СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1 класс. Тема: Звуки [з] и [з’], буква З з

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлен пример  использования  методов и приёмов логоритмики на уроках обучения грамоте.

На уроке создаются  условия для преодоления нарушений устной речи через систему музыкально-логоритмических упражнений , что  способствовует формированию правильного дыхания, развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1 класс. Тема: Звуки [з] и [з’], буква З з»

Урок обучения грамоте в 1 класс

Ф.И.О.: Кривошеева Екатерина Владимировна

Предмет: обучения грамоте

УМК «Перспектива»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема

Звуки [з] и [з’], буква З з

Цели


Педагогическая: создание условий для развития фонематического восприятия и культуры звукопроизношения

Образовательная: формирование умения характеризовать заданный звук, устанавливать его признаки.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе


Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: самостоятельность, самоорганизация, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка.

- Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование.

- Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать.

-Познавательные УУД: расширение кругозора учащихся через открытие новой информации.

Планируемый результат

Предметные:

умение различать звуки [з] и [з’] в словах, знать букву З з, читать слова и предложения с изученной буквой;

Личностные: самоорганизация,ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, самооценка, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные: работать в парах, помогать друг другу задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Познавательные: моделирование, умение структурировать и обобщать знании; использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


Основные понятия

звуки [з] и [з’], буквы З з.

Межпредметные связи

музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


учебники, карточки с заданиями для групповой работы;

мультимедийный проектор, презентация.

Организация пространства

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный

Технологии: здоровьесберегающие, игровые технологии , логоритмика, технология сотрудничества, групповые технологии, парное обучение ,ИКТ, дифференциация.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учащиеся настраиваются на работу урока.








Учитель настраивает учащихся на работу урока.

-Урок обучения грамоте. Сегодня мы проведем работу с определенными звуками. И познакомимся с буквой, которая их обозначает.

-Готовы к уроку?


1.Организационный момент.






Отвечают на вопросы




Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.








Коммуникативные: умение слушать и слышать.

Личностные: выражение своего настроения.

Метапредметные:организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

II.Актуализация знаний (2 мин)

Цели: развивать фонематический слух средствами логоритмики; развитие навыков произношения звуков и употребления букв

Развивают навык произношения звуков и употребления букв в словах.



Проговаривают звук, чтобы доказать, что это согласный, определение звонкости/глухости согласного звука

Отвечают на вопросы



Подбирают слова с заданным звуком, моделирование слов (зарядка, здоровье) жужжащее чтение, хоровое чтение,

Организует фонетическую зарядку.

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

- Послушайте: Озззы-озззы-озззы - стоят у нас морозы.

- Повторите, послушайте звук, который чаще всего встречается.

-Какой звук чаще встречается? [з ]

- Дайте характеристику звуку [ з ]

- Докажите.

- Дрожат голосовые связки. Звуки мы произносим с шумом и голосом.

При затруднении

-Послушайте:Оззза-оззза ледяная роза.

-Повторите. Определите звук, который чаще всего встречается.

- Подберите слова, в которых есть звук [ з ].

2. Речевая разминка. Логоритмика



Карточка 1


Дети повторяют:

- Озззы-озззы-озззы - стоят у нас морозы.

- Повторяют хором [ з ].

-Звук [ з ]согласный

-Твёрдый.


-Звонкий.






Дети повторяют:

- Оззза-оззза ледяная роза.

Подбирают слова


Совершенствование навыка произношения звуков; совершенствование умения задавать и отвечать на вопрос



Развивать речь детей.




Познавательные: решение игровой проблемы.



Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение высказывать свои мысли.

III. Выявления места и причины затруднений

(4 мин)

Цели: развивать фонематический слух; формирование умения характеризовать заданный звук, устанавливать его признаки.














Развивают навык произношения звуков















Ученики анализируют свои попытки выполнить задание

Фиксируют в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Развивают навык произношения звуков.


Произносят чистоговорку, выполняют двигательные упражнения.





- Послушайте: Зззи-зззи-зззи - саночки вези.

- Повторите, послушайте звук, который чаще всего встречается.

- Какой звук чаще встречается?

- Повторите хором [ з’].

- Дайте характеристику звуку

[ з’ ]

-Докажите.

-Докажите

Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания.

При затруднении

Послушайте: Озззе-озззе-озззе - озябнешь на морозе





Повторите. Определите звук, который чаще всего встречается.

- Подберите слова, в которых есть звук [ з’]


Организует логоритмическую игру.

- Какие два звука мы выделили? ([з] [з’])

- Давайте проговорим чистоговорку с ритмичными движениями.

Я показываю, а вы запоминайте. (Демонстрация учителем)


Озы-озы-озы - стоят у нас морозы.


Озе-озе-озе - озябнешь на морозе.


Зи-зи-зи - саночки вези.


