СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар для конкурса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар для конкурса Учитель года. Тема "Самостоятельная работа на уроках"

Просмотр содержимого документа
«poyasnitelnaya_zapiska======»

4


Слайд 1

Самостоятельность играет огромную роль в формировании личностных качеств обучающихся и их подготовке к правильному и осознанному выбору дальнейшего пути становления в обществе. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет продолжать обучение, а затем, и самоопределяться в обществе.

Слайд 2

Самостоятельность непрерывно связана с активностью, а она является движущей силой в процессе познания. При этом не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества.

Слайд 3

Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний.

Слайд 4

Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся, которые могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащихся. Учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащихся, взаимно обогащают друг друга. Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать учебная самостоятельная деятельность.

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.

Самостоятельная и творчески активная личность способна осуществить выбор пути своего развития в современном обществе. Обладать этой способностью – значит быть свободным.

Необходимо вооружить молодого человека способами самостоятельной и творческой деятельности на этапе становления.

Проблема учителя - организовать образовательный процесс, направленный на формирование и развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Слайд 5

Проблема обусловлена следующими противоречиями:

  • между требованиями стандарта к планируемым результатам обучения математике и наличием условий для осуществления самостоятельной деятельности учащихся в рамках урока;

  • между разнообразием авторских программ по математике и необходимостью выбора приёмов, обеспечивающих создание оптимального подхода к организации системы проведения самостоятельной работы;

  • между требованиями стандарта к наличию компетентности в организации самостоятельной учебной деятельности и недостаточной мотивацией обучающихся.

Слайд 6

Целью будет являться создание условий для формирования и развития самостоятельной и творчески активной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.


Слайд 7

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги и психологи. Их исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.

Слайд 8

Итак самостоятельная работа в школе -

это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно планируют, выполняют и оценивают различного вида задания с целью развития предметных и метапредметных результатов.

Слайд 9

В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:

  • по дидактическим целям;

  • по уровню самостоятельности учащихся;

  • по степени индивидуализации;

  • по источнику и методу приобретения знаний;

  • по форме выполнения;

  • по месту выполнения

Слайд 10

Типы самостоятельных работ (в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности):

  1. Самостоятельные работы по образцу. Предлагаемые при этом задания выполняются по алгоритмам и образцам. Они имеют особую роль при первичном закреплении изученного.

  2. Реконструктивно-вариативные. Эти работы обычно содержат в себе задачи, по условиям которых обучающимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовывать исходные данные, т.е. проявлять более высокий уровень самостоятельности.

  3. Частично-поисковые (эвристические). Ещё более высокий уровень самостоятельности обучающиеся проявляют при выполнении данных работ, требующих переноса знаний и умений в непривычные, нестандартные ситуации.

  4. Исследовательские (творческие) самостоятельные работы. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.

Слайд 11

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

  • обучающие;

  • тренировочные;

  • закрепляющие;

  • повторительные;

  • развивающие;

  • творческие;

  • контрольные.

Применение творческих заданий на уроках помогает ученикам проявить себя в классе, подняться в своих глазах, развивает потребность самообразования и самоконтроля, формирует понятие о культуре речи и умение выражать ясно и точно свои мысли.

Слайд 12

На уроках использую следующие виды самостоятельных творческих работ:

  • решение задач нестандартным способом;

  • решение задач несколькими способами;

  • самостоятельное составление задач и примеров;

  • решение задач на нахождение и составление закономерностей;

  • задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, выявить математические закономерность в определённых жизненных ситуациях;

  • математические сочинения (стихи, сказки);

  • исследовательские и проектные работы.

Слайд 13

Самостоятельно составить задачи я обычно предлагаю ученикам в конце изучения темы. И даю определенную целевую установку на их содержание: экологическое, нравственное, сказочное или фантастическое.

Слайд 14

Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на применения на практике, на личное осмысление и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Имеются различные методы, важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика, и он сможет преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях.

Слайд 15

На каждом уроке я пытаюсь создать ситуацию выбора (выбор уровня изучения нового материала, выбор уровня и методов выполнения заданий, выбор вида рефлексии, оценка своих результатов, самокритика). На каждом этапе пытаюсь создать ситуацию успеха и поддержки - у каждого она своя.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом. Формирование такой личности возможно только при совместной деятельности обучающегося, как на уроке, так и во внеурочной деятельности обучающихся и учителя.

Слайд 16

Для достижения данной цели в становлении личности, поставленной государством, необходимо учитывать и выполнять, на мой взгляд, следующие системные требования к самостоятельной работе:

  1. Самостоятельная работа носит целенаправленный и систематический характер.

  2. Самостоятельная работа содержит задания, исключающие действия по шаблону.

  3. Обеспечивается дифференцированный подход (разноуровневость).

  4. Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам обучающихся.

  5. При организации самостоятельной работы осуществляется разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся.

  6. В самостоятельной работе оптимальное сочетание консультативной работы учителя и творческой деятельности обучающихся.

Слайд 17


Развитие самостоятельной и творческой активности ученика возможно только при непосредственном включении его в творческую деятельность.

Слайд 18

Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству.

Слайд 19

И закончить своё выступление я хочу закончить словами русского классика Л.Н. Толстого, он считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова, на мой взгляд, актуальны и сейчас.

