СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы по философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В ходе изучения курса философии предлагается использовать не только лекционные формы работы, но и различные виды учебных заданий, которые располагаются в последовательности, соответствующей курсу философии, предусмотренном учебным планом. При этом задания усложняются , ориентируясь на возросший уровень знаний, новые психологические возможности и мыслительные способности студентов. В конце учебного пособия даны эталоны ответов на тесты.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы по философии»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГБОУ СПО

«Шумихинский аграрно-строительный колледж»










Методические рекомендации по философии

для студентов средних профессиональных заведений









Автор-составитель: Самкова С.В., преподаватель ШАСК






















Шумиха, 2011







Предисловие


Философские проблемы неизменно занимают умы на протяжении всей человеческой истории. Но в последние годы интерес к изучению философии в нашей стране возрастает. Ведь именно в юном возрасте формируется мировоззрение, складываются представления об основных жизненных ценностях. Курс философии призван помочь студенту найти свое место в современной жизни, обрести смысл бытия, познать великие мудрости, добра и красоты.

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом в ССУЗАХ по учебной дисциплине «Основы философии», который предусматривает изучение следующих проблем: природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек и общество; цивилизация и культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.

Данное пособие состоит из предисловия, тестовых заданий, глоссария, эталонов ответов, списка литературы.

В ходе изучения курса философии предлагается использовать не только лекционные формы работы, но и различные виды учебных заданий, которые располагаются в последовательности, соответствующей курсу философии, предусмотренном учебным планом. При этом задания усложняются , ориентируясь на возросший уровень знаний, новые психологические возможности и мыслительные способности студентов. В конце учебного пособия даны эталоны ответов на тесты.

Наряду с учебными задачами по усвоению понятий и проблем курса философия призвана решать и другие задачи:

- способствовать формированию личного мнения.

- формировать независимую, духовно свободную личность, способную к критической оценке как окружающих людей и событий, так и своих поступков.

- способствовать воспитанию с активной гражданской позиции, позитивными жизненными установками.
























Содержание

I.Предисловие. ………………………………………………………………………………..2

II. Тесты по темам……………………………………………………………………………..4

1.Философия в системе культуры…………………………………………………………....4

2.Античная философия……………………………………………………………………..6-8

3.Средневековая философия………………………………………………………………9-12

4.Марксистская философия………………………………………………………………….13

5.Философия Нового времени……………………………………………..…………….14-18

6.Философия ХХ века…………………………………………………………………….19-20

7.Онтология. Теория развития…………………………………………………………...21-26

8.Сознание……………………………………………………………………………………..7

9.Теория познания. Философия науки……………………………….…………………28-32

10.Человек. Общество. Личность……………………………………………………….33-36

III. Эталоны ответов……………………………………………………………………..37-38

IV. Глоссарий…………………………………………………………………………….39-40

V. Литература………………………………………………………………………………..41

































Философия в системе культуры


1. В этой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга:

а) в научной; б) в религиозной; в) в мифологической

г) в философской; д) в обыденной.


2.Соотношение философии и науки заключается в том, что:

а) философия является частью науки; б) наука является частью философии;

в) философия и наука частично включаются в друг друга;

г) философия и наука исключают друг друга;

д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.


3. Философия – это (подберите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

б) собрание теорий, концепций философов; в) наука, исследующая язык;

г) учение о познаваемости мира; д) учение об устройстве мира.


4. Предмет философии отражает в себе:

а)устройство мира; б)всеобщность мира; в) полезность мира;

г) упорядоченность мира; д) красоту мира.


5. Философияэто:

а) мировоззрение б) мирочувствование;

в) мироощущение; г) мировосприятие.


6. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия :

а) этика; б) аксиология; в) эсхатология;

г) онтология д) антропология; е) социология.


7. Способ существования философии:

а) вера; б) разум в) чувство; г) интуиция; д) опыт.


8. Термин «философия» означает:

а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости ; д) логика.


9. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях; б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях; г) доводах и умозаключениях разума;

д) в божественном откровении.


10. Философское учение о всеобщих законах познания это:

а) гносеология б) онтология; в) эстетика; г) этика; д) эмпиризм.


11. Основной вопрос философии – это (выберите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

б) каковы критерии истины; в) как возник мир;

г) что есть добро и зло; д) что есть бог.


12. Центральной проблемой онтологии является:

а) смысл жизни человека; б) познаваем ли окружающий нас мир;

в) соотношение материи и сознания; г) изучение законов мышления;

д) смерть и бессмертие человека.


13. Аксиологияэто учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории.


14. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) устройство мира; б) красота мира; в) счастье человека;

г) всеобщее в системе «мир-человек»; д) поиск идеального общества.


15. Для религиозного мировоззрения более определяющим является:

а) доброта; б) знание; в)вера г) мудрость; д) страх.
































Античная философия. Тест № 1

1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»:

а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать;

д) другие не знают и этого.


2. Майевтика это:

а) ироничное подтрунивание; б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»; г) эксперимент;

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.



3. По Аристотелю, человек это:

а) двуногое без перьев; б) нравственное существо;

в) душа в темнице тела; г) смеющееся существо; д) политическое животное.


4. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

Первопричина бытия

1. Вода

2. Апейрон

3. Огонь

4. Число

5. Гомеомерии

6. Атомы

Философ

а) Демокрит

б) Анаксимандр

в) Анаксагор

г) Фалес

д) Гераклит

е) Пифагор




5. "Государство" Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей;

б) религиозным государством;

в) государством кастового типа, с чётким сословным разделением;

г) абсолютной монархией;

д) деспотией восточного типа.


6. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт; в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.


7. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц-атомов;

б) первоэлементом мира является апейрон;

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

г) первоэлементом мира является число;

д) познание мира невозможно.


8. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

б) анархические принципы социальной жизни;

в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;

г) идеал героя, противостоящего всему миру;

д) идеал «страдающего бога».


