Методические разработки внеклассных занятий
«Гражданское образование в деятельности классного руководителя»
Адрес образовательного учреждения:
665 813 Иркутская область, г. Ангарск , ул.Файзулина 15 МОУ «СОШ №19», тел.8(3955)530094, 8(3955)532516
Авторы:
1.Нефедьева Татьяна Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, классный руководитель 9а класса.
Ангарск, 2008 год
Пояснительная записка
Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 года предполагает новый подход к его содержанию. Главная задача образования – сформировать опыт деятельности учащихся, который они смогут использовать не только в школе, но и после ее окончания.
Одна из важнейших компетенций на сегодняшний день – гражданская компетенция. Она представляет собой готовность личности к активной общественно значимой деятельности, самостоятельность и ответственность за собственную судьбу и за судьбу своей Родины. Гражданское образование становится сейчас одним из приоритетов международной и российской образовательной политики.
Сейчас у современного российского общества огромная потребность в грамотных политиках и активных гражданах, способных мыслить правовыми категориями. Многие беды нынешней России в том, что огромное количество наших сограждан не ощущает сопричастности к происходящим вокруг общественно - политическим и социально -экономическим процессам и явлениям, не готовы взять на себя ответственность не только за будущее своей страны, но и за свою судьбу. Все это приводит к низкому уровню активности граждан во время избирательных компаний различного уровня, к общественной пассивности, не желанию отстаивать свои интересы правовым путем и т.д.
Результатом гражданского образования могут стать коренные изменения представлений граждан об оптимальном механизме взаимоотношений с государственными структурами и с другими гражданами, о личном участии в демократических процессах. Гражданин – это активная, самостоятельная и независимая личность. Гражданин сам делает свой выбор, сам принимает на себя ответственность за свою судьбу. Гражданин стремится управлять ситуацией, а не быть управляемым.
Школа является уменьшенной моделью государства и общества. Без активных граждан – учеников и учителей – любая школа развиваться не будет. Каждый участник школьной жизни должен осознавать, что он является гражданином «государства» под названием ШКОЛА, он имеет определенные права и несет определенную ответственность. Роль классных руководителей в данной ситуации очень велика. В современной системе образования они остаются ответственными за воспитательную работу в первичном школьном коллективе – классе. Именно они организуют связь между родителями, другими учителями, ведут работу над формированием внутриклассного коллектива. Таким образом, именно классный руководитель является проводником гражданского образования в школе.
Данное методическое пособие рассчитано на учащихся 6 -7 классов, так как на наш взгляд чувство гражданственности необходимо формировать уже в среднем звене. Это пособие составлено с учетом их возрастных особенностей и включает в себя три занятия. Первое и вторе занятия - теоретические, они направлены на воспитание у учащихся ценностей свободы, толерантности, знакомство с правами человека. Последнее занятие связано с созданием в школе институтов и механизмов проявления демократической инициативы, обучение навыкам демократического поведения, внедрения технологии социального проектирования.
«Гражданское образование учащихся в деятельности
классного руководителя»
(Методические разработки внеклассных занятий)
Цель: воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и
гражданском обществе.
Задачи данного цикла классных часов:
формировать чувства гражданственности, любви к Родине;
формировать политическую и правовую культуру учащихся;
поддержать инициативы, направленные на создание и развитие ученического самоуправления в классе и в школе;
научить применять полученные знания для решения практических задач.
Формы работы с учащимися:
Данный цикл классных часов направлен на:
формирование разносторонне развитой, социализированной личности, способной реализовать свои гражданские права;
формирование навыков работы в группе; умение принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения;
формирование навыков работы с документами;
Данный цикл классных часов окажет содействие становлению гражданственности школьников, коммуникативных развитие у детей познавательной активности и коммуникативных способностей.
Тематическое планирование занятий:
1. Занятие «Права человека»
2. Занятие «Право выбора»
3. Ролевая игра «Я - избиратель»
1 занятие «Права человека»
«Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права»
А.Мицкевич
Цель: знакомство с правами человека.
