы. Видеофильм «Основания», компьютер, экран, растворы щелочей – гидроксид натрия; соляная, серная кислоты; сульфат меди; индикаторы.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
классификацию и химические свойства оснований.
Учащиеся должны уметь:
составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде.
Ход урока.
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Повторение ТЭД:
1) Что такое Э.Д.?
2) Что такое электролит?
3) Что такое катион, анион?
4) Дайте определение кислотам как электролитам.
5) Классификация кислот
3. Изучение новой темы.
Вопрос: какие вещества называются основаниями?
Ответ: основаниями называются электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп.
Вопрос: вспомним формулы и тривиальные названия оснований.
Ответ: NaOH - едкий натр, каустическая сода, каустик
KOH – едкое кали
Ca(OH)2 - гашеная известь
Ca(OH)2 (р-р) – известковая вода, известковое молоко
Ba(OH)2 – едкий барит
Ba(OH)2 (р-р) – баритовая вода
NH4OH – нашатырный спирт
2.1. Классификация оснований. Работа с таблицей 11 учебника стр. 160.
Классификация оснований: Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3, NaOH, Al(OH)3, Zn(OH)2, KOH.
2.2. Свойства оснований. Проводим опыт: определяем растворимость, действие индикаторов и заполняем таблицу.
Свойства оснований
Основания | Отношение оснований к |
воде | лакмусу | фенолфталеину | нагреванию |
Щелочи Нерастворимые основания | растворяются не растворяются | окраска раствора становится синей окраска не меняется | окраска раствора становится малиновый окраска не меняется | не разлагаются разлагаются |
2.4. Типичные реакции оснований
1) основание + кислота = соль + вода (реакция нейтрализации); составляем уравнения реакций в молекулярном и ионном виде 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4↓ + 2H2O (опыт)
2) щелочь + оксид неметалла = соль + вода (реакция обмена)
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O
3) щелочь + соль = новое основание + новая соль (реакция обмена); составляем уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
2 NaOH + CuSO4= Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓ (опыт)
4) нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид металла и воду
Cu(OH)2 = CuO + H2O
2Al(OH)3 = Al2O3 +3H2O
2.5. Закрепление:
Допишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде
Гидроксид меди (II) + соляная кислота =
Гидроксид железа (III) + азотная кислота =
Гидроксид калия + серная кислота =
Гидроксид лития + оксид серы (IV) =
Гидроксид натрия +оксид углерода (IV) =
Гидроксид магния =
Гидроксид железа (II) =
«СИНКВЕЙН»
Пятистишие:
1. Имя существительное (Что?)
2. 2 имени прилагательного (Какие?)
3. 3 глагола, характеризующих, действие (Что делают?)
4. Фраза из 4 слов, содержит основную мысль.
5. Синоним к имени существительному (Что?)
Синквейн 1 NaOH
2
3
4
5
Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Домашнее задание
§ 39 упр 1-3 (пис.) стр. 214-217