СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по формированию учебного умения определять тему и главную мысль текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по формированию учебного умения определять тему и главную мысль текста

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию учебного умения определять тему и главную мысль текста»

Методические рекомендации по формированию учебного умения определять тему и главную мысль текста.


В результате формирования учебного умения распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления учащиеся, научатся определять тему и главную мысль текста.

Проводя коррекционные занятия с учащимися по формированию данного учебного умения, учителю, прежде всего, необходимо провести работу с основными понятиями.

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысл – это цель, разумное основание чего-нибудь (в повседневной речи синоним «значение»).

Тема  это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем (фактически это абзацы в тексте), которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Алгоритм по определению содержания текста

1. Выразительно прочитать текст.

2. Ответить на вопрос: "О чем текст?" (определить тему текста). Необходимо помнить, что определить тему текста помогают:

• заглавие;

• ключевые слова;

• первое предложение текста (или 1-й абзац текста).

3. Ответить на вопрос: "Что хотел сказать автор?" (определить основную мысль текста, идею, авторскую позицию). Определить идею может помочь:

• заглавие (оно часто выражает отношение автора к тому, о чем пойдет речь в тексте);

• последний абзац текста. Именно в этой части обычно содержатся выводы. Иногда текст строится иначе: сначала основной тезис, а потом его доказательство или иллюстрация к нему. Тогда подсказкой становится, наоборот, первый абзац.

4. Ответить на вопрос: "Как аргументирует (доказывает) свою позицию автор?"

5. Ответить на вопрос: "Как сказал автор?" (определить стиль, тип текста, языковые особенности текста).

Алгоритм действий по выявлению проблематики текста

1. Определить проблему (проблемы) текста. Ответить на вопрос: "Какие вопросы поднимает автор, о чем предлагает поразмышлять своему читателю?"

2. Вычленить среди них актуальную (актуальные).

3. Прокомментировать ее (их).

4. Соотнести свой комментарий с текстом.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!