СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации даны методические указания для студентов к выполнению практических занятий по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине "Русский язык и культура речи"»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ. Е.Т. АБАКУМОВА»











Методические указания

к выполнению практических работ

по дисциплине


ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи


по специальности

21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»







Подготовил преподаватель

Тышлек М.А.














2016

Методические указания для студентов к выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».






РАССМОТРЕНО

на заседании ЦК гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

протокол № 4 от «12» декабря 2016 г.

Председатель ЦК __________ М.А.Тышлек


























Содержание



Стр

Введение

4

Практическое занятие 1

Практическая работа № 1. Оформление документации. Правила оформления документов.


Практическое занятие 2

Практическая работа № 2. Ораторское мастерство. Публичное выступление.


Практическое занятие 3

Практическая работа № 3. Нормы произношения. Вариативность ударения.


Практическое занятие 4

Практическая работа № 4. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении имен существительных; степени сравнения имен прилагательных, собирательных числительных.


Практическое занятие 5

Практическая работа № 5. Употребление нормативных местоимений. Вариативные окончания существительных, вариативные глагольные формы.


Практическое занятие 6

Практическая работа № 6. Синтаксические нормы. Правила построения словосочетания и предложения.


Практическое занятие 7

Практическая работа № 7. Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.


Практическое занятие 8

Контрольная работа.


Рекомендованная литература для выполнения практических работ



Введение


Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи предназначены для студентов 2 курса специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

Основная цель методических указаний – путем практических упражнений формирование языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущего специалиста.

Данная цель решает следующие задачи:

- помочь студентам в освоении нормами современного русского литературного языка и совершенствования культуры своей речи;

- приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового.

Практические работы проводятся также с целью:

- углубления и расширения теоретических знаний студентов;

- отработки умения находить и исправлять речевые и грамматические ошибки;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности при выполнении работы;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

- способствования полному и сознательному владению системой норм русского литературного языка;

- совершенствования знаний студентов о языковых единицах разного уровня (фонетического, лексико-фразеологического и т. д.) и их функционировании в речи;

- совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности.

Методические указания содержат 8 практических занятий, что соответствует рабочей программе по дисциплине.

Практические работы выполняются в тетради для практических работ.

Выполнение письменных практических упражнений позволит преподавателю осуществлять индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений и навыков студентов по определенным разделам дисциплины.

Критериями оценки практической работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;

- сформированность общих и профессиональных компетенций;

- обоснованность и четкость изложения ответов на контрольные вопросы;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Выполненные в полном объеме практические работы являются допуском к дифференцированному зачету.


Критерии оценки практических работ:


Оценка «отлично» выставляется тогда, когда студент правильно выполнил все задания, не допускает орфографических, пунктуационных ошибок, а также грамматических и речевых ошибок.

Оценка «хорошо» выставляется тогда, когда студент выполняет все задания, но допускает две орфографические, две пунктуационные ошибки, а также две грамматические и две речевые ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется тогда, когда студент выполняет все задания, но допускает четыре орфографических и четыре пунктуационных ошибки, а также четыре грамматические, четыре речевые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется тогда, когда студент выполняет все задания, но ошибок допущено больше, чем допускается при оценке «удовлетворительно».



Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»


Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1


Тема занятия: Оформление документации. Правила оформления документов.


Цель: научить правильно оформлять документы: заявление и автобиографию; выявлять и исправлять ошибки в тексте документа.


Содержание работы

Задание 1. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выпишите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Индексация, юный музыкант, термин, интеллект, девальвация, ничтожный, научный сотрудник, новости спорта, всесторонний анализ, паронимы, выплата дивидендов, стало быть, дюже деловой, банковские платежи, нормативный документ, отдать распоряжение, человек работает, пионер космоса, недостоверные данные.

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в данной автобиографии. Напишите правильный вариант.

