СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к методу проектов

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендиции к методу проектов для учителей и учащихся

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к методу проектов»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К МЕТОДУ ПРОЕКТОВ


Памятка учителю

Обучая учащихся выполнению индивидуальных творческих проектов, приучайте их:

  1. Сформировать идею (проблему) проекта исходя из потребностей и ограниченности ресурсов.

  2. Погружать в идею, осознавать её, разрабатывать альтернативные варианты.

  3. Определять критерии оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность, экологичность, габаритность, вес и др.)

  4. Разрабатывать план реализации идеи.

  5. Проектировать изделия.

  6. Соблюдать требования дизайна, технологичную культуру, охрану труда и технику безопасности.

  7. Оценивать результаты своей деятельности (положительные, отрицательные)


Функции учителя при выполнении проекта учащимися

  • помощь в подборе проектов;

  • наблюдение за ходом работы учащихся;

  • оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;

  • поддержание рабочей обстановки в классе,

  • оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;

  • нормирование труда школьников;

  • анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом.


Основные требования к проектированию изделия

  • Технологичность. Возможность максимально просто изготовить изделие, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда.

  • Творческая направленность и занимательность. Предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей.

  • Системность. Содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течение учебною года материал, быть политехнически направленным.

  • Посильность. Предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.

  • Экономичность. Требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации изделия.

  • Экологичность. Изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде, нарушения жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

  • Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер, но охране труда, производственной санитарией, гигиеной. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний,

  • Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным.

  • Значимость. Изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.


Требования к «Уголку проектов»

«Уголок проектов» должен содержать в себе следующие основные информационные разделы:

  • основные сведения о проектах; методика выполнения проектов (общий план

проектированной, конструкторской, технологический деятельности);

  • сведения о выборе обоснования проекта;

  • последовательность выполнения проекта;

  • банк проектов, методика формирования банка идей и предложений;

  • образцы проектов;

  • сведения о возможности применения ИКТ при выполнении проектов;

  • методика расчета стоимости (совместимости) различных изделий;

  • рекомендуемая литература.

Памятка учащемуся

Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли через этот процесс.


Осознание нужд и проблем.

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому-то, что ты можешь сделать своими руками? Возможно, в доме, школе, на игровой площадке, на улице ты принесешь пользу. Подумай, в какой среде деятельности ты мог бы себя реализовать?

Выбранная проблема должна быть оформлена в виде описания, где ты указываешь функциональное назначение, степень значимости.

Оно должно четко формировать то, что ты собираешься делать. Делать то, в чем есть потребность.

Исследования и развитие идеи.

Следующий шаг, найти как можно больше информации по своей проблеме.

Сходи в библиотеку, посмотри журналы и газеты, посоветуйся со старшими.

Фиксируй все: интересные идеи, которые пришли тебе в голову, а также эскизы, рисунки, пометки.

Оцени свои возможности; достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи.

Реально оцени время для решения твоей проблемы, материалы, имеющиеся в твоем распоряжении, их стоимость, подумай о внешнем виде изделия. Предложи комплекс мер по организации реализации своей идеи. Оцени ее.


Поиск альтернативных вариантов.

Запомни, любая проблема может иметь много различных вариантов решения. Выбери наиболее оптимальный с точки зрения экономного расходования материалов, экологичности, техники изготовления.


Конструирование изделия.

Сейчас ты должен подумать над формой своего изделия: сложное или простое, из каких основных частей состоит.

Рассмотрев альтернативные варианты конструирования, выбери наиболее оптимальный. Изобрази графически или сделай словесное описание.


Разработка последовательности изготовления.

Сейчас ты должен составить план изготовления изделия. Запиши порядок своей работы, тщательно подумай, какие материалы тебе понадобятся, какими инструментами и приспособлениями будешь работать. Выбери наиболее рациональную технологию. Прими во внимание альтернативные варианты. Выполни технологические карты или эскизы.


Изготовление изделия.

Бережно относись к материалам, школьному оборудованию. Соблюдай технологическую, трудовую дисциплину, культуру труда. Изготовь детали, собери изделие.


Анализ и оценка изделия

Решил ли ты проблему? Подумай об этом, спроси у других. Может быть, тебе необходимо произвести изменения в своем проекте, оцени его по всем требованиям. Определи, что он делает, каковы его положительные стороны (недостатки), какие отрицательные последствия имеет изготовленное тобой изделие?

Выбор и обоснование проектов

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг.


  • Основные проблемы, возникающие при выборе, анализе, реализации проекта:

  1. Как определить сферу деятельности.

  2. Как выбрать тему проекта.

  3. Как выбрать модель, конструкцию изделия.

  4. Как разработать технологию изготовления изделия.

  5. Как провести экономический расчет изделия.

  6. Как оформить отчет по проекту.

  • Основные критерии выбора проектов:

  1. Оригинальность

  2. Доступность.

  3. Надежность.

  4. Техническое совершенство.

  5. Эстетические достоинства.

  6. Безопасность.

  7. Соответствие общественным потребностям.

  8. Удобства эксплуатации(эргономичность).

  9. Технологичность.

  10. Материалоемкость.

  11. Стоимость и т.д.

Для большей наглядности можно воспользоваться «звездочкой обоснования» (обдумывания), где в центре - объект исследования, а на периферии факторы, определяющие его потребительские свойства, нуждающиеся в совершенствовании.

«Звездочка обдумывания»


Далее определяется посильность изготовления, исходя из приобретенных на уроках технологии знаний, умений и навыков, возможностей материально-технического обеспечения, экономической и экологической целесообразности и т.д.

Лист контроля проекта

  • Знаете ли Вы дату, когда Ваш проект будет завершен?

  • Знаете ли Вы, в какое время будете выполнять тот или иной этап?

  • Имеете ли Вы папку, в которой собраны все Ваши работы?

  • Определили ли Вы параметры реализуемого Вами изделия?

  • Регулярно ли Вы работаете над проектом во внеурочное время?

  • Действительно ли исследовали проблему? Хватит ли Вам информации, чтобы решить се?

  • Будет ли предполагаемое решение соответствовать требованиям проекта?

  • Имеете ли Вы готовые рабочие чертежи, достаточные для окончательной реализации проекта?

  • Все ли материалы и компоненты имеются в наличии или легко доступны для всех?

  • Насколько Вы продвинулись и реализации проекта за последнее занятие?

  • Чего Вы надеетесь достичь в ходе следующего занятия?








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!