ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »
ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
на тему: «Пирамида здорового питания»
для обучающихся I курса
специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Санкт- Петербург, 2017 г.
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
на тему: «Пирамида здорового питания»
для обучающихся I курса
специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

Санкт- Петербург, 2017 г.
Методическая разработка предназначена для использования в образовательном процессе мастерами производственного обучения и классными руководителями, в качестве пособия для проведения внеаудиторных мероприятий для обучающихся обслуживающего профиля.
Организация-разработчик: ФГБОУ ВО ГЭУ
Разработчик: Никифорова Н.С., председатель цикловой комиссии спецдисциплин по специальности 19.02.10, преподаватель ФГБОУ ВО ГЭУ
Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению на заседании методического Совета ФГБОУ ВО ГЭУ Протокол № ___ от «___» _______ 2017 г.
Пояснительная записка
Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны. Установлена достоверная зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья обучающихся от несбалансированного питания, курения, употребления спиртных напитков, наркотиков и других факторов риска в студенческой среде; консервативных форм и методов физического воспитания, от объема и интенсивности учебных нагрузок. И это при том, что по данным различных исследований, состояние здоровья в первую очередь определяется средой и образом жизни, и только на 10 – 15% зависит от медицинских служб.
Внеаудиторное мероприятие «Пирамида здорового питания» нацелено на формирование у студентов ответственного отношения к своему здоровью, убеждение в исключительной роли питания в формировании физического и нервно-психического здоровья человека, акцента внимания на необходимости рационального питания, предупреждения об опасности продуктов быстрого приготовления, формирования необходимого в современной экологической и экономической обстановке экологического мышления.
Особое внимание уделяется значимости цены здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Методические рекомендации
При подготовке к мероприятию его организатору необходимо собрать и систематизировать, а в процессе проведения мероприятия донести до студентов информацию о правильном, рациональном питании, об экологической безопасности продуктов питания. В ходе мероприятия обучающиеся вовлекаются в деятельность по формированию и сохранению собственного здоровья.
В ходе подготовки мероприятия обучающимися в качестве домашнего задания подготавливаются информационные плакаты, демонстрирующие компоненты и нормы правильного питания, таблица буквенно-цифровых кодов добавок, плакат с этикетками продуктов питания, в которых есть добавки и т.д.
Организатор мероприятия подготавливает информацию о безопасности питания, разрабатывает анкету для обучающихся, направленную на выявление их образа питания.
В конце мероприятия подводятся итоги. Обучающиеся с помощью мастера делают выводы о здоровом питании.
План внеаудиторного мероприятия
Тема: «Пирамида здорового питания»
Цель: формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
1. Воспитательные:
1.1. Воспитать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья
1.2. Воспитать негативное отношение к вредным продуктам питания
1.3. Формировать умение работать в коллективе, находить компромиссы, воспитывать культуру поведения.
2. Развивающие:
2.1. Развивать привычку правильного питания и соблюдения режима питания
2.2. Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона
3. Образовательные:
3.1. Познакомить обучающихся с принципами здорового питания на примерах материалов современных исследований
3.2. Повышать активность обучающихся на уроке
3.3. Работать над сознательным усвоением материала
4. Здоровьесберегающие:
создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
Форма проведения: внеаудиторное мероприятие (тематическая беседа с элементами ролевого диалога).
Методы проведения: информационный, поисковый
Техническое обеспечение мероприятия:
- компьютер, интерактивная доска, информационные плакаты, бумага, ручки.
Ход внеаудиторного мероприятия
1. Вводная часть 1 минута
1.1. Приветствие
2. Основная часть 20 минут
2.1. Анкетирование (Приложение 1)
2.2. Информационная часть (Приложение 2)
3. Заключительная часть 4 минуты
3.1. Подведение итогов мероприятия (слова мастера п/о, классного руководителя)
3.2. Рефлексия (приложение 3)
3.3. Эпилог (приложение 4)
Список использованной литературы
1. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 2013г.
2. Здоровый образ жизни. – М.: ЗАО «АиФ», 2014. № 1.
3. Здоровая семья. – М.: Крон-Пресс, 2013 г.
4. Куликов В.М. Основные понятия и термины ЗОЖ// 2013, № 12.
5. Кульменева Л.Г. Факторы внешней среды, воздействующие на организм человека//2014 г., № 6.
6. Якуш С.И. Идеальный вес и все о нашем питании//2013 г., № 12.
Ведущий
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодняшнее мероприятие мы посвятим чрезвычайно актуальной в наши дни теме - теме здорового питания.
