СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание - это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания; одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации классному руководителю по подготовке и проведению родительского собрания»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ

РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

 

Родительское собрание - это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания; одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на заседании родительского комитета.

При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:

1.Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.

2.Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.

3.Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношениях в детском коллективе).

4.Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).

5.Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Собрать под одну крышу родителей - еще не значит провести собрание. В первую очередь, необходимо создать нравственную атмосферу в группе собранных взрослых людей.

Попытайтесь поставить себя на место одного из родителей. Он с нетерпением ждет, что скажут о его ребенке. Замечание воспринимается остро, болезненно. Неумелая гласность родительских неудач в воспитании детей может привести к разрушению взаимоотношений. Если классный руководитель слишком откровенно подчеркивает недостатки ребенка, у родителя возникает к нему неосознанная неприязнь, даже если он разумом оценил справедливость замечания.

Окрыляет родителя доброе участливое слово. Нужно взять за правило похвалить каждого ученика хотя бы и за крохотный успех, а неприятные известия отнести в область индивидуальных бесед без свидетелей.

Уже сегодня в некоторых школах введено профессиональное правило не оглашать принародно отрицательные стороны протекающего процесса формирования личности ребенка и не объявлять публично недостатки семейного воспитания в конкретной семье. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы матери и отцы поверили в реальность успехов своих детей. Тогда они охотно выслушивают и принимают советы и рекомендации педагогов.

Родительское собрание должно носить характер раздумий о воспитательном процессе и процессе становления и развития личности человека. Нелегко научить родителей по-настоящему интересоваться своими детьми как личностями. Учебой и дисциплиной ребенка интересуются все папы и мамы. Но мало кто задает себе такие вопросы: «Хорошим ли товарищем является мой сын для одноклассников?», «Готов ли помочь другому?», «Достаточно ли скромен и умеет ли держаться достойно?», «Любят ли его в классе?». Интересуясь отметками, родители, как правило, уверены в нравственных достоинствах ребенка.

Тематическое родительское собрание обычно обсуждает одну проблему. Чаще всего она формулируется в виде вопроса: хотим ли мы счастья детям? Избавление от трудностей или преодоление трудностей? Как разрешить проблему денег? Настойчив или упрям ребенок? Сколько книг в доме? Интересно проходят собрания, подготовленные по специальным, заранее подготовленным сценариям, например: «Каково на дому, таково и самому», «Развитие речи и общения детей», «Отцы и дети» и др.

Распространена практика проведения родительских собраний, состоящих из двух частей: первая – тематическая (по какому-либо вопросу педагогики или психологии), вторая – организационная и информационная (по вопросам организации жизнедеятельности учащихся в школе и др.)

Нужно ли на собраниях говорить об успеваемости? Разговор на собрании ведется не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, сопровождаемых познавательным интересом и нравственной мотивацией. Иногда на родительское собрание приглашаются учителя данного класса. Они тоже лишены профессионального права оповещать всех о неблагополучном положении учебных дел ребенка, ведь здесь среди всех находится папа, и он краснеет и стыдится за свое дитя. Нельзя «казнить» взрослых за неумение воспитывать или же за особенности их нестандартного ребенка. В последнее время все большее распространение получает опыт классных руководителей, удовлетворяющих интересы родителей о своем ребенке, его учебных достижениях, его статусе в коллективе класса, проблемах, используя такой прием, как написание на отдельных листочках основных сведений о каждом ребенке, с которыми имеют право ознакомиться только его родители.

Как проводится родительское собрание? На стенах - рисунки детей, стенгазета, празднично оформленная к собранию родителей; памятки для родителей по теме собрания, рекомендации психолога, рядом - поделки, выполненные руками детей. На столе - педагогическая литература по теме собрания или по семейному воспитанию. Звучит тихая музыка, пока класс заполняется.

Ровно в назначенное время зазвучит голос педагога: «Добрый вечер, милые мамы и уважаемые папы! Я благодарю вас за оказание помощи в подготовке родительского собрания и приветствую от имени всех наших детей. Они так старались, чтобы вам было хорошо в школе... Наша сегодняшняя работа будет построена следующим образом...» Педагог настраивает родителей на серьезный и открытый диалог.

