СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья на тему : "Правовое воспитание школьников "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся реальной угрозой здоровью, безопасности и жизни людей. Все мы согласны с тем, что детская преступность – одна из острейших проблем сегодняшнего дня. Уверенно идёт процесс омолаживания правонарушителей. Растёт среди них и число девочек.

Право – это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. В современном обществе сфера действия права охватывает область производства и распределения материальных и культурных благ; право закрепляет существующие отношения собственности и выступает как регулятор меры и форм распределения труда и продуктов между членами общества.

В УК РФ сказано, что противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказываются только за тяжёлые преступления, причём меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым.

Школьники с противоправным поведением имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно-правовой культуры. Выделяют несколько особенностей девиантного поведения подростков:

ü  Мнимая осведомлённость в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, подростки заряжаются впечатлениями , что они знают не только номер статьи, но и её суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие чёткости представлений о правовых нормах;

ü  Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление;

ü  Несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них скудны, а практика применения их ограничена;

ü  При оценке того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления;

ü  Наблюдается также зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых. Чтобы не показаться трусом, подростки совершают противоправные действия;

Отсюда следует, что важнейшим средством профилактики и педагогической коррекции противоправного поведения является правовое воспитание школьников, которое формирует самостоятельную форму сознания – правосознание.

Правовое воспитание – это организованное, систематическое, целенаправленное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения

Существуют основные требования к организации правого воспитания школьников:

  • Наличие системного и дифференцированного подхода к учащимся;
    • Стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации;
    • Активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний;
    • Связь правовой информации с фактами из повседневной жизни школьников, приучение их к сознательной оценке своих поступков;
    • Обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;
    • Учёт психологических особенностей учащихся

Основой правого воспитания учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействую правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещённым, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.

Существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы:

v  Устав школы;

v  Правила для учащихся;

v  Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах;

v  Правила дорожного движения;

v  Правила купания и поведения у водоёмов;

v  Правила техники безопасности во время работы;

v  Правила обращения со взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Основными формами правого просвещения учащихся являются: лекции по правовой тематике,  правовые беседы,  диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема, обсуждение книг и статей, которые позволяют не только получить запас правовых знаний, но и сформировать отношение к ним, наглядная агитация: стенды, папки с вырезками статей, специальная литература).

Важной составной частью процесса правого воспитания старшеклассников является их участие в активной правоохранительной деятельности.  Это могут быть отряды юных друзей милиции, патрули по охране природы, отряды юных инспекторов дорожного движения, а также активное участие в деятельности инспекции по делам несовершеннолетних, работа по пропаганде правовых знаний среди населения и младших школьников.

Основными формами изучения норм действующего законодательства и подзаконных актов для учителей являются лектории правовых знаний, отдельные лекции специалистов, семинары и конференции, МО. Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышению правовой культуры родителей учащихся, которые, согласно Конституции РФ, обязаны заботиться о воспитании детей. Система работы по повышению правовой культуры родителей должна включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие как, лектории, родительские собрания. Однако родители трудновоспитуемых детей, которым необходимы знания законодательства, как правило, уклоняются от участия в названных мероприятиях. Поэтому для них надо использовать в первую очередь индивидуальные формы правового воспитания, такие, как беседы на правовые темы, вовлечение родителей в активную правоохранительную деятельность, рекомендация правовой литературы.

В нашей школе запланирован ряд мероприятий, направленных на правовое воспитание школьников: беседы с участковым инспектором, встречи с представителями ДКМ, беседы о гражданском праве и уголовной ответственности, правовой диспут «Мы – все люди на планете», в каждом классе проводятся различные  мероприятия по данному направлению.

От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом зависит их жизненное самоопределение.