СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока в 9 классе "Степенная функция с натуральным показателем. Применение свойств функций к решению задач".

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока в 9 классе "Степенная функция с натуральным показателем. Применение свойств функций к решению задач".»

Учитель математики МКОУ «Никольская СОШ»: учитель математики Кузьмина Е.А.


УРОК

Тема: Функция у=х n, nN. Применение свойств функций к решению задач.

Тип урока: урок закрепления учебного материала

Образовательные цели:

  1. Повторить свойства функции у=хn, nN.

  2. Проверить умение применять свойства функции у=хn, nN в различных математических ситуациях.

  3. Проверить умение строить и читать график функции у=хn, nN.

  4. Формировать умение графически решать уравнения.

  5. Формировать умение решать задачи на применение свойств функций.

Развивающие цели:

  1. Развивать у учащихся навыки индивидуальной и групповой работы.

  2. Формировать мыслительные навыки: сравнение, анализ, аналогия.

  3. Развивать графическую культуру учащихся.

Воспитательные цели:

  1. Формировать у учащихся самостоятельность в достижении поставленной цели.

  2. Прививать культуру общения.

  3. Формировать умения излагать свои мысли устно и письменно.

Оборудование:

  1. Карточка

  2. Листы самооценки


I.Начало урока


II.Устная работа

  1. Какая функция называется степенной функцией с натуральным показателем?

(функция вида у=хn, где п=1,2,3,…N называют степенной функцией с натуральным показателем)

  1. Что собой представляет график степенной функции с нечётным натуральным показателем. Описать свойства функции.

(график похож на кубическую параболу, только чем больше показатель, тем более круто направлены вверх (и соответственно вниз) ветви графика, кривая у=х2n+1 касается оси х в точке (0;0) (1 и 3 четверть))

Свойства функции у=х2n+1

    1. Д(у)= (-∞; +∞)

    2. нечётная

    3. возрастает

    4. не ограничена ни снизу, ни сверху

    5. нет ни наименьшего, ни наибольшего значений

    6. непрерывна

    7. Е(у)= (-∞; +∞)

    8. выпукла вверх на (-∞; 0], выпукла вниз на [0; +∞)

 №12.7, 12.8

График, св-ва у=х3

График, св-ва у=х2

у=х7, у=х5

у=х6, у=х8, у=х12

График, св-ва у=-х3

у=-х9

График, св-ва у=-х2

у=-х10


 № 12.10

Построить эскиз графика

(1 группа - в, 2 группа – г)

в) у= (х-3)5-2


г) у=-(х+4)4+1


  1. Что собой представляет график степенной функции с чётным показателем. Описать свойства функции.

(график функции похож на параболу, только его ветви более круто направлены вверх, график касается оси х в точке (0;0))

Свойства

  1. Д(у)= (-∞; +∞)

  2. чётная функция

  3. убывает на луче (-∞; 0], возрастает на луче [0; +∞)

  4. ограничена снизу, не ограничена сверху

  5. унаим=0, унаиб не существует

  6. непрерывна

  7. Е(у)= [0; +∞)

  8. выпукла вниз

1. Сравните:

5,73 и 5,43

(-4.1)3 и (-4,2)3

1,64 и 1,84

(-5,3)8 и (-4,2)8

0,83 и (-1,3)3

(0,3)6 и (-0,3)6 =

2. Сравните с 0, если f(x)=x7, g(x)=x10

f(25)-f(12)0

f(-30)-f(-20)

f(0)f(60)=0

g(17)-g(5)0

g(38)-g(0)0

g(-9)g(-17)0


3. Сколько корней имеет уравнение хn=2500

а) при чётном n (два) у=хn

б) при нечётном n (один) у=2500

4. Решите уравнение:

а) х3=-27 х=-3

б) х3= х=

в) х4=-81 решений нет

г) х4=625 х=5, х=-5


III. Основная часть урока.


1. Решите графически уравнение

1 группа

№12.15 (б)

(х+1)3=1-2х

у= (х+1)3 график функции кубическая парабола

у= 1-2х график функции прямая

х

0

2

у

1

-3


Ответ: 0

2 группа

№12.15 (г)

3+2=х+4

у= -х3+2 график функции кубическая парабола

у= х+4 график функции прямая

х

0

-4

у

4

0


Ответ: -1


2. Докажите, что уравнение не имеет корней

12.33 (б) 1 группа

б) х6-х+3=0

х6=х-3

у= х6 график функции парабола

у= х-3 график функции прямая

х

0

3

у

-3

0

Графики функций не пересекаются, уравнение не имеет корней

Ответ: уравнение не имеет корней

12.33 (а) 2 группа

а) х42+3=0

х4=-х2-1

у= х4 график функции парабола

у= -х2-1 график функции парабола

х

0

1

у



Графики функций не пересекаются, уравнение не имеет корней

Ответ: уравнение не имеет корней

7. Постройте и прочитайте график функции:

1 группа

12.19

, если х

у=

х5, если х0


1) у=, если х

х

0

-0,25

-1

-4

-9

у

0

0,5

1

2

3


2) у=х5, если х0

х

0

1

2

у

0

1

32

у


х

Свойства:

    1. Д(у)= (-∞; +∞)

    2. не является ни чётной, ни нечётной

    3. убывает на (-∞; 0], возрастает на [0; +∞)

    4. ограничена снизу

    5. унаим=0, при х=0, унаиб определить нельзя

    6. непрерывна

    7. Е(у)= [0; +∞)

    8. выпукла вниз на [0; +∞), выпукла вверх на (-∞; 0]

2 группа

12.29

, если х

у= х11, если -11

(х-1)4+1, если 1x3


1) у=, если х

х

-1

-2

-4

у

-1

-1

-1


2) у=х11, если -11

х

-1

0

1

у

-1

0

1


3) у=(х-1)4+1, если 13

х

1

2

3

у





Свойства:

    1. Д(у)= (-∞; 4)

    2. не является ни чётной, ни нечётной

    3. убывает на (-∞; -1], возрастает на [-1; 4]

    4. ограничена снизу, сверху

    5. унаим=-1, унаиб =10

    6. непрерывна

    7. Е(у)= [-1; 10]

    8. выпукла вниз на [0; 1] и [1;4], выпукла вверх на [-1; 0]


8. Исследуйте функцию на чётность и постройте её график

1 группа

12.31 (а)

у=, Д(у)=(-∞; 0) (0; +∞) симметрична относительно начала координат

у(-х)== -у(х) значит функция нечётная

у=3, х0

График функции кубическая парабола с выколотой точкой (0;0)

2 группа

12.31 (б)

у=, Д(у)=(-∞; 0) (0; +∞) симметрична относительно начала координат

у(-х)= =у(х) значит функция чётная

у=, х0

х, х0, т.к. х0

=

-х, х

у=3, если х0

у= =-х3, если х

График функции с выколотой точкой (0;0)

12.27

, если х0

у= х7, если 0x1

, если x1


1) у=, если х0

х

0

-2

у

0

2


2) у=х7, если 0x1

х

0

1

у

0

1


3) у=, если x1

х

1

2

4

8

у

1

0,5

0,25

0,125


Свойства:

    1. Д(у)= (-∞; +∞)

2. не является ни чётной, ни нечётной

3. убывает на (-∞; 0], [1; +∞) возрастает на [0; 1]

4. ограничена снизу

5. унаим=0

6. непрерывна

7. Е(у)= [0; +∞)

8. выпукла вниз на [0; 1], выпукла вверх на [1; +∞)

Заключительный этап урока

1. Итоги работы на уроке

Работа с листом самооценки

Сделал сам

С помощью товарища

С помощью учителя





Вывод:

- мне всё понятно

- с заданиями я справлялся сам, но мне нужна консультация в №

- повторить теоретический материал (график функции у=хn, nN)

- свойства функции (указать какие)

2. Д/з §12

1 группа

№№ 12.19 (а), 12.33 (г), 12.31 (в), 12.35

Решите графически уравнение (х-1)2=3-х

2 группа

№№ 12.30, 12.33 (в), 12.31 (г), 12.35

Решите графически уравнение (х-1)2+3=3х-2





Дана функция у=f(х), где f(x)=(x-1)4. найдите, при каких значениях х выполняется равенство f2(х)-17f(х)+16=0

Решение

f2(x)=((x-1)4)2

17f(x)=17(x-1)4

((x-1)4)2-17 (x-1)4+16=0

Пусть t=(x-1)4, t0

t2-17t+16=0

Д=289-4116=289-64=2250, 2к

t1= уд t0

t2= уд t0

  1. t=1, (x-1)4=1

(x-1)4=14, (x-1)4=(-1)4

x-1=1, x-1=-1

x=2 x=0

  1. t=16, (x-1)4=16

(x-1)4=24, (x-1)4=(-2)4

x-1=2, x-1=-2

x=3 x= -1

Ответ: -1; 0; 2; 3

Задание:

Пусть х1 и x2 – корни уравнения, х2=2х+6. найти значение выражения х12х21х22


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!