Организация самостоятельной деятельности обучающихся
Согласно п.28 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся.
Под самостоятельной деятельностью мы понимаем такую деятельность обучающихся, при которой они по заданию преподавателя самостоятельно решают учебную задачу, где главной задачей является не только закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение, и усвоение нового материала без посторонней помощи.
Давайте разберемся, для чего нужна самостоятельная работа? Она позволяет обучающимся глубоко вникнуть в сущность изучаемого вопроса, основательно в нем разобраться. В ходе самостоятельной работы обучающиеся формируют у себя такие ценные качества, как трудолюбие, организованность, инициативу, силу воли, дисциплинированность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления. Хочется Вам рассказать про плюсы и минусы самостоятельной работы.
Целенаправленный характер самостоятельных работ достигается четкой формулировкой цели работы. Содержание и объем самостоятельной работы должны быть посильными для обучающихся, а сами обучающиеся — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически. Для самостоятельной работы предлагаются такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации и творческого подхода. Иными словами, при выполнении самостоятельной работы обучающийся должен знать, что делать, как делать и при помощи чего можно выполнить задание с наибольшим успехом. И моя задача как преподавателя научить его этому.
При выполнении самостоятельных работ обучающимися имеются серьёзные проблемы. Хотелось бы перечислить основные из них.
Обучающиеся не имеют необходимого минимума знаний и практических навыков по рациональной организации своего учебного труда, не владеют культурой и способами самостоятельного получения теоретических знаний и применения их при выполнении упражнений и заданий по учебнику. При планировании самостоятельной работы обучающихся преподаватель не всегда уясняет для себя, какую цель он ставит при этом, заинтересует ли такая форма работы обучающихся, посильно ли данное задание по сложности всем обучающимся группы, сколько времени потребуется на выполнение задания, когда и как оно будет проверяться. Нередко на дом задаётся то, что преподаватель не успел сделать на уроке. В результате обучающиеся не справляются с подобными заданиями. Обратный случай - задание для самостоятельной работы иногда повторяет классную работу и не вызывает интереса у обучающихся ни по содержанию, ни по форме. Многие задания не связаны между собой или с материалом предыдущего урока. Задания для самостоятельной работы обычно даются в конце урока, перед звонком или после звонка без чёткого объяснения. Обучающиеся не научены при работе с материалом для самостоятельного изучения выделять главное, основное, заучивают материал механически. Проверка заданий осуществляется бегло, поверхностно. У многих преподавателей не налажен строгий учёт проверки домашней самостоятельной работы.
Самостоятельная работа, как и работа в сотрудничестве с преподавателем, осуществляется в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в небольших группах и всей группой. Выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Хочу подробнее остановиться на планировании внеаудиторной самостоятельной работы. Мы с Вами рассмотрим работу с текстом, работу со словарем, применение рабочей тетради с использованием активных методов обучения.
При выборе видов заданий для самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. При выдаче задания для самостоятельной работы обучающегося преподаватель проводит инструктаж по его выполнению, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Перейдемте к самостоятельным работам, которые я применяю на уроках английского языка. Мы с Вами рассмотрим работу с текстом, работу со словарем, применение рабочей тетради с использованием активных методов обучения.
Итак, работа с текстом. Преподаватель также, по своему усмотрению может предлагать в качестве самостоятельной работы один из абзацев для письменного литературного перевода. Как другой вид самостоятельной работы можно взять вопросы к тексту, которые определяют его понимание.
Цель самостоятельной работы с текстом дома может быть сведена к запоминанию определённых слов и пересказу его содержания. Подобные упражнения помогут лучше разобраться в содержании текста. После их выполнения целесообразно предлагать «Тест на понимание», который даёт возможность проконтролировать понимание текста.
Следует сказать отдельно о развитии навыков работы со словарём. Он развивает мышление, познавательную деятельность и самостоятельность. Необходимо познакомить обучающихся с методикой работы со словарём и условными обозначениями, содержащимися в словаре. Надо также научить обучающихся правильно выписывать слова в их индивидуальные словарики.
Мы рассмотрели работу с текстом, как средством управления внеаудиторной самостоятельной работой обучающихся. Теперь хочется остановиться на «Рабочих тетрадях» и выявить их значение в организации внеаудиторной самостоятельной работы.
В настоящее время «Рабочие тетради» по иностранному языку входят в состав учебно-методического комплекта школьного образования. Методическим обеспечением техникумы занимаются самостоятельно, поэтому в настоящее время преподаватели самостоятельно разрабатывают рабочие тетради по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.
Материал таких рабочих тетрадей обеспечивает большую вариативность упражнений по иностранному языку. Он используется для письменных подготовительных упражнений при изучении нового материала, тренировочных упражнений по закреплению изученного, повторительно-обобщающих, и устных упражнений.
Что касается роли упражнений в формировании умений овладения иностранным языком, то на этой основе включённые в рабочие тетради упражнения подразделяются на тренировочные и творческие.
Тренировочные упражнения помогают обучающимся активно использовать определённый словарный фонд. Сюда относятся упражнения на заполнение пропусков (предлоги, артикли, модальные глаголы, использование времён, местоимений); на составление фраз из предложений не по порядку слов, на исправление ошибок.
Творческие упражнения требуют от учеников ответов на предложенные вопросы по теме, описание картинки, составление рассказов, высказывание собственного мнения.
Рабочая тетрадь - это хорошее средство организации текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся (см. приложение упражнений в презентации).
Заключение
Самостоятельная работа – важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает.
В заключении следует отметить, что данные методы внеаудиторной самостоятельной работы по иностранному языку оказывают существенное влияние на формирование личности обучающегося, умеющего преодолевать трудности, самостоятельно и творчески работать и приобретать необходимые знания.
Рассмотрев, все описанные приемы обучения и виды работы, можно сказать, что они помогают повысить эффективность урока, привлечь учеников к активной речевой деятельности, развить в них самостоятельность, сделать процесс овладения иностранным языком интересным.
Список использованной литературы:
1. Алфёрова Е.А., Янченкова Е.В. Планирование и организация самостоятельной работы студентов ГОУ СПО: метод. рекомендации. – М: УМЦ ПО ДОМ, 2008.
2. Аргунова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. – М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2003.
3. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебн. пособие для преп. учреждений СПО / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001.
4. Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. – М.: Новый учебник, 2004. – (Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»).