4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к конкурсному заданию «Методический семинар»
на тему:
«Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»
(слайд №1)
«Технологии и методики, направленные на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»
(слайд №2) Адрес школы
(слайд №3) Стандарт. Для чего он нужен?
Стандарт - это, скорее, образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, он нужен, чтобы гарантировать качество образования. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Во-вторых, стандарт в образовании - это основа для продвижения с уровня на уровень. Освоил стандарт начальной школы - продвигаешься на вторую ступень, затем на третью, с третьей - в учреждения профессионального образования. Есть и формальная сторона - освоение образовательного стандарта – залог того, что человек получит документ государственного образца. Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт.
(слайд №4) Инновации в образовании
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
(слайд №5) Основные направления инновационной деятельности
Основные направления инновационной деятельности:
1. Формирование современного, образованного, нравственного, активного человека с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием соответствующих технологий.
3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных технологий для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
5. Развитие системы воспитательной работы на принципе добровольности, свободы выбора и творчества.
(слайд №6) Моя практика
Прежде чем внедрить в свою профессиональную деятельность новые стандарты я прошла курсовую подготовку по ФГОС, изучила методическую литературу, изучала опыт коллег. На своих уроках я использую новые технологии и методики, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
(слайд №7)1. Технология проблемного обучения
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?
Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
(Слайд №8) Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать вывод
(слайд №9) Групповые и практические работы
Применение практических работ, в ходе которых дети отвечают на вопросы, выполняют задания и делают выводы по теме урока, повышает уровень запоминания и усвоения материала урока.
Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.
(слайд №10) Технологии интегрированного обучения
Данная технология соответствует социальному заказу и тенденциям общественного развития. Сейчас нужны специалисты в любой отрасли, владеющие смежными специальностями, а иногда и не только смежными. Нужны специалисты различного уровня образования (высшее, средне-специальное, средне). Интегрированное обучение показывает и раскрывает для любого человека различные виды и возможности для раскрытия своей личности и способы достижения своей цели.
(слайд №11) Информационная технология
Развитие ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. На уроках и внеклассных мероприятиях я использую аудио и видеозаписи и презентации.
(слайд №12) Метод проектов
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
(слайд №13) Здоровьесберегающие технологии
Большое значение придаётся здоровью учеников. Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток. Часто проводятся под музыку, дети любят танцевать, при этом могут петь, а также учить и повторять глаголы движений. Используется методика зрительно-координационных упражнений, которая также полюбилась ученикам.
(слайд №14) Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
(слайд №15) Результат использования технологий
Результат использования инновационных педагогических технологий:
качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
развитие познавательных интересов и творческой активности;
повышение уверенности в собственных силах;
развитие исследовательских способностей;
развитие «чувства локтя», коммуникабельности;
обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
развитие умения мыслить абстрактно;
повышение умения адекватно оценивать себя;
усиление мотивации на успешную учебную деятельность.
(слайд №18)
Все перечисленные методики и технологии и многие другие помогают в работе учителей и направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
(слайд №19)
Спасибо за внимание!