Тема опыта: «Метод проектов – это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений»
Новые стандарты образования поставили перед педагогами новую задачу образования - развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Их сформированность определяет качество познавательной деятельности учащихся в школе, способствует успешному становлению учебно-познавательной мотивации.
У каждого ребёнка есть интересы и способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Значит, одна из задач учителя использовать этот период, чтобы сформировать устойчивую положительную мотивацию к проектно-исследовательской деятельности. Для этого необходимо, чтобы универсальные учебные действия, а именно, личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные умения, были развиты на необходимом уровне.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Цель моей педагогической деятельности: развитие творческих способностей и познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время посредтвом метода проектов.
Задачи:
научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию.
предоставить учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областях.
сделать процесс обучение занимательным, создать у ребят бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
-Информационно-коммуникационные технологии
-Интерактивные технологии (проектный метод, включающий проблемное обучение и исследовательскую деятельность)
-Игровые технологии
-Личностно-ориентированные технологии обучения
-Тестовые технологии
-Здоровьесберегающие технологии
Уверена в том, что проектно-исследовательская деятельность должна протекать в творческом взаимодействии учителя и ученика, поэтому определила для себя наиболее результативные, на мой взгляд, образовательные технологии, а именно:
гуманно-личностную технологию
технологию - метод проектов,
технологию проблемного диалога,
игровые технологии,
информационно-коммуникативные технологии
обучение в сотрудничестве.
Методы, используемые для формирования универсальных учебных действий:
Этапы работы:
Проект – это “пять П”:
1 этап – определение проблемы ,погружение в проект , постановка задач предстоящей деятельности.
2 этап –планирование, организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей,
выбор формы и способа презентации)
3 этап – поиск информации, осуществление деятельности(, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации)
4 этап – презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности)
5 этап- Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Проблема проекта или исследования, должна быть в области познавательных интересов учащихся.
Кроме того, важно ставить вместе с ребятами и учебные цели. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы впоследствии применять такие умения?»
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления. От учителя потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Очень важно в процессе работы над проектом проводить с учащимися экскурсии, прогулки - наблюдения, социальные акции.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта. Защита проекта часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали. Для этого они готовят небольшое выступление с рассказом о своём проекте.
Формы работы по формированию универсальных учебных действий:
1. Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
2. Творческий проект предполагает свободный авторский подход в решении проблемы.
3. Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
4. Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории
Результат (продукт) проектной деятельности:
- письменная работа (эссе, отчёт о проделанном исследовании и др.);
-художественная творческая работа, представленная в виде стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения.
-музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
-материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
- отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..
Проектно-исследовательская деятельность помогает обеспечить формирование и развитие личностных универсальных учебных действий, а именно становление творческой индивидуальности ребёнка - гражданина России, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, основ культуры, мотивации к творческому труду, работе на результат.
В результате исследовательской деятельности, ребята вырабатывают предметные универсальные учебные действия, то есть получают представление о способах поиска и открытия новых знаний, овладевают общими способами логики рассуждений, учатся применять полученные знания при решении практических задач и оценивать полученные результаты, овладевают умениями решения учебных задач.
При разработке уроков в основе которых лежит исследовательская (поисковая) деятельность мною учитываются и формы работы с обучающимися: работа в группах, коллективная домашняя работа, составление обучающих презентаций, рефлексия.
Формирование навыков группового взаимодействия помогает ученикам добиться ощутимых результатов в учебной деятельности, а также развивается чувство взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке товарищей, появилась потребность в расширении своих знаний. Заметен рост уровня сформированности мотивации.
Результативность опыта
Метод проектов я использую в своей практике 5 лет. на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе, и эти попытки оказались успешными.
Примером этому могут служить следующие проекты:
Проект: «Мой край родной - Ставрополье»
«Семь чудес России».
«Вода и её роль в природе»
«Осенняя книжка», «Весенняя книжка», «Зимняя книжка», книги нашего класса, куда ребята записали стихи и рассказы собственного сочинения.
«География чисел»
«Влияние условий на развитие растений»
«Полезные свойства растений интерьера»
В ходе этих работ я пришла к выводу, что проектную деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни.
Каждый год мои учащиеся принимают участие в ежегодной школьной научно-практической конференции «Юность. Интеллект. Культура» по биологии, геогрфии и экологии. Юные экологи успешно участвуют в ежегодном Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. Вернадского (г. Москва), Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды (г. Москва), открытой Российской научно-практической конференции «Юность науки» (г.Обнинск), Всероссийских научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Первые шаги в науку» (г. Москва, г. Обнинск), Международном конкурсе «Человек-Земля-Космос» (г. Москва). Ребята - активные участники, призеры и победители зональных этапов 14, 15, 16, 17, 18, 19 Краевой научно-практической конференций «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья». Лахтина Елена заняла III место в секции «Общая экология и биотехнология», Курочкин Иван II место в секции «Ботаника». Работа была опубликована в сборнике материалов 15 краевой научно-практической конференции Краевой экологической школы и Малой академии туризма и краеведения. В 2015 году Казакова Арина стала призером научно-практической конференции (II) место. В 2015 году Казакова Арина призер (II место) IX соревнования молодых исследователей в Северо-Кавказском федеральном округе «Шаг в будущее» Ребята ежегодно принимают участия в «Вавиловских чтениях», которые проводятся в Тимирязевской сельскохозяйственной академии г. Москва
У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. И это понятно. У разных школ разные возможности, разный состав учащихся. Однако при всех этих различиях бесспорно то, что исследовательский принцип в обучении дает хорошие результаты. Хочется закончить словами В. А.Сухомлинского «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».
Список литературы:
Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческихспособностей // Под ред. С.Р. Микулинского. - М., 1969.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическоепособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
Поддъяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение // Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1.
Методика определения уровня познавательной активности и творческих способностей учащихся (авторы М. И. Рожков, Ю. С. Тюнников, Б. С. Алишев, Л. А. Волович)