СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к урокам астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по теме «Природа тел Солнечной системы»  предназначен для уроков астрономии в 10 классе (базовый уровень). Дидактический материал по теме «Природа тел Солнечной системы» состоит из заданий различных типов по всей теме: тестов, загадок, определение соответствий, составление таблицы, что позволяет более оперативно корректировать ход текущего обучения и требует для проверки сравнительно небольшой затраты времени и труда.  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к урокам астрономии»


Содержание


  1. Пояснительная записка

2

  1. Тематические задания:

3

Задание 1. Найдите соответствие «Система Земля-Луна»

3

Задание 2. Тест «Система Земля-Луна»

3

Задание 3. Тест «Природа тел Солнечной системы»

4

Задание 4. Заполните таблицу «Планеты земной группы»

5

Задание 5. Найдите соответствие «Планеты земной группы»

6

Задание 6. Загадки «Парад планет»

6

  1. Ответы на задания

9

  1. Используемая литература

11


































  1. Пояснительная записка


Дидактический материал по теме «Природа тел Солнечной системы» предназначен для уроков астрономии в 10 классе (базовый уровень).

Дидактический материал разработан в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) образования, охватывает весь программный материал темы и предназначен для:

  • закрепления и проверки изученного на уроках;

  • проверки домашнего задания;

  • повторения пройденного;

  • текущего контроля знаний учащихся.


Задачами контроля успеваемости обучающихся по астрономии являются:

 определение степени освоения образовательной программы, её разделов и тем для перехода к изучению нового учебного материала;

 установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по теме «Природа тел Солнечной системы», их практических умений и навыков;

 установление соответствия уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной теме требованиям государственного образовательного стандарта общего образования;

 контроль за реализацией рабочей программы по астрономии.


Дидактический материал по теме «Природа тел Солнечной системы» состоит из заданий различных типов по всей теме: тестов, загадок, определение соответствий, составление таблицы, что позволяет более оперативно корректировать ход текущего обучения и требует для проверки сравнительно небольшой затраты времени и труда.

Максимальное количество баллов, которое можно получить за правильно выполненное задание (кроме заполнения таблицы) – 10. За любой вопрос задания учащийся получает:

  • 1 балл – если вопрос выполнен правильно;

  • 0 баллов – если выполнен неправильно.

Оценивание таблицы следующим образом:

- оценка «5» - если в таблице заполнены все ячейки (36) или не заполнены три (33);

- оценка «4» - если в таблице заполнены 32-25 ячеек;

- оценка «3» - если в таблице заполнены 24-15 ячеек;

- оценка «2» - если в таблице заполнены менее 15 ячеек.








  1. Тематические тесты

Задание 1. Найдите соответствие «Система Земля-Луна»


  1. Луна имеет только эту оболочку

А. Гидросфера

2. Эта оболочка уникальное явление в Солнечной системе, никакая другая из известных планет ею не располагает

Б. Пояс радиации

3. Здесь находятся обладающие наиболее высокой энергией ионы и электроны

В. Кратер

4. Слой мелкораздробленного вещества на поверхности Луны

Г. Литосфера

5. Наиболее характерная форма рельефа Луны

Д. Реголита

6. Его назвали в честь космонавта Гагарина

Е.1959

7. В этом году советская автоматическая станция «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны

Ж. 1969

8. В этом году американец Армстронг вступил на поверхность Луны

З. 1966

  1. «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну

И. 1700

  1. Радиус Луны

К. Атмосфера



Задание 2. Тест «Система Земля-Луна»

  1. В какой фазе находится Луна, если она находится между Солнцем и Землёй на одной прямой?

  1. Новолуние.

  2. Первая четверть.

  3. Полнолуние.

  4. Последняя четверть.

  1. Можно ли на Луне наблюдать метеоры? Почему?

  1. Нельзя. Потому что на Луне более ярко светит Солнце.

  2. Можно. На Луне метеоры более яркие, потому что там нет атмосферы.

  3. Нельзя. Потому что на Луне отсутствует атмосфера.

  4. Можно. Потому что на Луне светит Солнце более тускло.

  1. Солнечные затмения всегда наблюдаются во время…

  1. …новолуния.

  2. …первой четверти.

  3. …полнолуния.

  4. …последней четверти.

  1. Что собой представляют лунные моря и кратеры? К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

  1. Лунное море – это…

  2. Лунный кратер – это…

  1. …кольцевые валы, окружающие большие круглые впадины.

  2. …низменные области на поверхности Луны, простирающиеся на многие километры.

  3. …световые лучи.

  4. …низменности, заполненные водой.


  1. Чему равен период обращения Луны вокруг своей оси?

  1. Примерно 28 суток

  2. 365 суток.

  3. 115 суток.

  4. 6 суток.

  1. Когда и с помощью какого аппарата человечество впервые увидело обратную сторону Луны?

  1. 16-24 июля 1969 г. Корабль «Апполон-11»

  2. 7 октября 1959 г. Автоматическая станция «Луна-3»

  3. 24 сентября 1970 г. Космический аппарат «Луна-17»

  4. 2 января 1959 г. Космический аппарат «Луна-1»

  1. Во сколько раз масса Земли больше массы Луны?

  1. В 15 раз.

  2. В 2 раза

  3. В 1,5 раза.

  4. В 81 раз.

  1. Сколько Луна делает оборотов вокруг своей оси в течение года по отношению к Солнцу?

  1. 20.

  2. 1.

  3. 13.

  4. 100.

  1. В каком направлении происходит видимое движение Луны относительно звёзд?

  1. С севера на юг.

  2. С юга на север.

  3. С востока на запад.

  4. С запада на восток.


Задание 3. Тест «Природа тел Солнечной системы»

  1. На каком из рисунков изображена комета?

А) Б)

В) Г)

  1. Укажите в какой последовательности расположены планеты по мере удаления от Солнца?

  1. Марс, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

  2. Марс, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

  3. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

  4. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Уран.


  1. Укажите планеты земной группы.

  1. Меркурий, Венера, Земля, Марс.

  2. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

  3. Венера, Земля, Юпитер, Сатурн.

  4. Земля, Марс, Юпитер, Сатурн.

  1. Какая из перечисленных планет вращается с востока на запад?

  1. Венера.

  2. Земля.

  3. Меркурий.

  4. Марс.

  1. Название какого небесного тела переводится с греческого как ... К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

  1. Метеор

  2. Астероид

  1. Волосатая

  2. Парящий в воздухе

  3. Звездоподобный

  1. Метеориты - это…

  1. …твёрдые тела из межпланетного пространства, упавшие на поверхность Земли.

  2. ...вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в неё извне с огромной скоростью.

  3. …небольшие космические тела, вращающиеся вокруг Солнца.

  4. …рой образованный распавшейся кометой, обращающийся вокруг Солнца с постоянным периодом.

  1. Укажите общие свойства планет земной группы.

  1. Небольшие размеры и масса; имеют твёрдую поверхность и сравнительно высокую среднюю плотность (4-6 г/см3); Состоят из тяжёлых химических элементов; небольшая плотность атмосферы, небольшое количество спутников (1-2) или их полное отсутствие; небольшой период обращения вокруг своей оси.

  2. Большие размеры; малая средняя плотность (0,7 - 1,7 г/см3); большое количество спутников; наличие колец; большой период обращения вокруг своей оси; вероятнее всего не имеют твёрдой поверхности.

  3. Большие размеры; высокая средняя плотность; небольшое количество спутников; большой период обращения вокруг своей оси; вероятнее всего не имеют твёрдой поверхности.

  4. Большие размеры; малая средняя плотность (0,7 - 1,7 г/см3); наличие колец; небольшой период обращения вокруг своей оси; имеют твёрдую поверхность

  1. Как изменяются периоды обращения планет вокруг Солнца?

  1. Период обращения планеты не зависит от расстояния до Солнца.

  2. Чем дальше от Солнца расположена планета, тем меньше её период обращения.

  3. Чем дальше от Солнца расположена планета, тем больше её период обращения.

  4. У всех планет период обращения вокруг Солнца одинаков.

  1. Из перечисленных ниже групп, выберите ту, которая представляет собой карликовые планеты Солнечной системы.

  1. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

  2. Меркурий, Венера, Земля, Марс.

  3. Луна, Фобос, Ио, Титан, Мимас.

  4. Церера, Плутон, Эрида, Макемаке, Хаумеа.


Задание 4. Заполните таблицу «Планеты земной группы» с основными физическими характеристиками планет земной группы, сделайте выводы о сходстве и различии между планетами земной группы:


Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса (в массах Земли)





Диаметр (в диаметрах Земли





Плотность, кг/м3





Период вращения





Атмосфера:

  • давление

  • химический состав








Температура поверхности, 0С





Число спутников





Названия спутников






Задание 5. Найдите соответствие «Планеты земной группы»


  1. Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты…

А) Земля

Б) Меркурий

В) Венера

Г) Марс

  1. Высокая температура поверхности у этой планеты обусловлена парниковым эффектом.

  1. Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С.

  1. Большая часть поверхности покрыта водой у планеты …

  1. В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты…

  1. Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С.

  1. Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С.

  1. Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури.

  1. Практически не имеют атмосферы планеты Плутон и …

  1. Планета, обладающая биосферой.


Задание 6. Загадки «Парад планет»


  1. Без главного тела планетной системы

Не было б даже космической темы:

Из облака, газа, пыли и света

Вдруг появилась звездочка эта.