Автобиография

Я, Сергеев Александр, родился 7 июня 1964 года. Я родился и живу в городе Москве. В 1979 закончил среднюю школу. В этом же году поступил в профессиональный лицей. Там я получил диплом с отличием. С 1982 до настоящего времени работаю в городской администрации. Сейчас учусь в вечернем институте и работаю.

Сергеев.

4 июня 2005 года

Задание 3. Составьте резюме, предполагая, что вы претендуете на должность главного инженера.

Задание 4. Напишите заявление, используя форму и языковые клише, с просьбой перевести вас на другую должность.

Задание 5. Напишите объяснительную записку, объяснив в ней причины вашего отсутствия на работе в течение двух дней.



Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»


Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2


Тема занятия: Ораторское мастерство. Публичное выступление.


Цель: обучить риторическим аспектам – умению самопрезентации и публичного выступления.


Содержание работы

Задание 1. Закончите предложение: «Чтобы построить убедительное выступление, нужно…»

Задание 3. Cоставьте текст в жанре убеждающего выступления на темы:

  • Хорошие манеры.

  • Этикет был всегда.

  • Писать письма не модно.

  • Человек живёт по правилам.

  • На свете много хороших профессий.

  • Книга моей жизни.

  • Отцы и дети – вечная проблема.

  • Есть ли польза от «2»?

  • Музыка в моей жизни.

  • Что значит быть патриотом?

  • Добро должно быть с кулаками.


Задание 3. Выполните тест.

Тест «Публичное выступление»

1. Что из перечисленных эффектов воздействия апеллирует к бессознательному слушателей:

А) Заражение

Б) Внушение

В) Подражание

Г) Убеждение

2. Метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода - это:

А) Заражение

Б) Внушение

В) Подражание

Г) Убеждение

3.Какова правильная последовательность этапов подготовки к публичному выступлению: 1) составление плана; 2) сбор материала; 3) выбор темы; 4) написание текста?

А) 3, 1, 2, 4;

Б) 3, 2, 1, 4;

В) 1, 3, 2, 4;

Г) 1, 2, 3, 4.

4. Убеждающая речь не должна:

А) содержать много цифрового материала;

Б) апеллировать к чувствам и эмоциям слушателей и воздействовать на их сознание;

В) учитывать конкретную ситуацию;

Г) строиться с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме.

5. К традиционно хорошим зачинам не относится:

А) цитата;

Б) извинение;

В) наглядный пример;

Г) пословица, афоризм.

6. Среди вариантов допустимых концовок выделяют (выберите несколько вариантов ответа):

А) иллюстрацию;

Б) благодарность за внимание;

В) извинение;

Г) призыв к действию.

7. Правило публичного выступления «Не нарушай границ личной сферы!» передает смысл максимы:

А) скромности;

Б) согласия;

В) симпатии;

Г) такта.

8. Совокупность требований, которые предъявляются деловому человеку, соотнесенных с его индивидуальными особенностями деловыми качествами – это:

А) социальный имидж

Б) индивидуальный имидж

В) профессиональный имидж

9. Знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в виде прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднение — это:

А) комплимент

Б) знак внимания

В) похвала

Г) поддержка

10. Эмоциональная расположенность, направленное влечение к кому-либо, создающие необычно теплый психологический фон общения – это:

А) уважение

Б) симпатия

В) доверие

Г) привязанность


Задание 3. Выполните тест «Есть ли у вас задатки блестящего оратора».

Тест: «Есть ли у Вас задатки блестящего оратора?»

(Двадцать восемь вопросов для самопроверки)

1 Задумывались ли Вы когда-нибудь, о чём размышляют другие, когда Вы говорите? Пытаетесь ли Вы бессознательно поставить себя на их место?

2 Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса, как он звучит?

3 Видели ли вы себя когда-нибудь на видеозаписи? Довольны ли вы тем, как вы двигаетесь, как держитесь, как смотритесь со стороны?

4 Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы?

5 Какое местоимение Вы чаще употребляете «Ты» или «Вы»?

