СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар «Метапредметный подход на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обзор метапредметного подхода. Примеры применения подхода на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Метапредметный подход на уроках математики»»

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Воронова Анна Алексеевна, Иркутская область,
Нижнеудинский район, п. Костино

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Метапредметный подход на уроках математики»

(Слайд 2) Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Еще XVII веке началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания.

Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не XVII-го, а именно XXI-го века.

Мета- (с греч. μετά- — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр).

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".

(Слайд 3) Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

(Слайд 4) К ним относятся:

  • теоретическое мышление;

  • навыки переработки информации;

  • критическое мышление;

  • творческое мышление;

  • регулятивные умения;

  • качества мышления.

(Слайд 5) Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности («Знание», «Знак», «Проблема», «Задача», «Смысл», «Ситуация», «Схема», «Идеализаци»)

Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

(Слайд 6) Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление.

Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников.

Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения, зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

(Слайд 7) Метапредметный урок – это урок, целью которого

  1. является формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

  2. является ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.

На таком уроке обучающиеся учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка. Обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировозрения. Метапредметность выступает как условие целостности познания.

(Слайд 8) Реализация данного подхода на уроках математики я реализую через создание метапредметной проблемной ситуации.

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.

(Слайд 9) Например: При изучении темы «Сложение десятичных дробей» предлагаю такую задачу: «В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день еще 20,7 м. Сколько ткани продали за два дня?» Даю время на вычисление, на доску записываем ответы детей. Почему у вас получились разные результаты? Какая у нас цель? (Научиться складывать десятичные дроби)

В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.

Примерами метапредметных проблемных ситуаций могут служить:

  • ситуации неожиданности: (Слайд 10)

При изучении темы «Комбинаторика» в 5 классе предлагаю задание: «Выйдите двое к доске, сколькими способами можно вас расставить (2). Потом три ребенка у доски (6 способов)». Потом четыре, ребята начинают путаться. Вопрос: а если бы в классе было 30 ребят, мы бы их переставляли? Значит есть формула для вычисления? Вместе пробуем найти зависимость. В классе 7 детей, а вариантов 5040! У ребят эта ситуация вызывает удивление и интерес.

  • ситуации конфликта: 5=6??? (Слайд 11)

  • Возьмём числовое равенство: 35+10 - 45=42+12 - 54; 5·7+5·2 - 5·9=6·7+6·2 - 6·9

  • Вынесем за скобку: 5·(7+2 - 9)=6·(7+2 - 9)

  • Разделим обе части на множитель, заключённый в скобки, получаем: 5=6, правильно? почему?

Правильный ответ: На нуль делить нельзя (7+2-9=0!)

  • ситуации неопределенности; (Слайд 12)

При изучении темы «Решение задач с помощью уравнений» в 5 классе даю задачу: «Поезд состоит из цистерн, товарных вагонов и платформ. Цистерн на 3 меньше, чем платформ, и на 9 меньше, чем товарных вагонов и платформ? Сколько цистерн в составе поезда?». Задаю вопросы: почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? (Ответ: Неизвестно общее число вагонов в поезде).

  • ситуации предположения. (Слайд 13)

При изучении темы «Сравнение рациональных чисел» 6 класс. Между какими двумя целыми числами на координатной прямой расположено число: 10; 1,5; 0; -5; -3,5. Обычно на последних заданиях в ответах ребят есть ошибочные предположения. Вопросы: что вызвало затруднение? в чем сомнение? Вспоминаем сравнение положительных чисел с помощью координатного луча. Ставиться проблема: как сравнить числа, и можно ли сравнивать их без координатной прямой?

(Слайд 14) При изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе вводится понятие о прямоугольной системе координат. Чаще всего, учитель изображает на доске две взаимно перпендикулярные прямые, обозначает - начало координат, единичный отрезок, даёт название осям. Но можно и по-другому, на домашнюю работу предложить карту до стоянки и попросить ребят проложить путь, отметить его. Как вариант, обычно это описание 5 м на север, и т.п. Бывает, вспоминают из ОБЖ и географии азимут (полярная система координат). Дополнив карту осями, получаем прямоугольную систему координат.

При изучении темы «Проценты» обязательно рассматриваем банковские проценты. «Вкладываем деньги в банк», рассчитываем проценты в зависимости от вклада. Ищем выгоду, учитываем инфляцию. Уроки такого типа готовят ребят, к применению знаний в жизни.

 Метапредметный подход применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности (на занятиях факультативов, элективных курсов и предметных кружков).

(Слайд 15) На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций: информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группе по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования (самомененджмент).

Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана ещё и с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития современной науки и техники. Общеобразовательные программы опираются сегодня на научные достижения более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования.

(Слайд 16) Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

(Слайд 17) Таким образом, метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировозрения. Метапредметность выступает как условие целостности познания.

Список литературы

Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.

Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000

Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронныц ресур].-Режим доступа: http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/forum/metapredmetnyi-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheni

Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. Электронный ресурс]: Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm

Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.