СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие предназначено для учителей иностранного языка .

 

Цель данного пособия - поделиться с коллегами  теоретическими наработками изучения данной темы.

 

Задачи:

 Показать

значение  установления межпредметных связей  для формирования у детей целостной    картины мира.

 

необходимость использования проектной деятельности для   развития у учеников  познавательной активности, воображения, навыков работы в команде .                                           

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектной деятельности»

Пояснительная записка.



Данное пособие предназначено для учителей иностранного языка .



Цель данного пособия - поделиться с коллегами теоретическими наработками изучения данной темы.



Задачи:

Показать

значение установления межпредметных связей для формирования у детей целостной картины мира.



необходимость использования проектной деятельности для развития у учеников познавательной активности, воображения, навыков работы в команде .







Актуальность



Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), т. е. способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, Кроме того, изучение иностранного языка способствует развитию творческого воображения, общего интеллекта и разных видов памяти.

Для большинства людей изучение иностранного языка является не целью, а средством, позволяющим продолжать свое дальнейшее образование и профессиональное развитие.

1. Межпредметная интеграция.

Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы “беспредметен” (И.А. Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использования из различных областей знания, содержания других предметов. Значение межпредметных связей возрастает: при современных тенденциях к синтезу и интеграции знаний - это один из путей интегрирования образования.  

Иностранный язык, это предмет, который может быть интегрирован в разные образовательные области. Современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Интеграция предметов позволяет преодолеть диспропорцию, разрозненность знаний, научить учащихся оперировать ими на основе представления о мире, современном обществе. Межпредметная интеграция является одной из инновационных педагогических технологий, отвечающих требованиям современного урока. Для этого применяются следующие общедидактические и исследовательские методы:


проблемно-поисковые;

 

самостоятельной индивидуальной, групповой и парной работы;

 опережающего обучения;


 стимулирования и мотивации интереса к учению;


 контроля, ориентированного на учение без принуждения;


 сравнительно-теоретический и семантический анализ.

2. Интегрированная проектная деятельность

Проектная деятельность является неотъемлемой частью этой технологии и может широко применяться на уроках иностранного языка .

Том Хачинсон даёт следующее определение слова «проект»: - это практическая методология, которая вводит в практику основные принципы коммуникативного подхода в процессе обучения языку. Это прежде всего работа по какой-либо теме, где содержание и её представление принципиально определяется учеником. Учитель или учебник даёт тему, а ученик сам решает, как, с помощью каких примеров, эта тема будет представлена и раскрыта.

Для проектной работы характерны следующие черты:

  • Творчество. Любой проект является творчеством и по содержанию, и по языку. Проект создаётся самим ребёнком, он сам является автором своей работы.

  • Самобытность. Элемент творчества делает проект весьма самобытным. Школьник рассказывает о сферах его собственной жизни, поэтому он вносит в работу многое из своего опыта.

  • Многократная применяемость. Эта методика может быть применена на каждом уровне обучения. Например, по теме «Семья» на младшей ступени обучения ребёнок просто делает подписи на семейной фотографии. На средней ступени обучения он может написать рассказ о жизни своих родителей, а на старшей ступени ему по силам провести исследование по теме «The origin of my name».

  • Усердный труд. Каждая работа является результатом усердной работы. Автор проекта должен найти информацию по теме, найти или создать рисунок, сделать надпись, записать свою мысль, сформулировать вывод, может быть, приготовить компьютерную презентацию своего проекта.



Некоторые методисты считают, что проектный метод чреват немалыми трудностями не только для ученика, но и для учителя. Несмотря на все трудности, этот метод весьма эффективен. Он повышает общую мотивацию учащихся, так как это личностно-ориентированный вид работы. Проект повышает значимость английского языка как средства общения. Проектная деятельность опирается на межпредметные связи, что способствует развитию у учеников познавательной активности, воображения, навыков работе в команде. Школьники приобретают навык вести исследовательскую работу. Во время подготовки проекта группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения. Школьник превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении. На мой взгляд, проектная деятельность является одним из важнейших методов стимулирования учебной активности ребёнка. На данном этапе развития образования происходит усиление социокультурного компонента, повышается роль иностранного языка как источника знаний о своей стране и о странах изучаемого языка. Это позволяет понять специфику национальных культур и их связь с общечеловеческими ценностями.


Интегрированная проектная деятельность базируется на положениях системного подхода о необходимости формирования системных знаний. Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция — та, ради которой он введен в учебный план. Ведущая функция учебного предмета предполагает обозначение его ведущего компонента. По функции и ведущему компоненту содержания выделяются типы учебных предметов. К первому типу относятся учебные предметы с функцией вооружения учащихся предметными научными знаниями (физика, химия, биология, история, география, астрономия). Второй тип составляют учебные предметы с функцией формирования способов деятельности (иностранный язык, физкультура, трудовое обучение, черчение). Третий тип составляют учебные предметы с функцией формирования отношений (изобразительное искусство, музыка). Есть предметы, в которых ведущими оказываются сразу два компонента. Эти предметы, в зависимости от конкретных условий выполняют разные функции (математика, русский язык, литература) [ Краевский В.В., Лернер И.Я. ]. Предметы второго типа, к которым относится иностранный язык , имеют хорошее проектное взаимодействие с предметами третьего типа и посредственное взаимодействие с предметами первого типа.

В таблице это будет выглядеть примерно так:

Предмет

Иностранный язык

Математика

посредственно

физика

посредственно

Химия

посредственно

биология

посредственно

география

хорошо

МХК, ИЗО

хорошо

история

хорошо

литература

отлично

Русский язык

отлично

музыка

отлично



Кроме межпредметной интеграции, существует ещё несколько способов проектной интеграции:

-межтерриториальная интеграция; ( цели : систематическое наблюдение за тем или иным явлением, требующим сбора данных в разных регионах; сравнительное изучение фактов, событий, происходящих в разных местах для выявления определённой тенденции, сравнительное изучение эффективности использования одного и того же , или различных способов решения одной проблемы, совместная творческая разработка какой-то идеи.)

-общешкольная интеграция;

-возрастная интеграция;

-горизонтальная интеграция; (исследование одной темы с точки зрения разных образовательных областей и внеклассной деятельности);

-вертикальная интеграция.( несколько последовательных проектов постепенно сливаются в один.)

Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Проектная деятельность необходима, чтобы дети научились:

· самостоятельному, критическому мышлению.

· размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

· принимать самостоятельные аргументированные решения.

· научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

· исследовательские (дискуссии, эвристические беседы)

· поисковые (мозговые атаки)

· научный метод (ролевые игры)

· рефлексивные

Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов

умения предметной области знания (умения предметной области знания),

· интеллектуальные умения критического мышления (поиск информации, осмысление, синтез, анализ, применение, оценка), · коммуникативные умения (умения совместной деятельности).

Уровни проблемности

· Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся:

· 1-й уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем;

· 2-й уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает;

· 3-й уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает;

· 4-й уровень свидетельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Принципы организации проектной деятельности.

· Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

· Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

· Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

· Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

· Обязательная презентация результатов работы по проекту

Типы проектов определяются по нескольким критериям.

Доминирующая в проекте деятельность:

· исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная),

· ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).

Предметно-содержательная область:

· моно проект (в рамках одной области знания);

· межпредметный проект.

Характер координации проекта:

· проект с открытой координацией - непосредственный (жесткий, гибкий), · проект со скрытой (неявной) координацией - скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

Характер контактов

· внутришкольный;

· региональный;

· международный.

Количество участников проекта

· индивидуальные;

· парные (между парами участников);

· групповые (между группами участников).

Продолжительность проекта

· краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

· средней продолжительности (от недели до месяца);

· долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Работа над проектами проводится поэтапно.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов разрешения проблемы - решение.

Этапы работы над проектом

1. ПОИСКОВЫЙ

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

5. КОНТРОЛЬНЫЙ

Этапы проведения проекта

1. Представление проблемной ситуации:

- вербально;

- с помощью видеоряда;

- с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Критерии внешней оценки проекта

1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4. Коллективный характер принимаемых решений.

5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7. Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

8. Эстетика оформления результатов проекта.

9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, то есть помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

-мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;- в любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое уменику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;



- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное пе­дагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.























Список литературы


  1. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку. /ИЯШ, 1991, №3.

  2. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. /ИЯШ., 2001 , №4.

  3. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников , М.: Центр педагогического образования, 2008.

  4. Интернет ресурсы.

http://festival.1september.ru/articles









































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 35

















Методические рекомендации по теме:

Интегрированные проекты на английском языке











Выполнила: Рожина Ирина Владимировна,

учитель английского языка





Екатеринбург 2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!