О роли педагогического общения
Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
Сегодня уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как вода и пища. Ребенок, который получает полноценное питание и медицинский уход, но лишен общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически.
Поэтому проблемы общения стали привлекать все больше внимания таких специалистов как врачи и прежде всего педагоги и учителя.
Однако не любое общение нужно ребенку. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие и, конечно, в последствии его судьбу.
Конечно, самым важным для ребенка является общение с родителями, общение в семье. И все «проблемные», «трудные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.
К сожалению, в наши дни, многие родители заняты только добыванием денег, на общение с ребенком времени не остается. А некоторые семьи вообще отстранились от процесса воспитания ребенка, оставив за собой только обязанности кормления и одевания ребенка.
И часто получается, что школа – это единственное место, где ребенок может получить полноценное, живительное общение со взрослым человеком; место, где ребенок учится сам общаться с другими людьми. То есть, в наши дни, как никогда, возрастает роль педагогического общения, роль общения ученика с учителем.
Но всегда ли наше педагогическое общение так живительно и полезно?
Всегда ли оно может служить образцом для построения общения ребенка с другими людьми?
Это первые два вопроса, на которые каждый из вас ответит самостоятельно, сам для себя.
Педагогический труд – особый вид деятельности людей, в котором главную роль играет общение.
Педагогическое общение - Это взаимодействие педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении, он организует и управляет им. Владение педагогическим общением – одно из требований к личности педагога и показатель его профессионализма. На сколько человек владеет общением, на сколько развиты его коммуникативные качества, мы судим о его профессионализме.
Что значит владеть общением?
Во-первых – это значит владеть его основными видами.
Невербальное – жест, мимика, взгляд, поза, прикосновение.
Вербальное – слово, громкость голоса, интонация, высота, тембр.
В учебном процессе мы, в основном, пользуемся вербальными средствами общения и часто недооцениваем невербальные средства. Тем не менее психологами сделано открытие, что на
10% наше восприятие другого человека зависит от от того, что он говорит.
На 30% восприятие другого человека зависит от того, как он говорит
На 60% восприятие другого человека зависит от того, как он ведет себя на невербальном уровне. Для учителя очень важно не только самому уметь пользоваться невербальными средствами общения, но и понимать внутреннее состояние другого человека (ученика) по выражению его глаз, по лицу, «языку» жестов и поз.
Невербальные средства общения могут использоваться учителем для поддержания дисциплины в классе и зачастую они более эффективны, чем слова: они менее обидны, они не провоцируют ребят на словесные перепалки, они могут быть адресованы одному человеку, чтобы не отвлекать других ребят.
В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание. Имеет значение все: громкость голоса, его высота, тембр, интонация.
Звучание голоса педагога создает некую атмосферу в классе, задает состояние, в котором происходит работа.
Действительно, трудно слушать пронзительные, высокие голоса, голоса с металлическим оттенком или глуховатые и однообразные.
Слишком быстрый темп речи учителя также может влиять на восприятие, так как дети не успевают уловить смысл сказанного. Сбивчивый, неровный темп речи мешает цельности восприятия, значительно снижает эффективность работы учителя.
Но, конечно, главную смысловую нагрузку в педагогическом общении играет слово. Мы все не раз говорили своим ученикам о большой роли слова: что словом можно убить, а можно поддержать человека, придать ему сил. Мы осуждаем детей, когда они используют речевую агрессию, т.е. агрессивны в словах: грубят, хамят, нецензурно выражаются. Но человек, как правило, редко отвечает агрессией на спокойное, доброжелательное слово. И часто мы провоцируем агрессивное поведение ребенка сами. Поэтому в любом случае, когда вы сталкиваетесь с речевой агрессией, подумайте, не присутствовала ли агрессия в ваших поступках и словах.
Какие существуют формы речевой агрессии, вы узнаете из памятки, которую мы вам предлагаем изучить.
Мы обсудили коммуникативные умения: пользование невербальными средствами, не допускать речевой агрессии.
