СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: "Подвиг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Задачи рока:

  1.  Воспитательная: учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями
  2. Образовательная: формировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

       3.Развивающая: дать возможность обучающимся понять, в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: "Подвиг"»







БОУ «Должанская средняя общеобразовательная школа»









Методическая разработка урока по теме:

ПОДВИГ

курса ОРКСЭ

по модулю «Основы православной культуры»

4 класс







учитель начальных классов

Кузина М. А.













2015г.

« Подвиг»

Методическая разработка урока основного блока курса ОРКСЭ


Класс: 4.

Учитель: Кузина М. А.

Модуль: Основы православной культуры.

УМК: А. В. Кураев «Основы православной культуры»

Тема урока: Подвиг

Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник»

Задачи:

  1. Воспитательная: учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями

  2. Образовательная: формировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

3)Развивающая: дать возможность обучающимся понять, в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебник, диск, компьютер, мультимедийное оборудование ,экран, карточки с индивидуальными заданиями, тетради, задания для работы в группах, словари, репродукция картины, дополнительная литература.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  3. Выявление места и причины затруднения.

  4. Построение модели выхода из затруднения

  5. Реализация построенного проекта.

  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  8. Включение в систему знаний и повторение.

  9. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Ребята, я предлагаю вам выбрать одну из карточек и в соответствии с её номером распределиться на группы. (На карточках даны задания).

- Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте успехов в совместной деятельности.

«Погружение» в тему.

Учитель: Ребята, каждый из вас получил лист, на котором записаны слова: подвиг, жадность, корысть, жертва, щедрость, эгоизм. При помощи ваших «любимых» и «нелюбимых» цветов раскрасьте слова, которые обозначают нравственные категории. Когда работа будет завершена – обсудите результаты в группах.

(Дети выполняют задание индивидуально и далее обсуждают результат в группах)

Ответы детей.

(Наша группа раскрасила «любимыми» цветами слова подвиг и щедрость. А наша группа «нелюбимыми» цветами раскрасила слова жадность, корысть, эгоизм.)

Учитель: Попробуйте определить тему урока.

Дети: Подвиг. (Запись в тетради)

Слайд 1..(Подвиг)

Учитель: Откройте в учебнике эту тему (с. 62) и прочитайте, что вы узнаете на уроке? (О том. что такое подвиг. О человеческой жертвенности)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель: Среди слов, с которыми нам предстоит работать на уроке, есть такие сложные понятия как «подвиг», «жертва», «подвижник»

Слайд 2. (Подвиг, жертва, подвижник)

- Как вы думаете, а что такое «подвиг»? Обсудите этот вопрос в группах.

(Дети высказывают своё мнение: подвиг – это когда человек совершает хороший поступок; подвиг совершает смелый, отважный человек)

Учитель: А теперь нас с вами ждёт игра «Ромашка». В группах вам необходимо подобрать слова, которые на ваш взгляд тесно связаны со словом «подвиг» и записать их на карточках-лепестках ромашки

(Дети в группах записывают слова, связанные со словом «подвиг» и результат прикрепляют магнитом на доску)

Запись на карточках: Родина, герой, смелость, спасение, мужество, отвага, правда, геройство, храбрость, жизнь, смерть, воля, справедливость, добро, доблесть, самоотверженность, помощь, спасение.

Учитель: Какие родственные слова вы можете подобрать к слову «подвиг»?

(двигаться, движение и т. д.)

Учитель: Всякое ли движение является подвигом? Куда движется человек, совершающий подвиг?

Слайд 3. (Подвиг – движение к добру, к добрым делам и поступкам)

- А как называют человека, который совершил подвиг? (Герой)

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Ребята, а вы можете объяснить значение слов «жертва», «подвижник» с точки зрения православной культуры?

