СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по разработке и защите образовательного проекта

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования к квалификации руководящих кадров системы образования растут быстрее, чем требования к качеству образования как такового. Руководители образовательных организаций (учреждений) должны не только детально понимать цели, поставленные перед системой образования, но и владеть инструментами, позволяющими обеспечить достижение этих целей, грамотно применять их в реальных условиях. Владение современными инновационными технологиями является одной из ведущих компетенций в структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных организаций (учреждений). В череде инновационных технологий значимое место занимает проектная технология.

По материалам ГУ ДПО ЛНР "РЦРО"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по разработке и защите образовательного проекта»

Методические рекомендации по разработке и защите образовательного проекта для слушателей курсов повышения квалификации резерва руководителей образовательных организаций (учреждений) «Школа кадрового резерва. Траектория развития управленческого

потенциала руководителя»

Требования к квалификации руководящих кадров системы образования растут быстрее, чем требования к качеству образования как такового. Руководители образовательных организаций (учреждений) должны не только детально понимать цели, поставленные перед системой образования, но и владеть инструментами, позволяющими обеспечить достижение этих целей, грамотно применять их в реальных условиях. Владение современными инновационными технологиями является одной из ведущих компетенций в структуре профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников образовательных организаций (учреждений). В череде инновационных технологий значимое место занимает проектная технология.

Учебный план курсов повышения квалификации резерва руководителей образовательных организаций (учреждений) «Школа кадрового резерва. Траектория развития управленческого потенциала руководителя» состоит из трех кредитных модулей, содержание которых направлено на развитие профессиональных знаний, а также на формирование коммуникативной, информационной и правовой компетенций будущего руководителя. Слушатели по итогам обучения разрабатывают и защищают образовательный проект.

Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов, установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).

В образовательном проекте объектом проектирования является педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. Педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного учителя, преподавателя, педагогическая система отдельного учебного курса, предмета, темы, конкретного занятия и т.д.

Ключевыми факторами для любого проекта, в частности образовательного являются ограниченное время, ограниченные материальные и человеческие ресурсы, специфическая организация деятельности и конечный продукт.

Разработка образовательного проекта

1. Определение темы проекта. Включает в себя анализ существующего состояния образовательной системы (образовательной организации, отдельных ее подразделений или образовательной системы

республики в целом). В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением образовательной системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Определяются конкретные проблемы, которые будут решены в рамках проекта. Определяется тема проекта, которая содержит указание на конечный продукт проекта (результат).

Например: проблема - необходимость соблюдения школьниками общепринятых норм и требований к внешнему виду с одной стороны и нежелание обучающихся следовать этим нормам и правилам с другой. Отсюда следует тема проекта «Создание видеоролика «Мы выбираем школьную форму!».

  1. Обоснование необходимости проекта. Дается краткая характеристика реальных потребностей целевой аудитории проекта и конкретных условий, которые предполагается изменить в ходе реализации проекта. Доказывается значимость и приоритетность решения этих проблем для образовательной организации (учреждения).

Например: внешний вид обучающихся часто не соответствует предписаниям этикета - спортивный костюм на уроке музыки, джинсы с заниженной талией и короткая блуза на физике или математике, случается, что одежда неопрятна. Вместе с тем различные финансовые возможности родителей могут вызывать у некоторых школьников чувство неловкости за более дешевую одежду, чем у одноклассников. Вместе с тем необходимость введения школьной формы вызывает противодействие самих обучающихся, их родителей. Но по мнению специалистов, строгая форма одежды дисциплинирует и помогает сосредоточиться на учебном процессе. При этом школьная форма сглаживает социальные различия. Также психологи считают, что в строгой и в тоже время элегантной одежде люди чувствуют себя намного уверенней.

  1. Цели и задачи проекта. Цель - осознанный образ проектного продукта, раскрывает суть проекта. Задачи - последовательность шагов по изменению существующей ситуации в образовательной системе в соответствии с целью. Цель и задачи проекта должны быть реалистичны, достижимы в конечный период времени и измеримы.