Из коммуникативных умений психологи считают очень важными для учителя такие, как:
- умение вести диалог с учеником, владение диалогическим общением;
- умение использовать в речи «я- высказывание» как альтернативу традиционному «Ты – высказыванию»;
- умение слушать собеседника;
- умение говорить о своих чувствах и свободно выражать их.
Давайте поговорим о модальностях в обращении учителя к ученику. Попробуйте на минуту почувствовать себя ребенком. Какие слова дети чаще всего слышат в школе и дома? От учителей и родителей они слышат примерно следующее:
«Ты должен хорошо учиться!»
«Ты должен думать о будущем!»
«Ты должен уважать старших!»
Все эти высказывания построены в модальности долженствования. И почти нет обращений, построенных в модальности возможного:
«Ты можешь…»
«Тебе интересно…»
«Ты имеешь право…»
А теперь снова перейдите в позицию учителя или родителя. Что мы говорим о себе, обращаясь к нашим детям или ученикам?
«Я могу тебя наказать…»
«У меня есть полное право…»
«Я знаю, что делать…»
Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику: те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых – в модальности возможного Таким образом, мы даем детям понять, что они «не могут ничего», для них – одни запреты, а взрослые – «Могут все», у них – полная свобода действий.
Эта очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения детей со взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов.
Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Давайте потренируемся! Попробуем переводить типичные фразы, которые взрослые часто говорят детям, из модальности долженствования в модальность возможного. Т.е. уберите из этих фраз слово «должен» и переделайте их, сохраняя общий смысл высказывания, и используя такие речевые обороты: «Ты мог бы…»
«Ты имеешь право…»
«Тебе было бы интересно…»
И другие подобные обороты, которые содержали бы в себе свободу действий для ребенка – модальность возможного.
Например «Ты должен хорошо учиться» - «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться»
«Ты должен уважать старших» - «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека. Ты себя считаешь культурным человеком?»
Практическое задание
1. «Ты должен думать о будущем!» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
2. «Ты должен слушаться учителей и родителей!» Конечно, ты можешь иметь свое мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»
3. «Сколько можно бездельничать?! Ты должен, наконец, заняться учебой!» Ты знаешь: безделье губительно для человеческого ума. Не лучше ли использовать драгоценное время для учебы?
4. Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!» Интересно, почему именно на моем уроке ты не можешь сидеть спокойно и внимательно слушать: давай вместе подумаем об этом.
Да, это нелегко. Но вы все почувствовали, что высказывания в модальности возможно, несут в себе большой воспитательный эффект, чем привычное «ты должен».
Ведя вопрос о педагогическом общении, нельзя не уделить внимание такому вопросу, как стиль педагогического общения.
Стили общения и стили педагогического руководства
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.
Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».
Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.
Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик писал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся».
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученического коллектива, с которым учитель вступает в контакт.
Рассмотрим типичные стили педагогического общения, характеристика которых дана В. А. Кан-Каликом.
Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности». Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—ученик» рассматривается как двустороннее субъект—субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.
В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.
Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.
Отрицательные стили общения ориентированы на субъект-объектные отношения, т. е. в них преобладает позиция педагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.
Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции педагогического общения, как передача информации.
В общении с учащимися и их родителями, со своими коллегами, администрацией школы, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации учитель занимает определенные коммуникативные позиции:
А - позиция «над». В ней активным субъектом общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, управляет, контролирует, планирует ситуацию, реализуя свои цели.
Б - позиция «наравне». Происходит общение двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости.
В - позиция «под». Учитель занимает подчиненное положение по отношению к партнеру по общению.
Для успешного выполнения педагогической деятельности учи-тель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию в зависимости от ситуации. Так, позиция А («над») может быть эффективна в общении с учениками младшего возраста, которым необходимы опека, управление учебной и внеучебной деятельностью, контроль учителя. Эта позиция необходима учителю средних и старших классов, но в основном в ситуации обучения. Учитель поддерживает дисциплину, дает новые знания, организует выполнение учебной программы. Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образом для подростков. Во внеурочном общении со школьниками учителю нужно уметь перестраиваться и занимать коммуникативную позицию Б («наравне»), знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы, идти навстречу их добрым начинаниям.
Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Стили педагогического общения находят свое выражение в стилях педагогического руководства.
Различают несколько стилей педагогического руководства
авторитарный, демократический и либеральный стили.
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.
Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».
Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает, по словам Г. И. Щукиной, непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.
Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».
Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».
Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.
Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
Нетрудно заметить, что в стиле педагогического руководства проявляются стили педагогического общения. Такие стили общения, как дружеское расположение, совместная творческая деятельность, присущи демократическому стилю руководства. А общение-дистанция, общение-устрашение, общение-превосходство являются выражением авторитарного стиля руководства.
Как сказываются стили педагогического общения и руководства на результатах педагогической деятельности?
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства оказывают решающее влияние на развитие личности, мотивацию деятельности и поведения ученика, они сказываются также на межличностных отношениях, нравственно-психологической атмосфере детского коллектива.
Каждому педагогу необходимо сформировать свой стиль общения и руководства. От стиля зависит психологическая атмосфера,эмоциональное благополучие. Он должен органически вытекать из индивидуальности личности. Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
- характере реаций на те или иные педагогические ситуации;
- выборе методов обучения;
- подборе средств воспитания;
- стиле педагогического общения;
- реагировании на действия и поступки детей;
- манере поведения;
- предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Подчеркнем: стиль общения и руководства зависит от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит и от знаний основ педагогики и психологии общения, владения коммуникативными умениями (перцептивными, вербальными).
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи советуют учителям для развития коммуникативных способностей следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.
Психологи утверждают, что человек способен довольно точно себя оценить, т. е. обычно он знает, над чем ему надо работать, что преодолеть и что развить, укрепить в себе. Помочь вам выяснить, какой у вас стиль руководства, сможет предлагаемый тест СТОП.
Это не единственная классификация, их достаточно много. Сегодня я хотела бы познакомить вас с типологией учителей, предложенной американским психотерапевтом Вирджинией Сатир. Возможно, вы о ней услышите впервые. Она разделяет только две позиции, которые может занимать учитель по отношению к ученикам: позиция учителя «на пьедестале» и позиция учителя «без пьедестала».
Как происходит формирование той и другой позиции?
Перед всеми учителями стоит вечный вопрос: «Что нужно делать, чтобы наши ученики оставались людьми в любой ситуации?»
Конечно, по роду своей профессиональной деятельности мы вынуждены указывать нашим ученикам и объяснять, как делать правильно. И ничего предосудительного в этом нет. Все это допустимо, пока дело касается проверки диктанта или контрольной по математике.
Однако, когда учитель начинает переносить этот стиль указаний в сферу чисто человеческих отношений, то тут возможны 2 варианта:
либо он быстро начинает тяготиться своей ролью «человека, указывающего другим: что и как нужно делать» и отказывается от этой роли;
либо он почувствует себя в этой роли очень уверенно и начинает расширять область ее применения, начинает переносить эту роль в свою семью, на собственных детей, на супруга. Первые конфликты, первый протест возникают именно там. Поведение контролера с годами становиться стилем жизни. Этот стиль – стиль человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и всегда знает правильный ответ на поставленные жизнью вопросы Такое поведение Вирджиния Сатир называет «позицией на пьедестале». Она считает, что такая позиция-неестественное положение человека учительской профессии по отношению к другим людям, что она в какой-то степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования, и что такая позиция в первую очередь портит жизнь самому педагогу.
Позиция «на пьедестале» неоднородна. Вирджиния Сатир выделяет 4 пьедестала, на которые взбирается учитель, чтобы спрятать от учеников свою личность, и соответственно 4 типа учителей.
