СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Великие женщины - учёные и их открытия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическую разработку внеклассного мероприятия можно использовать при проведении классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Великие женщины - учёные и их открытия"»

Главное управление образования и науки Алтайского края

КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия





дисциплина

Математика

тема

Великие женщины – учёные и их открытия





преподаватель: Горлова Галина Анатольевна

группа студентов: 1 курса Т-1612

специальность:19.02.10 Технология продукции общественного питания









Барнаул 2016

Утверждаю

Зам. директора по УМР

_____________ И. Б. Дедяева

«___» _______________2016 г.







Рассмотрено и утверждено


на ПЦК естествознания

протокол № ____________

от “___” ______________2016 г. Заведующая ПЦК: _________

Т.А.Беседина






Дата проведения: 16.12.2016



Преподаватель: ____________________ Г.А.Горлова



Оглавление



Методические рекомендации для преподавателей ………………………………

4

План внеклассного мероприятия…………………………………………………

6

Список использованных источников………………………………………………

Рецензия……………………………………………………………………………….

Приложение А Презентация…………………………………………………………

17

18

19


Методические рекомендации для преподавателей

Внеклассное мероприятие по теме «Великие женщины-учёные и их открытия» проводится для студентов специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 1 курса.

Форма организации внеклассного мероприятия – классный час.

Проведение внеклассного мероприятия рассчитано на 45 минут.

В процессе проведения внеклассного мероприятия по теме «Великие женщины-учёные и их открытия» преподаватель представляет всех обучающихся, принимающих участие в классном часе и руководит всей деятельностью присутствующих.

Для проведения мероприятия преподаватель подбирает материал, разрабатывает сценарий классного часа и готовит презентацию.

В результате участия в мероприятии обучающиеся должны расширить свой кругозор и знания, сделать вывод о необходимости изучения таких дисциплин как математика, химия, физика, биология.

По ходу внеклассного мероприятия обучающиеся обобщают и систематизируют знания, полученные на уроках математики.

В процессе проведения открытого мероприятия преподаватель наблюдает за работой обучающихся, предоставляя им творческую самостоятельность.

Внеклассное мероприятие направлено на развитие речи, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять факты, познавательного интереса к дисциплинам в целом, на усиление мотивации интереса к математике, химии, физике, биологии.










Тема: Великие женщины – учёные и их открытия.

Методическая идея: показать методику проведения внеклассного мероприятия с использованием ИКТ.

Цели урока: создать условия:

- для самопознания и саморазвития обучающихся;

- для развития творческих способностей;

- для воспитания сознательного уважения к точным наукам;

- для формирования личностных компетенций студентов (гражданско-патриотических, духовно-нравственных, эстетических, языковых).

Задачи внеклассного мероприятия:

организовать деятельность обучающихся для:

1) усвоения новых знаний по дисциплинам;

2) привития познавательного интереса к конкретным открытиям в области математики, физики, химии;

3)  развития памяти, внимания, воображения;

4) формирования  самостоятельной познавательной деятельности.

Тип внеклассного мероприятия:

Обобщение и систематизация, творческое применение знаний.

Оснащение внеклассного мероприятия:

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: ОС Windows XP, текстовый редактор Word, программа для создания презентаций PowerPoint.

Отведённое время: 45 минут.







Этап деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Примечание

1Организационный момент. Актуализация темы


- Уважаемые студенты! В рамках декады ПЦК естествознания в академии проводятся различные мероприятия с вовлечением в них студентов.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы провести классный час, который поможет вам узнать много фактов из жизни женщин – учёных, о их вкладе в науку.



1 мин.



2 Создание проблемной ситуации

- Но прежде, чем мы перейдём к теме классного часа, скажите о каких женщинах – учёных вам приходилось слышать или вы читали о них?


-Да, действительно такие учёные были и мы о них часто слышим, но кроме них есть ещё очень много женщин, которые сделали очень много полезных открытий, результатами которых мы пользуемся до сих пор.

- Софья Ковалевская.

- Мария Кюри.


1 мин

3 Постановка учебной цели

-Как вы думаете, какова цель нашего мероприятия?




Действительно, цель нашего мероприятия -

обобщить ваши знания в области математики, физики, химии и создать условия для воспитания сознательного уважения к точным наукам.

- узнать новое об открытиях, которые сделали именно женщины - учёные;

-сформировать заинтересованность в приобретении новых знаний.


1 мин

4 Планирование

Для того, чтобы была достигнута цель нашего мероприятия мною был подобран интересный материал и исторические факты из жизни женщин – учёных. Этот материал будет представлен мною вашему вниманию. Наряду с этим материалом вы увидите презентацию.


1 мин

5 Реализация плана

Итак, мы начинаем.

