
Комплекс утренней гимнастики №1
Ходьба. Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Голову и корпус стараться держать прямо. Легкий бег. Ходьба.
1. «Птица машет крыльями». И. п. — стоя слегка расставив ноги. Поднимать руки в стороны и опускать их вниз, помахивая кистями. Повторить 3—5 раз.
2. «Колеса паровоза». И. п.— стоя слегка расставив ноги. Согнуть руки в локтях и отводить локти назад, производя круговые движения руками. Повторить 4—6 раз.
3. «Птицы клюют». И. п.— стоя слегка расставив ноги. Приседать на корточки с постукиванием пальцами о колени и выпрямляться. Повторить 2—3 раза.
4. "Зайчонок".И.п. - руки согнуть в локтях, кисти опустить. Делать легкие прыжки на носках. Чередовать 6-8 прыжков с ходьбой (12-16 шагов).
5. Ходьба по залу.
Комплекс утренней гимнастики №2
Ходьба по комнате с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Имитация медведя, зайца, лошади. Ходьба и построение.
1. "Пловец". И.п . туловище слегка наклонить вперед, прямые руки также вытянуть вперед (выдох), выпрямляясь, развести руки в стороны (вдох). ( 4-6 раз.)
2. "Насос". И.п. ноги расставить на ширину плеч, руки на затылке. Наклонить корпус вправо, одновременно правой рукой коснуться ноги ниже колена (выдох). То же влево. ( 4-6 раз.)
3. «Курочка клюет зернышки».И.п. присесть и постучать пальчиком об пол, произнеся при этом "клю-клю-клю" (выдох) встать и выпрямиться (вдох). ( 3-5 раз.)
4. "Воробушек скачет". И.п. попрыгать на обеих ногах, сделать 4-6 прыжков, а затем походить 10- 12 шагов. Повторить 2 раза. Дыхание произвольное
5. Ходьба по залу. Упражнение на дыхание.
Комплекс утренней гимнастики №3
Ходьба обычная в колонне, бег в прямом направлении , ходьба на носках, на пятках , ходьба с высоким подниманием колен, обычная ходьба.
«Зайка вырастет большой» И.П. – О.С., руки опущены. Поднять руки через стороны вверх, хорошо потянуться, поднявшись на носочки. Вдох. Опуститься на всю ступню, руки опустить. Выдох. Выдыхая, произносить: «у – х – х – х – х». ( 6 раз)
«Зайка тренирует лапки» И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз. Поворот вправо с отведением правой руки назад, посмотреть на отведенную руку, вернуться в И.П.(тоже в левую сторону)
( по 3 раза в каждую сторону)
«Зайка приветствует ребят» И.П. – стоя, ноги параллельно, руки за спину –ладонь на ладонь.
Наклон вперед (руки остаются за спиной), вернуться в И.П.( 5 раза)
«Зайчишка тренирует лапки» И.П. – сидя, руки в упоре сзади.
1 – поднять прямые ноги вперед- вверх
2 – развести ноги в стороны
3 – соединить ноги вместе
4 – вернуться в И.П. ( 5 раз)
«Зайчишка – спортсмен» И.П. – лежа на спине, руки вытянуты за головой.
1 – Поднять правую ногу, вернуться в И.П.
2 – Поднять левую ногу, вернуться в И.П. ( по 3 раза каждой ногой)
«Заинька, прыг да скок» И.П. – ноги параллельно, руки на поясе. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси вправо и влево в чередовании с ходьбой на месте.
Ходьба по залу. Упражнение на дыхание.
Комплекс утренней гимнастики № 4 (с платочком)
Ходьба по кругу. Бег с постепенным замедлением. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
1.«Спрятались от солнца»И.П. ноги слегка расставлены, платочек в опущенных руках. Платочек вверх, опустить на голову, руки за спину. Взять платочек, опустить вниз – нет солнца
2.«Покачивание» И.П. ноги врозь, платочек перед грудью. Легкое покачивание из стороны в сторону, через 2-3 движения отдых. (4 раза)
3. «Прятки» И.П. ноги слегка расставлены, платочек перед грудью. Присесть – спрятать платочек, встать - показать.(6 раз)
4. «Прыжки» И. п. стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Подпрыгивание вместе на двух ногах, одновременно взмахивая платочком.