Обычно основной доклад или сообщение по теме собрания готовит сам классный руководитель, может привлекать других педагогов, психолога, медработника, родительский актив. Каждый родитель имеет право высказать свое мнение, внести предложения по обсуждаемому вопросу. В целях научной организации труда (своего и родителей учеников) необходимо определить в начале родительского собрания его регламент: например, основной доклад – не более 20 минут, выступления по обмену мнениями или опытом семейного воспитания – до 5 минут, информация и решение организационных вопросов – до 5 минут и т.п. Если повестка дня включает лишь организационные и информационные вопросы (об итогах семестра, о подготовке к какому-либо мероприятию и т.п.), то нужно заранее предусмотреть дозировку времени на каждый вопрос, учитывая, что общая продолжительность родительского собрания не должна превышать 1 часа.

Часто по окончании собраний родители хотят в индивидуальном порядке побеседовать с классным руководителем об успехах и проблемах своего ребенка. Можно представить себе, сколько понадобится времени учителю, чтобы побеседовать с каждым. Вот здесь-то и выигрывают те классные руководители, которые используют в процессе собрания возможность письменного оповещения родителей об успехах и проблемах их ребенка.

Помимо педагогического просвещения и предоставления родителям информации о воспитании детей в данной школе и данном классе, выстраивается тонкая профессиональная коррекция семейного воспитания. Основной путь коррекции - анонимные характеристики общей картины воспитания в семьях, полученные через обобщение поведения детей, их высказываний, ответов на вопросы анкет, например: «Наши дети не умеют разговаривать... Они не делают по утрам гимнастику... Вы, оказывается, будите их слишком поздно, они не успевают завтракать...»

На собрании рассматриваются различные стороны жизни детей и разные стороны жизнедеятельности класса как группы. Здесь обсуждают проект будущего, роль родителей в содействии задуманному. Не остается без внимания вопрос развития интересов детей.

Собрав воедино все вышеперечисленные условия, правила, рекомендации, можно предложить классному руководителю следующую памятку:

 

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Родительское собрание - одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. В подготовке и проведении родительского собрания рекомендуем учесть следующие моменты:

1.За 2-3 недели до проведения родительского собрания следует объявить о нем учащимся, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему собрания и проверить, сделал ли ученик запись об этом в дневнике. Такой срок позволит родителям решить вопрос об освобождении этого вечера и создаст психологический настрой на обязательность посещения. А за 3-4 дня в дневниках делается повторная запись - напоминание.

2.К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или актив родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.

3.К собранию готовится выставка работ учащихся, отражающая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки, поделки и т.д.).

Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. К итоговому собранию можно подготовить концерт учащихся или выступление агитбригады. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

4.Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.

Оно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса, содержать анализ отрицательных явлений и включать такие реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано сомнение в неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты поведения учащихся, в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Совершенно недопустимо «отчитывать» родителей за промахи их детей или зачитывать оценки слабых учеников. Тем не менее необходимо сообщать родителям о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Конкретную информацию об успехах и особенно недостатках своего ребенка родители получают от учителя здесь же, на собрании, в письменном виде.

Каждому родителю дается свернутый вдвое лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Например: «Коля стал заниматься лучше. Однако прошу усилить внимание к занятиям математикой. Прошу придти на консультацию в среду, в 16.00», «Саша стал невнимательным, рассеянным. Почему бы это? Прошу Вас остаться после собрания для беседы».

5.Классный руководитель может практиковать лекции-выступления родителей, психологов, юристов, медиков. После выступления классного руководителя можно организовать обсуждение проблемы «за круглым столом», практикум, обмен опытом семейного воспитания, ответы на заранее заданные вопросы и т.д.

По ряду вопросов, обсуждаемых на собрании, принимается решение, которое доводится до сведения всех родителей.

Периодически родительский комитет отчитывается о выполнении принятых ранее решений.

6.Чем больше родителей будут участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нем другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании.