9. Один из основных императивов античной философии:

а) «Познай самого себя»; б) «Узнай как можно больше»;

в) «Следуй установленным правилам»; г) «Не лги»;

д) «Надейся и жди».



10. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познаватьэто как раз и значит припоминать".

а) Аристотель; б) Зенон из Кития (стоик); в) Платон;

г) Скептики; д) Пифагор.





































Античная философия. Тест № 2

1. Число в пифагорейской школе это:

а) абстракция; б) первоначало мира, тождественное вещи; в) создание разума; г) творение Бога; д) психическая иллюзия.


2. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается»:

а) Анаксимен; б) Эмпедокл; в) Фалес г) Платон; д) Аристотель.


3. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель; д) Демокрит.


4. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие б) первоначало; в) бытие; г) сомневаемся; д) материю.


5. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма:

а) Сократ; б) Левкипп Демокрит; в) Платон; г) Аристотель; д) Демокрит.

6. Кому из античных философов принадлежит авторство этой социально-философской концепции:

«...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своейсущество политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»:

а) Аристотель; б) Платон; в) Плотин; г) Демокрит; д) Сенека.

7. Позднейший автор так описывает учение этого философа:

"Он в согласии с теми, кто дока­зывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустотаэто несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем суще­ствующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполнен­ным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконеч­ное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приво­дят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению":

а) Левкипп Демокрит б) Анаксимандр; в) Фалес; г) Платон д) Аристотель.


8. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема; б) нематериальна, но умопостигаема; в) материальна, но неумопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.



9. Этому античному мыслителю принадлежит авторство принципа «Все во всем» и понятия «Ум» (Нус), управляющего всем миром:

а) Гераклит; б) Демокрит; в) Анаксогор; г) Аристотель;


10. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим»:

а) Платон; б) Аристотель; в) Демокрит; г) Парменид; д) Эпикур.

Средневековая философия. Тест №1


1. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

г) философия должна быть упразднена;

д) религия должна быть упразднена.


2. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух; б) душа; в) разум; г) тело; д) воля.


3. В центре размышлений философов средних веков стоит:

а) природа; б) личность; в) Бог; г) идеальный мир; д) процесс познания.


4. Фома Аквинский придерживался концепции:

а) о несовместимости веры и знания; б) о превосходстве знания над верой; в) о гармонии веры и знания; г) о превосходстве веры над знанием.


5. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире, получила название:

а) тенденция; б) теократия; в) теогония; г) теодицея; д) теизм.


6. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трёх ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог;

д) Бог есть безличная духовная реальность.


7. Августин Аврелий ввел в христианство элементы учения:

а) софистов; б) Платона; в) Аристотеля; г) Демокрита; д) Эпикура.


8. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.


9. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом; б) чувством и мыслью;

в) сознательным и бессознательным; г) разумом и интуицией.


10. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом; б) томизмом; в) августинизмом;

г) папизмом; д) протестантизмом.



Средневековая философия. Тест № 2


1. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного бога;

б) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым;

в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что бог — это и есть природа;

д) считал, что бог это перводвигатель.


2. Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование позитивизма Нового времени;

д) дал толчок развитию мистики.


3. Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

4. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.


5. Наиболее важный раздел знания в средневековье:

а) философия; б) теология; в) наука; г) логика; д) математика.


6. Основной догмат христианства:

а) дуализм; б) триединство; в) деизм; г) пантеизм; д) скептицизм.


7. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Ансельм Кентерберийский; г) Альберт Великий; д) Тертуллиан.


8. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека; б) Бога; в) природу; г) логику; д) математику.


9. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум; б) воля; в) переживание; г) вера; д) страсть.


10. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо­гом;

б) человек — худшее из творений, созданных Богом;

в) человек — случайность, ничего не стоящая;

г) человек- «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;

д) человек – «думающая машина».
















































Средневековая философия. Тест №3

1. Предметом спора об универсалиях было:

а) триединство Бога; б) методы спасения;

в) реальное существование общих понятий; г) место Бога в мире;

д) первооснова бытия.


2. Трактат Фомы Аквинского носит название:

а) «Сумма технологии»; б) «Сумма теологии»; в) «Сумма размышлений»;

г) «Сумма мнений»; д) «Сумма истин».



3. Византийское монашеское, мистическое учение, оказавшее влияние на русскую философию, имеет название:

а) деизм; б) исихазм; в) томизм; г) августинизм; д) протестантизм.


4. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:

а) «О причине, начале и едином»; б) «О достоинстве и приращении наук»;

в) « Об ученом незнании»; г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;

д) «О величии души».


5. Философия природы Дж. Бруно это:

а) деизм; б) креационизм; в) пантеизм; г) дуализм; д) материализм.


6. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения; б) предопределения; в) откровения; г) грехопадения; д) спасения.


7. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

а) абсолютной истины; б) относительной истины;

в) недостижимой истины; г) конвенциональной истины;

д) двойственной истины.


8. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма; б) объективизма и скептицизма;

в) материализма и эмпиризма; г) позитивизма и прагматизма;

д) панматематизма.


9.Основной рабочий метод Ф. Бэкона это:

а) анализ; б) синтез; в) дедукция; г) индукция; д) диалектика.



10. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):

а) рода; б) пещеры; в) рынка; г) театра.







Марксистская философия

1. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:

а) сознание определяет бытие;

б) бытие определяет сознание;

в) общественное бытие определяет сознание;

г) общественное сознание определяет бытие;

д) бытие есть сознание.


2. Философия К. Маркса есть:

а) диалектический материализм; б) феноменология;

в) историософия; г) критический реализм; д) эмпиризм.


3. Теория познания В. Соловьева носит название:

а) единое знание; б) рациональное знание; в) цельное знание;

г) всезнание; д) абсолютное знание.


4. По Марксу, в основе развития общества лежит раз­витие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы;

д) взаимодействия бога и человека.