(Дети высказывают свои суждения: жертва преступления; жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию)

Наблюдение учителя: У вас вызывает затруднение объяснить значение этих слов в соответствии с православным пониманием. Обратитесь к тексту учебника на с. 62 и найдите объяснение значения слова «жертва»

Слайд4. (Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда без принуждения и без сожаления)

Учитель: Ради кого может жертвовать христианин? Чтобы ответить на этот вопрос, вычеркните слова не подходящие по смыслу: (работа на карточках)

(Христианин жертвует ради самого себя, ради других людей, ради Бога)

Модель по теме урока

ПОДВИГ -жертва

Слайд5.

ради самого себя

ради

Бога


ради другого человека




  1. Построение модели выхода из затруднения.

Учитель: Давайте займёмся с вами исследовательской работой, чтобы лучше разобраться со значением понятий «подвиг», «жертва» , «подвижник», и рассмотрим на примерах , что значит «человек жертвует ради себя, ради другого человека, ради Бога»

- Каждая группа получает определённое задание, с которым она работает, а позже выступает на определённом этапе урока

Учитель:

- Ребята 1группы читают текст на стр. 62 и отвечают на вопрос «Что значит подвиг ради себя

- Ребята 2 группы работают с текстом учебника на стр. 62-63 и отвечают на вопрос

«От чего должен отказаться человек ради других»?

- Ребята 3 группы работают со словарями, находят значение слов «подвиг», «герой», «подвижник».

(С. И. Ожегов «Словарь русского языка)

- Ребята 4 группы читают текст учебника на стр. 63 «Епископ Акакий» и дописывают данные на карточке предложения, которые помогут определить, что такое подвиг и кто такой подвижник.

- Ребята 5 группы работают с учебником, читают текст на стр. 63 (рубрика «Это интересно») и дописывают рассказ, вставив слова из списка.: любовь, подвиг, жертва

5. Реализация построения проекта. Отчёт групп.

1 группа

У: Что значит подвиг ради себя?

Д: Укрепление силы воли; жертвуешь мелкой радостью мести и становишься сильнее и благороднее; отказ от того, что могло доставить удовольствие, что само по себе и хорошо и приятно, чтобы потом радость души была сильнее

У: Приведите примеры из жизни, когда вы отказывались от какого-то удовольствия и взамен получили радость души.

2группа

У: «Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место».

- Какие горы имел в виду Иисус Христос? Те, с которых можно кататься на лыжах? (Горы привычек)

У: От чего должен отказаться человек ради других, то есть пожертвовать?

Д: Подвиг - движение в сторону от эгоизма, отказ от зависти, от лени и от страха, от жадности и корысти.

У: Что такое эгоизм? Это гордость? Равнодушие? Себялюбие? Высокомерие?

- Что противопоставлено эгоизму? (Любовь)

Слайд 6. (Подвиг – это шаг от эгоизма к любви)

У: И место такого подвига – внутри самого человека.

Просмотрите сценку и подумайте, о чём мечтает герой и что бы вы ему посоветовали?

Сценка

На сцене мальчик и взрослый

Взрослый. Готов для человечества он многое свершить…

Мальчик. Но торопиться нечего, зачем же тут спешить?

Взрослый. Пока ещё он подвига себе не приглядел.

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет подходящих дел!

Взрослый. Дед от простуды лечится, лекарство дать велит.

Мальчик. Но он не человечество, он старый инвалид!

Взрослый. Сестра Наташа просит: гуляй, мол с ней с утра!

Мальчик. Она не человечество, а младшая сестра!

Когда судьбой назначено Вселенную спасти,

Зачем сестрёнку младшую на улице пасти?

Взрослый. Пока ещё он подвига себе не приглядел…

Мальчик. У нас ведь, что поделаешь, нет настоящих дел!

Взрослый. В своём платочке клетчатом в углу ревёт сестра:

«Я тоже ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, и мне гулять пора…»

Учитель: Итак, о чём же мечтает мальчик? (О подвигах ради человечества)

Что бы вы ему посоветовали?

3 группа

У: 3 группа работала со словарями. Послушаем, какое определение Сергей Ожегов даёт словам «подвиг», «герой». Запишите определения в тетрадь.

Слайд 7. (Подвиг - героический, самоотверженный поступок)

У: Какой бывает подвиг? (Воинский, трудовой)

Слайд 8. (Герой – человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)

4 группа

У: На с. 63 учебника прочитайте небольшой рассказ о подвижнике (Читают вслух)

У: Почему Акакий был «подвижником», в чём проявился его героизм?

