СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 1 классе. Тема: "Звук [ж], буквы ж, Ж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с программы по обучению грамоте в 1 классе по ФГОС (УМК «Перспективная начальная школа).

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая.

    Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 1 классе. Тема: "Звук [ж], буквы ж, Ж»





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей 35 г. Ставрополя




Тема: Звук [ж], буквы Ж, ж.




Учитель начальных классов:

Багова Марьяна Мухабовна





Аннотация к уроку:

Урок разработан в соответствии с программы по обучению грамоте в 1 классе по ФГОС (УМК «Перспективная начальная школа).

Тип урока: урок объяснение нового материала.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая.

Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словами, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Power Point.












Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.


Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.


Задачи урока:     

образовательные:

  • познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];

  • учить давать характеристику звукам;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.


развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.


воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.




Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.


Формы обучения:

    • фронтальная работа;

    • парная;

    • индивидуальная

Формирование ключевых компетенций:

    • учебно – познавательной

    • коммуникативной


Единица содержания: характеристика звука [ж], обозначаемого на письме буквой Ж,ж

Граница знания – незнания:

  • дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)

  • не знают какие звуки обозначает буква Ж,ж

Оборудование: АРМ учителя, презентация, модели предложении, образцы печатных букв «Ж» и «ж».и т.д.







Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД


1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.







2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.






Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

-А сейчас у нас речевая разминка.

Артикуляционные упражнения:

-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;

-Губы в трубочку, в ниточку.

-Язычком помоем зубки.





Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.


























Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.







Регулятивные:

волевая саморегуляция.










-Язычком сделаем укольчики щечкам.


- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита?

Как отличить гласные звуки от согласных?

- На какие группы можно разделить все согласные звуки?























-Гласные и согласные


-Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.












Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.



















3. Постановка учебной задачи.


- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?
















- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за


буква, а вы послушайте и выберите один из вариантов, хорошо?

  1. Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.

  2. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.

  3. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня к нам на урок.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….


Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …



На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным.


- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.


На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.










Выбор варианта.











Отгадывают загадки.

жираф


жук






Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объ









Регулятивные:

целеполагание.


Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать


познавательные цели.

Регулятивные:

целеполагание.



























4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).



- Назовите первые звуки слов - отгадок.

-Произнесите, как жужжит жук.

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске – опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить … звук и …букву.

  • Учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.


В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?


- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.


1. Составление плана решения проблемы

-Исследование нового звука вы будете проводить в парах.

-Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?


-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?


Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?



Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буквы Ж,ж

Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать слоги, слова,

тексты с новой буквой.












-В районе согласных.





-Выдвигают версии.







-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.


Надеть «волшебные наушники»


- Послушать, как он звучит в словах.



Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.





















Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;


общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели


























2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «жир» и «жар» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов в тетрадях, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

3. Представление результатов исследования.

-А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований.


- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?


- В чем особенность звука [ж]?


- В каком районе «проживает» звук [ж]?

4. Физкультминутка


Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба,

Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]?


5. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

-На что похожа буква Ж?

-Выложите букву из полосок бумаги.

-Ребята, а почему на доске 4 буквы Ж? Мы видим 2 большие буквы и две маленькие, 2 печатные и две письменные.

- Зачем нужны большие буквы?

- Где мы встречаемся с печатными


буквами?

- А для чего нужны письменные буквы?


7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

-Открываем Азбуку на с.78

С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?


Прочтите слоги самостоятельно; хором.


-На какой слог надо обратить внимание? Почему?


-Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”.

-Как назовём эти сочетания букв?


-Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.





Учащиеся работают в парах.









Учащиеся представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.


- звук [ж] не бывает мягким.

Звук [ж] всегда твёрдый


В районе Согласных.



Участвуют в игре.














-На жука.

Дети выкладывают букву из полосок бумаги.

-Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов,


сел, улиц.

-Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.

-Ими мы пишем в тетрадях.




“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.


Читают слоги.


Жи

Звук [ж] – всегда твердый.





“Опасные”.



-Жи пиши с гласной и





Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;



Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

































Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.







5. Первичное закрепление.






















6. Включение в систему знаний и повторение.

1.Чтение слов на с.79

-Давайте прочитаем слова на стр. 79


-Ребята, а что можно сказать об этих словах?



-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова

2. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,


Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Слайд

-Ребята, а вы знаете, что случилось? К нам на урок должны были прийти слова со звукам [ж], но подул сильный ветер и все слова рассыпались на слоги. И вот они очень просят вас, чтобы вы их собрали. Давайте поможем им.

-Ребята, предлагаю вам поработать на доске.

ЖА,БА,ЖИ,ВОТ, ЖИ,РАФ, БА,ГАЖ, ЖА,ЛО,ЖЁ,ЛУ,ДИ, МЕ,ДВЕ,ЖА,ТА,ЛУ,Ё,ЖИК

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием

Слайд.

1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.

Где дружбой дорожат, там и враги


дрожат.

Ему скажи, да укажи, да в рот положи.

(Сделать модель предложение)


Слайд

1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

2.Подчеркни все буквы Ж.

У Жоры – уж, у Розы – уж.

Жутко жуку жить на суку.

1. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.


Дополнительный материал: ТЕСТ

1.Слово «жук» начинается с согласного звука.(+)

2.Согласный звук ж всегда твёрдый звук(+)

3.Буква ж дружит со всеми гласными буквами(-)


4.Букву ж надо писать с гласной буквой ы, а не с гласной и.(-)


Дети читают.



-Во всех словах есть звук ж



Дети читают.





Выполняют соответствующие движения.










Выполняют задания на интерактивной доске.





Дети соединяют, слоги.









Дети работают на интерактивной доске











Дети работают на интерактивной доске


Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из текстов.





Личностные:

установка на здоровый образ жизни.









Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения.
























Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.


7.Рефлексия


1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?


- Какие цели вы ставили?








Звук [ж], буква Ж..


-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова с новой буквой.







Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.


- Удалось ли достичь этих целей?


- Возникали у вас затруднения?


- Вы смогли их преодолеть?

.

Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.

- Буква Ж в вашу честь ,в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю.

- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте прикрепим их к доске.


Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

Спасибо, вам, за урок.





-Да.


-Да.


-Да


.











Дети прикрепляют звёздочки на доску.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!