СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Основы экономической теории»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник  методических указаний предназначен для  выполнения практических занятий с целью закрепления у студентов теоретического материала.

    Представленные работы способствуют развитию умения использовать студентами теоретические знания на практике,  выполняют функцию углубления знаний, а также позволяют решать задачи контроля, коррекции и стимулирования познавательной деятельности студентов.

    Сборник методических указаний по выполнению практических работ составлен в соответствии с программами  по дисциплине «Основы экономической теории » для дневного и заочного обучения по специальностям:

21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине «Основы экономической теории»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


По дисциплине

«Основы экономической теории»


для студентов специальности

21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

повышенный уровень»











г. Талица

Введение


Данный сборник методических указаний предназначен для выполнения практических занятий с целью закрепления у студентов теоретического материала.

Представленные работы способствуют развитию умения использовать студентами теоретические знания на практике, выполняют функцию углубления знаний, а также позволяют решать задачи контроля, коррекции и стимулирования познавательной деятельности студентов.

Сборник методических указаний по выполнению практических работ составлен в соответствии с программами по дисциплине «Основы экономической теории » для дневного и заочного обучения по специальностям:

21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»; 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень.

Студент должен

Иметь представление:

- о роли и месте знаний по экономике в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальностям.

- о содержании дисциплины, ее задачи, связи с другими дисциплинами, теории и практике рыночной экономики.

- о значении дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

Ведущей целью практических занятий по дисциплине «Основы экономической теории»

является формирование практических умений – профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по специальным дисциплинам; практические занятия занимают преимущественное место при изучении различных дисциплин.

Наряду с формирование умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания.

Каждая практическая работа оформляется студентов в виде отчета, выполненного на листах формата А4 машинописным текстом и наличием мотивированного вывода по итогам практического занятия.

Оформление отчета о выполнении практической работы:

  1. Титульный лист;

  2. Далее указывается Практическая работа № 1.;

  3. Тема (название);

  4. Цель:

  5. План:

  6. Оборудование (учебник, Интернет-ресурс, бумага);

  7. Ход работы: (теоретическая часть – ответы на поставленные вопросы);

(практическая часть – составление схем, таблиц, чертежей и пр.).

  1. Вывод: (усвоил тему).






Титульный лист


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»









Отчет


О выполнении практических работ по дисциплине:

«Основы экономической теории»


для специальности:

- 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»;

-

для специальности:

- 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) повышенный уровень;














Выполнил(а):

Студент (студентка)

Группы ЗО-21 Земеров И.А.


Проверил:

Преподаватель Кузьминых Л.А.







г. Талица

Практическая работа № 1.


Проблема производственных возможностей.


Цель работы: научиться применять понятие экономической эффективности и строить кривую производственных возможностей.


Студент должен

Знать: основные вопросы экономики, понятие экономической эффективности


Уметь: строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на кривой, внутри и вне ее.


Обеспечение: задание для студентов


Контроль: проверка и оценка работ


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.

Основные понятия

Производство в экономическом смысле – процесс создания разных видов экономического продукта.

Товар это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.

Потребности это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.

Экономические ресурсы это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг.

Факторы производства – ресурсы, вовлеченные в производство.

Альтернативная стоимость (затраты) – это цена, измеряемая через другую вещь, которую мы должны отдать взамен. Право именоваться ценой имеет лишь то благо, которое по желанности стояло на втором месте после выбранного варианта действий.

Кривая производственных возможностей (КПВ) демонстрирует различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании ресурсов; каждая точка на данной кривой показывает максимально возможный объем производства двух продуктов из данного количества ресурсов.


Теоретические сведения к практической работе:

Сначала следует уяснить, что общественная жизнь людей протекает в многообразных формах. Экономика выделяет в качестве объекта исследования человеческую деятельность, связанную с созданием материальных и духовных благ, необходимых для жизнедеятельности человека и общества.

Следует также различать два понятия: производство ми воспроизводство. Кроме того, отрасли общественного производства подразделяются на сферы материального производства и нематериального производства. Воспроизводство в количественном выражении может быть простым, расширенным и зауженном.

В экономике идет процесс постоянного переключения факторов производства из одной отрасли в другую, это нам показывает граница производственных возможностей. Кривая производственных возможностей отображает возможности общества по производству различных наборов благ при имеющихся ограниченных ресурсах и их эффективном использовании.