- Как вы закончили предложения?

  • Память о Боге и Его заповедях, стремление жить по ним – это и есть…(подвиг).

  • Подвижник – это тот, кто…(избирает самое главное и самое святое в своей жизни и всё остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: всё ради главного)

-А теперь послушаем определение из словаря исследователей 3 группы.

3 группа

Подвижник – реальное или мифическое лицо из религиозных побуждений, совершившее какие-либо подвиги или переносившее тяжёлые испытания.

Слайд 9. (Подвижник человек, который через тяжёлые испытания совершает подвиг ради Бога)

5 группа: Прочитайте из рубрики «Это интересно» рассказ Антония Сурожского «О подвиге любви» (Читают вслух)

Учитель: Можно назвать поступок этой женщины подвигом?

Как вы дописали текст?

Д: Малознакомая местная женщина назвалась врагам женой

русского офицера и погибла. Она пожалела детей и их маму

и совершила подвиг.. Она отдала себя в жертву ради других

людей. Бескорыстная забота о благе других людей,

любовь к ним - вот что побудило её пойти на смерть.

-.Как вы определили бы, что такое подвиг?

Слайд 10. (Подвиг – это жертва и любовь)

Учитель: Помните? «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

У: Слово «подвиг» связано только с военным временем? (Размышления детей)

Слайд 11. Подвиг есть и в сраженье, Высший подвиг – в терпенье,

Подвиг есть и в борьбе; В любви, и в мольбе.

У: Какие ещё примеры женского подвига вы можете привести?

(Дети рассказывают о святых жёнах- мироносицах, о святых мученицах Вере, Надежде, Любови и Софии и др.)

У: Авы жертвовали чем-нибудь ради других? (Примеры детей)

-Ну, а мы, готовясь к подвигам, займемся физической разминкой.

Физминутка. Чтобы сильными стать, Можно к солнцу потянуться

Надо мышцы укреплять, И согнуться, разогнуться.

Быстро бегать, легко прыгать, И, чтоб подвиг совершить,

Можно ручками подрыгать. Надо волю укрепить.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Соберите «рассыпавшиеся» высказывания. (Работа в группах)

Слайды 12 – 16. Подвижники нужны, как солнце. А. П. Чехов

Жизнь дана на добрые дела.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Без смелости и сила попадает на вилы

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

7. Творческие работы учащихся.

Учитель: Если надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек брался за оружие. Среди православных святых было много воинов.

- Назовите имена христианских святых воинов, прославивших своё Отечество.

Слайд 17. (Христианские святые воины: Святой великомученик Георгий Победоносец, Святой благоверный князь Дмитрий Донской, Святой Александр Невский).

- Какие поступки недопустимы даже на войне?

(Нельзя добивать раненых; трогать безоружных, грабить местных жителей. Если враг сдаётся или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны)

У: Святитель Филарет Московский сказал: «Прощай врагов своих, бей врагов Отечества, гнушайся врагов Христовых».

- Вспомните, кто нёс подвиг просветительства светом веры? (Святые братья Кирилл и Мефодий)

- А какой подвиг несли преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский? (Подвиг молитвы)

Слайд 18. (Подвиг молитвы)

8. Знакомство с картиной И. Крамского «Христос в пустыне»

Слайд 19. ( И. Крамской «Христос в пустыне»)

Учитель: Высшая жертва, которую приносит христианин, - жертва Богу. А высший подвиг совершил сын Божий – Иисус Христос.

«Сия есть заповедь Моя: да любите друг друга, как я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»

-Перед вами фрагмент картины И. Крамского «Христос в пустыне». О том, что хотел художник рассказать своей картиной с вами поделится наш гость священник о. Александр (Кузин)

(Беседа со священником. См. приложение)

9.Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

Какие новые определения и понятия встретились?

Какие уроки жизни вы извлекли из нашего занятия?

(Познакомились с понятиями «подвиг», «жертва», «подвижник».

