8
Рекомендации по созданию условий для повышения мотивации участия педагогов в методической работе.
Для того, чтобы разработать рекомендации по созданию условий для повышения мотивации участия педагогов в методической работе, необходимо:
- определить сущность методической работы;
-дать определение мотивации и выделить мотивы, потребности, интересы педагога, связанные с его методической деятельностью;
-выделить уровни сформированности профессионализма педагогов, которые определяют потребности и мотивы их участия в методической работе;
-определить условия и направления повышения мотивации методической работы педагогов.
Понятие «методическая работа» прочно вошло в профессиональный педагогический лексикон. Это понятие и стоящая за ним работа воспринимается педагогами по-разному. На анкетный вопрос «что такое методическая работа» были даны разные ответы. Вот некоторые из них:
Методическая работа - это улучшение методов работы.
Методическая работа - это работа по самообразованию в вопросах психологии, воспитания, методики по предмету.
Методическая работа - профессиональное общение коллег.
Методическая работа - это творчество учителя.
Методическая работа - это оказание помощи учителю по совершенствованию своего мастерства, обобщение передового опыта.
Система методической работы представляет собой совокупность мероприятий, направленных на повышение уровня методической компетентности учителя, удовлетворение его естественной потребности в саморазвитии и самореализации, с целью повышения качества образовательной деятельности, в соответствии с современными требованиями развития общества. Основная задача современной методической службы заключается в создании условий, которые побуждали бы педагогов к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации творческого потенциала.
Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога.
Методическая работа в школе должна строиться на принципе открытости и системности, целостности и целесообразности, практической направленности и конкретности. Методическая работа не должна сводиться к разовым мероприятиям.
Мотивация является одним из важнейших компонентов методической деятельности [6, с.347], под которым понимается «...совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности» [3, с.18]. Наряду с этим, мотивация «означает то объективное, в чем... потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность» [7, с.225], т.е. определяет её цель.
Мотивация на более высоком уровне придаёт деятельности человека определённый смысл «давая ему... перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют своё значение» [2, с.122; 6, с.286]. Мотивация педагога является тем ключевым условием, которое управляет его деятельностью и определяет ее успешность и эффективность.
Среди мотивов (потребностей ) участия педагогов в методической работе можно выделить следующие:
Экономические мотивы (получение материального вознаграждения/ поощрения);
Моральные мотивы;
Социальные потребности педагогов, связанные с мотивами общения с коллегами школы, района и т.д.;
Мотивы, направленные на достижение профессиональных успехов;
Мотивы преодоления профессиональных затруднений;
Мотивы самоутверждения, самосовершенствования, профессионального признания среди коллег, учеников, родителей учащихся;
Желание реализовать себя как творческую личность;
Карьерные мотивы;
Мотив личного развития, приобретения новой информации;
Потребность в причастности к делам;
Мотив состязательности и т.д.
Залог успеха методической работы состоит, в первую очередь, в том, чтобы дать педагогам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Любой педагогический коллектив разнороден по возрасту, мотивации профессиональной деятельности, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе целесообразно использовать дифференцированный, индивидуальный подход.
В каждом педагогическом коллективе условно можно выделить следующие социально-психологические типы и проследить мотивацию их деятельности:
«Молодые специалисты» часто готовы работать за скромный оклад, при небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.
«Профессионалы» — высококлассные специалисты, работающие прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.
«Творцы» — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
«Пунктуалы», скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.