5. Русский философ, основавший философскую школу «всеединства»:

а) Бердяев; б) Соловьёв; в) Ильин; г) Сковорода; д) Франк.


6. Центральной категорией в философии Н. Бердяева является:

а) разум; б) бессознательное; в) свобода; г) эмпирический опыт; д) мир идей.


7. Понятие класса является ключевым в философии:

а) Сен-Симона; б) Гоббса; в) Маркса; г) Гизо; д) Сорокина.


8. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

носит название:

а) конвенциональной;

б) социал-экономической;

в) патерналистской;

г) теократической;

д) психологической.


9.Маркс определял человека как:

а) животное, производящее орудия труда;

б) млекопитающее с мягкой мочкой уха;

в) животное, умеющее обещать;

г) играющее животное;

д) разумное животное.


10.«Конечная цель человечества-торжество разума и свободы на земле»-так считал:

а) Вернадский; б) Маркс; в) Сковорода; г) Ясперс; д) Ростоу.

Философия Нового времени. Тест № 1

1.Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»; б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»; г) «знание — сила»;

д) «познай самого себя».


2. Рене Декарт был основателем:

а) корпускулярной трактовки материи;

б) субстанциональной трактовки материи;

в) диалектической трактовки материи;

г) стихийно-материалистической трактовки материи;

д) наивной трактовки материи.


3.По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:

а) находятся в тесной взаимосвязи;

б) существуют независимо друг от друга;

в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;

г) существуют по отдельности, и существование одной ис­ключает одновременное существование другой;

д) являются иллюзией психики.


4. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость; б) протяженность (распространенность); в) вечность; г) изменчивость; д) энергия.


5. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ; б) эмпирическую индукцию;

в) рациональную дедукцию; г) спекулятивный синтез;

д) диалектический метод.


6. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

а) картезианством; б) сенсуализмом; в) реализмом;

г) деизмом; д) прагматизмом.


7. Кант обосновывает нравственный за­кон, согласно которому человек является «целью в себе», по­скольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением име­ет характер прямой необходимости;

б) человек — это существо, способное к абсолютно сво­бодной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную моти­вацию с моти­вацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

д) человек создан по образу и подобию божьему.


8. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

д) юридическим законом.


9. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону; б) доставляет личное удовлетворение; в) подчинен абстрактному чувству долга; г) подчинен воле бога;

д) связан с гуманными или дружескими чувствами.


10. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зре­ния:

а) потребности; б) творческой способности;

в) практики; г) незаинтересованности;

д) удовольствия.





































Философия Нового времени. Тест № 2

1. Спиноза применил в своей «Этике» необычный ме­тод изложения:

а) логический; б) эмпирический;

в) геометрический; г) семантический;

д) диалектический.


2. Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) познанное с помощью практического разума;

д) абсолютно непознаваемое.


3. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:

а) внешняя причина; б) множество конечных вещей;

в) мышление и протяжение; г) воздействие и связь;

д) энергия и материя.


4. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем; б) Декартом; в) Кантом; г) Ницше; д) Бэконом.


5. В природе Декарт признавал существование:

а) одной субстанции-материи;

б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;

в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;

г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;

д) только фактов чувственного восприятия.


6. Исходный принцип философствования Декарта:

а) сомнение; б) диалектика; в) интуиция; г) озарение; д) логика.


7. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:

а) стихийный материализм; б) наивный материализм;

в) механистический материализм; г) диалектический материализм;

д) антропологический материализм.

8. Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая; б) экзистенциальная;

в) материалистическая; г) негативная;

д) метафорическая.


9. Первооснова всего сущего есть, по Гегелю:

а) материя; б) сознание; в) абсолютная идея (мировой дух);

г) бог; д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.


10.По мнению Канта, "вещь в себе" – это:

а) Бог; б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл "миром идей".

Философия Нового времени. Тест № 3

1. По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформули­рованный Кантом.


2. В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

общественно-экономических формаций;

д) Гегель отрицал развитие.


3.С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:

а) идею саморазвития; б) невозможность познания истины; в) связь чувственного и рационального познания; г) существование бога;

д) отсутствие бога.


4. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический; б) материалистический и диалектический; в) логический и онтологический; г) рациональный и иррациональный;

д) метафизический и диалектический.


5. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время; б) пространство и мышление;

в) бытие и время; г) ощущение и представление;

д) бытие и сознание.


6. Помимо явлений Кант выделяет:

а) « мир вещей в себе»; б) «мир сознания в себе»; в) «мир чувств в себе»; г) «мир идей в себе»; д) "бога в себе".


7. Философия Гегеляэто:

а) реализм; б) абсолютный объективный идеализм; в) материализм;

г) эмпиризм; д) трансцендентальный идеализм.


8. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных ве­щей;

д) первичны по отношению к материи.


9. По Канту, предмет и явление в мире, данные в вос­приятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе; б) феномен; в) ноумен;

г) иллюзия; д) интуитивное схватывание.


10. Фейербах считал религию:

а) нелепым суеверием;

б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;

в) приписыванием Богу атрибутов человека;

г) реализация свободы;

д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.














































Философия ХХ века. Тест № 1

1. Одним из этапов развития позитивизма был:

а) неотомизм; б) берклианство; в) трансцендентализм;

г) эмпириокритицизм; д) экзистенциализм.


2. Перу Берсона принадлежит трактат:

а) «Эволюция видов»; б) «Космогония»; в) «О небесной иерархии»;

г) “Творческая эволюция”; д) «Творчество человека».


3. Ф. Ницше обосновал идею:

а) экономического прогресса человечества;

б) нравственного прогресса человечества;

в) вечного возвращения;

г) неизбежность победы социализма;

д) научно-технического прогресса.


4. Идею сверхчеловека впервые выразил в философии:

а) А. Бергсон; б) Э. Гуссерль; в) Г. Гегель; г) С. Кьеркегор; д) Ф. Ницше;

5. Известное утверждение прагматизма:

а) истина — то, что доказано; б) истина-то, что полезно;

в) истина — то, что привычно; г) истина — то, что непостижимо;

д) истина – это откровение.


