БОУ «Должанская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по теме:
ПОДВИГ
курса ОРКСЭ
по модулю «Основы православной культуры»
4 класс
учитель начальных классов
Кузина М. А.
2015г.
« Подвиг»
Методическая разработка урока основного блока курса ОРКСЭ
Класс: 4.
Учитель: Кузина М. А.
Модуль: Основы православной культуры.
УМК: А. В. Кураев «Основы православной культуры»
Тема урока: Подвиг
Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник»
Задачи:
Воспитательная: учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями
Образовательная: формировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
3)Развивающая: дать возможность обучающимся понять, в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании
Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебник, диск, компьютер, мультимедийное оборудование ,экран, карточки с индивидуальными заданиями, тетради, задания для работы в группах, словари, репродукция картины, дополнительная литература.
План урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение модели выхода из затруднения
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Ребята, я предлагаю вам выбрать одну из карточек и в соответствии с её номером распределиться на группы. (На карточках даны задания).
- Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов в совместной деятельности.
«Погружение» в тему.
Учитель: Ребята, каждый из вас получил лист, на котором записаны слова: подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, эгоизм. При помощи ваших «любимых» и «нелюбимых» цветов раскрасьте слова, которые обозначают нравственные категории. Когда работа будет завершена – обсудите результаты в группах.
(Дети выполняют задание индивидуально и далее обсуждают результат в группах)
Ответы детей.
(Наша группа раскрасила «любимыми» цветами слова подвиг и щедрость. А наша группа «нелюбимыми» цветами раскрасила слова жадность, корысть, эгоизм.)
Учитель: Попробуйте определить тему урока.
Дети: Подвиг. (Запись в тетради)
Слайд 1..(Подвиг)
Учитель: Откройте в учебнике эту тему (с. 62) и прочитайте, что вы узнаете на уроке? (О том. что такое подвиг. О человеческой жертвенности)
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель: Среди слов, с которыми нам предстоит работать на уроке, есть такие сложные понятия как «подвиг», «жертва», «подвижник»
Слайд 2. (Подвиг, жертва, подвижник)
- Как вы думаете, а что такое «подвиг»? Обсудите этот вопрос в группах.
(Дети высказывают своё мнение: подвиг – это когда человек совершает хороший поступок; подвиг совершает смелый, отважный человек)
Учитель: А теперь нас с вами ждёт игра «Ромашка». В группах вам необходимо подобрать слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «подвиг» и записать их на карточках-лепестках ромашки
(Дети в группах записывают слова, связанные со словом «подвиг» и результат прикрепляют магнитом на доску)
Запись на карточках: Родина, герой, смелость, спасение, мужество, отвага, правда, геройство, храбрость, жизнь, смерть, воля, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность, помощь, спасение.
Учитель: Какие родственные слова вы можете подобрать к слову «подвиг»?
(двигаться, движение и т. д.)
Учитель: Всякое ли движение является подвигом? Куда движется человек, совершающий подвиг?
Слайд 3. (Подвиг – движение к добру, к добрым делам и поступкам)
- А как называют человека, который совершил подвиг? (Герой)
Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Ребята, а вы можете объяснить значение слов «жертва», «подвижник» с точки зрения православной культуры?
(Дети высказывают свои суждения: жертва преступления; жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию)
Наблюдение учителя: У вас вызывает затруднение объяснить значение этих слов в соответствии с православным пониманием. Обратитесь к тексту учебника на с. 62 и найдите объяснение значения слова «жертва»
Слайд4. (Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда без принуждения и без сожаления)
Учитель: Ради кого может жертвовать христианин? Чтобы ответить на этот вопрос, вычеркните слова не подходящие по смыслу: (работа на карточках)
(Христианин жертвует ради самого себя, ради других людей, ради Бога)
Модель по теме урока
ПОДВИГ -жертва
Слайд5.
ради самого себя
ради
Бога
ради другого человека
Построение модели выхода из затруднения.
Учитель: Давайте займёмся с вами исследовательской работой, чтобы лучше разобраться со значением понятий «подвиг», «жертва» , «подвижник», и рассмотрим на примерах , что значит «человек жертвует ради себя, ради другого человека, ради Бога»
- Каждая группа получает определённое задание, с которым она работает, а позже выступает на определённом этапе урока
Учитель:
- Ребята 1группы читают текст на стр. 62 и отвечают на вопрос «Что значит подвиг ради себя?»
- Ребята 2 группы работают с текстом учебника на стр. 62-63 и отвечают на вопрос
«От чего должен отказаться человек ради других»?
- Ребята 3 группы работают со словарями, находят значение слов «подвиг», «герой», «подвижник».
(С. И. Ожегов «Словарь русского языка)
- Ребята 4 группы читают текст учебника на стр. 63 «Епископ Акакий» и дописывают данные на карточке предложения, которые помогут определить, что такое подвиг и кто такой подвижник.