6 Когда по телевиденью идут теледебаты или другие дискуссии не приходила ли вам в голову мысль «Я тоже бы не прочь попробовать?

7 Когда вы смотрите по телевизору передачу, где группа специалистов обсуждают какую-либо проблему, случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их?

8 Хорошая ли у вас память?

9 Любите ли настольные игры наподобие «Монополии». Способны ли вы сами придумать настольную игру?

10 Ощущаете ли вы то, что чувствуют другие?

11 Бывает ли с вами так, что в разгаре оживлённого спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только

потому, что вам нравиться спорить?

12 Можете ли вы прекратить путанный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?

13 Полны ли вы энергией? Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно?

14 Есть у вас что-то от заводилы? Случалось ли вам начинать аплодировать первым?

15 Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами. Можете ли вы представить себя преподавателем, лектором в большой аудитории?

16 Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли Вам, когда Вы говорите, воображаемые

картины?

17 Способны ли вы сейчас, взглянув в окно, подробно и увлекательно рассказать о том, что Вы там увидели?

18 А интересно ли вам выполнить упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?

19 Можете ли вы, переварив (прочитав) обширный материал, изложить его простым и понятным языком?

20 Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?

21 Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы?

22 Нравится ли вам демонстрировать другим свою работу и объяснять другим, как Вы это сделали?

23 Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чём вы говорите?

24 Оптимист Вы или часто отступаете перед трудностями?

25 Приходилось ли вам выступать в школьных спектаклях?

26 Смотрите ли вы в глаза людям, когда обращаетесь к ним?

27 Смотрите ли вы в глаза людям, когда они обращаются к вам?

28 Поворачиваются ли к вам коллеги, когда приходит время подводить итоги или выступать?

Если вы ответили «Да» по крайней мере, на половину вопросов, у вас есть неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если ваш результат не столь хорош, не всё ещё потеряно. Вы во всяком случае не лукавите сами с собой, а это, в конечном счёте, – самое главное. Если вы не отступитесь и будете постигать приемы риторики, считайте, что вы получили дополнительные 10 очков за настойчивость и волю к победе.



Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»


Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3


Тема занятия: Нормы произношения. Вариативность ударения.


Цель: формировать умения фиксировать внимание на фонетических особенностях слова, различать варианты орфоэпических норм; умения в речевой практике пользоваться орфоэпическими нормами.


Содержание работы

Задание 1. Выполните тест.

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) эксперт б) звонит

в) премировать г) поняла

2. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?а) усугубить б) цепочка

в) щавель г) ходатайствовать

3. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) таможня б) знамение

в) сирота г) зубчатый

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) диспансер б) аристократия

в) ржаветь г) принудить

5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) надолго б) наняла

в) столяр г) вредно

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) газопровод б) безудержный

в) мельком г) дала

7. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) феномен б) алфавит

в) щелочной г) груба

8. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) сантиметр б) мельком

в) разогнутый г) углубить

9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) гнала б) отняла

в) подняла г) звала

10. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) задолго б) газированная

в) намерение г) сосредоточение

Задание 2. Поставьте ударение

Баловать, договор, завидно, каталог, красивее, премировать, хвоя, украинский, хозяева, щавель, занята, свёкла, торты, банты, звонит, пломбировать, апостроф, углублённый, эксперт.

Задание 3. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, ирис – ирис, клубы – клубы, трусить – трусить, угольный – угольный.

Задание 4. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа, расставьте ударение в полученных словах.

Винт, герб, горб, гриб, гусь, жгут, жезл, пласт, плод, пруд, торт, ячмень.



Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»


Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4


Тема занятия: Морфологические нормы употребления имен существительных; степени сравнения имен прилагательных, собирательных числительных.


Цель: научить употреблять грамматические нормы имен существительных; имен прилагательных, собирательных числительных в соответствии с литературной нормой; выявлять и исправлять грамматические ошибки в тексте.


Содержание работы

Задание 1.Определите род имен существительных.

Авеню, барокко, болеро, амплуа, бюро, визави, резюме, конферансье, салями, хинди, фламинго, гуашь.