5. Ходьба стайкой в прямом направлении.
Комплекс утренней гимнастики №5
Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Голову и корпус стараться держать прямо. Легкий бег. Ходьба.
1. «ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ». И. п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Выполнение: наклоны в стороны, руки вверху. (5-6 раз. )
2. «СОБИРАЕМ ГРИБЫ». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.
Выполнение: присесть; изобразить собирание грибов; выпрямиться. ( 5-6 раз.)
3. «ЛИСТОЧКИ». И. п.: лежа на спине, руки свободно.
Выполнение: перевернуться на живот, повернуться на спину. ( 5-6 раз.)
4. «ЗАЙЧИКИ». И. п.: произвольно, руки перед грудью.
Выполнение: прыжки на месте. ( 8-10 раз, чередуя с ходьбой.)
Ходьба по залу.
Комплекс утренней гимнастики № 6 (погремушки)
Ходьба всей группой в одном направлении с остановкой на окончание музыкальной фразы. Повторить 2-3 раз. Имитация лошадки, лисички. Легкий бег. Ходьба.
И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках погремушки. На счет раз, два - дети вытягивают руки вперёд - в стороны. На счет три, четыре – прячут погремушки за спину. Повторить 4-6 раз.
И. п. лёжа на спине, ноги вытянуты вперёд, руки вытянуты над головой. На счёт раз – согнутые в коленях ноги поднять к груди, два – три - постучать погремушками о коленки, вернуться в и. п.
И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища. Присесть, постучать погремушкой о пол, сказать: «тук-тук», выпрямиться. Повторить 4-6 раз.
И. п. стать прямо, ноги вместе, руки опущены. Подпрыгивание вместе на двух ногах, одновременно встряхивая погремушками.
Ходьба по залу.
Комплекс утренней гимнастики № 7
Ходьба по комнате с разным положением рук (вверх, в стороны, назад). Голову и корпус стараться держать прямо. Легкий бег. Ходьба.
1. «Петушок». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки в стороны (вдох), опустить вниз (выдох) и похлопать прямыми руками по бедрам. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
2. «Журавль на болоте». ИП — стоя; пятки вместе, носки врозь, руки опущены. Поднять согнутую в колене ногу повыше и сделать хлопок ладонями под коленом. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
3. «Катание на лыжах». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, поднять вперед, на уровень плеч, пальцы сжать в кулаки (вдох). Наклонить туловище вперед, не опуская головы, согнуть колени и опустить руки вниз и назад (выдох). Затем выпрямиться. Повторить упражнение 5-7 раз. Темп средний.
4. Прыжки. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Передвигаться по комнате мелкими прыжками на двух ногах, слегка сгибая колени. Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди, над головой.
Комплекс утренней гимнастики №8 (кубики)
Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая ноги.
Лёгкий бег по кругу.
Ходьба и построение с кубиками.
И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль туловища, в руках кубики. Вытянуть руки вперед – в стороны, сказать: «вот», спрятать руки за спину.
И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, кубики в руках. Наклониться, положить кубики на пол, выпрямиться, снова наклониться и взять их. Повторить 4-6 раз.
И. п.: сидя на полу, кубики на полу перед собой. Взять кубик правой рукой, повернуться вправо, положить его подальше назад, вернуться в исходное положение, вновь повернуться вправо, взять кубики, положить перед собой. Тоже сделать влево. Повторить 3 раза.
И. п.: стать прямо, ступни параллельно, руки опустить. Прыжки на месте на двух ногах, чередуя с ходьбой.
Ходьба по залу. Упражнение на дыхание.
Комплекс утренней гимнастики № 9
Корригирующая ходьба в колонне по кругу. Легкий бег. Ходьба.
1. «Пришей пуговицу». ИП — стоя; ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить в сторону то одну, то другую руку, как бы прошивая материю иглой с ниткой. Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
2. «Мельница». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку вверх и опустить левую вниз. Затем выпрямиться и повторить в другую сторону. Темп медленный. Дыхание произвольное. Выполнить 5—6 раз.