По уровню развития профессионализма коллектив можно условно разделить на следующие группы педагогов:
«Начинающий учитель» –это группа становления педагогического мастерства, приобретения умений и опыта, перевода умений в навыки, освоения методических приемов, учебных программ. Необходимо создавать условия для активного участия молодых педагогов в методической работе с целью формирования и совершенствования их профессионализма. С этой целью организуется наставничество. Наставник в своей работе должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психологопедагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных и молодых педагогов, которые помогут друг другу,организация работы школы молодого специалиста
«Специалист» - поисковый уровень (максимальный арсенал знаний, навыков, технологий, которыми педагог владеет, а также опыт практического применения всех знаний и навыков)ю. Это группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам
«Профессионал» - творческий уровень интеграции специальных знаний с определенным уровнем личностной зрелости, что невозможно без изучения, исследования и постижения самих себя (разработка своих методик, передача опыта другим педагогам);
«Мастер» - интеграция личностной зрелости и профессионализма (мастер - это педагог, интегрировавший в себе профессиональный опыт и проявивший в результате этого свой почерк, новое качество этого опыта, получивший возможность владеть этим качеством, воспроизводить его и передавать это качество другим). Эти учителя, как правило, являются главными проводниками новых методик, технологий, разработчиками диагностического инструментария.
Как мы видим, мотивы, потребности участия педагогов в методической работе самые разные и цель методической службы- удовлетворить эти потребности. Мотивация методической работы зависит от того, к какому социально-психологическому типу относится педагог, от уровня его профессионализма, активности позиций, творческого потенциала, от ряда социальных и семейных обстоятельств, состояния здоровья, отношения к труду вообще и к профессиональной деятельности в частности и т.п. Существует ряд условий, при которых может осуществляться повышение мотивации к определённой деятельности.
Среди условий (стимулов), направленных на повышение мотивации участия педагогов в методической работе можно условно выделить:
Внешние условия:
Материальные и моральные стимулы.
Благоприятная, комфортная среда для методической работы;
Повышение престижа творчески работающих педагогов и создание условий для презентации педагогами своих творческих достижений.
Создание условий для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями.
Эффективная деятельность службы методико-психологического сопровождения с использованием традиционных и интерактивных, индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с педагогами.
Наличие возможностей для удовлетворения социальных потребностей педагогов;
Наличие возможностей для личностного роста и самоактуализации;
Компетентность руководителей;
Доверие и поддержка со стороны руководителей;
Хорошая материально-техническая база.
Возможность систематического повышения квалификации.
Контроль и объективная оценка методической деятельности педагога.
Внутренние условия (работа педагога по самосовершенствованию):
мотивация на профессиональное самосовершенствование и самоактуалзацю;
удовлетворенность педагога рабочим состоянием;
педагогическая коммуникация.
Можно выделить следующие направления повышения мотивации участия педагогов в методической работе:
Экономические способы
Материальная поддержка обычно используется для поощрения сотрудников-профессионалов и гораздо реже для привлечения молодых специалистов. Первые составляют, как правило, костяк коллектива, они зарекомендовали себя на деле и действительно должны получать за это дивиденды, вторых же таким образом иногда пытаются удержать. Среди этих способов можно выделить:
-премирование;
-регулярную оплату учебно-методической литературы ;
-аттестацию на более высокую категорию;
Материальное стимулирование достаточно ограничено и потому большого значения не имеет.
Удовлетворение социальных потребностей педагогов
Достигается через:
- информированность (знакомство с достижениями коллег, что позволяет сравнить их с результатами своей работы и порождает чувство соревновательности; получение обратной связи о своей деятельности; получение сведений о критериях успеха);
- общение с коллегами (посредством творческих встреч, конференций, семинаров, создания и функционирования профессиональных сообществ и т.д.).
Интеллектуально-творческие способы
Это способы мотивации творческих кадров, способствующие их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития. Среди таких приемов выделяют:
-доброжелательный разговор с позитивной оценкой конкретной работы, выражение личной благодарности; похвала, высказанная после посещения урока («Я Вас поздравляю!», «Я Вам аплодирую!», «Я за Вас очень рада!», «Я была в восторге!», «Я счастлива, что есть такие учителя, как Вы!», «Я горжусь Вами» и т.п.);
-проведение открытых уроков, семинаров;
направление слушателем на различные проблемные семинары и конференции;
-содействие в выдвижении на престижный конкурс;
-возможность представлять свою организацию на значимых мероприятиях (форумах, конференциях), в том числе международных;
-помощь в обобщении опыта, подготовке авторских учебников и пособий, публикаций к печати. Эту форму следует использовать без ограничений.
