СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителя. Работа с пословицами и поговорками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пословицы и поговорки помогают учащимся начальной школы лучше понять художественную речь. Предполагаемые задания помогают  запоминать и узнавать жанры, развивать речь, осознавать смысл пословиц и поговорок.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителя. Работа с пословицами и поговорками.»

Методические рекомендации для учителя.

Работа с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения

и русского языка.

Еще один способ развития речи – устное народное творчество, а именно пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки помогают учащимся начальной школы лучше понять художественную речь, смысл которой воплощён в фольклоре. Чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной.

Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 45 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику.



Чаще всего пословицы и поговорки я использую в качестве материала для осознания идеи произведения и смысла пословицы или поговорки:

- выбери наиболее подходящую пословицу к произведению из нескольких: «Догадка не хуже разума», «Сметка - лучшее богатство», «Жизнь пройти - не поле перейти».

Часто предлагаю задания: «Вспомни пословицы о книгах», «Объясни смысл пословицы». Они направлены на запоминание пословиц и поговорок, развитие речи и мышления.

Такие задания, как «Выпиши в свою тетрадь слова из басни Крылова И.А., которые употребляются как пословицы» направлены на обогащение речи учащихся, формирование умения точно и образно выражать свои мысли, осознание особенностей басен И.А. Крылова. А также использую задания типа «Приведи примеры из жизни, когда можно употреблять эти пословицы и поговорки. Они помогают учителю оценить глубину осознания изученных пословиц учащимися.отлично дети реагируют на задания типа:

а) на осознание смысла пословиц.

- Почему так говорится:

«Пословица не даром молвится», «Пословица - всем делам помощница», «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». Эти задания помогают осознать функцию пословиц как жанра устного народного творчества, разграничить понятия «пословица» и «поговорка».

- Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ее понимаешь.

- К какому из героев сказки про «Храброго зайца» Д.Н. Мамина - Сибиряка можно отнести пословицы:

«Смелый приступ - половина победы»,«Смелость города берет».

б) Задания, направленные на обогащение и развитие речи: Вспомни пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье».

в) Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с содержанием текста.

г) Задания, направленные на осознание смысла пословицы и соотнесение ее с текстом.

- Соотнеси пословицы со сказкой (о семье)

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка»; «При солнышке тепло, при матери добро».

- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

«Вся семья вместе - и душа на месте». Найдите в тексте, который есть в книгах о семье, такие же пословицы. Данное задание направлено также на обогащение речи учащихся.

д) Задания, направленные на проверку знания пословиц (правильно ли запомнили текст пословицы).

- Эти пословицы и поговорки кто-то с плохой памятью передал «из уст в уста». Исправь их, пожалуйста.



Поспешишь - не вынешь и рыбку из пруда;

Что с возу упало - не вырубишь топором;

Красна птица перьями - вылетит, не поймаешь.



На уроках русского языка использую следующие приемы работы с пословицами и поговорками:

1. Приемы работы при изучении раздела «Орфография».

а) - Прочитай пословицу, каков смысл пословицы? Подчеркни сочетания жи, ча, ща. «Умей дружбой дорожить»; «Выручай товарища в беде».

б)- Спиши, разделяя слова на слоги. Поставь точку под гласными буквами. «Если взялся за дело - доведи его до конца»



в)- Спиши пословицы, выдели парные согласные в корнях слов. «Птица сильна крыльями, человек - дружбой».

г)- Подберите проверочные слова к словам с безударной гласной в корне. «Сломить дерево - секунда, вырастить - года». - Объясните выделенные орфограммы.

д) - Вставьте пропущенные буквы (при изучении слов с удвоенными согласными) «Хороша нива у дружного ко.. ектива»; «.. .ора до добра не доведет».



2. Приемы работы при изучении грамматических тем.

а) - Определи падеж имен существительных в пословицах, назови знакомые тебе части речи. «Тот герой, кто за родину горой»; «Кто за правое дело стоит, тот всегда победит».

б) - Прочитай, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. «Человеку по (работа) воздается честь»; «Не боится смотреть (правда) в глаза»; «Букварь - к (мудрость) ступенька». Образец: человеку (почему?, Д.п., 1-е скл.) по работе воздается честь.

в)- Вставьте в пословицы подходящее по смыслу прилагательное, выдели окончание.

«За ... дело берись смело».



3. Приемы работы при изучении лексического материала.

Найдите антонимы в пословицах. «Мир строит, а война разрушает»; «Ласточка день начинает, а соловей - кончает».



4. Приемы работы с пословицами и поговорками при организации работы по развитию речи учащихся:

Составление рассказа по пословице.

а)- Прочитай пословицу. Когда так говорят? «Ученье и труд вместе живут».

- Рассмотрите рисунок. Что видите?

- Мальчик по книге учится строить скворечник.

- Составить два - три предложения к рисунку по этой пословице.

б) - Прочитай пословицы:

«Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»; «Теплое слово и в мороз согреет».

- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.



Из вышеизложенного можно сделать вывод, что предлагаемые задания к пословицам и поговоркам, позволяют решить определенные программные задачи: запоминать и узнавать жанры, развивать речь, осознавать смысл пословиц и поговорок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!