Кроме того, следует рассмотреть альтернативную стоимость – это цена упущенной выгоды. Определяется тем количеством других товаров, от которых мы отказываемся ради того, чтобы получить дополнительную единицу данного товара.


Содержание практической работы:

  1. Охарактеризуйте закономерности экономической организации производства. В чем заключается проблема выбора?

Оцените правильность следующих утверждений:

 Линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которые можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами.

 Изменение технологий не влечет за собой трансформации кривой производственных возможностей


  1. Задание № 1:

На рисунке изображена кривая производственных возможностей экономики. Она включает в себя два товара: видеокамеры и наручные часы.




Число видеокамер

80



60



40




20



0


















100 200 300 400 число наручных часов




Число наручных часов




Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

  1. 60 видеокамер и 200 часов

  2. 60 часов и 80 видеокамер

  3. 300 часов и 35 видеокамер

  4. 300 часов и 40 видеокамер

  5. 58 часов и 250 видеокамер

На графике буквенно обозначьте точки. Письменно оформите выводы и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства.



3) Задание № 2:

На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц.


А) Начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова.


Б) На остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова.


Для того чтобы построить кривую производственных возможностей экономики этого острова, необходимо найти точки – максимально возможный вариант. Так как на острове работает 5 человек, то они собирают либо 100 (20*5) кокосов, либо 50 (10*5) черепаховых яиц. По найденным точкам строим кривую. Далее была завезена техника, и жители этого острова стали собирать либо 140 кокосов (28*5) либо 50 яиц. На графике показываем, как сдвинулась кривая производственных возможностей данного острова.




Практическая работа № 2.


Собственность как основа производственных отношений


Цель работы: научить анализировать формы и виды собственности в России


Студент должен

Знать: формы и виды собственности в России


Уметь: анализировать исторические типы и виды собственности.


Обеспечение: самостоятельно подготовленный материал студентов в виде докладов и кроссвордов


Контроль: проверка и оценка работ


Список литературы:

1. Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:

Данная тема – одна из основных в курсе экономической теории, так как отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений. Они определяют и характер экономических отношений, начиная с элементарного товарообмена и кончая отношениями между трудом и капиталом. Поэтому при ее изучении необходимо выяснить специфику экономического и юридического содержания собственности.

Вначале необходимо определить экономические системы и их типы. Экономическая история знает три гигантские революции в производстве, породившие три стадии развития: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную, каждая их которых имела свои определенные системы экономических отношений. В основе классификации экономических систем лежат два основных признака: форма собственности на средства производства и способ координации и управления экономической деятельностью. На основе этих признаков базируются различия экономических систем: традиционная система, рыночная экономика эпохи свободной конкуренции (Чистый капитализм) и смешанная экономическая система.

Собственность в экономическом смысле выражает отношения между людьми по поводу тех или иных благ, посредством которых реализуются отношения присвоения. В юридическом смысле она выражает волевые отношения, которые характеризуют отношения физических и юридических лиц к вещам. Следует уяснить экономическое содержание отношений присвоения и пользования, владения и распоряжения. При этом необходимо помнить о единстве отношений присвоения и пользования, которые с развитием капиталистических отношений обособились друг от друга: капиталист стал реализовывать отношения присвоения, а наемный работник – отношения пользования. Кроме того, с развитием рыночной экономики произошло раздвоение отношений присвоения, которые стали реализовываться на основе обособлений владения и отношений распоряжения одной и той же собственностью.

Существуют различные трактовки собственности, и каждая из них отражает определенный срез экономических отношений. Собственность предопределяет и способ соединения факторов производства, и способ распределения продукта, и способ участия в управлении производством.

Необходимо различать два вида собственности: частную и общественную. Для каждого из этих видов характерны свои формы функционирования. Так, для частной собственности характерны единичная, партнерская и корпоративные формы, для общественной – коллективная, муниципальная, государственная и общенародная.

Для анализа хозяйственной деятельности необходимо знание отношений прав собственности, их структуры и форм реализации.


Содержание практической работы:

  1. Повторите подготовленный материал

  2. Представьте доклад

  3. Подведите итоги, обозначьте основные моменты по представленному материалу.

  4. Дайте ответы на вопросы:

  1. Охарактеризуйте смешанную экономику как основную современную форму экономической системы.

  2. В чем заключается отличие правовых и экономических отношений собственности?

  3. Какова структура экономических отношений собственности?

