СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки внеклассных занятий «Гражданское образование в деятельности классного руководителя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из важнейших компетенций на сегодняшний день – гражданская компетенция. Она представляет собой готовность личности к активной общественно значимой деятельности, самостоятельность и ответственность за собственную судьбу и за судьбу своей Родины. Гражданское образование становится сейчас  одним из приоритетов международной и российской образовательной политики.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки внеклассных занятий «Гражданское образование в деятельности классного руководителя»»









Методические разработки внеклассных занятий

«Гражданское образование в деятельности классного руководителя»






Адрес образовательного учреждения:

665 813 Иркутская область, г. Ангарск , ул.Файзулина 15 МОУ «СОШ №19», тел.8(3955)530094, 8(3955)532516

Авторы:


1.Нефедьева Татьяна Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, классный руководитель 9а класса.
















Ангарск, 2008 год




Пояснительная записка



Концепция модернизации образования РФ на период до 2010 года предполагает новый подход к его содержанию. Главная задача образования – сформировать опыт деятельности учащихся, который они смогут использовать не только в школе, но и после ее окончания.

Одна из важнейших компетенций на сегодняшний день – гражданская компетенция. Она представляет собой готовность личности к активной общественно значимой деятельности, самостоятельность и ответственность за собственную судьбу и за судьбу своей Родины. Гражданское образование становится сейчас одним из приоритетов международной и российской образовательной политики.

Сейчас у современного российского общества огромная потребность в грамотных политиках и активных гражданах, способных мыслить правовыми категориями. Многие беды нынешней России в том, что огромное количество наших сограждан не ощущает сопричастности к происходящим вокруг общественно - политическим и социально -экономическим процессам и явлениям, не готовы взять на себя ответственность не только за будущее своей страны, но и за свою судьбу. Все это приводит к низкому уровню активности граждан во время избирательных компаний различного уровня, к общественной пассивности, не желанию отстаивать свои интересы правовым путем и т.д.

Результатом гражданского образования могут стать коренные изменения представлений граждан об оптимальном механизме взаимоотношений с государственными структурами и с другими гражданами, о личном участии в демократических процессах. Гражданин – это активная, самостоятельная и независимая личность. Гражданин сам делает свой выбор, сам принимает на себя ответственность за свою судьбу. Гражданин стремится управлять ситуацией, а не быть управляемым.

Школа является уменьшенной моделью государства и общества. Без активных граждан – учеников и учителей – любая школа развиваться не будет. Каждый участник школьной жизни должен осознавать, что он является гражданином «государства» под названием ШКОЛА, он имеет определенные права и несет определенную ответственность. Роль классных руководителей в данной ситуации очень велика. В современной системе образования они остаются ответственными за воспитательную работу в первичном школьном коллективе – классе. Именно они организуют связь между родителями, другими учителями, ведут работу над формированием внутриклассного коллектива. Таким образом, именно классный руководитель является проводником гражданского образования в школе.

Данное методическое пособие рассчитано на учащихся 6 -7 классов, так как на наш взгляд чувство гражданственности необходимо формировать уже в среднем звене. Это пособие составлено с учетом их возрастных особенностей и включает в себя три занятия. Первое и вторе занятия - теоретические, они направлены на воспитание у учащихся ценностей свободы, толерантности, знакомство с правами человека. Последнее занятие связано с созданием в школе институтов и механизмов проявления демократической инициативы, обучение навыкам демократического поведения, внедрения технологии социального проектирования.



























«Гражданское образование учащихся в деятельности

классного руководителя»

(Методические разработки внеклассных занятий)



Цель: воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве и

гражданском обществе.

Задачи данного цикла классных часов:

  1. формировать чувства гражданственности, любви к Родине;

  2. формировать политическую и правовую культуру учащихся;

  3. поддержать инициативы, направленные на создание и развитие ученического самоуправления в классе и в школе;

  4. научить применять полученные знания для решения практических задач.

Формы работы с учащимися:

  • лекции;

  • беседы;

  • работа с документами;

  • социальное проектирование

  • деловая игра.

Данный цикл классных часов направлен на:

  • формирование разносторонне развитой, социализированной личности, способной реализовать свои гражданские права;

  • формирование навыков работы в группе; умение принимать решения, умение отстаивать свою точку зрения;

  • формирование навыков работы с документами;

Данный цикл классных часов окажет содействие становлению гражданственности школьников, коммуникативных развитие у детей познавательной активности и коммуникативных способностей.