1.Учитель – начальник. Его «пьедестал» — власть. От учеников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Этот учитель в совершенстве владеет коммуникативной позицией «над» Ученик рассматривается как объект воздействия, а не равноправный партнер.Он всех обвиняет и держит в страхе. Это — «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он наказывает двойкой не только за ошибку по предмету, но и за плохое поведение. Такой учитель не способен общаться с учениками «наравне», не способен признать свою ошибку. Он обвиняет кого угодно, только не себя и всех держит в страхе. Главные методы воздействия такого учителя – приказ и поучение.Он чувствует себя обличенным властью, и поэтому особенно «принципиален». Он считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно «правильную» точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые «неопределенные» ситуации мучительны для учителей-начальников. Результаты такого стиля учительского поведения: конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях учителя с учениками. Нельзя сказать что все так плохо: такие учителя достигают хорошей успеваемости и дисциплины. Но у одной части учащихся (у более сильных) рано или поздно такой стиль общения вызывает «бунт», протест и даже агрессию в отношении учителя, появляются обиды и конфликты. У другой части учащихся (у более слабых) – пассивность, потерю инициативы, безволие, низкую самооценку. Кроме того, злоупотребление позицией «над» ведет к подавлению творческой активности учащихся и снижению их интереса к учению.Это отрицательные черты стиля.
2. Учитель – компьютер.
Его «пьедестал» — компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это — вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное — компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями («Все знают, что...», «Хорошо известно, что...», «Говорят...», «Есть мнение...»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель. Результат такого стиля учительского поведения: снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом) и, в конце концов, снижение мотивации к занятиям данным предметом, даже отвращение к нему, несмотря на то, что учитель все делает «ради своего предмета».
3.Учитель – мученик.
Его «пьедестал» — бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего он боится конфликтов. Он испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
4. Учитель – приятель.
Его «пьедестал» — популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, безразлично по отношению к учениками их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения — отсутствие у ребенка чувства ответственности, своеволие и недисциплинированность. Такие учителя пользуются большой любовью у своих учеников.
Все это- разновидности позиции «на пьедестале». Часто в поведении конкретного учителя эти позиции бывают смешаны: в разных ситуациях ведет себя как начальник, а в других — как компьютер или мученик. Однако наличие «пьедестала» всегда чувствуется и он не пропадает никогда, а наоборот начинае переноситься на знакомых, друзей, родственников, детей. Часто учителя на «пьедестале» можно легко узнать даже тогда, когда он не находиться в школе по его словам и манере поведения.
Учитель без пьедестала
А теперь обратимся к иной позиции, в которой отсутствует какой-либо пьедестал. Такая позиция называется партнерской, демокоратической или позицией «сотрудничества».
Партнерская позиция означает для учителя отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Если представители партнерской позиции могут сказать: «Я прав, потому что умнее», или «Я прав, потому что я лучше», то ничего подобного не придет в голову учителю-партнеру, так как для него «Я прав» обязательно подразумевает «Ты (мой ученик) — не прав».
Учителя-партнеры «ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Их основные методы воздействия – совет, просьба, побуждение к действию. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться, радоваться... Их поведение не расходится со словами». (В. Сатир.)
Такие учителя стараются как можно реже использовать в общении позицию»над» и как можно чаще общаться в позиции «наравне». Перестроиться на такую позицию очень сложно, требуется много сил и времени.
У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс,, цвет лица, могут появиться слезы.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Педагогу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы применять их при необходимости в ситуациях педагогической деятельности. Упражнения на расслабление мышц лица у меня есть, кому нужно обращайтесь.
Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображение или визуализации. Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, которые он испытывал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональной равновесие.
Элементы саморегуляции для учителя
«Создай себе настроение»
Как ведет себя учитель при возникновении на уроке конфликтной ситуации? Каждый действует в них в соответствии с собственным опытом, темпераментом, с наличием в той или иной степени ресурсного состояния. А что чувствует учитель в такие моменты?
Досаду. К ним со всей душой, хочется хоть чему-то научить, а они!
Раздражение. У меня тема, надо быстрее ее дать, а там разговоры.
Безысходность. На минуту заинтересуешь, а потом опять шум. Не
сколько человек работают, хоть бы им не мешали.
И как обычно учитель реагирует в такой ситуации?
Перестань, как не стыдно, сколько можно, мы не успеем, завтра
контрольная...Выйди вон из кабинета, я докладную директору напишу, пусть
разбирается...
Итак, это — замечания, нарекания, порицания и т.п. А как учитель это делает? Часто повышает голос. И приносит ли это желаемый эффект? Редко. А что учитель чувствует при этом?
— Вину, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность.
Помогает ли это разрешить ситуацию? Наверное, нет. Да еще и
настроение портится из-за того, что не сдержался, давление поднимается, сердце хватает. Опускаются руки, не хочется идти на работу. Экология учительского труда — очень актуальная тема. Учитель, находясь в ресурсном состоянии, сможет гораздо эффективнее действовать в конфликтной ситуации, сохраняя при этом и свое здоровье , и здоровье детей.
Например, Вы едете в троллейбусе в прекрасном настроении, ощущение такое, что можете горы свернуть. Троллейбус дергается — массивный мужчина наступает вам на ногу. Что делаете вы? Доброжелательно, с юмором выходим из ситуации.
А теперь Вы бесконечно устали, сумки оттягивают руки. Вам наступила на ногу. Как Вы реагируете? Кричим, обижаемся, злимся, Даже слезу пустим. А в чем разница? В ресурсном состоянии.
Вот несколько упражнений, которые помогут активизировать Ваши ресурсы. Когда Вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле противоположно тому, что Вы в действительности хотите.
Поэтому давайте посвятим несколько минут, тому чтобы привести себя в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата. То есть в состояние умиротворения.
«Разгладим море»
Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что Вы теперь чувствуете? Поп робуйте еще раз.
«Шарик»
Одна из особенностей нашего состояния в стрессовой .ситуации — это напряжение всех мышц. Но напряженные мышцы не способствуют выходу из отрицательной ситуации, еще сильнее замыкая нас в ней. Вот почему следует освоить прямо противоположную реакцию: расслаблять мышцы во всех тех случаях, когда возникает дискомфорт или стресс.
Расслабление мышц делает практически невозможным обычное протекание стрессовой ситуации, поскольку Вы уже сможете реагировать в этой ситуации так, как прежде. Как же достичь расслабления? Вы, наверное знакомы с различными формами аутотренинга и имеете представление о расслаблении. Представьте себя в какой-либо конфликтной ситуации, отметьте, как напряглись ваши мышцы. Вообразите себя туго надутым воздушным шариком. А теперь развяжите веревочку и представьте, как шарик спускается (на выдохе: с-с-с-с...).
Что Вы теперь чувствуете? Повторите еще раз.
«Внутренний ребенок»
Обычно в фрустрирующей ситуации включается наш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого эго-состояния. А как обычно действуют дети в ситуации/которая им не нравится? Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-со-стояние отвечает за наши чувства. И когда нам плохо, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что Вы одеты, какие у Вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте его, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, при-жмцтё его к себе. Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите' в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?
Большинство людей не осознают, что сами создают собственное настроение и, следовательно, сами могут изменить его, и что такие изменения вполне естественны и нормальны.
Если Вы! себе позволите, то вполне можете привести себя в следующее-спокойное состояние: «В целом все нормально, а теперь давай-ка посмотрим, что же я могу сделать с этой проблемой, в этой ситуации?».
Постепенно ситуация изменится, поскольку изменится реакция на нее. И если раньше Вы позволяли манипулировать вами (ученики Нажимали соответствующие кнопочки, а Вы выдавали соответствующее поведение),
«Как было бы, если бы..,»
Если Вы чувствуете себя подавленным, вообразите, как бы Вы чувствовали себя и как бы выглядело все вокруг, если бы Вы были жизнерадостными. Если Вы чувствуете себя обессиленными, вообразите, как бы Вы сегодня чувствовали, если бы были полны сил.
Памятка для учителя
по развитию коммуникативных способностей
1)Нужно осознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям - выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.