СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Коррекционная работа с подростками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для педагогов при коррекционной работе с подростками девиантного поведения

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Коррекционная работа с подростками"»

ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»









Особенности организации индивидуальной

работы с учащимися

в целях выявления подростков,

имеющих отклонения в поведении и для осуществления коррекционной работы




Методические рекомендации











Диагностические исследования, которые проводит каждый классный руководитель ипрактический психолог, необходимы ему для того, чтобы организовать целенаправленную и эффективную индивидуальную работу с учащимися. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития самого ребенка, уровня воспитанности. Результативность индивидуальной работы педагога с воспитанниками зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства. В индивидуальной работе с учащимися классный руководитель должен руководствоваться следующими принципами:

  • принцип контактности - установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе "учитель учащийся - класс";

  • принцип принятия - уважение самооценки личностиучащегося;

  • принцип деятельности - вовлеченность учащегося во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

  • принцип последовательности - усложнения и повышение требований к учащемуся по мере продвижения;

  • принцип стимулирования - создание психологических ус­ловий для саморазвития и самовоспитания учащегося

Индивидуальная работа с учащимися включает несколько этапов:

1этап - диагностические исследования личности учащегося, установление дружеских контактов с одноклассниками, определение направлений совместной деятельности.

2 этап - вовлечениеучащихся в разнообразные виды деятельности и использование различных методов и приемов для изучения относительно устойчивых свойств личности (способности, темперамент, характер) и неустойчивых (поступки, психические состояния и действия учащихся). Огромное значение в деятельности педгога имеет знание информации о темпераменте учащихся.

Холерик - вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий.

В индивидуальной работе с такими учащимися необходимо придерживаться следующих правил:

    1. Спокойный ровный тон педагога.

    2. Предъявление четких и обоснованных требований.

    3. Демонстрация перспектив деятельности.

    4. Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник - подвижный, легко приспособляемый к обстоя­тельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца.

В индивидуальной работе с воспитанниками сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:

      1. Четкость постановки целей деятельности.

      2. Возможность демонстрации воспитанником его достижений.

      3. Одобрение и поддержка педагога

      4. Учет интересов учащегося в порученном деле.

Флегматик - инертен, спокоен, мало подвижен, настойчив, упорен, медлителен.

В индивидуальной работе с учащимися-флегматиками необходимо руководствоваться следующими правилами:

        1. Демонстрация практического результата восполняемой работы.

        2. Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

        3. Использование положительных методов воздействия.

        4. Отсутствие в деятельности педагога ярлыков.

        5. Поддержка начинаний воспитанника, проявление их инициативы.

Меланхолик - не общителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен, неэмоционален.

В индивидуальной работе с учащимися-меланхоликами необходимо руководствоваться следующими правилами:

          1. Эмоциональное поглаживание и эмпатия.

          2. Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.

          3. Демонстрация достижений ученика.

          4. Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

Знание темперамента учащихся класса позволяет педагогам успешно влиять на формирование характера учащихся, их активность в учебной деятельности и в творческой работе, на работоспособность и коммуникативность.

3этап - проектирование развития ценностных ориентации, личностных свойств и качеств воспитанника, создание индивидуальных программ воспитания и самовоспитания у учащихся. Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого учащегося в различных ситуациях, его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, педагогам, взрослым людям, а также и самому себе.

4 этап - дальнейшее изучение возможностей продвижение учащихся на пути собственного развития, проектирование его поведения и взаимоотношений в различных ситуациях, использование методов индивидуального воздействия.

5этап - корректирование. Корректирование способствует уточнению и пересмотру коллективных, групповых воспитательных программ.

Наиболее эффективными методами приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка, контроль и самоконтроль. Изучение учащихся на основе индивидуального подхода позволяет педагогу выделить группы воспитанников по сходным признакам в коллективе группы: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.д. В коллективе группы можно выделить детей одаренных, детей, имеющих физические проблемы, трудных детей. Каждая группа воспитанников требует своего подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия.

Одаренные учащиеся. В каждой группе выделяется группа детей, которая обладает интеллектуальным потенциалом. Это учащиеся с ярко выраженными умственными способностями, широкими познавательными интересами, любознательностью, высокой мотивацией учебной деятельности. У таких учащихся хорошо развиты такие психические процессы, как воображение, внимание, память. У этих учащихся наблюдается ненасыщаемость интеллектуальной деятельностью, желание знать много и порой просто бессистемно. Однако, такие ребята тоже имеют свои трудности личностного развития. Это и гипертрофированная самооценка, и трудности общения с другими детьми, и одиночество в детском коллективе и т.д. В работе с одаренными учащимися педагог должен помнить о необходимости особого внимания к личности таких воспитанников. В своей педагогической деятельности педагог должен воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Общение с учащимися на равных.

  • Постоянное удовлетворение желания деятельности со стороны учащихся.

  • Выполнение обязательств, данных учащимся .

  • Создание атмосферы творчества, поиска, интеллекту­альной, загруженности.

  • Индивидуальная работа по преодолению проблем в общении учащихся группы.

  • Использование различных методов поощрения интеллектуальных усилий и личностных качествучащихся в той или иной ситуации.

  • Проведение мероприятий, направленных на разностороннее развитие личностиучащихся.

  • Формирование навыков самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля.

  • Формирование нравственных качеств личности одаренных детей.