-содействие в разработке и утверждении авторской программы и т. д.
Конечно, долгосрочные способы интеллектуально-творческой мотивации перспективнее. В них заложена концепция делегирования полномочий, благодаря чему повышается уровень квалификации педагога. К известным вариантам такой мотивации можно отнести:
-увеличение степени трудности решаемых задач, поручение работы, которая представляет интерес в силу своей престижности и ответственности;
-направление на инновационные курсы повышения квалификации, стажировку;
-предоставление возможности работы по экспериментальной программе;
-предоставление возможности работать в наиболее престижных классах (группах);
-поручение быть наставником молодых специалистов;
-привлечение к работе в составе творческой группы;
-возможность преподавания в системе повышения квалификации или высшего образования;
-назначение членом приемной, экзаменационной, аттестационной комиссий, членом экспертной группы;
-перевод на самоконтроль.
Статусные способы
Данные методы призваны повышать роль педагога в коллективе. В их число входят:
-публичная похвала на совещании или педсовете;
-вынесение благодарности в приказе;
-представление к грамоте или званию;
-помещение фотографии на стенд (лучшие учителя, учителя-новаторы школы); -награждение почётной грамотой органа образования;
-признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);
выражение признательности со стороны детей и их родителей.
У каждого педагога есть представления о достижимости желаемого результата, сформированные на основе собственного опыта. Они зависят от того, насколько ему обеспечена поддержка со стороны руководства, от статуса в коллективе, от уровня подготовки, и, наконец, от степени уверенности в собственных силах. Важное значение имеет и способность педагога анализировать факторы, которые способствуют или, напротив, препятствуют достижениям в работе, а также умение комплексно оценивать ситуацию в учреждении и свой потенциал. Если ожидания достижения цели высоки, то возрастает и сила побудительных мотивов к действиям.
Среди условий, влияющих на повышение мотивации участия педагогов в методической работе необходимо выделить сами формы организации методической работы.
Использование современных активных и интерактвных форм методического сопровождения.
Большую роль в повышении мотивации участия педагогов в методической работе играет подбор таких форм методической работы, которые бы вызывали интерес у педагогов, способствовали его профессиональному развитию. Среди них можно выделить:
-диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);
- «деловые игры»,
-ролевые игры,
-занятия-имитации,
-занятия-панорамы,
-педагогический пробег,
-фестиваль педагогических идей,
-панорама методических идей,
- педагогический консилиум,
- презентация,
- аукцион,
- мозговой штурм,
- мастер-классы,
- творческие группы и т.д.
В книге В. М. Лизинского «О методической работе в школе» описаны и сгруппированы более 40 различных форм.
Осуществление диагностирования и мониторинга.
Планирование методической работы начинается с диагностики потребностей педагогов. Для их изучения можно применить довольно распространенные методы опроса и анкетирования, диагностического интервью и собеседования, кейс-анализа. Педагогический мониторинг также является необходимым условием повышения мотивации участия педагогов в методической работе.
Каждый член педагогического коллектива должен быть активным участником методической работы в школе, преодолевая иногда свою пассивность, нежелание выделяться, нехватку свободного времени. Современный учитель должен шагать в ногу со временем, легко ориентироваться в информационном пространстве и помочь в этом молодому поколению и своим коллегам.
ЛИТЕРАТУРА
3. Афанасьева, Т.Н. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров : методическое пособие / Т.Н. Афанасьева, Н.В. Немова; под. ред. Н.В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2004.
4. Балашов, М.М. Проблемы готовности молодых учителей к инновационным процессам в образовании // Проблемы адаптации учителя к профессиональной деятельности : сборник статей / М.М. Балашов, М.И. Лукьянова; под ред. Н.Н. Никитиной. - Ульяновск : ИПКПРО, 1998.
8