6.Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:

а) воля к жизни; б) воля к власти; в) воля к богатству;

г) воля к богу; д) воля к человечности.


7. Идеальный человек будущего по Ницше это:

а) человек-коллективист; б) человек-масса; в) маргинальный человек;

г) человек-машина; д) сверхчеловек.

8. Представителем «философии жизни» является:

а) Ницше; б) Кант; в) Шеллинг; г) Гегель; д) Фихте.

9. Одной из главных категорий «философии жизни» является:

а) разум; б) мышление; в) сознание; г) бог; д) воля.


10. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:

а) изменчивый, творческий поток сознания;

б) процесс рационального, логического познания;

в) система ощущений и чувств;

г) совокупность животных и растительных форм;

д) форма состояния белка.








Философия ХХ века. Тест № 2 1. Основу познания по А. Бергсону составляет:

а) опыт; б) разум; в) логика; г) эксперимент; д) интуиция.


2. Бессознательное по З. Фрейду есть:

а) божественное озарение;

б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;

в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;

г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективно бессознательное»).


3. Архетип, согласно К. Юнгу,это

а) начальные моменты всякого научного познания;

б) образ лидера, вождя;

в) исходные составляющие человеческой психики;

г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;

д) парадигма познания.


4. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся отношениях:

а) тождества;

б) постоянного конфликта;

в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;

г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;

д) «Я» постоянно контролирует «Оно».

5. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:

а) мышлением; б) бессознательным; в) разумом; г) рассудком; д) опытом.


6.Согласно психоанализу, культура человечества строится на:

а) стремление прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;

б) уменьшении чувства вины человека;

в) снижении тревожности индивида;

г) сублимации первичных комплексов;

д) стремлении к труду.


7. Жизнь есть абсурд, согласно:

а) Ницше; б) Дильтею; в) Камю; г) Фрейду; д) Сартру.

8. Основная установка экзистенциализма означает:

а) бытие определяет сознание;

б) отрицание реальности мира;

в) сущность предшествует существованию;

г) существование предшествует сущности;

д) сущность и существование тождественны.


9. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:

а) любовь; б) свобода; в) вера; г) совесть; д) разум.


10. Ключевой категорией Хайдеггера является:

а) бытие-к-богу; б) бытие-к-разочарованию; в) бытие-к-жизни; г) бытие-к-счастью; д) бытие-к-смерти.

Онтология. Теория развития. Тест № 1

1. Детерминизм является учением:

а) о божественной предопределенности;

б) о всеобщей познаваемости мира;

в) о всеобщей закономерной связи, причинно-следственной обусловленности явлений;

г) о непознаваемости мира;

д) о сотворении мира.


2. Материалисты утверждают, что:

а) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

б) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) мир создан Богом из ничего.


3. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;

д) мир создан Богом из ничего.


4. Идеализма, разработанный Кантом-это:

а) абсолютный идеализм ;

б) трансцендентальный идеализм ;

в) объективный идеализм ;

г) рационализм;

д) схоластический реализм.


5. Пантеизмэто:

а) учение, отрицающее личного Бога и приближающее его к природе, иногда отождествляя их;

б) учение, утверждающее познаваемость мира;

в) учение, о духовной культуре общества и человека;

г) о сущности познания, о путях постижения истины.

д) о сущности человеческой истории.


6.Философская концепция “пространство и время – это особые сущности, существующие сами по себе»

а) реляционная;

б)субстанциональная;

в)субъективно-идеалистическая.


г) антропологическая;

д) механистическая.


7. Гилозоизмэто:

а) учение о природе;

б) учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи;

в) учение о бытии как таковом;

г) учение о мире как таковом;

д) учение о духовной культуре общества и человека.



8. Марксистская трактовка бытия:

а) бытие есть сознание; в) сознание определяет бытие;

б) бытие определяет сознание; г) бытие как определенность материального мира.


9. Что является первоначалом в материалистических философских концепциях

а) Дух; б) Сознание; в) Материя; г) Логос; д) Опыт.


10. Необратимое, однонаправленное и закономерное изменение, приводящее к появлению нового качества – это

а) Движение; б) Прогресс; в) Регресс; г) Развитие;

д) Трансформация; е) Деформация.





































Онтология. Теория развития. Тест № 2

1. Онтологияэто учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом; г) о духовной культуре общества и человека;

д) о сущности человеческой истории.



2.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания:

а) Термины; б) Категории; в) Символы;

г) Законы; д) Парадигмы; е) Универсалии.


3. Способом существования материи является:

а) пространство; б) время; в) система; г) движение; д) организация;

4. Сущность любых объектов мира проявляется:

а) В их внутренних качествах; б) В их внешних признаках;

в) В их обособленности; г) Во взаимодействии с другими объектами.


5. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем:

а) время; б) пространство; в) движение; г) развитие;

д) взаимодействие; е) детерминизм.


6. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:

а) время; б) пространство; в) движение;

г) развитие; д) взаимодействие; е) детерминизм.


7. Универсальной формой существования материи является:

а) неподвижность; б) сознание; в) движение;

г) определенный набор форм; д) ограниченность в пространстве;

е) сотворённость.



8. Основные виды взаимодействия элементов на уровне неживой природы:

а) психологические и эмоциональные; б) гравитационные и электромагнитные;

в) энергетические и информационные; г) социальные и институциональные.


9. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это:

а) явление; б) закон; в) условие; г) качество;

д) детерминизм; е) диалектика.


10. Основные виды взаимодействия элементов на уровне живой природы:

а) психологические и эмоциональные;

б) гравитационные и электромагнитные;

в) энергетические и информационные;

г) социальные и институциональные.


Онтология. Теория развития. Тест № 3

1. Неравномерность протекания присуща:

а) физическому времени;

б) математическому времени

в) биологическому времени;

г) историческому времени.


2.Когда возникла философская категория «субстанция;

а) в античности; б) в средние века; в) в новое время; г) в современное время.


3. Идеалисты утверждают, что:

а) первоосновой мира, природы, сущего является духовное начало;

б) существуют два независимых и равноправных начала (принципа): ма­териальное и духовное;

в) материя существует абсолютно, она несотворима и неуничтожима, бесконечна в формах своего проявления;

г) материя состоит из вечных, неизменных и неделимых частиц – атомов;


4. Материалисты утверждают, что материя – это:

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.


5. Когда возникла философская категория « метафизика» :

а) в античности; б) в средние века; в) в новое время; г) в современное время.


6. Какое понятие относится к неживой природе:

а) клетки; б) мегатела; в) популяция; г) социальная группа;

д) класс.


7. Материализм К. Маркса -это:

а) механистический материализм;

б) стихийный материализм;

в) диалектический материализм;

г) антропологический материализм.


8. Материализм Фейербаха получил название:

а) наивный; б) механистический; в) метафизический;

г) стихийный; д) антропологический.


9. Сведение высших форм к низшим носит название:

а) эмпиризма; б) формализма; в) релятивизма;

г) редукционизма; д) агностицизма.


10. Сведение всех форм движения (в том числе биологической и др.) к механической носит название:

а) формализма; б) релятивизма; в) механицизма; г) эмпиризма;

д) агностицизма.


Онтология. Теория развития. Тест № 4

1. Объективный идеализм признает следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело — из мельчайших частиц;

б) мир является ареной войны всех против всех;

в) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

г) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

д) мир видимых вещей-это лишь отражение действительного мира совершенных первообразов, существующих вечно и неизменно.


2. «Бытие есть сущность и существование человека; при этом сущность человека предшествует его существова­нию; человек есть то, что сам из себя делает; при этом он осужден быть свободным»-это определение:

а) Бл. Августина; б) Ж.-П. Сартра; в) Дж. Беркли;

г) И. Канта; д) З. Фрейда.




3.Когда возникла онтологическая трактовка: «град земной и Град Божий»

а) в античности; б) в средние века;

в) в новое время; г) в ХХ веке.


4.Какой закон диалектики можно образно проиллюстрировать спиралью

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.


5. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева:

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.


6.Основными законами диалектики являются (укажите все правильные варианты):

а) закон единства и борьбы противоположностей;

б) закон неба (Ли);

в) закон взаимного перехода качества и количества;

г) отрицания отрицания.

д) закон нравственного воздаяния.


7.Диалектика Гераклита была:

а) материалистической;

б) стихийной;

в) идеалистической категориальной;

г) идеалистической.


8. Прогресс и регресс – это две формы:

а) существование; б) развития; в) движения;

г) иерархии; д) детерминизма; е) структурирования.


9. К законам диалектики не от­носится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество;

г) отрицания отрицания.


10. Диалектикаэто:

а) учение о всеобщих связях и законах развития природы, общества, мышления;

б) учение, считающее источником и завершающей целью всех измене­ний в природе Бога;

в) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человече­ской деятельности;

г) учение о всеобщей причинно-следственной связи;

д) учение о божественном предопределении.








































Сознание. Тест № 1

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм; г) экзистенциализм; д) томизм.


2.«Бессознательное» в современной философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) опыт, не поддающийся логическому анализу;

г) нечто, присущее только отдельному человеку;

д) общественное, социальное в личности.


3. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм; г) экзистенциализм;

д) томизм.


4. Бессознательное в философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, тождественное психическому;

в) высший уровень психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.



5. Когда возникла трактовка «сознание – божественный дар»:

а) в античности; б) в средние века;

в) в новое время; г) в ХХ веке.


6. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

а) эмпирического познания; б) логического познания;

в) интуитивного познания; г) самосознания;

д) подсознания.



7. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) сознание; б) первоначало; в) материя; г) субстанция.

8. Выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:

а) рассудок; б) разум; в) чувство; г) ум; д) интуиция.


9.Чувства, эмоции, память, воля, фантазия образуют:

а) познание; б) разум; в) психику; г) душу; д) ум.


10.Принципы работы бессознательного исследовал:

а) Гегель; б) Фрейд; в) Тойнби; г) Фукуяма; д) Бердяев.

Теория познания. Философия науки. Тест № 1.

1. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением:

а) рационализма; б) реализма; в) скептицизма; г) сенсуализма; д) гедонизма.


2. Дедукцияэто:

а) логический путь от общего к частному;

б) передача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка.

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.


3. Индукцияэто:

а) логический путь от общего к частному;

б) подача ложного знания, как истинного;

в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;

г) момент интеллектуального озарения;

д) относительная, неполная истина.


4. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях:

а) слово; б) категория; в) дефиниция; г) термин; д) имя.


5. Эмпиризмэто:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источ­ником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание ис­точником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию ис­точником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи ис­точником знания.


6. Агностицизмэто:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного позна­ния мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.



7.Определение « мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны» характеризует направление:


а) скептицизм; б) агностицизм; в) прагматизм; г) солипсизм.




8. Когда возникла, следующая гносеологическая установка «Я знаю, что ничего не знаю»:

а) в античности;

б) в средние века;

в) в новое время;

г) в ХХ веке.



9. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм.

10. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический; б) религиозный; в) теоретический;

г) мифологический; д) диалектический.





















Теория познания. Философия науки. Тест № 2

1. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие; б) представление; в) умозаключение; г) суждение; д) восприятие.

2. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается:

а) абстрактным; б) теоретическим; в) обыденным; г) научным; д) божественным.


3. В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.


4. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблемэто:

а) методика; б) развитие; в) навык; г) механизм; д) процесс.


5. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция; б) дедукция; в) анализ; г) синтез.


