СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Отрасли социальной инфраструктуры"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под   и структура - строение, расположение) - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Отрасли социальной инфраструктуры"»

Урок 40-41 Класс: 9

Дата:

Количество часов: 1



§ 37-38 Виды транспорта и транспортно-транзитный потенциал страны

§ 39 Отрасли социальной инфраструктуры

Цель урока: Сформировать знания учащихся об основных видах транспорта в Казахстане. Сформировать понятие о социальном комплексе страны.

Задачи:

Образовательная: Углубление и систематизация знаний учащихся о стране и её месте в мире, полученных на уроках гуманитарного цикла;

Развивающая: Развивать умение выявлять причинно-следственные связи, совместно с учащимися выяснить преимущества и недостатки всех видов транспорта. Создать условия для развития умения ставить цель.

Воспитательная: Развитие навыков критического мышления, коммуникативных навыков и навыков публичного выступления, воспитывать у учащихся чувство ответственности.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, ЛОК

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации: индивидуальная, инклюзивная (карточки), работа по группам

Оборудование: Политическая карта Казахстана, административная карта Казахстана, атлас

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

II. Актуализация знаний (5 минут)

  1. Эвристическая беседа по теме «Пищевая и легкая промышленность Казахстана»

  2. ИНКЛЮЗИВНАЯ РАБОТА (РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ)

Заполнить таблицу

Отрасль пищевой промышленности, регион


Отрасль легкой промышленности, регион

Рыбная – Балыкшы, Шашубай

Хлопчатобумажная – Шымкент, Костанай









III. Изучение нового материала (20 минут)

Работа с текстом в учебнике:

1 ГРУППА – Транспорт – «кровеносная система» экономики

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под   и структура - строение, расположение) - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.



Задача коммуникационной  системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки. (самый  дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)

б) скорость перевозок

в) комфортность

г) надежность

д) влияние природных условий.



2 ГРУППА - Виды транспорта (наземный, водный, воздушный)

Железнодорожный транспорт

ЗАО «Национальная компания Казахстан темiр жолы» образованна постановлением Правительства РК 15 марта 2002 года. Крупная компания и единственным оператором магистральной железнодорожной сети. Эксплуатационная длина железных дорог Казахстана составляет более 13 600 километров. Число работающих составляет более 125 тысяч человек.

Покровская линия – Уральск, первая магистральная железная дорога, построена в 1894 г.

Оренбург – Ташкент, построена в период с 1901 – 1906г.

Туркестано – Сибирская железная дорога: Ташкент – Шымкент – Тараз – Алматы – Семипалатинск – Локоть – Барнаул – Новосибирск, строительство завершено в 1930 году.

Транссибирская магистраль: Челябинск – Владивосток, участок Курган – Петропавловск – Омск.

Средне – Сибирская магистраль: Троицк – Костанай – Кокшетау – Карасуык – Камень-на-Оби – Барнаул.

Южно – Сибирская магистраль: Магнитогорск – Карталы – Акмола (Астана) – Павлодар – Барнаул.

Астрахань – Атырау – Орск. Уральск – Атырау – Актау.

Трансказахстанская магистраль: Петропавловск – Кокшетау – Астана – Караганда – Моинты – Шу.

Трансазиатская магистраль: Пекин – Алматы – Ташкент – Чарджоу – Тегеран – Стамбул.

Аксу – Конечная, соединила Павлодарскую с Восточно-Казахстанской областью, построена в 2001 году.

Хромтау – Алтынсарино, соединила Актюбинскую и Костанайскую область, протяженность 404 км, построена в 2004 году.

Жетыген – Коргас, выход к государственной границе с Китаем, протяженность 298 км, построена в 2011 году.

Узень – государственная граница с Туркменистаном, выход к странам Персидского залива, протяженность 146 км, построена в 2011 году.

Автомобильный транспорт. Основные транзитные коридоры:

Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы – Хоргос. Астрахань – Атырау – Актау – Туркестан. Шымкент – Кызылорда – Актюбинск – Уральск – Самара. Алматы – Караганда – Астана – Кокшетау – Петропавловск. Омск – Павлодар – Семипалатинск – Майкпашагай.