Ярче нее мы, пока что не знаем,

Лучи на себе каждый день ощущаем.

Утро приходит, и смотрит в оконце

Добрая звездочка с именем ...


  1. Она от Солнца первая планета,

Похожа на Луну по цвету.

В глубокой древности ее все греки знали

И «белою звездою» называли.

Быстрее всех планет вращается,

В честь покровителя торговли называется.


  1. Самый яркий объект на небе

После Солнышка и Луны.

В Древнем Риме люди считали,

Что это разные две звезды.

Одна утром блистает красиво,

Вечереет - другая блестит.

Смотрит Марс на нее ревниво,

Ведь она про любовь говорит.


  1. Нет планеты краше и милей

Для животных, насекомых, птиц, людей ...

Реки, горы и бескрайние поля

На планете, что зовем ...


  1. Красиво светится планета

Ярко-бирюзовым, синим светом.

Носит имя божества морского,

Далека от Солнца, но диаметра большого.

Главный спутник у нее - Тритон,

Чем-то схож с Луною он.


  1. Она моложе всех планет,

И в Солнечной системе меньше просто нет.

Зовут ее «планета-крошка»,

Изучена она совсем немножко.

Считают, жизни здесь не будет никогда:

Планета просто очень холодна.


  1. Покровительствует Бог войны планете.

Вся она в оранжевом и красном цвете.

Часто кружат бури пылевые,

Ветры завывают штормовые,

И полярных шапок на горах не счесть,

Даже русла рек, морей здесь есть.

Верят люди: жизнь планета может обрести,

И будут яблони на ней цвести.


  1. Огромная, гигантская планета,

Вся состоит из гроз и ярких вспышек света.

А в атмосфере есть явление одно:

Большое красное пятно.

Сияние планеты люди ночью наблюдают,

Ученые шестнадцать спутников планеты изучают.


  1. Такая мрачная, суровая, серьезная планета!

От Солнца далеко: здесь холод, мало света.

Гуляют вихри скоростные, ветры задувают,

И множество колец планету окружают.


  1. Планету Бога неба древние не знали,

Лишь в веке восемнадцатом планету наблюдали:

Учитель музыки из Англии ее открыл,

Что позже астрономом лучшим прнзнан был.

Полно метана на планете, царят здесь сумерки, покой ...

И в телескопы выглядит планета голубой.


















































  1. Ответы на задания


Задание 1. Найдите соответствие «Система Земля-Луна»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

А

Б

Д

В

В

Е

Ж

З

И


Задание 2. Тест «Система Земля-Луна»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

В

А

1-Б 2-А

А

Б

Г

В

В


Задание 3. Тест «Природа тел Солнечной системы»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Г

В

А

А

1-Б 2-В

А

А

В

Г



Задание 4. Таблица «Планеты земной группы»

Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса (в массах Земли)

0,055

0,816

1,000

0,107

Диаметр (в диаметрах Земли

0,382

0,949

1,000

0,532

Плотность, кг/м3

5,43

5,24

5,52

3,95

Период вращения

58,8 суток

243 суток

(обратное)

23 ч

56 мин

24 ч

37 мин

Атмосфера:

  • давление


  • химический состав

Практически нет

95 атм

1 атм

1/150 атм

96,5 % СО2,

3,5 % N2

78 % N2,

21 % О2

и др.

95 % СО2,

2,5 % N2

и др.

Температура поверхности, 0С

+430 днем;

-170 ночью

+480

От +60 до +17 днем;

-80 ночью

От +15 до -60 днем;

-120 ночью

Число спутников

-

-

1

2

Названия спутников

-

-

Луна

Фобос, Деймос


Выводы: так как Меркурий практически лишен атмосферы, то на его поверхности наблюдается рекордный перепад температур (более чем на 5000 С). Облака на Венере и пылевые бури на Марсе напоминают нам, что на Земле необходимо ограничить выбросы пыли и промышленных отходов в атмосферу, что позволит сохранить привычные условия существования и развития жизни.


Задание 5. Найдите соответствие «Планеты земной группы»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

В

Г

А

В

Г

Б

Г

Б

А



Задание 6. Загадки «Парад планет»


1

Солнце

2

Меркурий

3

Венера

4

Земля

5

Нептун

6

Плутон

7

Марс

8

Юпитер

9

Сатурн

10

Уран



































  1. Литература


  1. Астрономия . 11 класс. Учебник (авторы : Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. ) - М.: Дрофа, 2014..


Интернет-ресурсы


  1. Гид в мире космоса - http://spacegid.com/

  2. Астролаборатория - http://www.astrolab.ru/

  3. Астрономический портал «Имя галактики» (Galactic.name) - http://www.galactic.name/




21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!