Урок 40-41 Класс: 9
Дата:
Количество часов: 1
§ 37-38 Виды транспорта и транспортно-транзитный потенциал страны
§ 39 Отрасли социальной инфраструктуры
Цель урока: Сформировать знания учащихся об основных видах транспорта в Казахстане. Сформировать понятие о социальном комплексе страны.
Задачи:
Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране и её месте в мире, полученных на уроках гуманитарного цикла;
Развивающая: Развивать умение выявлять причинно-следственные связи, совместно с учащимися выяснить преимущества и недостатки всех видов транспорта. Создать условия для развития умения ставить цель.
Воспитательная: Развитие навыков критического мышления, коммуникативных навыков и навыков публичного выступления, воспитывать у учащихся чувство ответственности.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, ЛОК
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации: индивидуальная, инклюзивная (карточки), работа по группам
Оборудование: Политическая карта Казахстана, административная карта Казахстана, атлас
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты)
II. Актуализация знаний (5 минут)
Эвристическая беседа по теме «Пищевая и легкая промышленность Казахстана»
ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА (РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)
Заполнить таблицу
Отрасль пищевой промышленности, регион | Отрасль легкой промышленности, регион |
Рыбная – Балыкшы, Шашубай | Хлопчатобумажная – Шымкент, Костанай |
| |
| |
| |
III. Изучение нового материала (20 минут)
Работа с текстом в учебнике:
1 ГРУППА – Транспорт – «кровеносная система» экономики
Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.
Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)
Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.
Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)
б) скорость перевозок
в) комфортность
г) надежность
д) влияние природных условий.
2 ГРУППА - Виды транспорта (наземный, водный, воздушный)
Железнодорожный транспорт
ЗАО «Национальная компания Казахстан темiр жолы» образованна постановлением Правительства РК 15 марта 2002 года. Крупная компания и единственным оператором магистральной железнодорожной сети. Эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляет более 13 600 километров. Число работающих составляет более 125 тысяч человек.
Покровская линия – Уральск, первая магистральная железная дорога, построена в 1894 г.
Оренбург – Ташкент, построена в период с 1901 – 1906г.
Туркестано – Сибирская железная дорога: Ташкент – Шымкент – Тараз – Алматы – Семипалатинск – Локоть – Барнаул – Новосибирск, строительство завершено в 1930 году.
Транссибирская магистраль: Челябинск – Владивосток, участок Курган – Петропавловск – Омск.
Средне – Сибирская магистраль: Троицк – Костанай – Кокшетау – Карасуык – Камень-на-Оби – Барнаул.
Южно – Сибирская магистраль: Магнитогорск – Карталы – Акмола (Астана) – Павлодар – Барнаул.
Астрахань – Атырау – Орск. Уральск – Атырау – Актау.
Трансказахстанская магистраль: Петропавловск – Кокшетау – Астана – Караганда – Моинты – Шу.
Трансазиатская магистраль: Пекин – Алматы – Ташкент – Чарджоу – Тегеран – Стамбул.
Аксу – Конечная, соединила Павлодарскую с Восточно-Казахстанской областью, построена в 2001 году.
Хромтау – Алтынсарино, соединила Актюбинскую и Костанайскую область, протяженность 404 км, построена в 2004 году.
Жетыген – Коргас, выход к государственной границе с Китаем, протяженность 298 км, построена в 2011 году.
Узень – государственная граница с Туркменистаном, выход к странам Персидского залива, протяженность 146 км, построена в 2011 году.
Автомобильный транспорт. Основные транзитные коридоры:
Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы – Хоргос. Астрахань – Атырау – Актау – Туркестан. Шымкент – Кызылорда – Актюбинск – Уральск – Самара. Алматы – Караганда – Астана – Кокшетау – Петропавловск. Омск – Павлодар – Семипалатинск – Майкпашагай.
Воздушный транспорт
Авиакомпания «Эйр Казахстан».