Воздушный транспорт

Авиакомпания «Эйр Казахстан».

Вертолетная компания «Евразия-Эйр».

Международные аэропорты: РГП «Международный аэропорт «Астана», АО «Международный аэропорт «Алматы»», АО «Авиакомпания «Евразия Эйр»» Атырау; АО «Международный аэропорт «Ак жол»» Уральск, АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» г. Тараз

Аэропорты: ОАО «Эйр Астана», ОАО Авиакомпания «Кокшетау»; «Air Kazakhstan» г. Алматы; «Berkut Air» г. Алматы; «Алматы Эйр» г. Алматы; «Саяхат» Алматы» г. Алматы; АО «Атырау Ауе Жолы»; АО «Усть-Каменргорск»; АО «Семипалатинска»; ОАО «Компания Абсолют Казахстан» г. Караганда; ОАО «Кызылорда Эйр», Актау, ОАО «Аэропорт Павлодар», АО «Иртыш-Авиа» г. Павлодар, Петропавловск, ОАО «Аэропорт-Шымкент».

Морской и речной транспорт

ЗАО «Казмортрансфлот», танкерные перевозки.

РГП «Актауский морской торговый порт» г. Актау, порт круглогодичного использования. Обслуживает экспортно-импортные, транзитные грузы. Это самый оснащенный и современный, работающий по европейским стандартам порт на Каспии.

ТОО «Актауское Судоходное Сервисное Агентство» г. Актау, материально-техническое снабжение флота, транспортно-экспедиторские услуги речного и морского флота.

АО «Атырауузенпорты» п. Балыкши Атырауская область, судоходство, перевозка грузов.

РГП «Уральское предприятие водных путей» г. Уральск, обеспечение судоходства, дноуглубительные, дноочистительные работы.

ОАО «Уралречфлот» г. Уральск, ремонт и строительство речных судов, перевозки.

ОАО «Павлодарский речной порт» г. Павлодар, перевозка грузов и пассажиров водным транспортом, погрузочно-разгрузочные работы, добыча речного песка и реализация лесоматериалов.

Филиал ДТО «Акзар тран Сервер» г. Петропавловск.

3 ГРУППА - Виды транспорта (трубопроводный и электронный, связь)

Трубопроводный транспорт:

ЗАО «КазТранОйл», транспортировка нефти.

АО «КазТранГаз», транспортировка газа.

Нефтепроводы:

Доссор – Ракуши – Каспий, первый нефтепровод, построенный в дореволюционное время.

Атырау – Орск.

Жанажол – Кенкияк – Орск.

Омск – Павлодар – Шымкент – Чарджоу.

Тенгиз – Атырау – Самара.

Узень – Атырау – Большой Чаган.

Каламкас – Каражанбас – Актау.

Тенгиз – Атырау – Астрахань – Новороссийск (Каспийский трубопроводный консорциум КТК)

Газопроводы:

Бухара – Урал, протяженность 639 км (по Казахстану). С данным газопроводом связаны два газопровода: Жанажол – Октябрьск – Актобе и Карталы – Костанай.

Средняя Азия – Центр (Россия), протяженность 521 км.

Бухара – Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы, протяженность 684 км.

Макат – Северный Кавказ, протяженность 371.

Оренбург – Новопсков, протяженность 382 км. Проходит в северо-западной части Казахстана. Данный трубопровод является продолжением трубопровода «Союз», протяженность 424 км.

Газли – Шымкент, протяженность 314 км.

Кенкияк – Атырау.

Атасу – Аланьшанькоу.

Кенкияк-Кумколь.

Амангельды – Тараз, протяженность 193 км.

Акшабулак – Кызылорда, протяженность 123 км.

Бейнеу – Бозой – Шымкент (строительство магистрального газопровода начато в сентябре 2011 года)

4 ГРУППА – Социальная инфраструктура (сфера обслуживания)

Отрасли соц. инфраструктуры:

  1. торговля – продает населению потребительские товары. Главные показатели работы торговли – ее объем (товарооборот) и структура.

  2. предприятия бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, химчистки, бани, ремонт техники, обуви, одежды и др.) концентрируются в основном в городах.

