Пояснительная записка
Здравствуйте! Сердобинцева Елизавета Сергеевна, учитель математики МОУ «СОШ п. Октябрьский». Свое выступления я хотела бы начать с небольшого опроса. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто пользуется мобильным телефоном? У кого дома есть компьютер? Кто на работе или учебе пользуется компьютерными технологиями? Спасибо! Думаю, вы уже догадались, о чем пойдет речь в моем выступлении. «Инновационные образовательные технологии – залог повышения качества знаний по математике» (слайд 1)
У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время – время перемен. В первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения, с введением новых образовательных стандартов.
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. (слайд 2)
“Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.…Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников учителя – ключевая особенность школы будущего” – Д.А.Медведев в послании Федеральному Собранию.
Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. В центре поля деятельности педагога находится ребенок, (слайд 3) которому нельзя передать сумму готовых знаний и дать установку на их запоминание. Учитель новой школы – это тот, кто умеет увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Мне бы хотелось, чтобы на уроках было интересно, (слайд 4) учебный материал усваивался лучше и способствовал развитию математических способностей обучающихся. Главное, чтобы дети не боялись предмета и всё усваивали легко, без напряжения. Несмотря на то, что дети в классе бывают разные, медлительные, быстрые, со средними способностями, работать с ними мне очень нравится. Широкое применение различных инновационных технологий на уроках и внеурочное время активизирует индивидуальный стиль познавательной деятельности, позволяет более эффективно решать задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества.
Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.
(слайд 5) Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.
Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.
Хотелось бы немного поделиться своим опытом работы в этой области. Я являюсь учителем математики 5 и 11 класса. К сожалению, у меня в кабинете, нет интерактивной доски, и каждый день использовать компьютерные технологии не получается. Такая доска имеется в кабинете информатики, но, к счастью, я еще учитель информатики. Когда дети узнают, что урок будет проходить в компьютерном классе, у них появляется радость на лицах, заинтересованность в уроке.
Так на одном из уроков я показала им фрагмент из мультфильма. Давайте посмотрим (просмотр мультфильма). Итак, герои мультфильма «38 попугаев» попугай, мартышка и слон измеряли рост удава. - Какие единицы измерения длины они использовали? (шаг попугая, мартышка колесо, витки вокруг слона)
- А в математике используют такие единицы измерения?
- А почему? почему бы не использовать такие меры длины? Например шаг? ведь, шаг давным-давно использовался как единицу измерения длины. Давайте попробуем измерить шагами длину класса… два ученика измеряют и сообщают результат (шаги у всех разные)
- А какие используются? (МИЛЛИМЕТР, САНТИМЕТР, ДЕЦИМЕТР, МЕТР, КИЛОМЕТР…все их записать на доске в столбик) (слайд 6)
Итак, подумайте какова тема сегодняшнего урока? (… ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ)
- Вы на правильном пути, но для полной записи темы нам не хватает только определить КАКИЕ единицы длины.
- Что общего в этих словах? (МЕТР). (слайд 7)
Таким образом, мы вывели тему урока «Метрические единицы длины». Молодцы!
Еще одна компьютерная технология, которую я реализовала во внеурочное время – это QR-код. В декабре 2017 года мы с ученицей 11 класса принимали участие в научно – практической конференции «К новым горизонтам науки», проходящей на базе нашего Саратовского Государственного университета, представляли проект на тему «QR-КОД», заняли почетное 2 место. (слайд 8)
Хотя этот проект был по информатике, но мы, реализовывая его, использовали математические задачи.
QR-код (от англ. - быстрый отклик): двумерный штрих-код, разработанный японской фирмой, в 1994 году. В этом штрих – коде кодируется разнообразная информация, состоящая из символов. Информация, вообще говоря, любая: адрес сайта, телефон, электронная визитка, координаты местоположения и так далее. Один QR-код может содержать 7089 цифр или 4296 букв. Для чтения QR – кода требуется специальная программа, которую очень легко скачать в интернете, и телефон с фотокамерой. При наведении объектива на код, происходит сканирование и на экране телефона появляется закодированная информация. В нашем случае – это были математические задачи. Это был квест, который проходил среди обучающихся 5-11 классов, задания были логическими. (слайд 9, 10, 11)
Например, посчитать количество треугольников или переложить спичку так, что бы получилось верное равенство. Прохождение этого квеста вызвало огромный интерес школьников к данной программе и ее применению. Теперь я планирую, составить урок, с применением данной технологии.
Ну и конечно не могу обойти стороной такую программу, как «Живая геометрия». Все чертежи в этой среде создаются пользователем, а программа лишь предоставляет для этого необходимые средства, так же как и возможности для усовершенствования чертежей и их исследования. Для создания чертежей используются стандартные геометрические операции такие как - проведение прямой (луча, отрезка) через две точки, построение окружности, биссектрисы угла, середины отрезка, проведение перпендикулярных и параллельных прямых. Имеется хорошо развитая система измерений длин, углов, площадей, периметров. Имеющаяся система преобразований позволяет производить над объектами такие операции как отражение, растяжение, сдвиги, повороты. А главное, во время работы с "Живой геометрией" вы берете мышкой точку на созданном вами чертеже и перемещаете ее по предписанной траектории. При этом изменяется длина, форма линий, то есть первоначальное изображение принимает совсем иные формы. И согласитесь, что ощущение от этого совсем иные, чем при разглядывании статистического чертежа! Меняется отношение учащихся и к геометрическому объекту, созданному своими трудами, по отношению к тому, как если бы его просто дали в готовом виде или определили. Ведь он помнит весь процесс творения - с чего начинался объект, какие трудности пришлось преодолеть, прежде чем прийти к желаемому результату. Ученик сам размещает чертеж на экране, определяет, какие элементы конструкции должны быть видимыми, а какие – нет. В соответствии со своим вкусом выбирает цвет, толщину линий, насыщенность, может сопровождать свои чертежи пояснениями, надписями и т. п. Затратив значительные усилия на создание чертежа, добившись своей цели, учащийся начинает ценить свою работу - а, следовательно, и созданные им объекты.
Возможности применения ИКТ разнообразны и масштабны. Невозможно охватить все, что нам дают компьютерные технологии. Я, как учитель, не только учу детей, но и учусь сама, изучая все новое и интересное. Спасибо! (слайд 12)