Сейчас мы с вами проведем небольшое анкетирование. Я раздам вам листы бумаги и попрошу вас ответить на предложенные вопросы, к которым прилагается несколько вариантов ответов. Вам следует выбрать из каждой группы ответов тот, который наиболее близок вам. Итак, приступаем.
Приложение 1
Анкета
1. КАК ЧАСТО В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?
а) три раза;
б) два раза;
в) один раз.
2. ВЫ ЗАВТРАКАЕТЕ:
3. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВАШ ЗАВТРАК?
4. ЧАСТО ЛИ ВЫ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ПЕРЕКУСЫВАЕТЕ В ПРОМЕЖУТКАХ МЕЖДУ ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ И УЖИНОМ?
а) никогда;
б) один-два раза;
в) три раза и больше.
5. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ, САЛАТЫ?
6. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ТОРТЫ C КРЕМОМ, ШОКОЛАД?
7. ВЫ ЛЮБИТЕ ХЛЕБ С МАСЛОМ?
а) почти не прикасаюсь к таким бутербродам;
б) иногда с чаем не отказываю себе в этом скором кушанье;
в) очень люблю и балую себя почти каждый день.
8. СКОЛЬКО РАЗ В НЕДЕЛЮ ВЫ ЕДИТЕ РЫБУ?
9. КАК ЧАСТО ВЫ ЕДИТЕ ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ?
а) раз в день;
б) два раза в день;
в) три раза и более.
10. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К ПРИГОТОВЛЕНИЮ МЯСНОГО БЛЮДА, ВЫ:
а) убираете весь жир;
б) убираете часть жира;
в) оставляете весь жир.
11. СКОЛЬКО ЧАШЕК ЧАЯ ИЛИ КОФЕ ВЫ ВЫПИВАЕТЕ В ТЕЧЕНИЕ ОДНОГО ДНЯ?
а) одну-две;
б) от трех до пяти;
в) шесть и больше.
12. ВАША СРЕДНЯЯ ДНЕВНАЯ ДОЗА СПИРТНОГО?
Подведем итоги. Отложите ручки, подсчитайте количество баллов.
Ответ а - 2 очка, б - 1, в - 0.
Кто набрал от 21 до 24 очка, у вас отличный стол. Причин для беспокойства нет.
16-20 очков. Вы умело находите золотую середину в выборе блюд.
12-15 очков. Пересмотрите свое отношение к питанию.
0-11 очков. То, как вы питаетесь, из рук вон плохо! Более того, существует серьезная опасность для вашего здоровья.
Приложение 2
Ведущий
Подчас, чтобы быть здоровыми, мы подвергаем себя таким испытаниям, от которых, наверное, стало бы плохо даже инквизиторам: то голодаем, то "чистимся", то лечимся. А может, лучше придерживаться законов разумного питания? И тогда решится разом множество проблем: внешний вид, вес, здоровье и бюджет. Пища должна быть разнообразной, и, конечно, нужно учитывать возраст, национальные традиции и место проживания. В целом эти рекомендации сводятся к следующей пирамиде.
В ее основании - хлеб, зерновые и макаронные изделия.
Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания человека. Предпочтение отдается сортам хлеба из муки грубого помола ("бородинский", "докторский" и другие). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки, которая помогает выведению холестерина, "чистке" кишечника и обладает желчегонным действием. Темный хлеб обеспечит вам хороший цвет лица и решит проблемы с лишними килограммами.
В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: геркулесовая, гречневая, пшенная или кукурузная. Многое зависит от способа приготовления. Известно, что крупу гречневую лучше не поджаривать, потому что из нее "уйдут" практически все витамины группы В. Перед варкой крупу лучше замочить часов на шесть, тогда время приготовления уменьшится, а все полезное в крупе останется.
Макароны и вермишель лучше покупать из муки первого сорта, от них вашему организму будет больше пользы.
Рис по праву занимает важное место в кухне многих народов мира. Его можно встретить в супах, плове, пирогах, десертах и многих других блюдах, знаменитых во всем мире. Его самые главные качества - это высокая питательность и сочетаемость с другими ингредиентами блюда - мясом, птицей, рыбой, морепродуктами и овощами. Рис очень полезен для организма человека.
Вторая ступень пирамиды - это фрукты и овощи.
В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда весенние авитаминозы ему не страшны. Но россияне по статистике съедают около 85 кг за год. В день на нашем столе должно оказаться не менее 600 граммов живой растительной пищи. Пусть это будут дары с вашего огорода или дачи.