Задание 2. Исправьте ошибки.

У стены стоит черная рояль. На ужин мы приготовили жареную картофель. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья. Друг пригласил меня на чашечку черного кофя. Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло. В зале сидит компетентный жюри. Ребенок с удовольствием ест картофельный пюре. В праздники в доме обычно варили вкусную студень. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.

Задание 3. Исправьте речевые ошибки.

Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов. Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок. На конференции состоялся обмен мнений. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории. Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей. Эта песня доставила для меня большое удовольствие. Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами. Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно. Большая сила воли присуща для этого героя.

Задание 4. Раскройте скобки.

Мать велела мне купить несколько (простыни). Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два (килограммы) (помидоры) и один (килограммы) яблоки. В углу стояло несколько (кочерга). Рим пал от нашествия (варвары). Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли).

Задание 5. Исправьте предложения. Объясните ошибки в употреблении имен прилагательных.

Разработка новой 15 темы становится все более интенсивнее. Более быстрее развивается машиностроение. Вам необходимо более скромнее относиться к оценке собственных достоинств. К сожалению, наша хоккейная команда оказалась слабже гостей и проиграла. Приходится признать, что культура речи говорящих в последнее время становится все более ниже.

Задание 6. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край. 2. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут. 3. В иных местах насчитывали до 150 рыб на каждые десять саженей берега. 5. Решено было сперва играть по 30 минут в тайме.

Задание 7. Исправьте ошибки в образовании формы слова.

Человек с тысячами лиц. Этот процесс длится 22 суток. Это случилось в тысячу девятьсот тридцать пятом году. Космонавты провели на орбите 133 сутки и ночи. В детский сад было закуплено 32 саней. Около четырех тысяч пятистах восьмидесяти двух человек приняли участие в опросе. Семь одного не ждут. Обоим девочкам было предложено участвовать в конкурсе. У него осталось менее двухсот тысячи пять рублей. Меньше семьдесят рублей тебе хватит на эту покупку.



Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»


Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5


Тема занятия: Употребление нормативных местоимений. Вариативные окончания существительных, вариативные глагольные формы.


Цель: научить употреблять грамматические нормы местоимений, наречий в соответствии с литературной нормой; выявлять и исправлять грамматические ошибки в тексте.


Содержание работы

Задание 1. Укажите речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений; отредактируйте предложения.

1. После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год. 2. В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки. 3. Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно. 4. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 5. В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.

Задание 2. Поставьте существительные и местоимения в нужном падеже.

Тосковать по (семья); скучать по (вы); стрелять по (противник); плакать по (они); печалиться по (мы); ударить по (экономика страны); по (приезд) из командировки; по (возвращение) из отпуска; по (прибытие) на место происшествия; по (выход) на пенсию.

Задание 3. Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего времени от глаголов.

Галдеть, удастся, кричать, говорить, смеяться, делать.

Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Мой сосед броется электрической бритвой. (бреется)

2) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)

4) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало. (кладёт)

6) Они давно не плотят за свет и газ. (платят)

7) Вы хочете спать? Так ляжьте! (хотите, лягте)

Задание 5. Образуйте формы 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от следующих глаголов:

  1. победить –

  2. убедить –

  3. командовать –

  4. доверять –

  5. пылесосить –

  6. преодолеть –

  7. висеть –

  8. жалеть –

  9. очутиться –

  10. выкопать

  11. ощутить –

  12. задудеть –

  1. Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм.

  2. 1. Мама, уже вытеревшая всю посуду, с удивлением смотрела на меня.

  3. 2. Васька, больно ушибивший ногу, горько плачет.

  4. 3. Девочка, уже заплёвшая косу, с удивлением смотрит на брата.

  5. 4. А у меня всё давно уже убрато!

  6. 5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порват и из него сыпалась мука.

  7. 6. Это оказался медведь, забрёвший ночью в деревню.

  8. 7. Проголодавшего медведя тянуло к жилью.