Узнали, что подвиг – это шаг от эгоизма к любви,

это героизм и жертва,

это движение к добру, к победе,

это смелость и любовь.

Мы извлекли урок: мы не должны быть эгоистами, жадными; мы должны жертвовать собой ради других; мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время.)

Учитель: В жизни всегда есть место подвигу.

Исходя из того, что вы узнали на уроке, что бы вы добавили на дерево «Плоды православной культуры»?

Слайд 20. (Дерево «Плоды православной культуры)

Дети: Героические поступки, христианские подвиг.

Слайд 21. (Дерево «Плоды православной культуры» с добавлением: героические поступки, христианские подвиги)

Дети: Спешите делать добрые дела. Спешите делать добрые дела,

Получится – считайте, повезло! Чтоб не хватило времени на зло!

Домашнее задание по выбору:

Слайд 22.

  1. Подготовить сообщение на тему «Трудовой подвиг моих родственников»

  2. Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу»

- Подумайте, от каких эгоистических привычек вам хотелось бы отказаться.

Литература:

  • Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры»

  • Словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», В. В. Волина «Этимологический словарь»,

А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

  • В. И. Даль «Пословицы русского народа»

  • Статья « И. Крамской «Христос в пустыне»



Самоанализ урока

Урок проведен согласно рабочей программе и календарно-тематическому планированию по модулю «Основы православной культуры»

Тема урока: Подвиг

Цель: ознакомление обучающихся с православным пониманием слов: «подвиг», «жертва», «подвижник»

Задачи:

  1. Воспитательная: учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями.

  2. Образовательная: формировать у обучающихся представления о значении подвига и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».

3)Развивающая: дать возможность обучающимся понять, в чём заключается жертвенное отношение христиан к самому себе, к другому человеку, к Богу в православном понимании

Сверхзадача урока: продолжение формирования навыка работы с учебником и справочниками.

Оборудование и дидактическое обеспечение урока: учебник, диск, компьютер, мультимедийное оборудование ,экран, карточки с индивидуальными заданиями, тетради, задания для работы в группах, словари, репродукция картины, дополнительная литература.

Информационные источники самостоятельной работы:

  • параграф учебника;

  • оглавление учебника;

  • словари;

  • справочные статьи учебника «Вы узнаете», «Это интересно»

В ходе изучения нового материала была организована самостоятельная работа. Характер деятельности учащихся при её выполнении частично поисковый, исследовательский. Самостоятельная работа является условием включения класса и отдельных учеников в учебную деятельность по достижению дидактической задачи урока.

Формы организации самостоятельной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Целесообразно отметить деловое сотрудничество учеников (взаимопомощь) . Использовались возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам. Результаты этой работы

были продемонстрированы всему классу, когда дети рассуждали, предполагали, высказывали свою точку зрения, аргументировали её, делали выводы.

Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике. Тем самым реализовывался прием пошагового предъявления нового материала совместно с ранее изученным, рассчитанного на самостоятельное открытие детьми значение понятий. Подобранный материал и организационные формы работы способствуют реализации внутрипредметных и межпредметных связей.

Обучающиеся хорошо владеют структурой и методическим аппаратом учебника. У детей частично сформирована и формируется способность к пониманию текстов, содержащих необходимую информацию.

На уроке было показано направление на использование ребёнком полученных знаний и умений в реально существующих жизненных ситуациях

В течении урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности. Темп урока оптимален для данного коллектива детей.

Для создания благоприятной психологической атмосферы на уроке была использована личностно-ориентировочная модель взаимодействия. Соблюдались нормы педагогической этики.

Соблюдались санитарно-гигиенические условия учебного труда.

Дети были заинтересованы, активно выполняли задания, их внимание удерживалось на протяжении всего занятия.

На этапе актуализации знаний школьники самостоятельно сформулировали основную задачу урока, в процессе изучения нового материала правильно отвечали на вопросы, справлялись с самостоятельной работой, в конце урока подвели итоги. Дидактическая задача урока решена
























Презентация к уроку ОРКСЭ на тему «Подвиг»





















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!