3. «Цапля». ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене и опустить, прямую, на место. Дыхание произвольное. Темп медленный. Повторить то же другой ногой. Выполнить упражнение 4-5 раз.
4. Прыжки. ИП — стоя; ноги вместе, руки на поясе.
Медленная ходьба по комнате, сопровождаемая хлопками в ладоши: руки спереди – сзади.
Комплекс утренней гимнастики № 10 (флажки)
Ходьба по кругу. Бег с постепенным замедлением. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками вдоль туловища. Раскачивать вперед-назад. Повторить 4-6 раз.
И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками внизу. Повернуться вправо (влево), отвести руку с флажком назад, посмотреть на него, вернуться в исходное положение.
И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки с флажками за спиной. Наклониться вперед-вниз, сгибая колени, и положить флажки на пол перед собой, вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз. При повторном наклоне взять флажки и выпрямиться.
Подпрыгивание на месте. (как зайки)
Ходьба стайкой в прямом направлении.
Комплекс утренней гимнастики № 11
Ходьба. Лёгкий бег – полетели, как воробышки. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки за спиной. После слов воспитателя: «где же ваши руки» – дети вытягивают руки вперед и говорят: «вот наши руки». Повторить 5-6 раз.
ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Левую руку положить на правое плечо, правую заложить за спину. Поворачивать туловище налево и направо, меняя положение рук (свободно «перебрасывая» их). Дыхание произвольное. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
И. п.: стать прямо, ноги расставить, руки за спиной. На слова воспитателя «спрятали ножки» дети приседают, руками обхватывают ноги. После слов: «где ваши ноги» – дети выпрямляются, топают ногами на месте, говорят: «вот ваши ноги». Повторить 2-3.
И. п. стать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе, прыжки.
Ходьба по залу.
Комплекс утренней гимнастики № 12 (с кубиком)
Ходьба по кругу. Бег с постепенным замедлением. Ходьба и построение в круг с помощью воспитателя.
1. «НЕ УРОНИ КУБИК». И. п.: стоя, ноги параллельно, руки с кубиком за спиной.
Выполнение: руки в стороны; затем убрать руки за спину и переложить кубик в другую руку; снова руки в стороны; затем убрать руки за спину. ( 6 раз.)
2. «ВНИЗ». И. п.: стоя, ноги параллельно, руки с кубиком опущены вниз.
Выполнение: наклон; положить кубик на пол между ног; выпрямиться; руки опущены; висят; кубик остается на полу; наклон; взять кубик; выпрямиться. ( 4 раза.)
3. «ПЕРЕВОРОТ». И. п.: лежа на спине, руки с кубиком за головой, ноги прямые.
Выполнение: переворот на живот без помощи рук и ног, переворот на спину. (5 раз.)
4. «ПОПРЫГУНЧИКИ». И. п.: стоя, ноги параллельно, кубик на полу, руки на поясе.
Выполнение: 6-8 подскоков на месте около кубика, чередуя с ходьбой. ( 3 раза.)
Комплекс утренней гимнастики № 13
Ходьба в колонне по одному. Имитация мишки, лошадки, лисички. Легкий бег. Ходьба.
1. «Часики». ИП — стоя; ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так». Темп средний. Дыхание произвольное. Повторить 4- 6 раз.
2. «Самолет». ИП - ноги на ширине плеч, поднять руки в стороны. Наклонять туловище то вправо, то влево, делая большие махи руками. Повторить 3-5 раз в каждую сторону.
3. «Лодочка». ИП – лёжа на животе, руки и ноги вытянуты. На раз – два – прогнуться, три – четыре – вернуться в и.п.
4. «Прыгай по кочкам». ИП - ступни параллельно, руки на поясе. Прыжки поочередно на одной и на другой ноге.
Ходьба, упражнение на дыхание: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать. Но сумеем, если надо, даже взрослым помогать!»
Комплекс утренней гимнастики № 14 (погремушки)
Корригирующая ходьба в колонне по кругу. Легкий бег. Ходьба.
1. « ПОГРЕМУШКИ». И. п.: ноги «узкой дорожкой», руки с погремушкой внизу. Выполнение: поднять руки через стороны вверх; потрясти погремушкой и опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Динь-динь-динь». (5 раз.)
2. «ПОКАЖИ СОСЕДУ». И. п.: ноги широко расставлены, руки с погремушкой у груди.
Выполнение: поворот в сторону, руки прямо; потрясти погремушкой, сказать: «Динь-дон»; вернуться в и. п. То же в другую сторону. ( по 3 раза в каждую сторону. )
3. «ШАРИК». И. п.: лежа на спине, погремушка за головой.
Выполнение: руки перевести к животу, ноги согнуть в коленях — «стать круглым, как шарик», вернуться в и. п. Дыхание в произвольном ритме. ( 5 раз. )
4. «ПОИГРАЙ-КА, ПОГРЕМУШКА». И. п.: стоя, погремушка внизу, 6-8 подскоков с одновременным потряхиванием погремушкой.(3 раза, чередуя с ходьбой.)
Ходьба по залу. Упражнение на дыхание.
Комплекс утренней гимнастики № 15
Корригирующая ходьба в колонне по кругу. Легкий бег. Ходьба.
1. «ПОТЯНУЛИСЬ ». И. п.: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.
Выполнение: поднять руки вверх через стороны, опуская руки вниз, сказать: «Вниз». ( 5-6 раз.)
2. «ГУСИ». И. п.: ноги шире плеч, руки на поясе.
Выполнение: наклон вперед, сказать: «Ш-ш-ш», выпрямиться. ( 5-6 раз. )
3. «ПТИЧКИ». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу.
Выполнение: сесть на корточки; изобразить пальцами руки, «как птичка клюет», произнести: «Клю-клю-клю». ( 5-6 раз. )
4. «МЯЧИКИ». И. п.: произвольное. Выполнение: прыжки на месте. ( 8-10 раз, чередуя с ходьбой. )
Ходьба по залу. Упражнение на дыхание.
Комплекс утренней гимнастики № 16 (с султанчиком)
Ходьба по комнате с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Имитация медведя, зайца, лошади. Ходьба и построение.
1. «ЖУКИ ПОЛЕТЕЛИ». И. п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу.
Выполнение: поднять руки через стороны вверх; потрясти султанчиком — «жуки полетели»; опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Ж-ж-ж-ж». ( 5 раз. )
2. «КРЫЛЬЯ». И. п.: ноги широко расставлены, руки с султанчиком опущены вниз. Выполнение: наклон вперед; прямые руки в стороны — «крылья»; выпрямиться. ( 4 раза. )
3. «ЖУКИ». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, султанчик в одной руке. Выполнение: на слово «жуки» быстро сгибать и разгибать ноги, поднятые вверх; на слово «сон» — опустить руки и ноги. ( по 5-10 секунд 3 раза.)
4. «КУЗНЕЧИКИ». И. п.: ноги «узкой дорожкой», руки с султанчиком внизу. Выполнение: 8-10 прыжков-«кузнечиков», чередуя их с ходьбой. ( 3 раза.)
Ходьба по залу. Упражнение на дыхание.
Комплекс утренней гимнастики № 17
Ходьба по комнате с ускорением и замедлением темпа в течение 1 минуты. Имитация медведя, зайца, лошади. Ходьба и построение.
1. «Сильные руки». Исходное положение (ИП) — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять руки, сжав пальцы в кулаки (вдох). При опускании рук разжать пальцы (выдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
2. «Дровокол». ИП — стоя; ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.
3. «Кузнечик». ИП — сидя на полу; руки опираются на пол сзади, ноги вытянуты. Сгибать ноги, скользя ступнями по полу; вернуться в ИП . Темп медленный. Повторить 4-5 раз.
4. «Пчелка». ИП — стоя; ноги вместе, руки опущены. Присесть, подняв руки вперед (выдох), затем выпрямиться, опустить руки и отвести их назад (вдох). Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
Ходьба. Лёгкий бег. Упражнение на дыхание.