Задачи:
формировать у учащихся политическую и правовую культуру;
познакомить учащихся с основными документами о правах человека.
Оборудование:
всеобщая декларация прав человека;
Конституция РФ;
проектор;
компьютеры с программным обеспечением;
презентация по теме урока.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя:
Права человека в двадцатом столетии становятся общепризнанной нормой человеческого общежития для всего цивилизованного мира. В число таких стран стремиться войти и Россия. По Конституции РФ 1993 года права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Все согласны с тем, что законы – это правила, к исполнению которых людей принуждает государство. Что касается права, то одни юристы понимают под правом совокупность действующих законов государства, а другие – правила соблюдение которых ведет к утверждению общечеловеческих ценностей (справедливости, равенства, безопасности). Одни юристы считают, что законодатели лишь выражают право, записывая его формулировками общеизвестных представлений о справедливости, а другие юристы уверены, что законодатель сам избирает закон в угоду власти имущим. Право защищает справедливость, при этом представление о справедливости у представителей разных культур разные. В одних культурах считается достойным прощать все обиды, а в других мстить, в одних культурах смирение считается подвигом, а в других признаком слабости. Может быть, во всех культурах право защищает справедливость, но везде особенную. Так давайте попробуем с вами разобраться, что же такое право.
Изучение нового материала:
Важнейшим документом в системе международного права является Всеобщая Декларация прав человека принятая 10 декабря 1948 года ООН. В этом документе содержится перечень фундаментальных прав. Конституции 90 стран содержат перечень фундаментальных прав, которые воспроизводят положения Декларации. Таковой является и Конституция РФ. Это утверждается в статье 17. Конституции РФ. Давайте откроем этот документ и прочитаем.
Ученики находят Конституцию РФ, статья 17.
Статья 17
Конституции РФ утверждает, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»
- Какой документ является важнейшим в системе международного права? (Ученики называют Декларацию).
Практическая работа:
- давайте попробуем доказать, что положения Конституции РФ соответствуют содержанию Всеобщей Декларации прав человека.
Класс делится на группы по 2-3 человека, для поиска в документах соответствия статьи Декларации и Конституции РФ (по основным правам и свободам)
В завершении работы подводятся итоги, и делается вывод о том, что Конституция РФ соответствует нормам международного права.
2 занятие «Право выбора»
«У каждого народа те правители, каких он заслуживает»
Хилер Бэллок
Цель: знакомство с принципами избирательного права.
Задачи:
1. познакомить учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;
2. познакомить учащихся с основными принципами участия граждан в выборах;
3. помочь осознать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах;
Оборудование:
Конституция РФ;
проектор;
компьютеры с программным обеспечением;
презентация по теме урока.
Ход занятия
1 Вступительное слово учителя:
На слайде вы видите слова “У каждого народа те правители, каких он заслуживает” Эти слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок.
- Как вы думаете, что хотел сказать Х.Бэллок этими словами? (рассуждения детей).
- А как вы думаете, могут ли граждане демократической страны повлиять на выборы лидера, если да то как? Обоснуйте ответ.
- Недавно в нашем городе проходили выборы в ЗС области. На выборы пришли менее 50% населения. Какую вы видите проблему? По какому вопросу у граждан нет ответственной позиции?
- Люди не осознают, зачем это надо, а также не знают процедуры выборов. Поэтому тема нашего урока: “Избирательное право. Избирательный процесс» Сегодня хотелось бы вам показать необходимость активной жизненной гражданской позиции и выяснить как проходит процедура выборов
2.Изучение нового материала.
- Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните, какие права были у граждан? (право голосовать).
- Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ).
- Прочитайте отрывок из Конституции РФ и ответьте на вопросы (Приложение 1)?
Статья 32
Конституция РФ
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
- Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже скоро. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы (Приложение 2).
Статья 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
- Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Перед вами на слайде таблица ( Приложение 3), посмотрите внимательно и ответьте на вопросы (Приложение 4):
Закрепление
- Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат.
- Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. То есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.