  4. Сформулируйте определения: труд, рабочая сила, средства производства, производительные силы. Производственные отношения.

  5. Какие формы частной и общественной собственности вы знаете и в чем специфика их реализации?

  6. Почему существует объективная неизбежность смешанной экономики?

  7. Подумайте, какая форма собственности способна обеспечить наибольшую эффективность производства и почему?

  8. Перечислите типы предприятий государственной собственности.

  9. Что представляет собой национализация и денационализация?

  1. Составьте кроссворд с одним из ключевых слов «собственность», «производство»,

« воспроизводство» и оформите его в альбом.



Практическая работа № 3.


Построение кривых спроса и предложения


Цель работы: научиться строить кривые спроса и предложения


Студент должен

Знать: принципы, признаки и функции рынка


Уметь: строить кривые спроса и предложения


Обеспечение: общее задание для группы


Контроль: проверка и оценка работ


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.

Основные понятия

Спрос (D) желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Объем (величина) спроса (QD) на товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Закон спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар увеличится, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сократится, если цена на товар повышается.

Исключения составляют:

1. Товары Гиффена: рост цен на товары первой необходимости может вызвать не сокращение величины спроса на них, а увеличение, т. к. люди скорее откажутся от других покупок, а все сэкономленные деньги потратят на приобретение жизненно важных товаров.

2. Товары Веблена это предметы роскоши, спрос на которые возрастает с ростом цен, т. к. покупаются эти товары, чтобы подчеркнуть высокое общественное положение и успех в делах.

Эффект дохода при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Следовательно, его доход увеличивается.

Предложение – это готовность производителей продать определенное количество этого товара по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения – то количество товара, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена предложенияминимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара.

Закон предложения: при прочих равных условиях, объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает (и наоборот).

Теоретические сведения к практической работе:

При изучении данной темы следует, прежде всего, выяснить понятия спроса и предложения, а затем рассмотреть закон спроса и предложения и факторы, влияющие на них. Спрос и предложение – экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена. Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций.

В теории спроса и предложения это основные категории. Спрос и предложение – это совокупность товаров, выражающая в первом случае платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товара по определенной цене, во втором – заинтересованность производителя в реализации товара по данной цене. Спрос и предложение представляют функциональную зависимость от цены: спрос = f (цена);

Предложение = g(цена). В первом случае она обратная. Во втором - прямая. Эти соотношения формально выражают законы спроса и предложения. В то же время цена зависит от спроса и предложения.

Конкретная величина спроса и предложения зависит от неценовых факторов и определяет их совокупность. Неценовые факторы оказывают воздействие на спрос и предложение путем изменения платежеспособности покупателя и положения продавца на рынке. На графике это иллюстрируется перемещением кривых спроса и предложения.



Содержание практической работы:

  1. Охарактеризуйте сущность, виды и механизм функционирования рынка.

  2. Кривая спроса наглядно показывает, какое количество товаров и услуг может быть куплено по разным ценам

  3. Задание 1: На основании данных, приведенных в таблице, построим кривые индивидуального спроса и кривую рыночного спроса.




цена

Спрос потребителей, ед. товара в течение месяца

Мария

Николай

Кирилл

Рыночный спрос

30

0

0

1

(0+0+1)=1

25

2

2

3

(2+2+3)=7

20

4

3

5

(4+3+5)=12

15

6

4

7

(6+4+7)=17

10

8

5

9

(8+5+9)=22

5

10

6

10

(10+6+10)=26


Чтобы получить рыночный спрос, суммируем показатели индивидуальных кривых спроса по горизонтали.

По оси ординат откладываем цену единицы товара, по оси абсцисс – число единиц товара. Используя данные таблицы, строим по точкам графики.

После построения кривых спроса, будет видно, что у каждого потребителя товара в конкретный период времени имеется своя кривая спроса.

По построенным кривым сделайте соответствующие выводы.


  1. Задание 2: На основании данных, приведенных в таблице, построим кривую предложения.


Цена за 1 кг груш (руб.)

Величина предложения

(тыс. т. груш)

12

40

10

32

8

25

6

20

4

13

2

7


Кривая предложения наглядно показывает, какое количество товаров и услуг производители хотят предложить по данной цене.

Кривая предложения, как и кривая спроса, зависит от цены и условий предложения – она поднимается снизу вверх при движении слева направо.

По построенной кривой сделайте соответствующие выводы.