Ягоды - настоящий кладезь витаминов. Малину можно использовать как природный аспирин, чернику, бруснику и клюкву - как антибиотики. В крыжовнике и чернике содержится янтарная кислота, необходимая для поддержания иммунитета. Не меньше полезных веществ в облепихе, черноплодной и красной рябине.
Возьмите за правило хотя бы в летне-осенний период пить овощные и фруктовые соки. Это могут быть и купажные соки, то есть сочетание двух или нескольких овощей или фруктов. Яблочно-морковный сок обеспечит сердце бета-каротином, который укрепляет сосудистую стенку и сердечную мышцу, яблоко - железом и клетчаткой. Сок из свеклы поможет бороться с артериальной гипертонией (50 граммов сока свеклы плюс 100 граммов сока моркови нужно принимать 1-2 раза в день по полстакана до еды в течение 10 дней), выведет из организма вредные вещества (радионуклиды, соли тяжелых металлов) и явится хорошим профилактическим средством против развития онкозаболеваний. Сок из свежей капусты необходим людям с излишним весом и проблемным желудком.
Овощные и фруктовые соки полезны всем, если их пить за 30 минут до еды или через 1,5-2 часа после еды.
В следующей ступени пирамиды - мясо, рыба, птица и молочные продукты.
Мы привыкли считать этот набор основным и главным. Но мясо - это животный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов, то есть в 7-9 раз больше энергии, чем на углеводы. Мясо не содержит витаминов и энзимов (ускорителей пищеварения), поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Вот чем объясняется чувство сонливости после обильного употребления мясных блюд. Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное. Надо постараться контролировать количество пищи и перед мясным блюдом пожевать салат или винегрет из сырых овощей и зелень. Недаром говорят, что горцы и чабаны едят много мяса, но еще больше употребляют при этом зелени. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Рационально употреблять мясо 2-3 раза в неделю в количестве 100-150 граммов в день.
Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные "деликатесы" включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.
Другое дело - рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани, что обеспечивает ее быстрое разваривание и нежную консистенцию после тепловой обработки. Содержащиеся в ней полиненасыщенные жирные кислоты и различные минеральные вещества - йод, фтор, медь и цинк - делают рыбу необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии и атеросклероза. Повышается сопротивляемость организма инфекциям, улучшается сумеречное зрение, регулируется обмен фосфора и кальция (поэтому рыба необходима детям и людям пожилого возраста!). Полезны и морепродукты - кальмары, мидии, морская капуста.
Молоко любят многие. И о том, пить его или не пить, существует масса мнений и споров в научном мире. Бесспорно одно: молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В зрелом возрасте, когда построение и рост органов и систем завершен, предпочтительнее кисломолочные продукты - йогурты, кефир, творог, простокваша, которые призваны поддерживать и обеспечивать микрофлору кишечника, кислотно-щелочной баланс и влиять на жировой и углеводный обмены. Очень полезны для здоровья стакан кефира на ночь, а на завтрак йогурт с пониженным содержанием жира.
На вершине пирамиды здорового питания - соль, сахар и сладости.
Как мало им отводится места! Так же мало их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к четкой цепи диагнозов: гипертоническая болезнь, ожирение, атеросклероз и почечная патология. Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Нужно приучать себя и близких минимально употреблять эти продукты: соль - до 6 граммов в день (мы подчас употребляем и 15 граммов), вместо сахара, тортов, конфет - джемы и фрукты.
Никогда не поздно пытаться изменить свой образ жизни и пищевые привычки в лучшую сторону, чтобы быть здоровыми духовно и физически, прожить долгую и счастливую жизнь!
Нежный организм подростка особенно нуждается в правильном сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается, продолжают формироваться все системы организма, особенно скелет и чрезвычайно чувствительная в этом периоде жизни центральная нервная система. Она нуждается в необходимом количестве строительного материала, обеспечивающего проводимость нервных импульсов и развитие психических процессов. Именно поэтому очень важно в этом возрасте следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня.
Приложение 3
Рефлексия
Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали на сегодняшнем классном часе? Какой еде вы отдаете предпочтение? Как нужно питаться?
Спасибо за ответы.
Приложение 4
Эпилог
Итак, мы с вами знаем, что для того, чтобы еда пошла впрок, необходимо соблюдать правила питания.
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
Пища не должна быть очень горячей, обжигающей или очень холодной.
Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
Утром надо обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
Еще Гиппократ говорил: "Пусть пища будет вашим главным лекарством". А чтобы пища стала лекарством, она должна быть естественной, природной, то есть наиболее приспособленной для усвоения еще одним созданием Природы - человеческим организмом.
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
На этом наше мероприятие заканчивается. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.