  3. В защите людей от болезни ключевую роль играет здравоохранение. Главные центры – в городах Алматы, Астана, Караганда и Семипалатинск.

  4. самая большая отрасль социальной сферы по числу вовлеченных в нее людей – образование.

  5. организация отдыха населения – деятельность людей (туристов) или организаций (турагенства, гостиницы). Отдых направлен на рекреацию – восстановление.

5 ГРУППА - Социальная инфраструктура (организация отдыха населения)

Условия рекреации:

  • - достаточные доходы

  • - рекреационные ресурсы

  • - рекреационное хозяйство (гостиницы, дома отдыха, турбазы, санатории)

Рекреационные ресурсы - это ресурсы, которые способствуют восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Бывают двух видов:

  • - природно - рекреационные (водоемы, леса, горы)

  • - культурно – исторические (древние городища, мавзолеи. Крепости, храмы, наскальные рисунки и др.)

В зависимости от состава рекр-х ресурсов каждая территория приобретает свою специализацию. Так формируются рекреационные районы – территории, отличающиеся своей специализацией. Рекреационные ресурсы нашей большой страны с разнообразной природой и многовековой историей велики и пока еще слабо освоены.

  • На востоке страны – это гора Белуха, оз. Кокколь, Маркоколь, Алаколь. Культурная столица края Семипалатинск. Особо выделяют 2 туристических объекта – музей Невзоровых («казахстанский эрмитаж») и новый подвесной мост (первый в СНГ и один из 17 в мире)

  • Рекреационные богатства юга страны – легендарный пик Хан – Тенгри, удивительной красоты Чарынский каньон, «Поющие барханы», высокогорный каток Медеу, горнолыжный курорт Чимбулак. На юге были открыты всему миру «Золотой человек», наскальные рисунки Тамгалы, внесенные в Список ЮНЕСКО. Музеи – заповедники «Памятники древнего Тараза» и др.

  • В центре Казахстана – находятся озера Карасор и Балхаш, горно-лесной массив Каркаралы, являющийся нац. парком.

  • Север страны – родина первого нац. парка – Кокшетауский, первого курорта – Боровое. Он и сейчас один из главных районов лечебного туризма. Курорт Моилды и его знаменитое грязелечение, океанариум и др.

  • На западе – тоже немало интересных природных объектов – метеоритный кратер в Актюбинской обл, впадина Карагие, чинки Устюрта, Каспийское оре и др.

Это лишь малая часть рекреационных богатств нашей страны, они восхищение не только казахстанцев, но и иностранных туристов.

Отрасли социальной инфраструктуры составляют самый крупный и трудоемкий комплекс. От него во многом зависят социальное благополучие страны и перспективы ее развития. Географию этого комплекса определяет потребительский фактор – размещение населения.

  1. Составить в тетради краткий ЛОК

  2. Обменяться в группе информацией

  3. Обмен изученной информацией в группе между учениками

IV. Закрепление изученного материала (8 минут)

  1. Защита участников групп своей темы у доски.

  2. Решение теста на стр. 270

  3. Экспресс-опрос на стр. 270-271

Экспресс-опрос

  1. Самый быстрый транспорт - воздушный
    2. крупный по объему перевозимых товаров - железнодорожный
    3. дорогой - воздушный
    4. крупный по числу перевозимых пассажиров - автомобильный
    5. крупный по грузообороту - …
    6. экологически «грязный» - автомобильный
    7. дешевый - трубопроводный
    8. подверженный влиянию природных условий - речной
    9. универсальный -железнодорожный
    10. непохожий на все остальные виды транспорта - ...

Ответы: 1-с, 2-е, 3-d, 4-b, 5-b, 6-e, 7-a, 8-b, 9-c, 10-e, 11-a, 12-b, 13-c, 14-a

V. Рефлексия (3 минуты)

Наша работа на сегодня заканчивается. Все хорошо поработали. Ответьте на вопросы:

  • Что было главным на уроке?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что вызвало наибольшее затруднения: работа с атласом, тест?

VI. Домашнее задание. (2 минуты)

37-38,39 , ответить на вопросы в конце параграфа. В тетради решить тест на стр. 279-280.

Спасибо за внимание! До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя