Методический семинар «И каждый шаг, как трудный поиск» Представление собственного инновационного опыта в реализации ФГОС
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24», учитель химии и биологии Штрекер И.А.
Для того чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться. Мне, как учителю нужно развивать способности ученика учиться, иначе говоря – формировать универсальные учебные действия. Для этого я прошел курсы по внедрению ФГОС. Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я обнаружил, что некоторые из них я применял на своих уроках и раньше. Но, одноразовое, непродуманное использование новых приемов для активизации познавательной активности не дает особых результатов. Теперь я чаще использую на своих уроках новые приемы и методы обучения, что позволяет эффективнее формировать универсальные учебные действия (УУД).
Приём «Индуктор»
Литий
[Л] – мягкий, нежный, добрый
Литий – мягкий, светлый, лёгкий, металл.
Приём «Мозговой штурм»
РА
Урок химии ( 8 класс)
Сера, сера буква S,
32 атомный вес.
Сера в воздухе горит,
Образуя ангидрид,
Ангидрид же тот с водой
Называют кислотой.
Е
Приём «Химический чемоданчик»
Химический
чемоданчик
Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.
Например , урок химии в 9 классе по теме « Сера». Ребята сами по очереди готовят интересные факты про какое-нибудь вещество и помещают его в чемодан.
Вот как звучит рассказ про серу:
«Хрупкое вещество жёлтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Это неметалл- волшебная палочка, ведь с её помощью натуральный каучук превращается в резину ».
Приём «Яркое пятно»
Урок химии (8 класс) Тема: «Химические знаки»
На уроке можно рассмотреть массу примеров, но заострить внимание например, на дорожных знаках. Их очень важно знать всем, мы повседневно с ними встречаемся и должны уметь правильно ими пользоваться. Тем самым формируем у детей познавательные УУД. Ребята понимают практическую значимость знаний, возможность использовать приобретённые знания в жизни. Это как мостик, чтобы перейти к изучению химических знаков, извлекая информацию из ПСХЭ Д.И.Менделеева
Буква
Химический знак
Дорожный знак
Знак
Знак арифметического действия
Знак препинания
Иероглиф
Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном, в данном случае зеленым цветом, понятии. Совместно с ребятами мы определяем причину обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока. При использовании такого приема формируются такие познавательные УУД как, умение извлекать информацию, представленную в различных формах, рассуждать, анализировать, группировать различные объекты.
Метод создания проблемных ситуаций
Такой метод помогает формировать у учащихся коммуникативные УУД (не только умение высказывать свою точку зрения устно, но и самостоятельно найти решение задачи и правильно оформить его письменно).
«Ребята, в прошлом году ученик нашей школы написал рассказ по теме «Щелочные металлы». Я хочу привести отрывок из этого рассказа. …
«Вася подошёл к шкафу, открыл его и увидел много баночек, в которых были химические реактивы. Больше всего его заинтересовали металлы, некоторые из них - калий, кальций, литий, магний, барий- находились в какой-то жидкости. «Почему?»- удивился Вася». В этом отрывке есть химическая ошибка. Изучая тему нашего сегодняшнего урока, мы её исправим. Что необходимо знать для разрешения этой задачи?»
Музыкальная релаксация
На уроке дети могут отдохнуть под легкую музыку вальса осенних листьев или тихо падающих снежинок
Спасибо за внимание