  9. 8. На столе стоял букет цветущихся астр.

  10. 9. В комнате, как в осыпающем саду, тихо и светло.

  11. 10. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящая.

  12. 11. Мы опоздали к началу заседания по независимым от нас причинам.

  13. 12. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделимой любви.

  14. 13. Лучшие рабочие, трудящие на строительстве моста, были отмечены ценными подарками.

  15. 14. В поход мы взяли только небьющую посуду.

  16. 15. Шум, издающий водопадом, слышен издалека.

  17. 16. Передайте наилучшие пожелания матушке. Остаюсь уважаемый Вами – Артём.

  18. 17. Если мы будем работать спустив рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов.

  19. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

  20. ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»

  21. Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
  22. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
  23. Тема занятия: Синтаксические нормы. Правила построения словосочетания и предложения.

  24. Цель: изучить особенности построения словосочетания и предложения в современном русском языке; уметь на практике находить и исправлять синтаксические ошибки в предложениях.

  25. Содержание работы

  26. Задание 1. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов.

  27. 1. Прочитав внимательно произведение каждому станет понятна его основная мысль. 2. Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ. 3. Слушая музыку, у него слезы были на глазах. 4. Сотрудничая с нами, вам гарантируется успех. 5. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 6. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. 7. Возвращаясь домой, меня застиг дождь.

  28. Задание 2. Отредактируйте предложения:

  29. 1. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 3. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 4. Перед включением должны быть сняты все плакаты с надписью «Не включать – работают люди», повешенные перед началом работ. 5. Мы знаем её лучше тебя. 6. Мы соскучились по вам. 7. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 8. Он уважает и заботится о своих сослуживцах. 9. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

  30. Задание 3. Отметьте неправильное употребление однородных членов предложения, предлогов.

  31. 1. Выздоравливающим разрешили есть фрукты, мясо, овощи, апельсины.2. На строящуюся площадку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес. 3. Жильцы требовали от мастеров ЖЭУ ликвидации неполадок и ремонта. 4. Различного рода вывески и реклама арендаторов должны согласовываться с руководством рынка. 5. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности, соблюдать порядок и чистоту в аудиториях.

  32. Задание 4. Поставьте сказуемое в нужной форме.

  33. 1. Большинство приехал... в четверг. 2. Только меньшинство отряда выбрал...сь из леса.

  34. 3. Ряд отечественных кинокартин, например «Мимино», «Подранки» и др., с успехом демонстрировал...сь на различных фестивалях. 4. Большинство приятелей, знавших их отношения, во всем обвинял... Лукина Александра. 5. Большинство установок был... направлен... на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. 6. Ряд исследователей, занимающихся этой проблемой, полага...т, что Уральская складчатая система через Новоземельскую геосинклиналь продолжается далее на восток. 7. Часть отряда занял... позицию на этом берегу. 8. Бóльшая часть выступавших не согласил...сь с докладчиком.

  35. 9. Подавляющее большинство электората в этот день отправил…сь на свои дачные участки. 10. Большинство пассажиров пользу...тся услугами агентств воздушного флота.

  36. Задание 5. Согласуйте определение с определяемым словом. Вставьте пропущенные буквы.

  37. 1. В комнате стояли два небольш... стола, три красн... кресла и две высок... тумбочки. 2. Две лопнувш... струны издали жалобный звук. 3. За истекш.. три месяца план был перевыполнен. 4. Последн... три слова были приписаны рукой Сергея. 5. Два письма, отправленн... давно, затерялись. 6. Три прибора, изготовленн... разными фирмами, перед нами. 7. Две нов... столов... открыты в августе. 8. Три бабушкин... шали сохранились до сих пор.9. Колледж рассчитывает получить деньги от продажи изделий, изготовленных руками учащихся, и спонсоров. 10. Магазину требуются продавцы оптовой техники и телевизоров. 11. Мы помним и отдаем дань уважения жертвам борьбы с фашизмом.