Оза-оза-оза - Не боюсь мороза!


- Ребята, встаньте. Повторяем вместе

3 Логоритмика.

Карточка 2



Дети повторяют:

- Зззи-зззи-зззи - саночки вези.

Отвечют, повторяют

-[ з’]



Звук [ з’]согласный


-Мягкий.

-Звонкий. дрожат голосовые связки. Звуки мы произносим с шумом и голосом.













4. Карточка 3









Логоритмическая игра

(Руки на пояс. Повороты туловища)

(Ритмично похлопывают себя по плечам)

(Ритмично шагают)

(Хлопки)

Актуализиро-вать знания детей о звуках









определяют звуки

Совершенствование навыка произношения звуков






Актуализиро-вать знания детей о звуках







определяют звуки




Совершенствование навыка произношения звуков

Личностные:

контролируют свои действия.



Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классификацировать.


Коммуникативные:умение работать в группе.


Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.



.


Личностные: контролируют свои действия, проявляют старание.

Познавательные: решение игровой проблемы, использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.


IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Цель: организация совместного открытия темы урока.

Отвечают на вопросы







Выполняют двигательные упражнения









Отвечают на вопросы





Формулируют цели урока.







Учащиеся называют тему урока.


Проводит параллель с ранее изученным материалом. Учитель готовит детей к формулированию темы и цели урока.

- Ребята, еще раз вспомните, какие два звука мы выделили.

- Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [з] [з’].

- Напишите её в воздухе или изобразите пальчиками. СЛАЙД

- Найдите букву З. (слайд с алфавитом)

- Назовите соседей буквы З справа и слева.

- На что похожа буква З?.

СЛАЙД

- Замечательно. Молодцы.

- Над какой темой будем работать

- Чему будем учиться на уроке?

СЛАЙД ЦЕЛИ

Цели: - учиться говорить четко;

- учиться читать;

- тренировать память.

5. Двигательные упражнения. Ответы на вопросы. Карточка 4





- Звуки [ з] [ з'] обозначаются буквой зэ





















Д.: «Звуки [ з] [ з'], буква Зз»

Д.: Читать слова, будем учиться красиво и четко говорить, тренировать память.

Совершенствование навыка произношения звуков, чтения слов








Коммуникативны: умение выражать свои мысли.

Личностные: 
выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать. 

Регулятивные : целеполагание, прогнозирование



Метапредметные:учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

V. Открытие новых знаний через подводящий диалог.

(4 мин)

Цель: выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Смотрят презентацию к уроку.





Читают хором.

Поют



Смена вида деятельности для снятия напряжения


- Чтобы научиться читать правильно, мы должны уметь хорошо читать слоги. Давайте потренируемся в чтении слогов.

На слайде поочерёдно появляются слоги за зо зу зы зи

Дети читают хором.

- А давайте пропоём слоги? ПОЕМ ВМЕСТЕ

Учитель пропевает, дети повторяют.

- Молодцы! Мы потренировались в чтении слогов.

Черный слайд

6.Карточка 5



VI. Первичное закрепление

(4 мин)





Отвечают на вопросы



Выполняют задания

в парах



















Отвечают на вопросы







Читают пословицу

- Сейчас, ребята, вам предстоит работа в парах.

- Вспомните, какие правила при работе в парах надо соблюдать.

- На партах цветные конверты. Посмотрите, что в них. Какое задание будем выполнять?

В конвертах слоги ЗА, РЯД, КА, ЗДО, РО, ВЬЕ. И на доске на магнитах карточки слоги крупно.

- Соберите слова. А Дашу и Женю я приглашаю к доске.

- Посмотрите на доску. Какие слова получились у Даши и Жени? У вас такие же?

- Давайте хором их прочитаем.

- Как связаны друг с другом эти слова?

Учитель задает наводящие вопросы

Демонстрация Слайда с пословицей

У.: Ребята, прочитайте вполголоса пословицу.

- Кто готов прочитать пословицу выразительно?

- Прочитаем хором.

Слайд

7. Карточка 6 .



Д.: Уметь слушать и уметь договариваться.





Конверты с заданием





Д: Составить слова из слогов

Дети на местах собирают слова в парах, одна пара в это же время собирает слова на доске

Карточки с ловами: здоровье, зарядка, указка

Кто делает зарядку, тот здоров. Чтобы быть здоровым, надо делать зарядку.

Пословица «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»



Ребенок читает

Читают хором: «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!»

формирование у учащихся плавного слогового чтения через логоритмические упражнения.

Коммуникативны: умение выражать свои мысли, умение работать в группе.

Метапредметные:учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Личностные: 
выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать 

Регулятивные:

сравнивать свою работу с образцом




VII. Самостоятельная работа

(3 мин)

Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика.


Выполняют задания

фронтально






-А вы знаете, что бывает зарядка для памяти. Помните, что мы поставили цель – тренировать память.


Тренируем память


- Возьмите листочки из бумажного конверта.


Прочитайте вполголоса.


- Помогите друг другу выучить строчки, выделенные жирным шрифтом.


Потом каждый ряд расскажет свои строчки.

Слайд

- Итак, ребята время самостоятельной работы закончилось. Посмотрим, что у нас получилось.


8. Карточка 7

Конверты с заданиями 3 варианта (по рядам):

1. Мы зарядку начинаем

И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше,

Опустили, четко дышим.

Раз – два, не зевай,

Вместе с нами повторяй!

2. Мы зарядку начинаем

И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше,

Опустили, четко дышим.

Раз – два, не зевай,

Вместе с нами повторяй!


3. Мы зарядку начинаем

И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше,

Опустили, четко дышим.

Раз – два, не зевай,

Вместе с нами повторяй!




Читают слова и предложения с изученной буквой;

Формирование у учащихся плавного слогового чтения через логоритмические упражнения.

Регулятивные: планировать свои действия соответствии с поставленной задачей, умение устанавливать между личностной целью, действием и результатом





Коммуникативные :слушать и понимать других . Построение высказываний в соответствие с коммуникативными задачами .Сотрудничать в совместном решении проблемы.

IIX. Этап включения в систему знаний и повторения

(5 мин)

Цель: при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования







Фиксируют полученное знание



Смена вида деятельности для снятия напряжения













Читают со слайда текст стихотворения все вместе

Выполняют ритмичные движения и проговаривают текст стихотворения


У.: Первый ряд, встаньте, пожалуйста. Хором дружно расскажите свои слова.

(На слайде появились первые две строчки)

- Спасибо. Садитесь.

- Второй ряд, встаньте, пожалуйста. Слушаем вас.

(На слайде появились следующие две строчки)

- Спасибо. Садитесь. Послушаем третий ряд.

(На слайде появились последние две строчки)

- Спасибо! Садитесь.

- Молодцы! Я уверена, что теперь мы сможем рассказать стихотворение все вместе.

- Повторим с ритмичными движениями.

Показ учителя логоритмического упражнения

-А теперь вместе.

Слайд

Стихотворение:

Мы зарядку начинаем

И на месте все шагаем.

Руки вверх подняли выше,

Опустили, четко дышим.

Раз – два, не зевай,

Вместе с нами повторяй!
















Логоритмика:

Мы зарядку начинаем (Щелчки)

И на месте все шагаем. (Шагают)

Руки вверх подняли выше, (Поднимают руки)

Опустили, четко дышим. (Дышат в паузе)

Раз – два, не зевай, (ДЫХАНИЕ)

Вместе с нами повторяй! (ХЛОПКИ)

формирование у учащихся плавного слогового чтения через логоритмические упражнения.



Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, ценностное отношение к своему здоровью.

Познавательные умение задавать и отвечать на вопросы




Регулятивные: планировать свои действия соответствии с поставленной задачей, умение устанавливать между личностной целью, действием и результатом

Личностные: контролируют свои действия, проявляют старание.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(5 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.



Отвечают на вопросы







Оценивают свои действия на уроке

- Подведём итог. С какими звуками работали?

Какой буквой обозначаются эти звуки?


У.: Какой вид работы больше понравился?


У.: Что запомнили?


У.: Ребята, в начале урока мы с вами ставили цели


.


- Поднимите левую руку, кто старался говорить чётко?

- Поднимите правую руку, кто старался при чтении.

- Встаньте те, кто смог запомнить стихотворение.


- Зззздорово, зззззамечательно. Зззвеззздочки мои!







9. Слайд с целями.


Цели:

- учиться говорить четко;

- учиться читать;

- тренировать память


Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Познавательные умение задавать и отвечать на вопросы

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

X. Домашнее задание

Цель: создать ситуацию успеха для каждого ученика.


Слушают информацию о домашнем задании



Выбирают по желанию тип задания на дом

Предлагаю творческие задания на выбор:


-Ребята, кто хочет, сочините свою чистоговорку со звуками [з] [з’], а может кто – то вместе с родителями сочинит свое стихотворение.


-А может быть вы захотите прочитать очень интересную историю…

тогда после урока можете взять текст из этой коробочки.


-А те, кто любит рисовать могут оживить букву З (ПОКАЗ)


Возьмете задание вот из этой коробочки.


УРОК ОКОНЧЕН!


10.«Творческие задания»

1 ЗВЕЗДОЧКА «Чистоговорка»






2 ЗВЕЗДОЧКА «Увлекательное чтение»





3 ЗВЕЗДОЧКА «Волшебное рисование»



Структурируют и обобщают знания; используют общие приемы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Регулятивные-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение устанавливать связь между личностной целью, действием и результатом.


Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.