Тематическое планирование занятий:



1. Занятие «Права человека»


2. Занятие «Право выбора»


3. Ролевая игра «Я - избиратель»















1 занятие «Права человека»

«Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права»

А.Мицкевич

Цель: знакомство с правами человека.

Задачи:

  1. формировать у учащихся политическую и правовую культуру;

  2. познакомить учащихся с основными документами о правах человека.

Оборудование:

  1. всеобщая декларация прав человека;

  2. Конституция РФ;

  3. проектор;

  4. компьютеры с программным обеспечением;

  5. презентация по теме урока.

Ход занятия:

  1. Вступительное слово учителя:

Права человека в двадцатом столетии становятся общепризнанной нормой человеческого общежития для всего цивилизованного мира. В число таких стран стремиться войти и Россия. По Конституции РФ 1993 года права человека в Российской Федерации признаются и гарантируются. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Все согласны с тем, что законы – это правила, к исполнению которых людей принуждает государство. Что касается права, то одни юристы понимают под правом совокупность действующих законов государства, а другие – правила соблюдение которых ведет к утверждению общечеловеческих ценностей (справедливости, равенства, безопасности). Одни юристы считают, что законодатели лишь выражают право, записывая его формулировками общеизвестных представлений о справедливости, а другие юристы уверены, что законодатель сам избирает закон в угоду власти имущим. Право защищает справедливость, при этом представление о справедливости у представителей разных культур разные. В одних культурах считается достойным прощать все обиды, а в других мстить, в одних культурах смирение считается подвигом, а в других признаком слабости. Может быть, во всех культурах право защищает справедливость, но везде особенную. Так давайте попробуем с вами разобраться, что же такое право.



  1. Изучение нового материала:

Важнейшим документом в системе международного права является Всеобщая Декларация прав человека принятая 10 декабря 1948 года ООН. В этом документе содержится перечень фундаментальных прав. Конституции 90 стран содержат перечень фундаментальных прав, которые воспроизводят положения Декларации. Таковой является и Конституция РФ. Это утверждается в статье 17. Конституции РФ. Давайте откроем этот документ и прочитаем.

Ученики находят Конституцию РФ, статья 17.

Статья 17

Конституции РФ утверждает, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»

- Какой документ является важнейшим в системе международного права? (Ученики называют Декларацию).

  1. Практическая работа:

- давайте попробуем доказать, что положения Конституции РФ соответствуют содержанию Всеобщей Декларации прав человека.

Класс делится на группы по 2-3 человека, для поиска в документах соответствия статьи Декларации и Конституции РФ (по основным правам и свободам)

В завершении работы подводятся итоги, и делается вывод о том, что Конституция РФ соответствует нормам международного права.








2 занятие «Право выбора»


«У каждого народа те правители, каких он заслуживает»

Хилер Бэллок


Цель: знакомство с принципами избирательного права.

Задачи:

1. познакомить учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

2. познакомить учащихся с основными принципами участия граждан в выборах;

3. помочь осознать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах;

Оборудование:

    1. Конституция РФ;

    2. проектор;

    3. компьютеры с программным обеспечением;

    4. презентация по теме урока.



Ход занятия

1 Вступительное слово учителя:

На слайде вы видите слова “У каждого народа те правители, каких он заслуживает” Эти слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок.

- Как вы думаете, что хотел сказать Х.Бэллок этими словами? (рассуждения детей).

- А как вы думаете, могут ли граждане демократической страны повлиять на выборы лидера, если да то как? Обоснуйте ответ.

- Недавно в нашем городе проходили выборы в ЗС области. На выборы пришли менее 50% населения. Какую вы видите проблему? По какому вопросу у граждан нет ответственной позиции?

- Люди не осознают, зачем это надо, а также не знают процедуры выборов. Поэтому тема нашего урока: “Избирательное право. Избирательный процесс» Сегодня хотелось бы вам показать необходимость активной жизненной гражданской позиции и выяснить как проходит процедура выборов

2.Изучение нового материала.

- Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните, какие права были у граждан? (право голосовать).

- Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ).

- Прочитайте отрывок из Конституции РФ и ответьте на вопросы (Приложение 1)?

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

- Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже скоро. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы (Приложение 2).

Статья 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

  • Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  • Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

- Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Перед вами на слайде таблица ( Приложение 3), посмотрите внимательно и ответьте на вопросы (Приложение 4):

Закрепление

- Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат.

- Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. То есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.

-Сейчас вам предлагается письменно ответить на следующий вопрос:

  1. Почему нужно участвовать в выборах?



Домашнее задание: Для проведения ролевой игры, необходимо выбрать 10 человек и разделить их на две группы и предложить им подготовить и выполнить следующие задания:

1. внутри каждой группы выбрать кандидата на пост мэра класса;

  1. кандидатам приготовить самопрезентацию с основными положениями предвы- борной программы.

  2. группе поддержки приготовить рекламный ролик о своем кандидате.





























Приложение 1





Вопросы к документу:

1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

2. Что означает избирать и быть избранным?







































Приложение 2


Вопросы к документу:



  1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?


2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?







































Приложение 3



Этапы выборов

Ответственные

Сроки

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 60 дней до голосования.

Создание избирательных комиссий

Центризбир ком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Территориальные избиркомы – представительный орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 20 дней до голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

 

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатные, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Голосование

Территориальная избирательная комиссия

8.00 – 20.00













Приложение 4



- Какие из этих этапов являются предварительными?

- Сколько времени проходит от объявления до самих выборов?

- За какое время до выборов прекращается агитация?

- Какие санкции последуют за нарушение?

- Должны ли соблюдаться этические нормы во время проведения агитации?

- Откуда мы узнаём о кандидатах?

- Кто финансирует избирательную кампанию кандидата?



































Ролевая игра

«Я - избиратель»

Цель: обобщение и практическое закрепление полученных знаний по теме

«Избирательное право».

Задачи:

  1. поддержать инициативу, направленных на создание и развитие ученического самоуправления в классе, на основе раннее полученных знаний.

Подготовительный этап урока:

По мере приближения дня выборов делаются дополнительные объявления с призывом проголосовать, сделать правильный выбор. Это необходимо для сохранения важности, ответственности момента выборов.

Оборудование:


1.оборудованная кабинка для голосования;

2. избирательные бюллетени;

3. счетная комиссия;

4. флаг РФ;

5. гимн РФ.

Ход занятия:


1.Вступительное слово учителя:

- Что для вас, ребята, значит класс?

- Класс и школа – это не только место, где ученики приобретают знания и развиваются, но и место, где девочки и мальчики строят свои взаимоотношения, постигают азы нравственности.

- Класс – это содружество детей и взрослых, учеников, учителей, родителей. Это радость совместного творческого созидания.

- Наш класс – это маленькая республика. И только от нас зависит, какой будет жизнь в классной республике.

- Для этого нами нужно выбрать мэра нашего класса, лидера, за которым пойдут все жители классной страны, чтобы сделать жизнь мальчишек и девчонок интересной и яркой, полезной для окружающих и для себя.

- Для этого мы сегодня собрались все вместе.

- Уважаемые избиратели и уважаемые кандидаты! Любые политические выборы – важный этап в жизни любого государства. Сегодня на занятии мы попробуем провести выборы, так как это предстоит вам сделать по исполнению 18 лет. Мы должны помнить, что любой человек – это личность, он достоин уважения. Поэтому, когда вы будете представлять своих кандидатов, задавать вопросы политическим противникам, помните, что ни в коем случае не допустимо оскорблять и унижать достоинства другого человека. Поэтому все ваши вопросы и предложения должны звучать в корректной и уважительной форме.

  1. Представление кандидатов в мэры класса группами поддержки.

  2. Выступление кандидатов на пост мэра класса. (самопрезентация)

  3. Дебаты.

  4. Выборы.

- Выборы - это ответственный шаг в жизни каждого настоящего гражданина, сделайте его. От вашего голоса, голосов ваших друзей зависит многое: кто придет к управлению, чьи интересы будет защищать. Не медлите, идите на выборы, сделайте решающий шаг в жизни своего класса!

Детям предлагаются заранее подготовленные бюллетени, членами избирательной комиссии могут являться педагоги, работающие в классе, родители.

  1. Иннагурация

Когда будут подведены итоги и определится имя президента, наступает ещё более волнующий момент.

Затем ему вручается памятка и наказ.

Вечер заканчивается небольшим концертом или конкурсной программы.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Портрет лидера класса

«Будущий мэр, - какой он?»

Мэр – это лидер

Лидер – слово весомое, яркое, выразительное.