  38. Задание 6. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

  39. 1. Взяв без разрешения оборудование, у него начались неприятности. 2. Читая эту книгу, кажется, что был знаком с автором. 3. Проработав два месяца, у нее возникли осложнения с начальником цеха. 4. Изучая проблемы транспорта, нами были получены следующие результаты. 5. Доехав до светофора, у водителя внезапно заглох мотор. 6. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии. 7. Убежав из дома, мальчик был найден родителями.

  40. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

  41. ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»

  42. Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
  43. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
  44. Тема занятия: Порядок слов в предложении. Координация подлежащего и сказуемого. Согласование определений и приложений.

  45. Цель: формировать умения правильно координировать сказуемое с подлежащим. Научить исправлять ошибки, возникающие при координации сказуемого с подлежащим.

  46. Содержание работы

  47. Задание 1. Прочитайте предложения, определите, что является подлежащим, а что прямым дополнением, исправьте ошибки.

  48. 1) Идти было тяжело, руки оттягивали чемоданы. 2) Джипы тянули минометы, горные пушки – бронетранспортеры. 3) Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4) Его воображение поразило высказывание математика Германа Вейля. 5) Мари Дюпон ей порекомендовала ее старшая сестра Роза. 6) Отличительный признак припева составляет повторность неизменной группы слов.

  49. Задание 2. Найдите в данных предложениях ошибки, объясните, чем они вызваны, исправьте их.

  50. 1) Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы. 2) В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 3) Иванов отказался со всеми студентами сдавать экзаменационную сессию. 4) Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 5) Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 6) Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет. 7) Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности студента быть старостой группы по медицинским показаниям. 8) В район приехал инструктор для полготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

  51. Задание 3. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

  52. 1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых - точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утеса и разбивались. (Погибли - погибло) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв… Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать… Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился-становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел - сгорели) в машинах. 4. Еще в колонне (ехал - ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство таких предприятий (отправило - отправили) своих рабочих в неоплачиваемые отпуска. 7. Мы отыскали бугор, давно облюбованный барсуками, в нем (красовалось - красовались) двадцать шесть нор и тропы к ним, по которым многие поколения барсуков уходили по ночам на охоту.

  53. Упражнение 4. Проанализируйте формы согласования определений и приложений и объясните, чем вызван выбор того или иного варианта. Отметьте случаи нарушения писателями современной литературной нормы.

  54. 1. Иванов был круглый сирота. 2. И над ней умирает луна – эта круглая сирота. 3. Благодарю, что вы моей хлеб-солью не презрели. 4. Я взглянул на полати и увидел чёрную бороду и два сверкающие глаза. 5. На них он выменял борзые три собаки. 6. Последние два слова были написаны крупным и размашистым почерком. 7. Её великолепная шуба и шляпка не произвела никакого впечатления. 8. Придётся ждать добрых полчаса. 9. Детство моё прошло в местечке Ельск. 10. Замечено передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги.

  55. Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

  56. ГПОУ «Донецкий горный техникум им. Е.Т. Абакумова»

  57. Дисциплина ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи
  58. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
  59. Тема занятия: контрольная работа по курсу «Русский язык и культура речи»

  60. Цель: проверить качество усвоения студентами пройденного материала по всем темам курса.

  61. Содержание работы

  62. Вариант 1
  63. Задание 1. Расставьте ударения в словах.
  64. Заем, индустрия, истекший, агрономия, бизнесмен, втридорога, втридешева, договор, добыча, договоренность, импорт, индекс, магазин, маркетинг, маркировать, металлургия, наложенный платеж, недоимка, нормировать, обеспечение, одолжить, оптовый, оцененный, премирование, премированный, прибыль, приобретение, прирост, процент, экспорт.
  65. Задание 2. Прочитайте предложения, взятые из речи госслужащих. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте их.

  66. 1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов 3. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. 4. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 5. Законопроект будет разрабатываться в соответствии с разработанной международной практикой.

