Информационные средства наглядности как способ обучения детей с разными типами мышления
(Горшенина Алла Александровна
учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ им. Н.Р.Ирикова с.Зилаир»)
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современные дети значительно отличаются от тех, что были раньше: они более информированы, потому, что растут в веке информационной культуры. Образование тоже не стоит на месте, сегодня новые подходы к обучению обозначены в ФГОС.
Современные дети – это значит современный урок.
Сл.2 Все дети разные - это однозначно. А учат их одинаково – это происходит чаще всего. Необходимы новые подходы к обучению.
Актуальность выбранной темы предопределена рядом противоречий:
Сл.3-между традиционной системой обучения и необходимостью ее обновления ;
Сл.4- между индивидуальностью личности ребенка и важностью универсального подхода к детям (слайд 2);
- между необходимостью использовать новые подходы к обучению и трудностями их внедрения (слайд 3);
Сл.5- между необходимостью учитывать типы мышления в процессе обучения и недостаточным уровнем методической подготовки в данной области.
Данные противоречия определили проблему моей работы: как создание информационных средств наглядности влияет на обучение детей с разными типами мышления?
Главная цель – разработать универсальные задания как средства обучения детей с разными типами мышления.
Я предполагаю, что этот вид работы на уроках русского языка будет способствовать лучшему усвоению знаний детей.
Сл.6 Для достижения цели поставлен ряд задач:
изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
исследовть индивидуальные особенности мышления учащихся ;
рассмотреть новые подходы к обучению детей с разными типами мышления;
апробировать новые задания
Сл.7 Теоретическую основу работы составили тезисы доктора психологических наук Сиротюк Аллы Леонидовны из книги «Обучение детей с разными типами мышления».
Сл.8 Доминанта полушарий мозга современных детей — правая, раньше это было редкостью. Согласно исследованиям учёных, 95% рожденных сейчас детей — именно такие, а в шестых классах их — более половины.
Сл.9 У правополушарных ребят рабочая полусфера – левая.
Рекомендованы светлая доска - темный мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
- связь информации с реальностью, практика
- творческие задания
- музыкальный фон
- работа в группах
- схемы, таблицы, карточки
Сл.10 Для левополушарных: темная доска - светлый мел
- абстрактно-линейный стиль изложения информации
- тишина на уроке
- работа в одиночку
Мне же интересно было узнать, каких ребят обучаю я.
Сл.11 В результате совместной работы с психологом были продиагностированы 43 ученика 6-х классов, составлены характеристики их психолого-педагогических особенностей, которые позволили мне увидеть портреты классов в целом. Результаты наших диагностик совпали с мнением учёных о том, что правополушарных больше половины.
Сл.12 Учитывая мнение И.Соньера о том, что «обучая правополушарных, вы обучаете весь мозг», я пришла к выводу – необходимо учитывать условия, рекомендованные для успешной деятельности правополушарных детей.
Сл.13 Разработка универсальных заданий превратилась в мою инновацию.
Сначала под моим руководством ребята побирали иллюстрации к словам Сл.14 – 16 по изучаемым орфограммам. Затем Сл.17-18 мы усложнили задачу, обращая внимание на лексическое значение слова, в результате чего получились очень интересные слайды.
Сл.19 Затем я разработала серию уроков «Урок работы над ошибками диктанта». Все уроки объединяет общий подход в составлении и применении простых презентаций в программе PowerPoint: на слайдах теоретические сведения, картины Сл.20, фотографии по конкретным темам. К созданию подобных презентаций я привлекаю учеников. Таким образом Сл.21 реализуется одно из требований ФГОС - формирований метапредметных умений школьников.
На данных дисках записаны презентации,созданные моими учениками.
Урок работы над ошибками – это один из заключительных этапов изучения определённой темы. Первая часть урока сложная, требующая большого умственного напряжения, поэтому введение второй интегрированной части вполне оправдано, так как позволяет плавно переключить внимание учащихся на широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, в рамках материала урока.
Благодаря этой работе у ребят открылось новое видение изучения русского языка, появился интерес к предмету. Сл.22
На слайде наши результаты :
возросла активность участия в конкурсах по русскому языку и литературе. Сл.23;
в этом году Сл.24 мои семиклассники впервые приняли участие на муниципальном этапе всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе Сл.25 , где показали хорошие результаты;
также Сл.26 -27 повышается качество успеваемости в обоих классах.
Практическая значимость моего педагогического опыта заключается в том, что мне удалось найти для себя успешный способ создания информационных средств наглядности.
Опыт Сл.28 транслируется на ШМО, педсоветах
- районных семинарах Сл.29 и секционных занятиях;
- материалы выступлений, презентации уроков размещены на школьном сайте Сл.30 -31, а также на моей страничке интернет-портала для учителей PRO.Школу.ru. Сл.32
С 2007 года я являюсь членом всероссийского педагогического клуба 1-е сентября Сл.33 в результате сотрудничества имею сертефикаты от Интернет-холдинга «1-е сентября»
Самое главное, что я удовлетворена своей работой и получаю от нее удовольствие.
Сл.34 Своё выступление мне хочется закончить словами К.Д.Ушинского :«Если педагогика хочет воспитывать человека во
всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Спасибо за внимание!