СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар на конкурс "Педагог года - 2017"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены пояснительная записка и презентация на конкурс "Педагог года - 2017" по теме "Современые образовательные технологии на уроках коми языка"

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар Лятиева О.Н.»

Конкурс «Педагог года - 2017»

Методический семинар на тему:

«Современные образовательные технологии на уроках коми языка»

Подготовила:

Лятиева Оксана Николаевна,

учитель коми языка

МОУ «СОШ» п. Каджером

ФГОСы нацеливают педагогов на обновления содержания нашей педагогической деятельности, методики воспитания и обучения. Каждый учитель начинает искать новые технологии, которые смогли бы заинтересовать обучающихся, мотивировать их на изучение предмета, развить у них универсальные умения: самостоятельно заниматься своим обучением, работать в группе, получать информацию и использовать её в практических целях.

Коми язык - один из новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла. Предмет «Коми язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Для развития познавательного интереса обучающегося, творческого потенциала, самостоятельности на уроках коми языка я использую следующие технологии.

  • ИКТ-технологий;

  • здоровьесберегающих;

  • игровых;

  • технологию проектной деятельности;

  • технологию проблемного диалога;

  • технологию группового обучения.

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

На уроках коми языка я использую информационные - коммуникационные технологии (показ презентаций, использование интернет-ресурсов на коми языке, работа с информационно-поисковыми и справочными средствами). При этом у учащихся появляется интерес и стремление к самообразованию (подготовка сообщений, переводы текстов, проектная работа).

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:

  • Постановка учебной проблемы (это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования);

  • Поиск решения (это этап формулирования нового знания).

Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога:

  • Побуждающий

  • Подводящий

На уроках возможно применение технологи проблемного диалога при изучении грамматических времён. Создается проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя посредством практического задания, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Суть проектной технологии на уроках коми языка заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную проблему или задачу. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Технологию проекта, как правило, применяем в конце изучения темы, защита проектов проходит на обобщающих уроках.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты или ассистенты. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Были проведены урок-путешествие по теме «Времена года», интегрированный урок коми языка и математики при изучении сложных числительных в 5 классе.

Так же на уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учитываю индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. Во избежание усталости учащихся, смена видов работ может быть следующая: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы; минутки релаксации; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз.

Наш посёлок Каджером - многонациональный населённый пункт. На сегодняшний день в здесь проживают люди 21 национальности, малая часть населения – коренные жители. В ходе исследовательской работы «Сохранение культурного наследия Коми края в посёлке Каджером» было установлено, что у 9 % обучающихся в семьях говорят на коми языке. При изучении коми языка на уроках многие ученики испытывают трудности. Поэтому для активизации учебного процесса в младших классах, стимуляции познавательной деятельности я часто использую игровую технологию. «Использование игровых технологий на уроках коми языка» - тема по самообразованию

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

На уроках коми языка я практикую следующие виды игр:

  • Интеллектуальные

  • Обучающие

  • Творческие

  • Познавательные

  • Развивающие

  • Обобщающие

  • Сюжетные

  • Предметные

  • Ролевые

  • Игры-драматизации

  • Игры-имитации

  • Игры с предметами и без предметов

  • Спортивные

  • Игры с применением ИКТ(компьютерные)

Результатом использования игровых технологий в моей практике является:

  • Активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • Тренировка памяти, которая помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;

  • Игры способствуют усилению работоспособности.

Подводя итог выше изложенному можно отметить «плюсы» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Поэтому мои ребята, на вопрос нравится ли им когда есть игры на уроках, отвечали увлекательно, разнообразно, интересно, познавательно, весело и необычно.

К.Д.Ушинский говорил: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

«Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.