Такой же яркой, выразительной, достойной личностью должен быть человек – лидер. Таким должен быть президент школьной республики. Это человек, который может и должен повести за собой других, это человек – создатель новых, передовых идей.

Главные качества человека – лидера:

  • надежность, честность;

  • справедливость;

  • готовность прийти на помощь в трудную минуту;

  • цемустремленность;

  • энтузиазм и чувство юмора.

Лидер должен обладать организаторскими способностями, верить в свои силы, быть убедительными в речи.

Но, очень важно, не только уметь красиво говорить.

Настоящий лидер должен иметь:

Доброе сердце, думать о других людях, считаться с их интересами.

Важно быть порядочными человеком, не кривить душой. Ведь одетая маска отзывчивости долго не продержится, истинное лицо человека всё равно проявится в его поступках, в отношении к товарищам.

Потерять авторитет и уважение очень легко, а вот вернуть…

Лидер – простой человек, но обладающий живительной энергий, которая притягивает, помогает поверить и осуществить самые невероятные мечты.

Лидер ясно видит цель и реально оценивает свои возможности при её достижении. Именно таким должен быть президент школьной республики.

Итак, лидер объединяет в себе: любовь к людям, интеллигентность, добро, естественность, реализм.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Наказ мэру


  • Быть целеустремленным, решительным, стойким к неудачам.


  • «Один в поле не воин», - заручись поддержкой друзей. Сам будь со всеми доброжелателен. Вместе творите, выдумывайте, пробуйте.



  • Будь внимательным ко всем жителям классной республики: детям и взрослым. От тебя зависит атмосфера общения.


  • Быть обаятельным душой и придёт успех и взаимопонимание со всеми.



  • Достойно нести звание мэра класса, жить по чести и по совести.



Помни: надежды на лучшее связаны именно с тобой.


















ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Клятва

мэра класса


Я (ф.и. о)___________________________________,

хорошо понимаю, в какой ответственный период жизни я становлюсь мэром класса.

Я хорошо понимаю, что от моих действий зависит жизнь класса.

Принимая на себя это почётное звание «мэр», клянусь своей учебой, своим трудом и своими делами укреплять авторитет и доброе имя моего класса, стать настоящим хозяином и творцом добрых дел.

Клянусь!

  • Пламенно отстаивать истину, потому что она существует, а не потому, что она моя.

Клянусь!

  • Не ждать от других ничего, но самому другим давать все.

Клянусь!

  • Любить свой класс, помогать одноклассникам!

Клянусь!

Клянусь!

Клянусь!




















ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Памятка

мэру класса



Какие в будущем ждут тебя дела?

Об этом думать нужно больше, чаще

И если мэр ты настоящий,

Большой отдачи ждет классная страна.

И подымай, бездумью вопреки,

Свою решимость до конца бороться.

И может, от одной твоей руки

Зависит все, что будущим зовется.















ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Предвыборная агитация

группы поддержки за своего кандидата




1. Не доволен – возражай,

возражаешь – предлагай,

предлагаешь – делай,

берись за дело смело!

2. Нашу ____ выбирайте,

В бюллетене крестик ставьте.

И тогда все будет клева,

Заживем мы все по новой.

Будут танцы, вечера

Будет клеевая игра

Будем все мы веселиться

Будем _____ гордиться

3. Думайте сами,

Решайте сами

Избирать или не избирать.

4. наша ____ просто супер!

Наша ____просто класс!

Голосуйте все за ____

Она выручит всех нас.

5. мы все думали, гадали

Про кого вам рассказать

И нашли кандидатуру,

Которая тянет на все «5»

6. наша кандидатура

___________,

Потому что она умна,

Своеобразна и скромна,

Талантлива и терпелива

Вот, в общем, всем она на диво.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Избирательный бюллетень



п/п




Фамилия, имя кандидата



Отметка



1






2






3






Внимание: Вам необходимо поставить отметку напротив фамилии выбранного кандидата.

Бюллетень считается действительным только в том случае если отметка стоит только напротив одной фамилии.





Список используемой литературы:


  1. Конституция РФ;

  2. Ваторин А.С., Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Методические материалы по курсу Права человека. – М. Камерон, 2004 г.

  3. Ловягин С.М. «Право и Лево». – М., Вита, 2000 г.

  4. Русакова Н.А. «Гражданское образование в работе классного руководителя» - Пермь, МИГ, 2007 г.

  5. Усачев А. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М., Ангстрем, 1994 г.