Дайте ответы на вопросы:

  1. Дайте определение категориям «Спрос» и «предложение», «величина спроса» и «величина предложения». В чем их различие?

  2. Раскройте содержание закона спроса. Какую зависимость выражает кривая спроса?

  3. Назовите неценовые факторы, воздействующие на спрос. Каков механизм действия каждого из них?

  4. Раскройте содержание закона предложения. Какую зависимость выражает кривая предложения?

  5. Назовите неценовые факторы, воздействующие на предложение. Какое влияние они оказываю на положение кривой предложения?




Практическая работа № 4


Определение равновесной цены, равновесного количества товара


Цель работы: научиться определять равновесную цену и равновесное количество товара, строить график рыночного равновесия.


Студент должен

Знать: механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке


Уметь: строить график рыночного равновесия


Обеспечение: общее задание для группы


Контроль: проверка и оценка работ


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:

При изучении данной темы следует, прежде всего, выяснить понятия спроса и предложения, а затем рассмотреть закон спроса и предложения и факторы, влияющие на них. Спрос и предложение – экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена. Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций.

Представление о рыночном равновесии связано с понятием равновесной рыночной цены. Она лежит в основе механизма рыночного равновесия как результата взаимодействия спроса и предложения. С действием неценовых факторов, определяющих изменение величины спроса и предложения, связано изменение и самой равновесной цены.


Содержание практической работы:

1) Исходя из данных, построим кривые спроса и предложения на одном графике.


Цена за 1 кг груш (руб.)

Величина предложения груш (тыс. т.)

Величина спроса на груши

(тыс. т.)

12

40

7

10

32

13

8

25

20

6

20

25

4

13

32

2

7

40


Равновесная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.

Построив кривые спроса и предложения Вы увидите, что в нашей таблице равновесная цена около 7 рублей за 1 кг груш, а соответствующий объем предложения примерно 22.

В заключение своей работы сделайте соответствующие выводы.




Практическая работа № 5


Анализ смещения кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов, определение зон избытка и дефицита товаров.


Цель работы: научиться анализировать смещение кривых спроса и предложения под воздействием неценовых факторов и определять зоны избытка и дефицита товаров


Студент должен

Знать: основные неценовые факторы, которые смещают кривые спроса и предложения


Уметь: анализировать смещение кривых и определять зоны избытка и дефицита товаров


Обеспечение: задание для студентов


Контроль: проверка и оценка работы


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:


Содержание практической работы:

  1. Оцените правильность следующих утверждений:

 Изменение одного из факторов, влияющих на спрос, ведет к сдвигу кривой спроса и изменению параметров рыночного равновесия.

 С ростом доходов потребителя кривая спроса по цене на красную икру будет смещаться вправо.

 Рынок есть встреча продавцов и покупателей с целью обмена товарами и услугами.

 Рыночное равновесие наступает тогда, когда цена, по которой продает свой товар продавец, равна цене, по которой покупатель его покупает.

  1. Проанализируйте влияние на спрос и предложение факторов, перечисленных в таблице. Охарактеризуйте эти изменения с помощью кривых спроса и предложения (поставьте +) в колонки, название которых характеризует эффект изменения:



Изменение (при прочих равных условиях)

Сдвиг кривой спроса

Движение вдоль кривой спроса

Сдвиг кривой предложения

Движение вдоль кривой предложения

Изменение цен конкурирующих товаров

+



+

Внедрение новой технологии


+

+


Изменение моды на товар





Изменение потребительских доходов





Изменение цен на сырье







Для выполнения этого задания рекомендуется повторить теоретический материал по данной теме, после чего приступить к выполнению данного задания.




Практическая работа № 6


Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения.



Цель работы: научиться выявлять особенности спроса и предложения основных факторов производства.


Студент должен

Знать: виды факторов производства и виды доходов, получаемых за использование факторов производства


Уметь: различать дифференциальную и абсолютную ренту, основной и оборотный капитал


Обеспечение: задание для студентов


Контроль: проверка и оценка работы


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:

При изучении данной темы следует, прежде всего, выяснить понятия спроса и предложения, а затем рассмотреть закон спроса и предложения и факторы, влияющие на них. Спрос и предложение – экономические категории товарного производства, проявляющиеся в сфере товарного обмена. Они являются неотъемлемым атрибутом всех без исключения экономических концепций.