- Ребята 5 группы работают с учебником, читают текст на стр. 63 (рубрика «Это интересно») и дописывают рассказ, вставив слова из списка.: любовь, подвиг, жертва
5. Реализация построения проекта. Отчёт групп.
1 группа
У: Что значит подвиг ради себя?
Д: Укрепление силы воли; жертвуешь мелкой радостью мести и становишься сильнее и благороднее; отказ от того, что могло доставить удовольствие, что само по себе и хорошо и приятно, чтобы потом радость души была сильнее
У: Приведите примеры из жизни, когда вы отказывались от какого-то удовольствия и взамен получили радость души.
2группа
У: «Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место».
- Какие горы имел в виду Иисус Христос? Те, с которых можно кататься на лыжах? (Горы привычек)
У: От чего должен отказаться человек ради других, то есть пожертвовать?
Д: Подвиг - движение в сторону от эгоизма, отказ от зависти, от лени и от страха, от жадности и корысти.
У: Что такое эгоизм? Это гордость? Равнодушие? Себялюбие? Высокомерие?
- Что противопоставлено эгоизму? (Любовь)
Слайд 6. (Подвиг – это шаг от эгоизма к любви)
У: И место такого подвига – внутри самого человека.
Просмотрите сценку и подумайте, о чём мечтает герой и что бы вы ему посоветовали?
Сценка
На сцене мальчик и взрослый
Взрослый. Готов для человечества он многое свершить…
Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?
Взрослый. Пока ещё он подвига себе не приглядел.
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!
Взрослый. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.
Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид!
Взрослый. Сестра Наташа просит: гуляй, мол с ней с утра!
Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра!
Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
Зачем сестрёнку младшую на улице пасти?
Взрослый. Пока ещё он подвига себе не приглядел…
Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!
Взрослый. В своём платочке клетчатом в углу ревёт сестра:
«Я тоже ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, и мне гулять пора…»
Учитель: Итак, о чём же мечтает мальчик? (О подвигах ради человечества)
Что бы вы ему посоветовали?
3 группа
У: 3 группа работала со словарями. Послушаем, какое определение Сергей Ожегов даёт словам «подвиг», «герой». Запишите определения в тетрадь.
Слайд 7. (Подвиг - героический, самоотверженный поступок)
У: Какой бывает подвиг? (Воинский, трудовой)
Слайд 8. (Герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)
4 группа
У: На с. 63 учебника прочитайте небольшой рассказ о подвижнике (Читают вслух)
У: Почему Акакий был «подвижником», в чём проявился его героизм?
- Как вы закончили предложения?
Память о Боге и Его заповедях, стремление жить по ним – это и есть…(подвиг).
Подвижник – это тот, кто…(избирает самое главное и самое святое в своей жизни и всё остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: всё ради главного)
-А теперь послушаем определение из словаря исследователей 3 группы.
3 группа
Подвижник – реальное или мифическое лицо из религиозных побуждений, совершившее какие-либо подвиги или переносившее тяжёлые испытания.
Слайд 9. (Подвижник – человек, который через тяжёлые испытания совершает подвиг ради Бога)
5 группа: Прочитайте из рубрики «Это интересно» рассказ Антония Сурожского «О подвиге любви» (Читают вслух)
Учитель: Можно назвать поступок этой женщины подвигом?
Как вы дописали текст?
Д: Малознакомая местная женщина назвалась врагам женой
русского офицера и погибла. Она пожалела детей и их маму
и совершила подвиг.. Она отдала себя в жертву ради других
людей. Бескорыстная забота о благе других людей,
любовь к ним - вот что побудило её пойти на смерть.
-.Как вы определили бы, что такое подвиг?
Слайд 10. (Подвиг – это жертва и любовь)
Учитель: Помните? «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
У: Слово «подвиг» связано только с военным временем? (Размышления детей)
Слайд 11. Подвиг есть и в сраженье, Высший подвиг – в терпенье,
Подвиг есть и в борьбе; В любви, и в мольбе.
У: Какие ещё примеры женского подвига вы можете привести?
(Дети рассказывают о святых жёнах- мироносицах, о святых мученицах Вере, Надежде, Любови и Софии и др.)
У: Авы жертвовали чем-нибудь ради других? (Примеры детей)
-Ну, а мы, готовясь к подвигам, займемся физической разминкой.
Физминутка. Чтобы сильными стать, Можно к солнцу потянуться
Надо мышцы укреплять, И согнуться, разогнуться.
Быстро бегать, легко прыгать, И, чтоб подвиг совершить,
Можно ручками подрыгать. Надо волю укрепить.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Соберите «рассыпавшиеся» высказывания. (Работа в группах)
Слайды 12 – 16. Подвижники нужны, как солнце. А. П. Чехов
Жизнь дана на добрые дела.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
Без смелости и сила попадает на вилы
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
7. Творческие работы учащихся.
Учитель: Если надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек брался за оружие. Среди православных святых было много воинов.