-Сейчас вам предлагается письменно ответить на следующий вопрос:
Почему нужно участвовать в выборах?
Домашнее задание: Для проведения ролевой игры, необходимо выбрать 10 человек и разделить их на две группы и предложить им подготовить и выполнить следующие задания:
1. внутри каждой группы выбрать кандидата на пост мэра класса;
кандидатам приготовить самопрезентацию с основными положениями предвы- борной программы.
группе поддержки приготовить рекламный ролик о своем кандидате.
Приложение 1
Вопросы к документу:
1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
2. Что означает избирать и быть избранным?
Приложение 2
Вопросы к документу:
С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?
Приложение 3
Этапы выборов | Ответственные | Сроки |
Назначение дня выборов | Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица. | Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов. |
Образование избирательных округов | Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления. | Не позднее чем за 60 дней до голосования. |
Создание избирательных комиссий | Центризбир ком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет. Территориальные избиркомы – представительный орган местного самоуправления. | Не позднее чем за 20 дней до голосования. |
Выдвижение и регистрация кандидатов | Политические партии. Общественные движения. Самовыдвиженцы. | |
Предвыборная агитация | СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатные, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом) | Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования. |
Голосование | Территориальная избирательная комиссия | 8.00 – 20.00 |
Приложение 4
- Какие из этих этапов являются предварительными?
- Сколько времени проходит от объявления до самих выборов?
- За какое время до выборов прекращается агитация?
- Какие санкции последуют за нарушение?
- Должны ли соблюдаться этические нормы во время проведения агитации?
- Откуда мы узнаём о кандидатах?
- Кто финансирует избирательную кампанию кандидата?
Ролевая игра
«Я - избиратель»
Цель: обобщение и практическое закрепление полученных знаний по теме
«Избирательное право».
Задачи:
поддержать инициативу, направленных на создание и развитие ученического самоуправления в классе, на основе раннее полученных знаний.
Подготовительный этап урока:
По мере приближения дня выборов делаются дополнительные объявления с призывом проголосовать, сделать правильный выбор. Это необходимо для сохранения важности, ответственности момента выборов.
Оборудование:
1.оборудованная кабинка для голосования;
2. избирательные бюллетени;
3. счетная комиссия;
4. флаг РФ;
5. гимн РФ.
Ход занятия:
1.Вступительное слово учителя:
- Что для вас, ребята, значит класс?
- Класс и школа – это не только место, где ученики приобретают знания и развиваются, но и место, где девочки и мальчики строят свои взаимоотношения, постигают азы нравственности.
- Класс – это содружество детей и взрослых, учеников, учителей, родителей. Это радость совместного творческого созидания.
- Наш класс – это маленькая республика. И только от нас зависит, какой будет жизнь в классной республике.
- Для этого нами нужно выбрать мэра нашего класса, лидера, за которым пойдут все жители классной страны, чтобы сделать жизнь мальчишек и девчонок интересной и яркой, полезной для окружающих и для себя.
- Для этого мы сегодня собрались все вместе.
- Уважаемые избиратели и уважаемые кандидаты! Любые политические выборы – важный этап в жизни любого государства. Сегодня на занятии мы попробуем провести выборы, так как это предстоит вам сделать по исполнению 18 лет. Мы должны помнить, что любой человек – это личность, он достоин уважения. Поэтому, когда вы будете представлять своих кандидатов, задавать вопросы политическим противникам, помните, что ни в коем случае не допустимо оскорблять и унижать достоинства другого человека. Поэтому все ваши вопросы и предложения должны звучать в корректной и уважительной форме.
Представление кандидатов в мэры класса группами поддержки.
Выступление кандидатов на пост мэра класса. (самопрезентация)
Дебаты.
Выборы.
- Выборы - это ответственный шаг в жизни каждого настоящего гражданина, сделайте его. От вашего голоса, голосов ваших друзей зависит многое: кто придет к управлению, чьи интересы будет защищать. Не медлите, идите на выборы, сделайте решающий шаг в жизни своего класса!