Трудные дети Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в числе трудных. Сегодняшняя реальность говорит о том, что возраст трудных детей помолодел. Если раньше в разговоре о трудных детях подчеркивалось, что это дети подросткового возраста, то теперь мы говорим о том, что трудные дети - это дети и младшего возраста. Такие учащиеся, выросшие в трудной семейной ситуации(или оказавшиеся в трудных жизненнй обстоятельствах), приходят в школу с отсутствием положительных привычек в поведении. Ребята не владеют привычкой работать и зачастую не только интеллектуально, не мотивированы на учебную деятельность, ленивы, неряшливы, у них отсутствуют коммуникативные умения и навыки, переменчивы в настроении и поведении, жестоки и агрессивны. Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, необходимо в первую очередь определить причины, приведшие к трудностям в поведении детей. Выясняя причины, необходимо провести педагогическую диагностику, определить уровень их педагогической запущенности, положительные качества характера ребенка, на которые следует опираться в воспитательной работе.

Анализируя причины трудностей ребенка, педагог должен анализировать и оценивать их, отвечая на следующие вопросы:

  • Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения ?

  • Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения учащегося?

  • Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно ?

  • Какие неблагоприятные обстоятельства может преодолеть с помощью педагога, взрослых?

  • Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании каждого ребенка?

  • Как исправить ошибки, которые уже допущены ?

  • Оценка и поддержка положительных проявлений со сто­роны учащихся.

  • Контроль и проверка выполнения предъявляемых к нему требований.

  • Предъявление четких запретов на негативные проявления вучащегося.

Весьма перспективным в воспитательной работе является метод взрыва.

Целью метода взрыва является стремительное разрушение негативных качеств и привычек в поведении учащегося, отрицательных стереотипов поведения ребенка. Конкретными приемами являются:

  • доведение до наивысшего эмоционального начала отрицательных переживаний ребенка

  • создание ситуации глубокого эмоционального переживания, которое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению.

Метод реконструирования дает хорошие результаты после успешного использования метода взрыва, когда ребенок готов к принятию помощи взрослого, способен оценить адекватно и осознать бесповоротно свои проблемы в поведении.

Целью метода реконструирования является внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя уникальность и неповторимость личности ребенка. Приемами реконструирования являются приемы:

  • создание положительных перспектив,

  • использование ведущих положительных качеств ребенка в воспитательной деятельности;

  • ведение дневников самонаблюдения и саморазвития;

  • составление программ саморазвития личности в целом или отдельных качеств ребенка.

Такой анализ позволит достаточно точно нарисовать картину, приведшую ребенка к трудностям. В работе с трудными воспитанниками необходимо воспитателю знать те методы перевоспитания, которые ему помогут преодолеть трудности в воспитании .

Методы перевоспитания

Одним из основных методов перевоспитания является метод переубеждения.

Его основным назначением является изменение мотивов оп­равдания неправильного поведения, формирование у учащихся социально ценностных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

  • создание положительного общественного мнения;

  • переубеждение ребенка словом и конкретной деятельно­стью;

  • создание условий для приобретения ребенком положи­тельного жизненного опыта.

Одним из методов, который дает хорошие результаты, это метод переучивания.

Назначением метода переучивания является преодоление отрицательных привычек учащихся, нездоровых потребностей, неправильных действий учащегося, изменение его жизненного опыта. Для положительного использования этого метода необходимо использовать следующие приемы:

- Включение ребенка в активную социально ценную дея­тельность, в которой он ранее не участвовал из-за своих вредных привычек.

Все выше перечисленные методы не имеют под собой реальной почвы, если педагог не будет использовать в своей педагогической деятельности методов поощрения и наказания ребенка.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения учащихся, содержание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть:

  • грамоты,

  • благодарственные письма,

  • поощрительные записи в дневнике,

  • неожиданные сюрпризы для учащихся положительного свойства,

  • подарки,

  • различные поощрения в виде поездок, путевок, участие в праздничных мероприятиях и т.д.

Большое значение в становлении характера ребенка имеет метод самоисправления. Для учащегося очень важно, чтобы педагог заметил и оценил усилия ребенка. Целью этого метода является развитие активности ребенка и приучение его к пониманию необходимости в изменении своих качеств личности, своего характера. Для использования этого метода необходимо активно применять следующие приемы, которые могут быть эффективны в работе:

  • самоуправление,

  • самоприучение,

  • самооценка.

Каждый метод при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания, а главным условием действенности данных методов является системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Если мы внимательно проанализируем все вышесказанное, то напрашивается вывод о том, что эффективность индивидуальной работы с учащимися зависит, в первую очередь, от уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства воспитателя. Кроме этого, каждый педагог, работающий с трудным ребенком, должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не только не приведут к положительному результату, но и могут усугубить положение ребенка и привести к непредсказуемым последствиям, а также коренным образом повлияют на авторитет самого педагога.



ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Организуя работу с учащимися, имеющими признаки девиантного поведения, необходимо задать цель (и помнить о ней в процессе этой работы) – помочь преодолеть возникающие трудности.

1. Займите непримиримую позицию и предъявляйте категорические требования, вплоть до активного принуждения, их (требований) выполнения, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Личности любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.

2. Педагог должен устранять не последствия, а причину. ^ Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, - реальная основа для устранения развивающихся отклонений.

3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т.е. систематический надзор за отклонениями в поведении учащихся с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или учащийся и сам его довольно мучительно пережил; либо, например, замечания родителей и педагога могут угрожать «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.

4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами – пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями.

5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать личность, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.

6. Поощрения не должны восприниматься учащимися как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться сильнее, чем поощрение за него.

7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Это воспитывает только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми.


Советы педагогу:

• ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось;

• если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;

• выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего, покончи с ним;

• не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;

• не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.


Нет ребенка, который не хотел, бы стать лучше.

Он понимает это и хочет. Но не может.




7