Комплекс утренней гимнастики № 18
Ходьба всей группой в одном направлении с остановкой на окончание музыкальной фразы. Повторить 2-3 раз. Имитация лошадки, лисички. Легкий бег. Ходьба.
1. «ЛАДОШКИ». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: руки вперед, ладони вверх; сказать: «Вот»; опустить руки. ( 5 раз. )
2. «ГДЕ КОЛЕНИ?». И. п.: ноги на ширине плеч, руки за спиной. Выполнение: наклон вперед; руки на колени (приучать выпрямлять ноги); сказать: «Тут»; выпрямиться. ( 4 раза.)
3. «ВЕЛОСИПЕД». И. п.: лежа на спине, руки и ноги выпрямлены.
Выполнение: сгибание и разгибание ног в коленях — «поехали на велосипеде»; опустить ноги.
( 2-3 раза, чередуя с дыхательными упражнениями. )
4. «ШАГАЮТ НОЖКИ». И. п.: ноги слегка расставлены, руки внизу. Выполнение: шагать, высоко поднимая колени, размахивая руками.
Ходьба по залу. Упражнение на дыхание.
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Трехлетний ребенок очень активен, старается все делать самостоятельно. Продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. На основе словесного описания ребенок уже может создать образ, воспроизвести его в игре, рисунке, движении. Двигательная деятельность усложняется.
В трехлетнем возрасте с детьми нужно продолжать систематически проводить утреннюю гимнастику.
Во вводной части дается ходьба, затем бег. Продолжительность бега увеличивается до 10 секунд, с постепенным замедлением.
В заключительной части после общеразвивающих упражнений вместо бега выполняются прыжки (6-8 раз) на двух ногах на месте, затем ходьба и вновь повторяются прыжки.
Длительность утренней гимнастики — 5-6 минут.
Комплексы состоят из 3-4 упражнений. Упражнения повторяются 4-6 раз.
Если в комплекс включены три общеразвивающих упражнения, то они проводятся в такой последовательности:
1) для мышц плечевого пояса и рук;
2) для туловища;
3) для ног.
Если включены четыре общеразвивающих упражнения, то есть две возможные последовательности:
I вариант
1) для мышц плечевого пояса и рук;
2) для туловища;
3) для плечевого пояса;
4) для ног — прыжки.
II вариант
1) для мышц плечевого пояса и рук;
2) для туловища;
3) для ног (кроме прыжков);
4) для плечевого пояса.
Если в комплекс включены приседания или полуприседания, то затем даются упражнения для плечевого пояса, чтобы дать детям возможность выпрямиться.
Если в комплекс включены прыжки, то они завершают блок общеразвивающих упражнений, после них дается ходьба с постепенным замедлением темпа.
Упражнения для мышц плечевого пояса
• подъемы рук вперед, вверх, в стороны;
• раскачивание рук вперед-назад;
• отведение рук за спину;
• сгибание и разгибание рук в локтях;
• хлопки перед грудью.
Исходные положения для рук:
• руки внизу;
• руки, согнутые в локтях, у груди;
• руки за спиной.
Общеразвивающие упражнения для туловища
• наклоны вперед.
Исходные положения для туловища:
• сидя на стуле;
• сидя на полу;
• лежа на спине или животе.
Упражнения для ног
• подскоки на месте на двух ногах;
• приседания.
Исходное положение для ног: ступни параллельно, на ширине плеч.
Руководство для взрослых
Взрослый следит, чтобы упражнения выполнялись в соответствии с образцом (особенно после 3,5 лет), с сохранением правильного положения тела. Это важно для формирования осанки. Чтобы движение приобрело размеренный, ритмичный характер, необходимо многократное повторение. Поэтому новые комплексы упражнений составляются на основе уже хорошо освоенных детьми движений.
Для поддержания интереса детей к зарядке можно использовать бубен, музыкальное сопровождение, различные зрительные ориентиры — забавные коврики, обручи («домики»), а также раздаточный материал — погремушки, кубики. Не рекомендуется вводить упражнения с палками, обручами, так как малышам тяжело удерживать эти предметы.