- Назовите имена христианских святых воинов, прославивших своё Отечество.
Слайд 17. (Христианские святые воины: Святой великомученик Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский).
- Какие поступки недопустимы даже на войне?
(Нельзя добивать раненых; трогать безоружных, грабить местных жителей. Если враг сдаётся или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны)
У: Святитель Филарет Московский сказал: «Прощай врагов своих, бей врагов Отечества, гнушайся врагов Христовых».
- Вспомните, кто нёс подвиг просветительства светом веры? (Святые братья Кирилл и Мефодий)
- А какой подвиг несли преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский? (Подвиг молитвы)
Слайд 18. (Подвиг молитвы)
8. Знакомство с картиной И. Крамского «Христос в пустыне»
Слайд 19. ( И. Крамской «Христос в пустыне»)
Учитель: Высшая жертва, которую приносит христианин, - жертва Богу. А высший подвиг совершил сын Божий – Иисус Христос.
«Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
-Перед вами фрагмент картины И. Крамского «Христос в пустыне». О том, что хотел художник рассказать своей картиной с вами поделится наш гость священник о. Александр (Кузин)
(Беседа со священником. См. приложение)
9.Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Какие новые определения и понятия встретились?
Какие уроки жизни вы извлекли из нашего занятия?
(Познакомились с понятиями «подвиг», «жертва», «подвижник».
Узнали, что подвиг – это шаг от эгоизма к любви,
это героизм и жертва,
это движение к добру, к победе,
это смелость и любовь.
Мы извлекли урок: мы не должны быть эгоистами, жадными; мы должны жертвовать собой ради других; мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время.)
Учитель: В жизни всегда есть место подвигу.
Исходя из того, что вы узнали на уроке, что бы вы добавили на дерево «Плоды православной культуры»?
Слайд 20. (Дерево «Плоды православной культуры)
Дети: Героические поступки, христианские подвиг.
Слайд 21. (Дерево «Плоды православной культуры» с добавлением: героические поступки, христианские подвиги)
Дети: Спешите делать добрые дела. Спешите делать добрые дела,
Получится – считайте, повезло! Чтоб не хватило времени на зло!
Домашнее задание по выбору:
Слайд 22.
Подготовить сообщение на тему «Трудовой подвиг моих родственников»
Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу»
- Подумайте, от каких эгоистических привычек вам хотелось бы отказаться.
Литература:
Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры»
Словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь»,
А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
Самоанализ урока
Урок проведен согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию по модулю «Основы православной культуры»
Тема урока: Подвиг
Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник»
Задачи:
Воспитательная: учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями.
Образовательная: формировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».
3)Развивающая: дать возможность обучающимся понять, в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании
Сверхзадача урока: продолжение формирования навыка работы с учебником и справочниками.
Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебник, диск, компьютер, мультимедийное оборудование ,экран, карточки с индивидуальными заданиями, тетради, задания для работы в группах, словари, репродукция картины, дополнительная литература.
Информационные источники самостоятельной работы:
В ходе изучения нового материала была организована самостоятельная работа. Характер деятельности учащихся при её выполнении частично поисковый, исследовательский. Самостоятельная работа является условием включения класса и отдельных учеников в учебную деятельность по достижению дидактической задачи урока.
Формы организации самостоятельной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Целесообразно отметить деловое сотрудничество учеников (взаимопомощь) . Использовались возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам. Результаты этой работы
были продемонстрированы всему классу, когда дети рассуждали, предполагали, высказывали свою точку зрения, аргументировали её, делали выводы.
Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике. Тем самым реализовывался прием пошагового предъявления нового материала совместно с ранее изученным, рассчитанного на самостоятельное открытие детьми значение понятий. Подобранный материал и организационные формы работы способствуют реализации внутрипредметных и межпредметных связей.
Обучающиеся хорошо владеют структурой и методическим аппаратом учебника. У детей частично сформирована и формируется способность к пониманию текстов, содержащих необходимую информацию.
На уроке было показано направление на использование ребёнком полученных знаний и умений в реально существующих жизненных ситуациях
В течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности. Темп урока оптимален для данного коллектива детей.
Для создания благоприятной психологической атмосферы на уроке была использована личностно-ориентировочная модель взаимодействия. Соблюдались нормы педагогической этики.
Соблюдались санитарно-гигиенические условия учебного труда.
Дети были заинтересованы, активно выполняли задания, их внимание удерживалось на протяжении всего занятия.
На этапе актуализации знаний школьники самостоятельно сформулировали основную задачу урока, в процессе изучения нового материала правильно отвечали на вопросы, справлялись с самостоятельной работой, в конце урока подвели итоги. Дидактическая задача урока решена
Презентация к уроку ОРКСЭ на тему «Подвиг»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_12.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_13.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_14.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_15.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_16.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_17.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_18.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_19.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_20.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_21.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_22.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_23.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/09/08/s_59b26d9972c1f/684561_24.png)