Вертолетная компания «Евразия-Эйр».
Международные аэропорты: РГП «Международный аэропорт «Астана», АО «Международный аэропорт «Алматы»», АО «Авиакомпания «Евразия Эйр»» Атырау; АО «Международный аэропорт «Ак жол»» Уральск, АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» г. Тараз
Аэропорты: ОАО «Эйр Астана», ОАО Авиакомпания «Кокшетау»; «Air Kazakhstan» г. Алматы; «Berkut Air» г. Алматы; «Алматы Эйр» г. Алматы; «Саяхат» Алматы» г. Алматы; АО «Атырау Ауе Жолы»; АО «Усть-Каменргорск»; АО «Семипалатинска»; ОАО «Компания Абсолют Казахстан» г. Караганда; ОАО «Кызылорда Эйр», Актау, ОАО «Аэропорт Павлодар», АО «Иртыш-Авиа» г. Павлодар, Петропавловск, ОАО «Аэропорт-Шымкент».
Морской и речной транспорт
ЗАО «Казмортрансфлот», танкерные перевозки.
РГП «Актауский морской торговый порт» г. Актау, порт круглогодичного использования. Обслуживает экспортно-импортные, транзитные грузы. Это самый оснащенный и современный, работающий по европейским стандартам порт на Каспии.
ТОО «Актауское Судоходное Сервисное Агентство» г. Актау, материально-техническое снабжение флота, транспортно-экспедиторские услуги речного и морского флота.
АО «Атырауузенпорты» п. Балыкши Атырауская область, судоходство, перевозка грузов.
РГП «Уральское предприятие водных путей» г. Уральск, обеспечение судоходства, дноуглубительные, дноочистительные работы.
ОАО «Уралречфлот» г. Уральск, ремонт и строительство речных судов, перевозки.
ОАО «Павлодарский речной порт» г. Павлодар, перевозка грузов и пассажиров водным транспортом, погрузочно-разгрузочные работы, добыча речного песка и реализация лесоматериалов.
Филиал ДТО «Акзар тран Сервер» г. Петропавловск.
3 ГРУППА - Виды транспорта (трубопроводный и электронный, связь)
Трубопроводный транспорт:
ЗАО «КазТранОйл», транспортировка нефти.
АО «КазТранГаз», транспортировка газа.
Нефтепроводы:
Доссор – Ракуши – Каспий, первый нефтепровод, построенный в дореволюционное время.
Атырау – Орск.
Жанажол – Кенкияк – Орск.
Омск – Павлодар – Шымкент – Чарджоу.
Тенгиз – Атырау – Самара.
Узень – Атырау – Большой Чаган.
Каламкас – Каражанбас – Актау.
Тенгиз – Атырау – Астрахань – Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум КТК)
Газопроводы:
Бухара – Урал, протяженность 639 км (по Казахстану). С данным газопроводом связаны два газопровода: Жанажол – Октябрьск – Актобе и Карталы – Костанай.
Средняя Азия – Центр (Россия), протяженность 521 км.
Бухара – Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы, протяженность 684 км.
Макат – Северный Кавказ, протяженность 371.
Оренбург – Новопсков, протяженность 382 км. Проходит в северо-западной части Казахстана. Данный трубопровод является продолжением трубопровода «Союз», протяженность 424 км.
Газли – Шымкент, протяженность 314 км.
Кенкияк – Атырау.
Атасу – Аланьшанькоу.
Кенкияк-Кумколь.
Амангельды – Тараз, протяженность 193 км.
Акшабулак – Кызылорда, протяженность 123 км.
Бейнеу – Бозой – Шымкент (строительство магистрального газопровода начато в сентябре 2011 года)
4 ГРУППА – Социальная инфраструктура (сфера обслуживания)
Отрасли соц. инфраструктуры:
торговля – продает населению потребительские товары. Главные показатели работы торговли – ее объем (товарооборот) и структура.
предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, бани, ремонт техники, обуви, одежды и др.) концентрируются в основном в городах.
В защите людей от болезни ключевую роль играет здравоохранение. Главные центры – в городах Алматы, Астана, Караганда и Семипалатинск.
самая большая отрасль социальной сферы по числу вовлеченных в нее людей – образование.
организация отдыха населения – деятельность людей (туристов) или организаций (турагенства, гостиницы). Отдых направлен на рекреацию – восстановление.
5 ГРУППА - Социальная инфраструктура (организация отдыха населения)
Условия рекреации:
Рекреационные ресурсы - это ресурсы, которые способствуют восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Бывают двух видов:
- природно - рекреационные (водоемы, леса, горы)
- культурно – исторические (древние городища, мавзолеи. Крепости, храмы, наскальные рисунки и др.)
В зависимости от состава рекр-х ресурсов каждая территория приобретает свою специализацию. Так формируются рекреационные районы – территории, отличающиеся своей специализацией. Рекреационные ресурсы нашей большой страны с разнообразной природой и многовековой историей велики и пока еще слабо освоены.
На востоке страны – это гора Белуха, оз. Кокколь, Маркоколь, Алаколь. Культурная столица края Семипалатинск. Особо выделяют 2 туристических объекта – музей Невзоровых («казахстанский эрмитаж») и новый подвесной мост (первый в СНГ и один из 17 в мире)
Рекреационные богатства юга страны – легендарный пик Хан – Тенгри, удивительной красоты Чарынский каньон, «Поющие барханы», высокогорный каток Медеу, горнолыжный курорт Чимбулак. На юге были открыты всему миру «Золотой человек», наскальные рисунки Тамгалы, внесенные в Список ЮНЕСКО. Музеи – заповедники «Памятники древнего Тараза» и др.
В центре Казахстана – находятся озера Карасор и Балхаш, горно-лесной массив Каркаралы, являющийся нац. парком.
Север страны – родина первого нац. парка – Кокшетауский, первого курорта – Боровое. Он и сейчас один из главных районов лечебного туризма. Курорт Моилды и его знаменитое грязелечение, океанариум и др.
На западе – тоже немало интересных природных объектов – метеоритный кратер в Актюбинской обл, впадина Карагие, чинки Устюрта, Каспийское оре и др.
Это лишь малая часть рекреационных богатств нашей страны, они восхищение не только казахстанцев, но и иностранных туристов.
Отрасли социальной инфраструктуры составляют самый крупный и трудоемкий комплекс. От него во многом зависят социальное благополучие страны и перспективы ее развития. Географию этого комплекса определяет потребительский фактор – размещение населения.
Составить в тетради краткий ЛОК
Обменяться в группе информацией
Обмен изученной информацией в группе между учениками
IV. Закрепление изученного материала (8 минут)
Защита участников групп своей темы у доски.
Решение теста на стр. 270
Экспресс-опрос на стр. 270-271
Экспресс-опрос
Самый быстрый транспорт - воздушный
2. крупный по объему перевозимых товаров - железнодорожный
3. дорогой - воздушный
4. крупный по числу перевозимых пассажиров - автомобильный
5. крупный по грузообороту - …
6. экологически «грязный» - автомобильный
7. дешевый - трубопроводный
8. подверженный влиянию природных условий - речной
9. универсальный -железнодорожный
10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...
Ответы: 1-с, 2-е, 3-d, 4-b, 5-b, 6-e, 7-a, 8-b, 9-c, 10-e, 11-a, 12-b, 13-c, 14-a
V. Рефлексия (3 минуты)
Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали. Ответьте на вопросы:
Что было главным на уроке?
Что нового узнали на уроке?
Что вызвало наибольшее затруднения: работа с атласом, тест?
VI. Домашнее задание. (2 минуты)
37-38,39 , ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради решить тест на стр. 279-280.
Спасибо за внимание! До свидания!