Например: цель проекта - создание видеоролика «Мы выбираем школьную форму!», рассказывающего об истории школьной формы, использовании школьной формы в странах мира, достоинствах и целесообразности единого подхода к школьной одежде. Задачи проекта - изучить историю школьной формы; найти примеры применения единой одежды в образовательных учреждениях других стран; найти правовые документы, которые освещают вопрос школьной формы в нашем государстве и установить, не нарушает ли школьная форма права ребенка; провести опрос учеников, родителей и учителей на предмет школьной формы, чтобы установить, какая форма их бы устраивала; определить приемлемый вид школьной формы по правилам делового дресс-кода и с учетом пожелания учеников.

  1. Предполагаемые результаты. Краткосрочные результаты — конкретные итоги, получаемые непосредственно по окончании проекта (конечный продукт проекта). Долгосрочные - результаты, которые могут появиться через некоторое время после завершения проекта. Результаты - те критерии, по которым можно будет судить об успешности реализации проекта.

Например: конечный продукт проекта - видеоролик, долгосрочные результаты - введение школьной формы в данном образовательном учреждении.

  1. Целевая аудитория. КТО? Определяются исполнители деятельности по проекту. ДЛЯ КОГО? Определяются благополучатели (потребители) продукта (результата) проекта.

Например: исполнители проекта - учащиеся 7-б класса, потребители продукта проекта - учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги.

  1. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. Дается обоснование выбранных способов, методов решения проблемы, достижения поставленной цели. Описываются мероприятия, в ходе которых будут решены задачи проекта. Определяются способы участия в проекте целевой аудитории (педагогов, обучающихся, родителей). Составляется план организации работы по проекту с указанием конкретных сроков и исполнителей.

Например:

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Продукт

1.

Изучить историю

5-10 апреля

Иванова,

Сообщение,


школьной формы


Николаев

слайды

2.

Найти примеры

5-10 апреля

Петров,

Фотогалерея,


применения


Кошкина

комментарии


единой одежды в





образовательных





учреждениях





других стран




3.

Найти правовые

5-8 апреля

Сытник,

Перечень


документы,


Черкашин

документов


которые освещают





вопрос школьной





формы в нашем





государстве и





установить, не





нарушает ли





школьная форма





права ребенка




4.

Провести опрос учеников, родителей и

5-15 апреля

Цветкова,

Яблочкина,

Познайко

Анкеты



учителей на

16-20 апреля

Школьный

Обработанные


предмет школьной формы, чтобы


психолог

результаты


установить, какая форма их бы





устраивала




5.

Определить

21-25

Богданова,

Эскизы


приемлемый вид


Ильюшина,

вариантов


школьной формы


учитель ИЗО

школьной


по правилам



формы


делового дресс-





кода и с учетом





пожелания





учеников




6.

Отснять

материалы для видеоролика об этапах работы над проектом

5-25 апреля

Резник,

Коршунов,

Алехин

Видеоролик

7.

Подготовить сценарий школьного мероприятия по итогам проекта

20-25 апреля

Спартак, Реутова, Никишина

Сценарий

8.

Провести

30 апреля

Антонова,

Школьный


мероприятие «Мы


Серегина,

вечер


выбираем


Давыдов



школьную форму!»





7. Обоснование ресурсного обеспечения. Описываются необходимые материальные, информационные, кадровые, технические и другие ресурсы по каждому мероприятию, включенному в план.

Мероприятие

Кадровые ресурсы

Материальные и технические ресурсы

1.

Изучить историю школьной формы

Иванова, Николаев

Компьютер, доступ к интернету, бумага (10 листов), принтер

2.