Детям предлагаются заранее подготовленные бюллетени, членами избирательной комиссии могут являться педагоги, работающие в классе, родители.
Иннагурация
Когда будут подведены итоги и определится имя президента, наступает ещё более волнующий момент.
Затем ему вручается памятка и наказ.
Вечер заканчивается небольшим концертом или конкурсной программы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Портрет лидера класса
«Будущий мэр, - какой он?»
Мэр – это лидер
Лидер – слово весомое, яркое, выразительное.
Такой же яркой, выразительной, достойной личностью должен быть человек – лидер. Таким должен быть президент школьной республики. Это человек, который может и должен повести за собой других, это человек – создатель новых, передовых идей.
Главные качества человека – лидера:
Лидер должен обладать организаторскими способностями, верить в свои силы, быть убедительными в речи.
Но, очень важно, не только уметь красиво говорить.
Настоящий лидер должен иметь:
Доброе сердце, думать о других людях, считаться с их интересами.
Важно быть порядочными человеком, не кривить душой. Ведь одетая маска отзывчивости долго не продержится, истинное лицо человека всё равно проявится в его поступках, в отношении к товарищам.
Потерять авторитет и уважение очень легко, а вот вернуть…
Лидер – простой человек, но обладающий живительной энергий, которая притягивает, помогает поверить и осуществить самые невероятные мечты.
Лидер ясно видит цель и реально оценивает свои возможности при её достижении. Именно таким должен быть президент школьной республики.
Итак, лидер объединяет в себе: любовь к людям, интеллигентность, добро, естественность, реализм.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Наказ мэру
«Один в поле не воин», - заручись поддержкой друзей. Сам будь со всеми доброжелателен. Вместе творите, выдумывайте, пробуйте.
Помни: надежды на лучшее связаны именно с тобой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Клятва
мэра класса
Я (ф.и. о)___________________________________,
хорошо понимаю, в какой ответственный период жизни я становлюсь мэром класса.
Я хорошо понимаю, что от моих действий зависит жизнь класса.
Принимая на себя это почётное звание «мэр», клянусь своей учебой, своим трудом и своими делами укреплять авторитет и доброе имя моего класса, стать настоящим хозяином и творцом добрых дел.
Клянусь!
Клянусь!
Клянусь!
Клянусь!
Клянусь!
Клянусь!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка
мэру класса
Какие в будущем ждут тебя дела?
Об этом думать нужно больше, чаще
И если мэр ты настоящий,
Большой отдачи ждет классная страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит все, что будущим зовется.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Предвыборная агитация
группы поддержки за своего кандидата
1. Не доволен – возражай,
возражаешь – предлагай,
предлагаешь – делай,
берись за дело смело!
2. Нашу ____ выбирайте,
В бюллетене крестик ставьте.
И тогда все будет клева,
Заживем мы все по новой.
Будут танцы, вечера
Будет клеевая игра
Будем все мы веселиться
Будем _____ гордиться
3. Думайте сами,
Решайте сами
Избирать или не избирать.
4. наша ____ просто супер!
Наша ____просто класс!
Голосуйте все за ____
Она выручит всех нас.
5. мы все думали, гадали
Про кого вам рассказать
И нашли кандидатуру,
Которая тянет на все «5»
6. наша кандидатура
___________,
Потому что она умна,
Своеобразна и скромна,
Талантлива и терпелива
Вот, в общем, всем она на диво.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Избирательный бюллетень
№ п/п |
Фамилия, имя кандидата |
Отметка |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
Внимание: Вам необходимо поставить отметку напротив фамилии выбранного кандидата.
Бюллетень считается действительным только в том случае если отметка стоит только напротив одной фамилии.
Список используемой литературы:
Конституция РФ;
Ваторин А.С., Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Методические материалы по курсу Права человека. – М. Камерон, 2004 г.
Ловягин С.М. «Право и Лево». – М., Вита, 2000 г.
Русакова Н.А. «Гражданское образование в работе классного руководителя» - Пермь, МИГ, 2007 г.
Усачев А. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М., Ангстрем, 1994 г.