Просмотр содержимого презентации
«методический семинар»

Учитель математики МОУ СОШ с. Красная Горка Шуваева Татьяна Геннадьевна

Учитель математики МОУ СОШ с. Красная Горка

Шуваева Татьяна Геннадьевна

Шуваева Татьяна Геннадьевна  учитель математики МОУ СОШ с. Красная Горка Педагогический стаж: 10 лет   Образование: высшее Пензенский Государственный Педагогический Университет им. Белинского

Шуваева Татьяна Геннадьевна

учитель математики

МОУ СОШ с. Красная Горка

Педагогический стаж: 10 лет

Образование: высшее

Пензенский Государственный Педагогический Университет

им. Белинского

Самостоятельная и творчески активная личность способна осуществить выбор пути своего развития в современном обществе. Обладать этой способностью – значит быть свободным.  Необходимо вооружить молодого человека способами самостоятельной и творческой деятельности на этапе становления. Проблема учителя - организовать образовательный процесс, направленный на формирование и развитие самостоятельности и творческой активности учащихся. Математическое образование в школе обладает высоким потенциалом в решении выдвинутой проблемы.

Самостоятельная и творчески активная личность способна осуществить выбор пути своего развития в современном обществе. Обладать этой способностью – значит быть свободным.

Необходимо вооружить молодого человека способами самостоятельной и творческой деятельности на этапе становления.

Проблема учителя - организовать образовательный процесс, направленный на формирование и развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Математическое образование в школе обладает высоким потенциалом в решении выдвинутой проблемы.

между требованиями стандарта к планируемым результатам обучения математике и наличием условий для осуществления самостоятельной деятельности учащихся в рамках урока;    между разнообразием авторских программ по математике и необходимостью выбора приёмов, обеспечивающих создание оптимального подхода к организации системы проведения самостоятельной работы;   между требованиями стандарта к наличию компетентности в организации самостоятельной учебной деятельности и недостаточной мотивацией обучающихся.
  • между требованиями стандарта к планируемым результатам обучения математике и наличием условий для осуществления самостоятельной деятельности учащихся в рамках урока;
  • между разнообразием авторских программ по математике и необходимостью выбора приёмов, обеспечивающих создание оптимального подхода к организации системы проведения самостоятельной работы;
  • между требованиями стандарта к наличию компетентности в организации самостоятельной учебной деятельности и недостаточной мотивацией обучающихся.
создание условий для формирования и развития самостоятельной и творчески активной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.

создание условий для формирования и развития самостоятельной и творчески активной деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др.

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.;

психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др.

Самостоятельная работа в школе -  это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно планируют, выполняют и оценивают различного вида задания с целью развития предметных и метапредметных результатов.

Самостоятельная работа в школе -

это форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью самостоятельно планируют, выполняют и оценивают различного вида задания с целью развития предметных и метапредметных результатов.

по дидактическим целям; по уровню самостоятельности учащихся; по степени индивидуализации; по источнику и методу приобретения знаний; по форме выполнения; по месту выполнения.
  • по дидактическим целям;
  • по уровню самостоятельности учащихся;
  • по степени индивидуализации;
  • по источнику и методу приобретения знаний;
  • по форме выполнения;
  • по месту выполнения.
Типы самостоятельных работ (в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности):

Типы самостоятельных работ

(в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности):

  • самостоятельные работы по образцу;
  • реконструктивно-вариативные;
  • частично-поисковые (эвристические);
  • исследовательские(творческие) самостоятельные работы.
обучающие; тренировочные; закрепляющие; обобщающие; развивающие; творческие; контрольные .
  • обучающие;
  • тренировочные;
  • закрепляющие;
  • обобщающие;
  • развивающие;
  • творческие;
  • контрольные .
- решение задач нестандартным способом; - решение задач несколькими способами; - самостоятельное составление задач и примеров; - решение задач на нахождение и составление закономерностей; - задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, выявить математические закономерность в определённых жизненных ситуациях; - математические сочинения (стихи, сказки); - исследовательские и проектные работы.

- решение задач нестандартным способом;

- решение задач несколькими способами;

- самостоятельное составление задач и примеров;

- решение задач на нахождение и составление закономерностей;

- задачи практического характера: разрезать, начертить, зашифровать, выявить математические закономерность в определённых жизненных ситуациях;

- математические сочинения (стихи, сказки);

- исследовательские и проектные работы.

в процессе открытия нового знания; уровня и методов выполнения заданий; вида рефлексии и способов коррекции деятельности; оценки результатов
  • в процессе открытия нового знания;
  • уровня и методов выполнения заданий;
  • вида рефлексии и способов коррекции деятельности;
  • оценки результатов
Самостоятельная работа носит целенаправленный и систематический характер.  Самостоятельная работа содержит задания, исключающие действия по шаблону. Обеспечивается дифференцированный подход (разноуровневость). Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам обучающихся. При организации самостоятельной работы осуществляется разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся. В самостоятельной работе оптимальное сочетание консультативной работы учителя и творческой деятельности обучающихся.
  • Самостоятельная работа носит целенаправленный и систематический характер.
  • Самостоятельная работа содержит задания, исключающие действия по шаблону.
  • Обеспечивается дифференцированный подход (разноуровневость).
  • Задания соответствуют возрастным особенностям и интересам обучающихся.
  • При организации самостоятельной работы осуществляется разумное сочетание и изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся.
  • В самостоятельной работе оптимальное сочетание консультативной работы учителя и творческой деятельности обучающихся.
Научно-практическая конференция «Золотые россыпи»; Социальный проект в сфере IT технологий «Компьютер - каждому»; Предметные олимпиады.
  • Научно-практическая конференция «Золотые россыпи»;
  • Социальный проект в сфере IT технологий «Компьютер - каждому»;
  • Предметные олимпиады.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!