- Как вы думаете, когда и где появились первые учёные – женщины?

Наверное вы думаете, что в прошлом или позапрошлом веке.

Но начать я бы хотела с тех женщин, которые жили ещё в Древней Греции.

Даже тогда, когда цивилизация была в самом начале своего расцвета, представительницы слабого пола в редких случаях получали возможность заниматься наукой.

Больше всего женщин-ученых проживало в древней Греции, несмотря на строгий патриархат, который там царил.

Наиболее известной представительницей научной среды была Гипатия, жившая в этой стране в конце IV – начале V века н. э..(слайд 3)

Она была дочерью известного ученого Теона Александрийского, вследствие чего имела доступ к получению образования. Помимо того, что она преподавала в Александрии такие предметы, как философию, математику и астрономию, по которым написала научные труды.

Гипатия была также изобретателем: она создала такие научные приспособления, как дистиллятор, астролябию и ареометр.

Древние ученые-женщины жили и в других странах. До нашего времени дошла информация о Марии Профетиссе, жившей в I веке н. э. в Иерусалиме. (слайд 4)

Занимаясь алхимией, по примеру большинства ученых того времени, она внесла ощутимый вклад и в развитие современной химии. Именно ей принадлежит изобретение системы подогрева жидкостей на паровой бане и первый прообраз перегонного куба

Несмотря на строгое ограничение в доступе к знаниям, представительницы слабого пола продолжали работу над своими изобретениями. Многие научные понятия, термины, а также различные приспособления, которыми мы пользуемся в современном мире, создали именно женщины-ученые. Так, первые шаги в программировании принадлежат именно даме. Леди Августа Ада Байрон (1815–1851 г.) (слайд 5), дочь знаменитого поэта, в возрасте 17 лет изобрела три программы, которые демонстрировали аналитические возможности счетной машины Именно это стало началом программирования. Ее именем назван один из языков программирования АДА, кроме того, профессиональным праздником представители данной профессии считают именно день рождения этой необычайно умной девушки – 10 декабря.

Обсуждая тему "Великие женщины-ученые и их открытия", нельзя не упомянуть о яркой представительнице своего времени Марии Кюри (1867–1934 гг.). (слайд 6)

Это первая женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии, и единственный ученый в мире, получивший ее в двух разных областях. Она со своим супругом Пьером Кюри, с которым у них был не только семейный, но и творческий союз, выделила химический элемент полоний. Кроме того, именно им принадлежит открытие радиоактивности, за которую они и получили высшую награду в области физики. Следующую награду, уже по химии, Мария Кюри заработала сама, после смерти мужа, продолжая упорный труд и выделив в чистом виде радий. Именно ей принадлежала идея использовать его в медицине для лечения рубцов и различных опухолей. Когда началась Первая мировая война, она впервые создала рентгеновские установки, которые можно было переносить. В честь супругов впоследствии назвали химический элемент кюри, а также единицу измерения радиоактивности Кюри.

Хэди Ламарр (1913–2000 г.)(слайд 7) – одна из красивейших женщин Голливуда, в то же время обладающая несомненным умом и изобретательностью. Будучи выданной замуж против своей воли за Фрица Мандла, который занимался оружейным бизнесом, она сбежала от него в Америку, где и начала карьеру актрисы. Во время войны она проявила интерес к радиоуправляемым торпедам и предложила свою помощь в разработках Национальному совету изобретателей. Учитывая отношение к женскому полу, чиновники не захотели иметь с ней дело. Однако, ввиду большой популярности актрисы, они не могли ей просто отказать. Поэтому ее попросили оказать помощь совету, продав огромное количество облигаций. Изобретательность Хэди помогла ей собрать более 17 миллионов. В 1942 году она, вместе с композитором Джорджем Антейлом, изобрела теорию прыгающих высот. Данное открытие тогда не оценили, однако в современном мире оно используется повсеместно: в мобильных телефонах, Wi-Fi 802.11 и GPS.

Барбара Мак-Клинток (1902– 1992 г.) (слайд 8)– великий ученый, первым открывший перемещение генов. Именно она впервые описала кольцевые хромосомы, которые только спустя много лет стали использовать для объяснения генетических болезней. Свою заслуженную Нобелевскую премию Барбара получила только через 30 лет, в возрасте 81 года. К тому времени уже немолодая женщина – крупный ученый - рассказала о своих исследованиях и полученных результатах всему миру.