  67. Задание 3. Прочитайте предложения. Найдите грамматические ошибки, исправьте их. Укажите вид ошибки.

  68. 1. Сегодня РИА передала новое важное сообщение. 2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. 3. Трое работниц фабрики не смогли выйти на работу. 4. В обоих странах скоро пройдут выборы. 5. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учители, бухгалтера, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов. 6. Янцзы судоходен на протяжении почти трех тысяч километров. 7. Избранная жюри просмотрела всю программу. 8. В простой гимнастерке без погонов молодой человек не производил впечатления боевого офицера. 9. Поезд остановился на станции Красногорская.

  69. Задание 4. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  70. Анал…з современ…(н)ой рос…(с)ийской действит…льност… (со)всей оч…видн…стью показ…ва…т (не)д…оценку рол… пол…тич…ского опыта (к)нему ре…ко обр…щают…ся ру­ководит…ли г…сударства различ…ных в…твей г…судар­ствен…(н)ой власт… пре…ставит…ли р…гиональной элиты. Сегод…ня практич…ски (не)встрет…ш… и н…рмативного акта (в)котором как(то) учит…вался(бы) пол…тич…ский опыт (к)примеру того(же) п…р…ходного п…риода.

  71. Но самое печ…льное наука ф…ктически отлуче…на (от)изучен…я и анал…за опыта соц…ально(пол…тической) жизн… и давно уже (не)смотр…т (на)него как (на)обобще…ную и т…оретич…ски осмысле…ную пол…тич…с­кую практ…ку являющ…юся одним (из)важнейш…х сре…ств и услов…й об…ективн…го п…знания и соз…да­т…льного пр…образования. Есл… ран…ше этой пр…бле­мой серьезно зан…мались многие инст…туты ис…лед…вательские центры пров…дились посвяще…ные ей науч…но(практич…ские) конф…ренции круглые столы то (в)настоящ…е время попытки воз…бновить изучен…е пол…тич…ского опыта даже (на)качестве…но новой основ… пока еще (не)встр…чают (в)общ…стве должн…го пон…мания.

  72. Задание 5. Напишите объяснительную записку, объяснив в ней причины вашего отсутствия на работе в течение двух дней.

  73. Задание 6 Напишите заявление, используя форму и языковые клише, с просьбой перевести вас на другую должность.

  74. Вариант 2
  75. Задание 1. Расставьте ударения в словах.

  76. Эмалировать, южнобережный, черпать, украинский, холеный, фетиш, фарватер, усугубить, увезенный, угольный, топливный, толика, теплопровод, танцовщица, силос, рудник, станковый, созвонимся, судно, сцепленный, разогнутый, раскупорить, прибылей, приноровить, приданое, побеленный, плесневеть, обетованный, наискось, отбыв, очистной, красивее, честны, знамение, довезенный.

  77. Задание 2. Прочитайте предложения, взятые из устной и письменной речи экономистов. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте их.

  78. 1. Правительство Российской Федерации сделает ряд дополнительных мер, направленных на совершенствование налогового администрирования. 2. Армения - страна, являющаяся для России одним из главных, первостепенных приоритетных партнеров. 3. В огне пожара погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. Убыток составил 5 млн. руб. денег. 4. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения. 5. Уменьшение увеличения финансирования капитального строительства будет в два раза и составит три миллиарда рублей.

  79. Задание 3. Прочитайте предложения. Найдите грамматические ошибки, исправьте их. Укажите вид ошибки.

  80. 1. ЦБ принимало вклады от населения. 2. Старшие братья уехали, младшие дождались, пока за ними тремя приедет мать. 3. Впереди показалось Гималаи. 4. Вчера привезли много апельсин и мандарин. 5. В годы второй мировой войны в Югославии погибло свыше одного целого и семи десятых миллионов человек. 6. В штате Неваде было отмечено сильное землетрясение. 7. На курсе учатся несколько азербайджан, цыган, бурят. 8. На обеих предприятиях выдавалась зарплата. 9. Произведения Эрих Мария Ремарк посвящены простым человеческим отношениям в годы войны.

  81. Задание 4. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  82. Сп…собствуя прод…лжению э…фективной хозяйстве…ной деят…льност… и пр…кращению (не)э…фективной ум…ньшая (не)г…тивные п…следств…я (от)п…р…мещений фирм (в)эк…номич…ском пр…странств… инст…тут банкро...тва являя…т…ся одним (из)инструментов озд…ровления эк…номик…. (В)этом смысл… трудно п…р…оценить его зн…чение (для)эк…номической с…стемы и общ…ства (в)целом. Вот поч…му (от)того (на)скол…ко успешн… инст…тутом банкро…тва будут вып…лнят…ся возл…же…ные (на)него функции… завис…т эк…номич…ское будущ…е каждого г…сударства и его гражд…н (в)отдельност….

  83. Поскольк… инст…тут банкро…тва (в)Ро…сии наход…т…ся (в)процесс… ст…новления бол…шую т…оретич…скую и пр…ктич…скую це…ность пр…обрета…т опыт ц…вилизова…ного упр…вления уходом фирм (из)отрасл… накопле…ный (в)странах (с)разв…той рын…ч…ной эк…номикой. (В)связи (с)этим пример ст…бильно р…стущей францу…ской эк…номики (с)тр…дицио…..но сильными позиц…ями г…сударства (в)ней (не)сомне…но предст…вля…т инт…рес (для)Ро…сии.

  84. Задание 5. Составьте резюме, предполагая, что вы претендуете на должность главного инженера.

  85. Задание 6. Напишите заявление, используя форму и языковые клише, с просьбой предоставить вам комнату в общежитии.

  86. Рекомендованная литература для выполнения практических работ

  87. Основные источники:

  88. 1 Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ «Академия» 2014. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

  89. 2 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 кл: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень: – М. Просвещение, 2016.

  90. 3 Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2000 год.

  91. 4 Русский язык и культура речи: учебное пособие /Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. — Изд. 11-е. —Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 380, [1] с. — (Среднее профессиональное образование).

  92. 5 Саяхова Л.Г., Галлямова Н.Ш. Русский язык. СПБ. – Просвещение, 2010.-215с.

  93. 6 Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

  94. 7 Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009. 224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

  95. Дополнительные источники:

  96. 1. Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.

  97. 2. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В. Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

  98. 3. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

  99. 4. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

  100. 5. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.

  101. 6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.

  102. 7. Карпешин И. М. , Совчина Т. Н. Обратный словарь русского языка. М.: «АСТ- Восток- Запад», 2007. 768с.

  103. 8. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Электронный учебник.

  104. Словари:

  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

  7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотип. – М., 2002.

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

  10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

  11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

  12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

  13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

  14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

  15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

  16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

  17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

  18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

  19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

  20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

  1. Интернет – ресурсы:

  1. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru

  2. Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека - ВВМ». Форма доступа: www.velib.com

  3. Электронный ресурс «Литературный портал- «Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru

  4. Электронный ресурс «Электронная версия газеты «Русский язык». Форма доступа: www.ras.lseptember.ru

  5. Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.raslit.ioso.ra

  6. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа: www.gramota.ru

  7. Электронный ресурс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Режим доступа: http://vip.km.ru/vschool

  8. Электронный ресурс «Балда» на «Грамоте.ру». Режим доступа: http://igra.gramota.ru

  1. Интернет-ресурсы для преподавателей:

  1. Закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53_ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2005/06/07/yazyk_dok.html

  2. Примерные программы и государственные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok

  3. Книжная поисковая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ebdb.ru

  4. Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

  5. Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovari.ru/default.aspx?p=2572

  6. Малый академический словарь (МАС) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://feb_web.ru

  7. Машинный фонд русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cfrl.ru

  8. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru

  9. Орфография и пунктуация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html

  10. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.natahaus.ru/index.php?newsid=1146086920

  11. Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!