Найти примеры применения единой одежды в образовательных учреждениях

Петров, Кошкина

Компьютер, доступ к интернету, бумага (20 листов), принтер

других стран



Сытник, Черкашин

3. Найти правовые документы, которые освещают вопрос школьной формы в нашем государстве и установить, не нарушает ли школьная форма права ребенка

Компьютер, доступ к интернету, бумага (10 листов), принтер

Провести опрос учеников, родителей и

учителей на

предмет школьной формы, чтобы установить, какая форма их бы устраивала

Цветкова,

Яблочкина,

Познайко,

Школьный

психолог

Компьютер, анкеты,

бумага (200 листов), принтер



Определить приемлемый вид школьной формы по правилам

делового дресс- кода и с учетом пожелания учеников

Богданова, Ильюшина, учитель ИЗО

Листы формата А2 (10 штук), А1 (10 штук), компьютер



6. Отснять

Резник,

Коршунов,

Алехин

Видеокамера, накопитель

материалы для видеоролика об этапах работы над проектом



Бумага (20 листов)

Спартак, Реутова, Никишина

7. Подготовить сценарий школьного мероприятия по итогам проекта



Провести

Антонова, Серегина, Давыдов

мероприятие «Мы выбираем школьную форму!»

Видеопроектор, усилитель, магнитофон, ноутбук, микрофоны, материалы для

оформления зала

  1. Критерии и способы оценки эффективности проекта. Описываются количественные и качественные показатели достижения результатов и способов диагностики, методов оценки.

Например: по итогам проекта провести опрос о качестве видеоролика, изменилось ли мнение целевой аудитории о проблеме, решаемой в ходе проекта, рассматривается ли вопрос возможности введения единой формы в данном учреждении?

  1. Возможные затруднения и предполагаемые способы справиться с ними. Определяется степень важности и вероятность возникновения рисков, которые могут повлиять на реализацию проекта. Осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

Например: затруднение - отсутствие средств для приобретения канцтоваров. Способ устранения затруднения - провести сбор макулатуры и на вырученные деньги приобрести необходимые канцтовары.

  1. Дальнейшее развитие проекта. Указывается возможность использования результатов проекта другими образовательными организациями (учреждениями), способы информирования общества о результатах деятельности по проекту.

Например: данный видеоролик можно использовать в других образовательных учреждениях для пропаганды единой школьной формы; по итогам исследования можно направить предложение в орган управления образованием о введении школьной формы во всех образовательных учреждениях города; результаты работы над проектом можно опубликовать на сайте образовательного учреждения, в местной газете.

В приложениях к проекту могут быть представлены: учебно- тематические планы; структура раздаточных материалов; тематика, примерная структура, тираж, объем публикаций, печатных материалов; структура, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов; примерная структура, объем, методика, инструментарий исследования; тематика, примерную программа, аудитория конференций, круглых столов; тематика, объем консультаций.

Требования к защите образовательного проекта

Результаты работы над проектом представляются в виде презентации в MS PowerPoint, которая предоставляется в электронном виде не позднее 5 дней до окончания курсов. Объем презентации - 10-15 слайдов. На слайдах необходимо представить название проекта, фамилию исполнителя, а также краткое описание каждого этапа разработки проекта. Защита образовательного проекта осуществляется публично в последний день занятий. Для защиты слушателю выделяется до 5 минут, в течение которых слушатель дает краткую характеристику каждого этапа разработки образовательного проекта.

Оценка выполнения итогового задания осуществляется по следующим критериям:

исследовательская деятельность (продуманный и разносторонний анализ ситуации, видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы, продуманность и четкая последовательность плана действий, выстраивание целеполагания: умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями);

коммуникационная и языковая культура (выстраивание конструктивного взаимодействия в работе, умение слушать и слышать, вовлеченность в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт, культура речи и корректное использование понятийного аппарата, умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы, культура ведения дискуссии, понимание и уважение других точек зрения);

актуальность и реалистичность решений (доказательство значимости проблемы проекта для образования, видение разных путей решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения, видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования, реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков, возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования);

результативность (объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта, прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов, конкретность и продуктивность деятельности: продукты и эффекты проекта, использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик), эффектность, наглядность и культура представления проекта);

творчество и оригинальность в представлении проекта (нестандартность и оригинальность идей и предложений, умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме, инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта, адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению корректив, проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта).

Литература:

    1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). -М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.

    2. Рач В. А. Управлшня проектами: практичш аспекти реашзацп стратегш регюнального розвитку: навч. поЫб. / В.А. Рач, О.В. Россошанська, О.М. Медведева; за ред. В.А. Рача. - К.: «К.1.С.», 2010.-276 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!