Развитие науки в России также невозможно представить без женщин, которые внесли в нее огромный вклад. Ермольева Зинаида Виссарионовна (1898–1974 г.) (слайд 9) – выдающийся микробиолог и эпидемиолог. Именно она создала антибиотики – лекарства, без которых невозможно представить современную медицину. Удивительно, но для того, чтобы сделать свое научное открытие, 24-летняя девушка заразила себя смертельной болезнью – холерой. Зная о том, что если не удастся найти лекарство, то ее дни будут сочтены, она все-таки смогла вылечить себя. Намного позже, спустя 20 лет, во время войны, эта уже немолодая женщина, крупный ученый, спасла от эпидемии холеры осажденный Сталинград. Будучи награжденной орденом Ленина, а затем и Сталинской премией, она вложила все полученное вознаграждение в самолет. Вскоре по небу уже летал истребитель, который носил имя этой удивительной женщины.

Огромный вклад в развитие анатомии внесла Анна Адамовна Краусская (1854–1941 г.)(слайд 10) Она получила звание профессора без защиты диссертации и стала первой женщиной в России, удостоенной такого почетного научного статуса.

Не менее весомую лепту в науку внесла и Ковалевская Софья Васильевна (1850–1891 г.) (слайд 11)– русский математик и механик. Она сделала многое для этих отраслей науки, но главным открытием считаются исследования о вращении тяжелого несимметричного волчка. Интересно, что Софья Васильевна стала единственной на тот момент дамой, получившей звание профессора высшей математики в Северной Европе. Личным примером эта мудрая русская женщина учит тому, что успех и знания не зависят от пола (фильм).

Практически каждая страна может похвастаться великими женщинами, благодаря которым произошли значительные изменения в науке. Среди представительниц прекрасного пола, о которых знает весь мир, звучит имя Рэйчел Луиз Карсон (1907–1964),(слайд 11) биолога, вплотную занимавшегося проблемами окружающей среды. В 1962 году эта уже немолодая женщина, крупный ученый, разработала сочинение на тему воздействия пестицидов на сельское хозяйство, которое взбудоражило научный мир. Ее книга «Безмолвная война» привела к яростной атаке со стороны производителей химической промышленности, которые тратили огромные деньги на травлю Рэйчел. Именно эта книга стала толчком к созданию множества общественных движений по защите окружающей среды.

Шарлотта Гилман (1860–1935 г.) (слайд 12)- одна из основателей феминистского движения в мире. Благодаря своему выдающемуся таланту литератора она смогла привлечь внимание общественности к угнетенному положению женщин.

Общественное мнение настойчиво уничижало и утрировало роль женщины. Исследования ученые дамы при этом не намеревались прекращать, хоть и находили на своем пути множество препятствий. В частности, получение научных званий, в отличие от коллег-мужчин, давалось им с огромным трудом.

Исследования Розалинд Франклин (1920– 1958 г.)(слайд 13) в области изучения ДНК имели большой успех, однако так и не были признаны при жизни.

Также мало кто знает, что у истоков создания ядерного оружия стояла представительница слабого пола – Лиза Мейтнер (1878–1968 г.).(слайд 14) Она расщепила ядро урана и сделала вывод о цепной реакции, способной породить огромный выброс энергии. Возможность создания мощнейшего в мире оружия вызвала колоссальный резонанс в обществе. Однако, будучи убежденной пацифисткой, Лиза прекратила свои исследования, отказавшись делать бомбу. Итогом стало то, что ее труды не были признаны, и Нобелевскую премию вместо нее получил ее коллега Отто Ган.(слайд 15)

Сложно переоценить вклад, который внесли в развитие мировой науки женщины-ученые. У истоков многих современных теорий стояли именно представительницы слабого пола, имена которых зачастую не обнародовались. Кроме перечисленных достижений, женщинам принадлежат такие открытия, как:

-первая комета – Мария Митчелл (1847 г.)(слайд 16);

-общие эволюционные корни человека с обезьяной – Джейн Гудолл (1964 г.) (слайд 17);

- перископ – С а р а М е т е р ( 1 8 4 5 г.)(слайд 18) ;

- глушитель для автомобиля – Э л ь Д о л о р е с Д ж о н с ( 1 9 1 7 г.)(слайд 19) ;

-посудомоечная машина – Джозефина Гэрис Кокрейн (1914 г.) (слайд 20);

-корректор для опечаток – Бэтти Грэм (1956 г.), (слайд 21).

Немыслимо представить науку и ее развитие без умнейших представительниц слабого пола, которые продвигали ее на всех этапах развития человечества.

Женщины-ученые мира внесли свой вклад в такие отрасли, как:

-математика;

-физика;

-химия;

-медицина;

-философия;

-литература.

К сожалению, до нас не дошли имена всех дам, трудившихся на благо человечества, однако, можно с уверенностью сказать, что их труд достоин уважения.

Благодаря представительницам слабого пола, которые раз за разом доказывали свое право заниматься наукой, современное общество наконец признало равенство полов.