В теории спроса и предложения это основные категории. Спрос и предложение – это совокупность товаров, выражающая в первом случае платежеспособную потребность и заинтересованность потребителя в приобретении товара по определенной цене, во втором – заинтересованность производителя в реализации товара по данной цене. Спрос и предложение представляют функциональную зависимость от цены: спрос = f (цена);

Предложение = g(цена). В первом случае она обратная. Во втором - прямая. Эти соотношения формально выражают законы спроса и предложения. В то же время цена зависит от спроса и предложения.

Конкретная величина спроса и предложения зависит от неценовых факторов и определяет их совокупность. Неценовые факторы оказывают воздействие на спрос и предложение путем изменения платежеспособности покупателя и положения продавца на рынке. На графике это иллюстрируется перемещением кривых спроса и предложения.

Содержание практической работы:

  1. Дать определение понятиям «Спрос» и «Предложение.

  2. Что такое « Величина спроса».

  3. Назвать «ценовые « и «неценовые» факторы, влияющие на спрос.

  4. На основе приведенных в таблице данных построить график эластичности спроса и предложения.

Таблица:


Цена за 1 тахеометр (прибор для измерения) в руб.

Величина предложения (руб.)

Величина спроса (руб.)

12

40

7

10

32

13

8

25

20

6

20

25

4

13

32

2

7

40


Проанализируйте график.




Практическая работа № 7


Построение бюджетной линии потребления и кривой безразличия. Определение точки максимальной полезности.


Цель работы:

  1. Систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний на практике.

  2. Сформировать у студентов умение строить кривые спроса и предложения на рынке и определять дефицит или избыток.


Студент должен

Знать: бюджетную линию потребления и кривой безразличия.


Уметь: Строить бюджетную линию потребления и кривой безразличия, определять точки максимальной полезности.


Обеспечение: задание для студентов


Контроль: проверка и оценка работы


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:

При изучении данной темы студентам необходимо изучить понятия о

бюджетной линию потребления и кривой безразличия. Определить полезность товара теории полезности товара. Научиться определять точки максимальной полезности и сформировать навыки практического материала при определении максимальной точки полезности. Студент должен иметь представление об «эффекте замещения», «об эффекте дохода».


Содержание практической работы:

Дать ответы на следующие вопросы:

  1. Дайте определение понятию «полезность», назовите виды полезности и охарактеризуйте их.

  2. Что такое «эффект замещения».

  3. Что такое «эффект дохода».

  4. Объясните теорию рационального потребления.

  5. Задача 1: На основании данных, определить предельные нормы и построить графики бюджетного безразличия.


Комбинации

Мясо (кг)

Сыр (кг)

А

4

0,5

Б

2,5

1

В

1,5

1,5

Г

1

2,5


Определить предельные нормы замены мяса сыром.


Задача 2: Определить предельную норму замены продукта питания одеждой.


Комбинация товара

А

Б

В

Г

Одежда

12

6

4

3

Продукт питания

2

4

6

8









Практическая работа № 8


Определение стоимости основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли.


Цель работы:

1. Систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний на практике.

2. Сформировать у студентов умение строить кривые спроса и предложения на рынке и определять дефицит или избыток.

3. Формирование у будущих специалистов таких необходимых качеств, как самостоятельность, внимательность, ответственность, точность.


Студент должен

Знать: стоимость основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли.


Уметь: Определять стоимость основного и оборотного капитала; величины земельной ренты и цены земли.


Обеспечение: задание для студентов


Контроль: проверка и оценка работы


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:

При изучении данной темы, студент должен иметь представление об особенностях рынков труда и земли. Необходимо изучить факторы производства и виды доходов, получаемых за использование факторов производства, зависимость между ценой земли и ставкой процента. Необходимо изучить понятия дифференциальной и абсолютной ренты, равновесие на рынке земли. Цена земли. Основной и оборотный капитал.

Содержание практической работы:

Дать ответы на следующие вопросы:

1. Назовите виды факторов производства и виды доходов, получаемых за использование факторов производства.

2. Что такое рынок земли?

3. Что такое цена земли?

4. Что такое основной и оборотный капитал?

5. Что такое дифференциальная рента и абсолютная рента?


Решить задачу:

Какое решение примет руководство фирмы об инвестировании капитала в новое оборудование, если известны следующие условия:

Цена – 900 млн. руб., срок службы - 3 года.

Определите стоимость земли.





Практическая работа № 9


Определение уровня и темпов инфляции.


Цель работы:

1. Систематизация, углубление и закрепление полученных теоретических знаний об инфляции на практике.