6. «Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселен­ной»- это:

а) абсолютная истина; б) относительная истина; в) истина как откровение;





7.Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель «Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности, добыть новые экспериментальные факты»:

а) Эмпирический; б) Теоретический;


в) Аналитический.


8. Гносеология это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о развитии вселенной;

в) о бытии как таковом;

г) о сущности познания;

д) о сущности человеческой истории.


9. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле:

а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) парадигма; д) модель.


10. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

Теория познания. Философия науки. Тест № 3

1. Наука как специфический тип духовного производ­ства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности; б) средних веков; в) Возрождения; г) Нового времени;

д) в ХХ веке.


2. Критерий истины « верифицируемость» относится к следующему философскому направлению:

а)неопозитивизм; б) диалектический материализм;

в) позитивизм; г) конвенционализм.



3. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она:

а) абстрактна; б) объективна; в) субъективна; г) абсолютна; д) божественна.



4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъектэто:

а) чувственное отражение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) объяснение;

д) ноумен.


5. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):

а) агностицизм; б) эмпириокритицизм; в) скептицизм; г) гносеологический оптимизм; д) гедонизм.


6. Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) целью познания;

в) критерием истины;

г) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.


7. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:

а) представление; б) восприятие; в) идея; г) ощущение.


8. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда; б) заблуждение; в) суждение; г) предрассудок;

д) иллюзия.


9.Определите какому периоду времени соответствует следующее определение истины « Истина-это открывающаяся сущность вещи ( герменевтика):

а) Античность; б) Средние века; в) Новое время; г) ХХ век.



10. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:

а) конвециализм; б) релятивизм; в) рационализм; г) агностицизм; д) скептизизм.

Теория познания. Философия науки. Тест № 4

1. Определите какому периоду времени соответствует следующее определение истины « Бог, вот что является истиной»:

а) Античность ; б) Средние века;

в) Новое время ; г) XX.



2.Структурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):

а) проблема; б) боль; в) вера; г) гипотеза; д) теория.

3. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода:

а) аналогии; б) индукции; в) дедукции;

г) анализа; д) математического анализа.


4.К сциентистскому направлению относились:

а) неотомизм; б) экзистенциализм;


в) неопозитивизм; г) неокантианство.


5. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия носят название:

а) категорий; б) универсалий; в) модусов; г) антиномией; д) законов.


6. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира называется:

а) материализм; б) скептицизм; в) эмпиризм; г) идеализм; д) рационализм.


7. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного:

а) расчет адекватных средств для данной цели;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) логическая обоснованность правил деятельности;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.


8. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

а) бытие; б) материя; в) субстанция; г) познание.


9.Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:

а) понятие; б) представление; в) умозаключение; г) суждение.


10.К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле:

а) гипотеза б) теория; в) проблема; г) парадигма; д) модель.







Человек. Общество. Личность. Тест № 1

1. Личность в философии понимается как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система соци­ально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».


2. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, это:

а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) субъект; д) особь.


3. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь — это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь — это стремление к счастью как подлинному на­значению человека;

в) жизнь -это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить — значит из всего извлекать пользу;

д) жить – это стремление к богу.


4. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;

б) исследует происхождение и становление человека;

в) пытается определить сущность человека, человече­ское в человеке;

г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.


5. Предметом этики является:

а) Общество; б) Человек; в) Мораль; г) Смысл жизни;

д) Система ценностей; е) Идеал.


6. Аксиологияэто учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о добре и зле;

г) о духовной культуре общества и человека;

д) учение о сущности человеческой истории


7. Ответственность человека за свои поступки воз­можно только при наличии:

а) выбора; б) вины; в) непреодолимой силы;

г) необходимости; д) предопределенности.


8. Что появилось у человека раньше мышление или язык:

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому во­прос некорректен.


9. Дополните недостающие парные этические категории:

а) добро – зло; в) жизнь – смерть;

б) свобода – г) права –


10. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

а) онтология; б) аксиология; в) эстетика; г) этика;

д) антропология; е) социология.
















































Человек. Общество. Личность. Тест № 2

1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

а) антропосоциогенез; б) социал-дарвинизм;

в) космогенез; г) историософия.


2. Наиболее закрытой социальной группой является:

а) род; б) класс; в) каста; г) сословия; д) страта.


3. Выделите формы социальной стратификации, не рассматриваемые П. Сорокиным:

а) экономическая; б) политическая;

в) профессиональная; г) возрастная.


4. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

а) Хангтинтоном; б) Данилевским; в) Шпенглером; г) Моисеевым.


5. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

а) конец политики; б) конец истории; в) конец экономики;

г) конец государства; д) конец человека.


6. По мнению А. Тойнби всякая историческая общность людей развивается по принципу:

а) причины и следствия; б) вызова и ответа;

в) борьбы классов; г) борьбы расс.


7. Составлением глобальных прогнозов занимается:

а) информатика; б) евгеника; в) глобалистика;

г) космология; д) футурология.

8. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

а) духовная сфера; б) семиосфера; в) ноосфера;

г) стратосфера; д) биосфера.


9. В современности господствующим типом культуры является:

а) поп-культура; б) элитарная культура; в) контркультура;

г) антикультура; д) маргинальная культура.


10. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология; б) социальная философия; в) гносеология;

г) политология; д) экономика.









Человек. Общество. Личность. Тест № 3

1. Философским учением о сущности и развитии че­ловеческого общества является:

а) онтология; б) метафизика; в) социальная философия;

г) антропология; д) история.

2. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

а) эстетических ценностях; б) логических принципах;

в) творческой деятельности; г) системе традиций;

д) социальном опыте.


3. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

в) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.


4. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

а) семья; б) государство; в) собственность; г) власть; д) закон.


5. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству; б) нации; в) экономике; г) науке; д) религии.



6.Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются:

а) Тойнби; б) Шпенглер; в) Маркс; г) Конт; д) Данилевский.


7. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

а) идеальное этическое и историческое образование;

б) идеальное общество, основанное на принципах разумности и справедливости;

в) определнный уровень научно-технического развития;

г) бесклассовое общество.


8. С точки зрения Хантингтона отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

а) конфликту; б) миру; в) самоизоляции цивилизаций;

г) единой цивилизации; д) бесклассовому обществу.


9. Понятие «футуршока» (столкновения с будущим) в науку ввел:

а) Маркс; б) Тоффлер; в) Шпенглер; г) Тойнби.


10. Личность в философии понимается как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»; б) социальная «маска».

в) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

г) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества.

Эталоны ответов на тесты


1.Философия в системе культуры

1.В 2.В 3.Д 4.А 5.А 6.Г 7.Б 8.Г 9.Г 10.А

11.А 12.В 13.А 14.А 15.В


2.Античная философия. Тест № 1

1.Д 2.Д 3.Д 4.А 6; Б 2; В 5; Г 1; Д 3; Е 4 5.В 6.В

7.А 8.А 9.Б 10.В


Античная философия. Тест № 2

1.Б 2.В 3.А 4.А 5.Д 6.А 7.А 8.Б 9.В 10.Д


3.Средневековая история. Тест № 1

1.Б 2.Б 3.В 4.В 5.Г 6.В 7.Б 8.В 9.А 10.Б


Средневековая история. Тест № 2

1.Б 2.Б 3.В 4.А 5.Б 6.Б 7.Б 8.Б 9.Г 10.Г


Средневековая история. Тест № 3

1.В 2.Б 3.Б 4.В 5.В 6.В 7.Б 8.В 9.Г 10.Г


4.Философия Нового времени. Тест № 1

1.Б 2.Б 3.А 4.Б 5.В 6.А 7.Г 8.В 9.А 10.Д


Философия Нового времени. Тест № 2

1.В 2.Д 3.В 4.В 5.А 6.А 7.Д 8.В 9.В 10.В


Философия Нового времени. Тест № 3

1.Д 2.А 3.А 4.А 5.А 6.А 7.Б 8.Б 9.А 10.В


5.Марксистская философия.

1.Б 2.А 3.В 4.Б 5.Б 6.В 7.Г. 8.Б 9.А 10.Б


6.Философия ХХ века. Тест № 1

1.Г 2.Г 3.В 4.Д 5.Б 6.А 7.Д 8.А 9.В 10.В


Философия ХХ века. Тест № 2

1.Д 2.В 3.Г 4.Д 5.Б 6.А 7.В 8.Г 9.Б 10.В


7.Онтология. Теория развития. Тест № 1

1.В 2.В 3.А 4.Б 5.А 6.Б 7.Б 8.Б 9.В 10.Г


Онтология. Теория развития. Тест № 2

1.В 2.Б 3.Г 4.А 5.Б 6.В 7.Б 8.Б 9.Б 10.В


Онтология. Теория развития. Тест № 3

1.Г 2.В 3.А 4.Б 5.В 6.Б 7.В 8.Д 9.Г 10.В


Онтология. Теория развития. Тест № 4

1.Д 2.Б 3.Б 4.Г 5.Б 6.А, Г 7.Б 8.Б 9.Б 10.А


8.Сознание.

1.В 2.А 3.В 4.А 5.Б 6.Г 7.Г 8.В 9.Б 10.Б


9.Теория познания. Философия науки. Тест № 1

1.Д 2.А 3.В 4.Б 5.Б 6.Б 7.А 8.А 9.Г 10.А, В


Теория познания. Философия науки. Тест № 2

1.Д 2.В 3.В 4.А 5.Б 6.В 7.А 8.Г 9.А 10.Г


Теория познания. Философия науки. Тест № 3

1.Г 2.А 3.Б 4.В 5.А, В, Г 6.Г 7.В 8.Б 9.В 10.А


Теория познания. Философия науки. Тест № 4

1.Б 2.А, Г, Д 3.Б 4.Б 5.Г 6.Б 7.Г 8.Г 9.Б 10.А


10.Человек. Общество. Личность. Тест № 1

1.В 2.Б 3.В 4.В 5.В 6.А 7.Б 8.А 9.Зло, несвобода, смерть, безправие 10.Г


Человек. Общество. Личность. Тест № 2

1.Б 2.В 3.Г 4.А 5.Б 6.Б 7.Д 8.В 9.А 10.В


Человек. Общество. Личность. Тест № 3

1.Д 2.Г 3.Б 4.В 5.Г 6.А, Б 7.Б 8.Г 9.Б 10.В


























Глоссарий

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Философия наряду с религией и мифологией — форма миро­воззрения, особый высший научно-теоретический тип мировоз­зрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории.

В своем развитии философия прошла три основных этапа — космоцентризм (обращенность на природу), теоцентризм (обра­щенность на Бога), антропоцентризм (обращенность на человека).

Предмет изучения философии:

• онтология (учение о бытие);

• гносеология (учение о познании);

• человек;

• общество;

• иные вопросы.

Методы философии:

диалектика — вещи и явления рассматриваются глубоко, разносторонне, в развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

метафизика — противоположность диалектики — вещи и явления рассматриваются однозначно, с точки зрения поис­ка абсолютной истины;

догматизм — вещи и явления рассматриваются через призму раз и навсегда принятых убеждений (догм), недоказуемых и данных свыше;

эклектика — произвольное сложение разрозненных фактов;

софистика — выведение с помощью логических трюков лож­ных посылок, которые обосновываются как истинные;

герменевтика — метод прочтения и истолкования смысла текстов;

иные методы.

Одновременно и направлениями, и методами философии яв­ляются:

материализм — действительность воспринимается как пер­вичная субстанция;

идеализм — материя производна от идеи, ее силы;

эмпиризм — в основе познания лежит опыт;

рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.

Основной вопрос философии — отношение бытия к сознанию и сознания к бытию — что первично, материя или сознание?

Две основные линии философии - материализм (линия Де­мокрита) - материя первична, идеализм (линия Платона) - соз­нание, идея первичны.

Промежуточные направления: дуализм (линия Декарта) — материя и сознание первичны одновременно и существуют как параллельные состояния мира.

Основные направления китайской философии:

даосизм - все сущее путь, где все взаимосвязано и взаимоза­висимо (Лао Цзы — Старый Учитель);

конфуцианство — философия поведения в обществе — сдер­жанность, послушание старшим, осторожность, восприятие мира каким он есть (Конфуций);

легизм — человек управляет жизнью с помощью устанавли­ваемых им законов, которым необходимо подчиняться (Шан Ян). Основные направления древнеиндийской философии:

ведизм — поклонение древнему знанию (ведам);

буддизм - отрешение от внешнего мира, сосредоточение всех помыслов на духовной жизни, достижение абсолютной просвещенности и вечной жизни.

Основные древнегреческие (античные) философы и философ­ские школы:

Милетская школа ("физики") — изучали сущность космоса и

окружающего мира — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

софисты - выступали на площадях и занимались риторикой, логикой, красноречием;

пифагорейцы — пытались объяснить окружающий мир через математику и числа (Пифагор);

атомисты — пытались изучить суть материи - Демокрит;

Сократическая школа — вели философско-просветительскую деятельность — Сократ, Платон, Аристотель.

Киники — философы, находившие смысл бытия в отрешении от окружающего мира, пренебрежении его ценностями — Дио­ген — "Без общины, без дома, без отечества";

Стоики — находили опору в самосовершенствовании и раз­витии духовного мира (Сенека, Марк Аврелий). Крупнейшие теологические философы:

Августин Блаженный — заложил основы католицизма, обос­новал всемогущество Бога и Церкви;

Фома Аквинский — доказывал существование Бога (пять до­казательств), первородность идеи перед материей.

Проблема эссенции и экзистенции — все первично было сущ­ностью (эссенцией, идеей, "планом Бога"), впоследствии эссен­ция (сущность) находит выражение в экзистенции (существова­нии, воплощении в действительность), творец — Бог, который творит как сам, так и с помощью человека.

Крупнейшие философы эпохи Возрождения: Лоренцо Вала, Ни­колай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Галилей, Томас Мор, Томмазо Кампанелла выступали за освобождение от религи­озных оков, научное знание, радости мирского существования.

Английская философия эмпиризма - Фрэнсис Бэкон в ос­нове бытия лежит опыт, опыт движет развитием, для накопле­ния опыта создана Вселенная и жизнь.

Философия деизма (Вольтер) - наличие Бога нельзя ни до­казать, ни опровергнуть.

Немецкий классический идеализм: Иммануил Кант -- "Кри­тика чистого разума" — окружающий мир до конца непознаваем. Апостериорное знание достигается путем работы разума, апри­орное существует свыше — то, что познается чувствами и не может быть доказано, "вещь в себе" — глубинная внутренняя сущность вещей и явлений не будет полностью познана нико­гда. Гегель высшая реальность — абсолютный дух.

Позитивизм — стремление поставить философию на почву твердого научного знания (Огюст Конт).

Закон Мальтуса — народонаселение растет быстрее (в гео­метрической прогрессии), чем возможности Земли его прокор­мить (в арифметической прогрессии). Наступит критический момент, когда ресурсов Земли не хватит на все человечество.

Американская философия прагматизма — Джон Дьюи фило­софские исследования необходимо направить не на поиски ответов на отвлеченные вопросы, а на совершенствование опыта, чтобы, используя накопленный опыт, совершенствовать общество.

Философия экзистенциализма изучает проблемы существова­ния человека в обществе, нахождения баланса между жизнью в ок­ружающем социуме и внутренней самодостаточностью (Ясперс, Хайдеггер, Камю).












ЛИТЕРАТУРА

основная

  1. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие М. Форум инфра-м. 2004г. (серия «профессиональное образование»).

  2. Гуревич П.С. Основы философии. Учебное пособие для ССУЗов М.Градарики. 2000г.

  3. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. Учебное пособие для педучилищ М. Владос. 2000г.

  4. Канкс В.А. Основы философии. Учебник для ССУЗов М.Логос. 2002г.

  5. Основы философских знаний. Курс лекций для преподавателей и студентов ССУЗов. М. 1997г. НМЦ.СПО.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1.Философия. Учебник для ВУЗов под ред. Кохановского В.П. Ростов. Феникс. 2000г.

2.Философия. Учебник для ВУЗов (под ред. Калашникова В.Л.) М. Владос. 2001г.

3.История философии. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону. Феникс. 2001г.

4.Хрестоматия философии. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону. Феникс. 1997г.

5.Философы России XIX – XX столетия. Биографии, идеи, труды. М. 1995г.

6.Западная философия ХХ века. М.Интернакс. 1994г.

7.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992г.

8.Гуревич П.С. Философия культуры. М. А.Преес. 1994г.

9.Лосев А.Ф. О пользе философии. Ж. Студенческий меридиан. 1982г. №4.

11.Мир философии. Книга для чтения в 2х частях. М. 1991г.

12.Блинников Л.В. Великие философы. Словарь – спр-к. М.Логос. 1997г.

13.Лосев А.Ф. Дерзание духа. М. П. 1988г.

14.Лао-Цзы. Обрети себя в Дао. М. 1999г.

15.Малявин В.В. Конфуций. М. Молодая гвардия. 1992г.

16.Бердяев Н.А. Человек. О назначении человека. М. Республика. 1993г.

17.Лосев А.Ф. Тахо – Годи А.А. Платон. Аристотель. М. Молодая гвардия. 1993г.

18.Ортега – и – Гассет Х. Что такое философия? М. Наука. 1991г.

19.Фромм Э. Искусство любить. М. Педагогика. 1990г.

20.Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986г.

21.Философский словарь. (под ред. Фролова И.Т.) М. 1991г.
















44



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!