Сегодня бок о бок трудятся мужчины и женщины, продолжая работать над развитием человечества. Получить ученую степень или награду для женщин уже не представляется чем-то невозможным, однако путь к такому отношению был долгим и сложным.

Известные женщины-ученые работают и в наше время. Штерн Лина Соломоновна, биохимик и физиолог, стала первой женщиной, принятой в Академию наук СССР. (слайд 22)

Скороходова Ольга Ивановна(слайд 23) – немолодая женщина, крупный ученый. Сочинение об особенностях слепоглухих до сих пор цитируется в научных кругах. Талантливый дефектолог, единственная в мире глухонемая женщина-ученый.

Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна,(слайд 24) российский и советский историк и писательница, ставшая членом-корреспондентом АН СССР.

Ладыгина-Котс Надежда Николаевна(слайд 25) – первый ученый зоопсихолог в России.

Павлова Мария Васильевна, первый ученый-палеонтолог. (слайд 26)

Глаголева-Аркадьева Александра Андреевна, ученый-физик(слайд 27.) Эта дама получила мировую известность и стала доктором физико-математических наук.

Лебедева Ольга Сергеевна,(слайд 28) переводчица и языковед, которая основала Общество востоковедения, почетным председателем которого стала в дальнейшем. Лермонтова Юлия Всеволодовна, полностью оправдавшая свою знаменитую фамилию, однако, в другой области. Она была первой женщиной-химиком, удостоенной степени доктора наук.

Кладо Татьяна Николаевна (слайд 29)– первая женщина-аэролог как в России, так и в мире. Став первыми в своей области, они показали достойный пример многим.

Этими женщинами по праву гордится как Отечество, так и мировая наука, по достоинству ценящая тот вклад, который они внесли.(слайд 30)

Несмотря на сложности, женщины-ученые упорно работали, доказывая свое право на равенство. А движение прогресса, которое они сделали возможным, сложно переоценить. Эти умнейшие женщины увековечили свои имена в совершенных открытиях, став примером стойкости и мужества.



35 мин


6 Презентация продукта и его обсуждение

- Скажите, что из изобретённого этими женщинами мы используем сейчас в повседневной жизни?

- Корректор.

- Посудомоечная машина.

- Глушитель в автомобилях.

2 мин

7 Обобщение. Подведение итога урока

- Скажите, что вы сегодня нового узнали?



- Что для вас было новым ?


- Достигли ли мы поставленной цели?

- Узнали интересные факты из жизни женщин - учёных.


- То, что женщины придумали перископ, глушитель для автомобиля, рентгеновские установки.

- Да, достигли.

2 мин

8 Организация рефлексии

- Что для вас сегодня было самым интересным?




- Надеюсь, что полученные вами сегодня знания будут для вас полезными и пригодятся в будущем.

- Узнать, что корректор придумали ещё в середине прошлого века.

- Оказывается волны, которые используются в сотовой связи, открыли ещё в 1942 году.

2 мин


Список использованных источников

1. Гиндикин ,С. Г. Рассказы о физиках и математиках : учебник/С.Г.Гиндикин. – М.,: ОЛМА – ПРЕСС, 2004. – 245 с.

2. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] : науч. журнал. – Режим доступа к журн.: http://zhurnal.mipt.rssi.ru.



























Рецензия

на методическую разработку преподавателя Горловой Г.А.внеклассного мероприятия – открытого классного часа на тему

“Великие женщины – учёные и их открытия”

В методической разработке открытого внеклассного мероприятия на тему «Великие женщины – учёные и их открытия» Горловой Г.А. отражены основные этапы проведения мероприятия, методическая идея, цели и задачи проведения мероприятия. Кроме того приведены средства обучения, используемые для проведения классного часа.

Форма организации внеклассного мероприятия – классный час.

В процессе проведения внеклассного мероприятия по теме «Великие женщины – учёные и их открытия» преподаватель предоставит вниманию обучающихся материал, содержащий интересные факты из жизни женщин – учёных, расскажет об их открытиях и продемонстрирует материал с помощью презентации.

Для проведения мероприятия преподаватель подготовила необходимый материал и презентацию.

В результате участия в мероприятии обучающиеся должны расширить свой кругозор и знания по дисциплине, сделать вывод о необходимости изучения таких дисциплин как математика, физика, химия, биология.

Внеклассное мероприятие направлено на развитие речи, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять факты, познавательного интереса к дисциплине в целом, на усиление мотивации интереса к математике.

В процессе проведения открытого мероприятия преподаватель наблюдает за реакцией и вниманием обучающихся.

Использование данной разработки дает возможность провести мероприятие самостоятельно, так как в ней подробно и последовательно изложен необходимый материал.


Заведующая ПЦК

естествознания Т.А.Беседина

Приложение А - Презентация

2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!