СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«“Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”»

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе”

                           



«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и состояния полного социального, физического и психического благополучия.


Школа — это особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей.

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок был здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.

Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Учителя могут внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе.

Учитель должен сразу заметить внешние признаки усталости ребенка. Уставший ребенок часто меняет позу, потягивается, закрывает глаза, подпирает голову рукой. У такого ребенка взгляд становится неподвижным или блуждающим, появляются ошибки, задержки при ответе. Ребенок бесцельно перекладывает предметы на столе, разговаривает с соседом и проявляет другие признаки усталости. Когда дети вовлечены в активную познавательную деятельность, они не чувствуют усталости и ещё сохраняют энергию на последующие занятия. Любознательность, активность, самостоятельность — вот качества, которые необходимы ребенку для успешной учебной деятельности. Именно они являются залогом познавательной активности, интереса к учебе, способности к самостоятельному поиску.


Физкультминутка  – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки надо проводить, учитывая специфику предмета.  В состав упражнений для физкультминуток можно включить:


Гимнастика для глаз:  специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.

1.Раз – налево, два направо, А теперь по кругу смотрим,

Три – наверх, четыре вниз. Чтобы лучше видеть мир.

2. Массировать движениями пальца в течение минуты.

3. Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.


Физкультурно – спортивные:  это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т. д)


Танцевальные:  эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.

Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.


Развивающие игры:  «Запомни движения и повтори» ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.


Сюжетно – ролевые игры: (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях) Например игра «Магазин игрушек» Использование карточек:  Например: «Летящая птица». «Разминка балерины», «Любопытный щенок» Глядя на карточку, учащиеся выполняют физические упражнения.

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов) Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка со словесной инструкцией, на которой описаны или изображены герои сказок или животных (добрые, злые, волшебница, Змей Горыныч, петушок, кошка и т. д) Учащиеся должны передать в движение мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например: петушок – гордый, важный; кошка – спит, умывается; и т.д.


Комплексное использование оздоровительных  мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.


 Таким образом, правильная организация обучения вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Задача педагога начального обучения научить детей еще в начальном звене воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам.