СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

предлагаю материал по подготовке к экзамену в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку»

Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку

План подготовки учащихся к сдаче устного экзамена

Устные умения – это коммуникативные навыки, способность взаимодействовать с другими людьми. Устная коммуникабельность включает в себя способность чётко излагать мысли, уметь расположить к себе собеседника с первых минут разговора. С введением устной части ОГЭ по русскому языку развитие коммуникативных навыков у уч-ся становится более актуальным. Следовательно, на уроках русского языка следует уделять особое внимание говорению, слушанию, письму и чтению.

В этом учебном году у меня 8 и 9 класс, планирую следующую работу для развития речевой деятельности уч-ся:

  1. Создание тематических блоков для монологических высказываний ( кинофильмы, музыка, театры, увлечения, музеи, литературные места, города, хобби).

  2. Составление текстов на основе фотографий, картин, иллюстраций в учебнике

  3. Придумать вопросы к изображению на картине.

  4. Подобрать ключевые слова для построения текста монологического характера.

  5. По темам для монологов из тематического блока проводить игру в ассоциации

  6. Создавать монологи, работая с высказываниями , цитатами по плану ( как вы понимаете это высказывание, выделите в нём ключевые слова, поберите синонимы, создать монолог по клише).

Таким образом, отрабатывая на уроках умение составлять тексты, попутно готовимся к сочинению 15.3 для письменного экзамена и развиваем не только речевые навыки, но и повторяем разделы русского языка.

Упражнения по обучению написания изложения

Для написания сжатого изложения предварительная работа должна носить комплексный характер. Поэтому упражнения, позволяющие сформировать умения, необходимые для написания изложения, распределила на несколько блоков, каждый из которых выполняет свою функцию (развивает память, обогащает словарный запас, учит анализировать логику построения текста, самостоятельно составлять монологические высказывания).

1 блок: задания на построение речевого высказывания формируют у учащихся умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом и на этапе подготовительной работы над изложением.

2 блок: задания на обогащение словарного запаса.

3 блок: задания, обучающие пониманию логики построения текста.

4 блок: задания, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание.

Все задания могут выполняться индивидуально, коллективно, группами. При необходимости к заданиям даю ключи ответов, подсказки, примеры выполнения

Задания на построение речевого высказывания, близкого к оригиналу

  1. «Реставрация текста» - задание на восстановление деформированного текста. Например, восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нём иностранные слова и их лексическое значение ( в тексте они выделены были при первом чтении)

  2. «Кто больше?» Познакомившись в течение определённого времени с предложенным для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, нужно вспомнить или воспроизвести их максимальное количество. Воспроизводить можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным текстом.

- По памяти в произвольной последовательности воспроизвести максимальное количество слов из следующего перечня: берёзки, рябинки, заросли, прорастают, развиваются, поросль, соединяются, обнимают, родственники.

- Запомните тот же самый список слов и воспроизведите, не нарушая последовательности, для чего составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов.

( вариант выполнения задания: Часто срастаются стволами деревья одного вида: берёзки и рябинки. В лесных зарослях семена двух растений часто попадают друг возле друга и прорастают. Ростки быстро развиваются, поднимается поросль. Деревца соединяются корнями и переплетаются ветками. Они словно обнимают друг друга как близкие родственники.

  1. « Найди ошибку»

Уч-ся знакомятся с авторским текстом, который им надо запомнить, затем получают новый , содержащий какие-либо изменения. Все несоответствия, ошибки разного характера устраняют в процессе пересказа или переписывании.

Задания на обогащение словарного запаса.

  1. «Словарик»

- Перечислите парами максимальное количество иностранных по происхождению слов и соответствующие им русские синонимы: (образец: аплодисменты – рукоплескания)

- Составьте тематический словарик на тему…(образец: Спорт – чемпион, спортсмен, матч, стадион…)

- Вспомните и запишите слова , начинающиеся на букву «А» (нарицательные существительные ед ч им падежа) – атлас, акробатика…

2. «Выбираем»

- Вставить один из предложенных в скобках вариантов, опираясь на лексическое значение слова (не знаешь – обратись к толковому словарю). Например: (Годовалый или годовой) ребёнок тянется к игрушке. (Годовалый или годовой) отчёт нужно сдать завтра. (Праздные или праздничные ) дни проведём за городом. Его никто не видел (праздным или праздничным) во время работы.

3. «Ассоциации» Записать любые слова и выражения, возникающие в качестве ассоциации с ключевым понятием (получается тематический блок). Например: героизм – мужество, храбрость…

Задания, обучающие пониманию логики построения текста.

  1. «Составляем определение» Называется знакомый предмет или явление, для которого нужно составить точное определение.

- Составьте лаконичные определения следующих слов: дождь, снег, эпитет, точка…

- Составьте словарную статью для энциклопедического или толкового словаря, используя развёрнутое определение: олицетворение, панорама…

- Составьте словарную статью для фразеологического словаря, определив смысл выражения. Например: мокрая курица, козёл отпущения – сравнить собственный вариант с определением из фразеологического словаря.

2. «Мозаика» Текст делится на части (предложения, абзацы). Уч-ся предлагается собрать текст из разрозненных частей в правильной последовательности. Когда первый раз даю такие задания в 5-6 кл, то путаю только абзацы, в 7-8 кл путаю предложения, а в 9 кл всё перемешиваю.

3. «Без начала, без конца» Для работы предлагается фрагмент текста, требующий вступление или заключение.

4. «Мостик» Из разрозненных частей, абзацев необходимо составить текст, соединяя их недостающими связующими предложениями (мостиками)

5. «Кластер» Графическое расположение материала от основного понятия к частному. В центре записывается ключевое слово, а вокруг записываются его составляющие. Составляю кластеры к текстам.

Задания, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание.

  1. «Бусы» Учитель заранее готовит список слов или словосочетаний, нужно составить текст, последовательно включив все слова, нанизывая их подобно бусинам на леску. Например, листопад, раздетый лес, сухие листья, обнажив, огненно-красные, музыка цветов. (для уч-ся 6 кл)

  2. «Кто короче» Необходимо передать содержание текста, вычленив главную информацию, тем самым сжав его.

- Перескажите текст сжато, используя 3-4 предложения.

- Сожмите содержание текста в виде цепочки фактических сведений «кто – что – где – когда – как ) хорошо использовать этот приём на уроках литературы по биографии писателя.

3. «Составляем схему». Этот приём хорошо использовать с текстами – повествованиями и с текстами – рассуждениями, в которых составные части чётко выражены.

- Прочитайте текст – рассуждение, разделив его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему по образцу Тезис (?) _____Доказательства (1,2) ______ Вывод(?







Система упражнений к тестовой части по русскому языку

Работа с текстом

В данном тексте пронумерованы все запятые.

1 задание.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Звёзды,(1) казалось,(2)только ещё начали выцветать. Сам воздух,(3) густой и туманный,(4) был слегка подсвеченным. Отвесный утёс,(5) вдоль которого поднималась тропа,(6) уходил далеко в море. Во время бури,(7) вероятно,(8) здесь было очень опасно. Но вот и конец дороги. Путник вздохнул полной грудью,(9)к счастью,(10) он может немного отдохнуть.

2 задание. Выпишите из всех предложений грамматическую основу.

3 задание. Выпишите цифру ( -ы ), обозначающую ( -ие ) запятую ( -ые ) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

4 задание. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

Звёзды, казалось, только ещё начали выцветать.

Обособленные члены предложения

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

(1)Всё в этой улице необычно, начиная с названия. (2) Узкая, изломанная, она пересекает три радиальные магистрали и не очень удобна для передвижения. (3) Рельеф её неровен. (4) Расположена эта улица на разных уровнях с крутыми склонами. (5) Застройка её пестра, и архитектурных шедевров нет.

(6) Кузнецкий мост – старинная торговая улица Москвы. (7) Особый московский отпечаток придаёт ей обаяние и привлекательность. (8) Она вызывает в памяти и воображении образы далёкого прошлого, дышит историей, ни на мгновение при этом не теряя живого характера.

(9) Почему же Кузнецкий и почему мост? (10) Тогда, в древности, часть улицы к востоку от Неглинской называлась Неглинным верхом. (11)Это был высокий берег притока Москвы-реки, доныне протекающего под Неглинной улицей. (12) В конце 15 века великий князь московский поселил здесь кузнецов, работавших на Пушечном дворе, стоявшем на современной Пушечной улице. (13) Мост, переброшенный через реку Неглинную, стал называться Кузнецким. (14) По нему носившая имя улица «Кузнецкая» постепенно получила название «Кузнецкий мост».

1 задание. Среди предложений 2 – 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

2 задание. Среди предложений 9 – 12 найдите с двумя обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. . Напишите номер этого предложения.

3 задание. Среди предложений 10 – 14 найдите найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом.

4 задание. В данных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (ы), обозначающую (ие) запятую (ые) при обособленном определении , относящемся к личному местоимению.

Узкая, (1)изломанная,(2) она пересекает три радиальные магистрали и не очень удобна для передвижения. Рельеф её неровен. Расположена эта улица на разных уровнях с крутыми склонами. Застройка её пестра,(3) и архитектурных шедевров нет.

Как выполнить задание 4

При выполнении задания 4 напоминаю, как звучит само задание. Для работы с теоретическим материалом собираю все формулировки заданий, выделяя в них ключевые слова ( из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости, звонкости, от последующего согласного, не зависит от последующего согласного; выпишите слово с неизменяемой приставкой; правописание приставки определяется её значением приближения, присоединения, ….). Затем составляем памятку для выполнения этого задания. Теоретический материал повторяем на отдельном занятии.

Памятка для выполнения задания 4

  1. В найденных словах указанных предложений выделяем приставки

  2. Вспоминаем, что правописание приставок делится на три группы: неизменяемые приставки (традиционные), всегда пишутся одинаково, изменяемые приставки и приставки, написание которых зависит от их значения.

  3. Если в задании сказано, что приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения, или написание приставки не зависит от последующего согласного, то нужно искать в тексте слово с неизменяемой приставкой.

  4. Помним, что приставка с неизменяемая.

  5. В словах здание, здоровье, здесь, здешний, здравствуйте, здравница нет приставки

  6. Если правописание приставки зависит от следующего за ней согласного, то нужно искать приставку с буквами з и с на конце, это изменяемые приставки.

  7. Для того чтобы не ошибиться в написании приставок этой группы, нужно помнить согласные звуки :

Звонкие: б ,в, г, д, з, ж, р, л, н, м, й

Глухие: п, ф, к, с, ш, ц, х, т, ч, щ



  1. Если в задании сказано, что нужно найти приставку с каким-либо значением, то это приставки пре-, при-.

Тренировочные упражнения для выполнения задания 4

  1. Укажите слово с традиционной (неизменяемой) приставкой:

А) безголосый

Б) премилый

В) несговорчивый

Г) приморский



  1. В каком слове употреблена неизменяемая на письме приставка? Выпишите это слово.

А) безвкусный

Б) сделать

В) рассказы

Г) растрескаться

3. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «неполнота действия»:

А) приоткрыть

Б) прибрежный

В) преграждать

Г) присвоить

4. В каком слове правописание приставки зависит от значения? Выпишите это слово.

А) сжать

Б) посмотреть

В) расходиться

Г) прижаться

5. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука? Выпишите это слово

А) вслушаться

Б) встать

В) восхищаться

Г) всплеск

6. В каком слове правописание приставки определяется тем, что корень начинается с глухой согласной? Выпишите это слово.

А) улететь

Б) выплывать

В) всплывать

Г) впадающий

7. В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение»? Выпишите это слово, вставив пропущенные буквы.

А) пр…глядываться

Б) пр…слушиваться

В) пр…летевший

Г) пр…смотревший

8. В каком слове правописание приставки зависит от её значения? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

А) ра…пилить

Б) пр…лепить

В) н…заметно

Г) н..клеить

9. В каком слове есть неизменяемая приставка? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

А) ра…говор

Б) ра…руха

В) ра…полагать

Г)…жечь

Методический материал по подготовке к написанию сочинения 15.3

Сочинение на морально-этическую тему (15.3) – самое трудное задание на ОГЭ, но учащиеся 9 классов большей частью выбирают именно это задание. Перед тем как приступить к выполнению задания, внимательно изучаю формулировку, то есть как сформулирован вопрос. Он звучит так «Что такое красота?», иногда формулировка звучит по-другому «Что такое внутренняя красота?», значит и ответ строим соответственно заданию. Работу сразу строю по критериям оценивания. Первый этап моей работы – это работа по толкованию значения слов (С3К1) + комментарий к ним. Иногда работу по первому критерию делаю парной. Один ученик пишет определение (можно работать с толковым словарём), другой работает над комментарием, потом идёт совместная работа, и итог выносится на обсуждение класса. Ребята что-то добавляют, исправляют, хвалят, делают записи в тетрадях того материала, который понравился. Считаю эту работу и экспертизой первого критерия. Слабые ученики заучивают определения и потом рассказывают.

Ещё составляем словари определений, знакомимся с клише для написания сочинения, составляем банк литературных произведений и банк примеров из жизненного опыта.

Эффективными считаю тематические уроки, когда примеры для наблюдения, анализа, задания для речевой тренировки подбираются с учётом единой смысловой темы, например: «Что такое человечность», «Настоящий друг», «Каким должен быть учитель», «Сострадание и милосердие в нашей жизни», «Природа – это..» и т.д. В пределах заданной смысловой темы учащиеся обучаются связному высказыванию мыслей с опорой и без опоры на письменный текст, усваивают программный материал и учатся в этой связи применять правила орфоэпии, грамматики, орфографии и пунктуации. Именно на тематических уроках создается база для развития мотивированной речи. При подготовке к сочинению используются такие виды работ, как:

• работа с Толковым словарем по объяснению понятия;

• организация диалога по проблеме;

• объяснение высказывания (афоризма) выдающихся людей (писателей, поэтов…), пословицы, фразы из литературного произведения;

• устное сочинение, составляемое под руководством учителя;

• работа в группах по 3 человека: 1 ученик пишет вступление, 2 – формулирует тезис и аргументы к нему, 3 – пишет заключение;

• редактирование, взаимопроверка сочинения, коллективный анализ и др. Последовательная, системная работа по анализу и созданию текстов на уроках русского языка и литературы ведет к успеху учащихся при выполнении творческой работы на экзамене.

Особое внимание в работе над сочинением-рассуждением необходимо уделять коррекционной работе, которая состоит из выявления затруднений учащихся, особенно в построении текста. Такую работу можно проводить параллельно с языковыми темами уроков русского языка, выполняя задания к текстам:

- преобразуйте текст, включив второстепенные члены предложения и вставные конструкции;

- найдите речевую ошибку в тексте. Запишите в исправленном виде;

- поставьте глаголы, данные в скобках, в нужной форме;

- из слов и сочетаний слов составьте предложения, чтобы они соответствовали контексту;

- сравните два предложения. Какое из них уместно в каче- стве зачина абзаца, какое – в качестве концовки? Почему?

- прочитайте отрывок из сочинения учащегося. Найдите ошибку, связанную с порядком слов. Запишите в исправленном виде.

В формировании выше сказанных умений мне помогает метод интеллект-карт, о котором я прочитала в интернете и теперь с удовольствием применяю на практике, уч-ся с удовольствием составляют интеллект-карты (приложение 1), которые позволяют сворачивать большую информацию, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.  Метод интеллект-карт можно использовать на разных этапах урока. Очень удобен при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Избавляет от огромного количества лишней работы. Хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении. С обратной стороны интеллект-карты записываем аргументы по данной теме (это или пример их литературы, или из жизненного опыта).



























КРАСОТА







ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА ИСКУССТВО КРАСОТА ДУШИ ЖИВОТНЫЕ Неиссякаемый источник Внешняя и внутренняя, То, что восхищает и приносит Гармония внутри себя. Удивительный мир,

красоты, то, что Анжелина Джоли. эстетическое наслаждение, верные друзья.

затрагивает душу и картины, музыка.

дарит радость.

Материалы для подготовки к сочинению


  1. Вступление. Объяснение понятия + комментарий.

  • Слово «красота» я понимаю так. Красота – это…..

  • Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое красота. Красота – это……


  1. Основная часть. Примеры – аргументы.


  • Аргумент 1 – пример из текста с комментарием.



Первый аргумент найду в тексте В.П. Астафьева.

    • Автор рассказывает о мальчике, который чувствовал в музыке свои душевные переживания.

    • Астафьев пишет о том, что пение скрипки научило мальчика не бояться мира и видеть в нем добро, красоту окружающего мира.



  • Аргумент 2 - пример из жизненного опыта с комментарием или из текста.

  • В. Короленко «Слепой музыкант»

  • Посещение музеев, прослушивание классической музыки – все это переворачивает душу и позволяет видеть красоту вокруг себя, надо только смотреть внимательнее.



  1. Заключение.

  • Таким образом, ……..

  • Думаю, мы убедились, что ……..