2. Развивать у студентов умение определять темпы и виды инфляции.

3. Формирование у будущих специалистов таких необходимых качеств, как самостоятельность и формировать культуру устного ответа.


Студент должен

Знать: уровень и темпы инфляции.


Уметь: определять уровень и темпы инфляции.


Обеспечение: задание для студентов


Контроль: проверка и оценка работы


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:

Поступательный процесс экономического развития характеризуется тем, что подъемы чередуются со спадами, быстрое развитие сменяется медленным. Систематическая повторяемость этих колебаний указывает на цикличность экономического развития.

При изучении экономического цикла необходимо раскрыть его фазы: кризис, депрессию, оживление, подъем, а также усвоить типы экономических кризисов. По продолжительности выделяют краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и большие экономические циклы. Наконец, следует оценить экономические и социальные последствия циклического развития экономики.

При изучении данной темы следует, прежде всего, уяснить вопрос о сущности инфляции. Формально инфляция представляет собой денежное явление: обесценивание денег, разбухание денежной массы. Инфляция сопровождается нарушением законов денежного обращения и утратой деньгами всех или части своих функций. Это вызывает устойчивое неравновесие рынка. Начавшись, она может постепенно усиливаться и, зародившись на денежном рынке, проникнуть в другие сферы экономики.

Инфляция представляет собой многофакторное явление. Рост цен может быть вызван и не денежными факторами. В современной экономике превалируют именно они. В частности, речь идет о несовершенстве различных структур, прежде всего господстве монополий и олигополий, сокращении предложения товаров и услуг. Кроме того, денежные и не денежные факторы переплетены и оказывают воздействие друг на друга.

Наиболее важный аспект этой темы – изучение типов инфляции: открытой и подавленной, механизмов их развития и способов и методов регулирования. Подавленная инфляция проявляется в дефиците товаров и услуг.

Знание причин возникновения и механизмов развития инфляции позволяет судить о возможности регулирования этого процесса и выбора, наиболее регулятивных мер.

Важный вопрос – измерение и оценка инфляции. Здесь следует обратить внимание на различного рода индексы, с помощью которых рассчитываются темпы инфляции. Характер инфляции во много зависит от степени равномерности и глубины этого процесса. Для выявления особенностей инфляции применяют различные критерии.

По темпам роста цен инфляция подразделяется на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; по критериям равномерности – на сбалансированную и несбалансируемую; по критериям ее предсказуемости – на ожидаемую и неожидаемую. Далее следует уяснить последствия инфляции.

Темп инфляции определяется по формуле:

Темп инфляции= (уровень цен текущего года-уровень цен базисного года: уровень базисного года)*100%


Содержание практической работы:

Дать ответы на следующие вопросы:

1. Дайте определение категории «инфляция».

2. Назовите типы инфляции. В чем заключается содержательная особенность каждого из них?

3. Чем опасна открытая и подавленная инфляция?

4. Как классифицируются типы инфляции по темпам роста цен?

5. Назовите социально-экономические последствия инфляции.


Решение теста:

Тест:

1. Укажите, какое из перечисленных утверждений является правильным. В условиях нормальной инфляции непосредственным последствием повышения цен является:

А) увеличение номинальной прибыли, получаемой фирмами, но снижение ее реальной величины;

Б) увеличение как номинальной, так и реальной прибыли;

В) сохранение прежнего размера номинальной прибыли и снижение реальной;

Г) увеличение номинальной прибыли и сохранение прежней величины реальной прибыли


2. Укажите, какое из перечисленных утверждений является правильным. Рост прибыли в условиях нормальной и умеренной инфляции:

А) не оказывает влияния на размер инвестиций, так происходит увеличение только номинальной прибыли.

Б) инвестиции уменьшаются, так как растет не только номинальная прибыль, но и реальная.

В) приводит к росу инвестиций, так как увеличивается не только номинальная прибыль, но и реальная.


3. Укажите, какое из перечисленных положений является правильным. Умеренная инфляция:

А) в своем развитии порождает тенденцию к снижению среднегодового темпа роста общего уровня цен и автоматически переходит к нормальной (ползучей) инфляции;

Б) способна самоускоряться и перерастать в галорирующую инфляцию.

В) почти во всех случаях характеризуется стабильным темпом роста цен и не содержит опасности усиливаться и перерастать в галопирующую.


Решить задачи:

Задача №1:

Рассчитайте темп инфляции в 2016 году относительно 2015 года, если индекс потребительских цен 2016 года- 132%, а индекс цен 2015 года- 120%.

Задача №2:

Заполните таблицу:

Название инфляции

Темпы инфляции


Не более 10% в год


Не более 100% в год


Выше 100% в год




Практическая работа № 10


Инфляция спроса, инфляция издержек. Кривая Филлипса.

Определение уровня и темпов инфляции.


Цель работы: научиться определять уровень и темп инфляции.


Студент должен

Знать: сущность инфляции, ее причины и типы


Уметь: определять темпы и уровень инфляции


Обеспечение: задание для студентов


Контроль: проверка и оценка работы


Список литературы:

1.Учебник «Основы экономической теории». Куликов Л.М. 2012г.,

2. Учебник «Экономическая теория». Слагода В.Г., 2013 г, электронный учебник.


Теоретические сведения к практической работе:

При изучении данной темы следует обратить внимание на непредсказуемость инфляции и перераспределение доходов в этот период.

Существует простой вариант противостоять инфляции – просто научиться жить при ней. Это, в частности означает, что все экономические институты должны быть полностью адаптированы к условиям инфляции.

Одним из шагов по пути к такому состоянию экономики явилось бы введение корректировок налоговых ставок. Кроме этого, одной из мер влияния на инфляцию возможна индексация в значительных масштабах. Индексация автоматически корректирует выплаты на темпы инфляции. При изучении данной темы необходимо уяснить такие понятия, как норма инфляции, стагфляция и индексация, кривая Филлипса и как она действует.


Содержание практической работы:

Дать ответы на следующие вопросы:

  1. Непредсказуемость инфляции.

  2. Перераспределение доходов.

  3. Ожидаемая норма инфляции.

  4. Кривая Филлипса.

  5. Стагфляция.

  6. Индексация.



Решение теста:

Тест:

1. Укажите, какие социальные группы несут потери от инфляции:

А) менеджеры крупных процветающих фирм.

Б) представители мелкого бизнеса.

В) лица, получающие фиксированные доходы.

Г) коррумпированные чиновники.

Д) собственники фирм, работающие на сырье и полуфабрикатах, выпускаемых фирмами-монополистами.


2. Укажите, к каким на ваш взгляд, условиям быстрее всего смогут приспособиться фирмы, домашние хозяйства и экономика в целом. Экономика и ее отдельные субъекты быстрее всего смогут приспособиться к инфляции, если:

А) норма инфляции неустойчива и постоянно колеблется.

Б) норма инфляции стабильно снижается (происходит дезинфляция).

В) норма инфляции неизменна, хотя и высока.

Г) норма инфляции низка и стабильна.

Д) норма инфляции высока и имеет устойчивую тенденцию к росту.

3. Определите, что из ниже перечисленного показывает кривая Филлипса:

А) с ростом безработицы общий уровень цен снижается.

Б) дезинфляция сопровождается ростом нормы безработицы.

В) повышение нормы инфляции сопровождается снижением нормы безработицы.

Г) сокращение безработицы сопровождается повышением цен.


4. Укажите, в каких условиях закономерность, описываемая кривой Филлипса, остается справедливой:

А) любой экономической системы, включая планово-административную

Б) любых условий, которые складываются в рыночной системе.

В) условий нормальной и умеренной инфляции.

Г) условий галопирующей инфляции и гиперинфляции.


Задача:

Согласно договора социального найма на квартиру ежемесячная квартплата устанавливается в соответствии с ожидаемой нормой инфляции 2% в месяц. В январе данного года квартплата была установлена в размере 200 рублей. Фактическая норма инфляции оказалась 3% в месяц. Кто оказался в выигрыше - собственник квартиры в лице органа местного самоуправления или квартиросъемщик? Чему равен выигрыш одного и потеря другого? Решите задачу. Предполагая, что фактическая норма инфляции равна 1 % в месяц.





Литература:


1. Автономов В.С. Введение в экономику. М.изд.ВИТАП-ПРЕСС.2012 г.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.Инфра-М-Контракт-2012г.

3. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. «Общая экономическая теория» СПб «Питер» 2013г.

4. Кабанов С.Н. Основы рыночной экономики. М.Культура. 2012 г.

5. Слагода В.Г. Экономическая теория. М.Форум-Инфра-М.2013 г.

6. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории. М.Изд.Центр «Академия», 2013 г.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!