На родительском собрании следует поблагодарить и тех родителей, которые его подготовили, и тех, кто оказывал помощь школе между двумя родительскими собраниями.

 

Организационные родительские собрания

проводятся в начале и в конце учебного года.


Перед проведением первого родительского собрания в учебном году классные руководители должны подумать о том, все ли они предусмотрели и подготовили. В этом им может помочь следующая памятка:

1.Не забудьте оповестить родителей о собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся, чьи родители не смогут придти на собрание, заранее принести записку. Явка родителей на собрание - знак уважения к школе, учителю.

2.Если вы только взяли класс, начтите собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

3.Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на данный учебный год, о задачах школы.

4.Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

5.Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы на первую четверть. Договоритесь о помощи.

6.Расскажите родителям о том, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для ребят данного возраста.

7.Обязательно решите на родительском собрании следующие организационные вопросы: о возможности оказания материальной помощи, о сменной обуви, ведении дневников. Не забудьте избрать родительский комитет в составе не менее трех человек. Объявите заранее о родительских собраниях и днях индивидуальных консультаций для родителей, дав график по месяцам. Обязательно после собрания встретьтесь с родителями, не явившимися на собрание. Не оставляйте любой пропуск родительского собрания без внимания, ибо это проявление неуважения к учителю и школе.

Повестка первого родительского собрания может быть следующей:

1.Анализ учебно-воспитательной работы в классе за прошлый учебный год.

2.Задачи на новый учебный год. Обсуждение плана работы классного руководителя с классом на учебный год.

3.Итоги первых дней учебы, посещаемость уроков, успеваемость, поведение учащихся на уроках и на переменах.

4.Единые требования к учащимся со стороны администрации, учителей и родителей (к поведению, к внешнему виду учащихся, к их отношению к учебе, к общественной работе, к соблюдению единого орфографического режима и т.д.).

5.О режиме работы школы.

6.О режиме дня школьника.

7.Об организации работы бесплатных кружков и секций в школе.

8.Об организации работы спецкурсов, кружков на коммерческой основе. Система оплаты.

9.Выборы родительского комитета класса.

 

 Все решения по финансовым вопросам принимаются на родительском собрании.

Протоколы родительских собраний находятся у классного руководителя класса, предъявляются по требованию директору школы, заместителям директора, представителям вышестоящих организаций.

 

Анкетирование

родителей учеников на первом родительском собрании


1.Как Ваш ребенок относится к родителям, другим членам семьи? (с любовью, уважением, равнодушием, грубо и т.п.).

2.Какие качества характера проявляет Ваш ребенок особенно ярко? Какова главная черта его характера?

3.Что отличает Вашего ребенка в поведении, привычках, состоянии здоровья?

4.Что больше всего действует на него? (ласка, просьба, требование, угроза, наказание и т.п.).

5.Какова роль ребенка в семье? (обязанности, разовые и постоянные поручения и т.п.).

6.Есть ли у Вашего ребенка постоянный круг друзей?

7.Где, как, с кем проводит сын (дочь) свободное от уроков время?

8.Какие учебные предметы нравятся ребенку, почему? Какие можно назвать любимыми предметами?

9.Как ребенок относится к школе: охотно ли идет туда, охотно ли готовит уроки, как относится к внеклассным мероприятиям?

10.Рассказывает ли он Вам о своем классе? Что ему нравится? Что нет?

11.Кто из взрослых является для него авторитетом?

12.Какой Ваш ребенок в коллективе? (общительный - необщительный, жадный - щедрый, обидчивый - необидчивый, командует - подчиняется, драчливый - недрачливый, помогает другим - не помогает, уступает в конфликтной ситуации - не уступает и т.п.).

13.Что Вы хотели бы изменить в Вашем ребенке?

14.Нравятся ли Вам его увлечения? Каковы они?

15.Удовлетворены ли Вы, как проводите с ребенком свое свободное время? Чем наполнено?

16.Может быть, Вы хотите что-либо предложить, организовать или провести для учеников нашего класса?

17.Ваши предложения, просьбы, пожелания классному руководителю.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!