Методические рекомендации по разработке и защите образовательного проекта
в рамках проведения II (отборочного) этапа Республиканского конкурса
«Педагог года Луганщины»
Проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов, установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).
В образовательном проекте объектом проектирования является педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. Педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного учителя, преподавателя, педагогическая система отдельного учебного курса, предмета, темы, конкретного занятия и т.д.
Ключевыми факторами для любого проекта, в частности образовательного, являются ограниченное время, ограниченные материальные и человеческие ресурсы, специфическая организация деятельности и конечный продукт.
Разработка образовательного проекта
1. Определение темы проекта. Включает в себя анализ существующего состояния образовательной системы (образовательной организации, отдельных ее подразделений или образовательной системы республики в целом). В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся положением образовательной системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе. Определяются конкретные проблемы, которые будут решены в рамках проекта. Определяется тема проекта, которая содержит указание на конечный продукт проекта (результат).
Например: проблема - необходимость соблюдения школьниками общепринятых норм и требований к внешнему виду с одной стороны и нежелание обучающихся следовать этим нормам и правилам с другой. Отсюда следует тема проекта «Создание видеоролика «Мы выбираем школьную форму!».
Обоснование необходимости проекта. Дается краткая характеристика реальных потребностей целевой аудитории проекта и конкретных условий, которые предполагается изменить в ходе реализации проекта. Доказывается значимость и приоритетность решения этих проблем для образовательной организации (учреждения).
Например: внешний вид обучающихся часто не соответствует предписаниям этикета - спортивный костюм на уроке музыки, джинсы с заниженной талией и короткая блуза на физике или математике, случается, что одежда неопрятна. Вместе с тем различные финансовые возможности родителей могут вызывать у некоторых школьников чувство неловкости за более дешевую одежду, чем у одноклассников. Вместе с тем необходимость введения школьной формы вызывает противодействие самих обучающихся, их родителей. Но по мнению специалистов, строгая форма одежды дисциплинирует и помогает сосредоточиться на учебном процессе. При этом школьная форма сглаживает социальные различия. Также психологи считают, что в строгой и в тоже время элегантной одежде люди чувствуют себя намного уверенней.
Цели и задачи проекта. Цель - осознанный образ проектного продукта, раскрывает суть проекта. Задачи - последовательность шагов по изменению существующей ситуации в образовательной системе в соответствии с целью. Цель и задачи проекта должны быть реалистичны, достижимы в конечный период времени и измеримы.
Например: цель проекта - создание видеоролика «Мы выбираем школьную форму!», рассказывающего об истории школьной формы, использовании школьной формы в странах мира, достоинствах и целесообразности единого подхода к школьной одежде. Задачи проекта - изучить историю школьной формы; найти примеры применения единой одежды в образовательных учреждениях других стран; найти правовые документы, которые освещают вопрос школьной формы в нашем государстве и установить, не нарушает ли школьная форма права ребенка; провести опрос учеников, родителей и учителей на предмет школьной формы, чтобы установить, какая форма их бы устраивала; определить приемлемый вид школьной формы по правилам делового дресс-кода и с учетом пожелания учеников.
Предполагаемые результаты. Краткосрочные результаты — конкретные итоги, получаемые непосредственно по окончании проекта (конечный продукт проекта). Долгосрочные - результаты, которые могут появиться через некоторое время после завершения проекта. Результаты - те критерии, по которым можно будет судить об успешности реализации проекта.
Например: конечный продукт проекта - видеоролик, долгосрочные результаты - введение школьной формы в данном образовательном учреждении.
Целевая аудитория. КТО? Определяются исполнители деятельности по проекту. ДЛЯ КОГО? Определяются благополучатели (потребители) продукта (результата) проекта.
Например: исполнители проекта - учащиеся 7-б класса, потребители продукта проекта - учащиеся 1-11 классов, родители, педагоги.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей. Дается обоснование выбранных способов, методов решения проблемы, достижения поставленной цели. Описываются мероприятия, в ходе которых будут решены задачи проекта. Определяются способы участия в проекте целевой аудитории (педагогов, обучающихся, родителей). Составляется план организации работы по проекту с указанием конкретных сроков и исполнителей.
НАПРИМЕР:
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные | Продукт |
1. | Изучить историю школьной формы | 5-10 апреля | Иванова, Николаев | Сообщение, слайды |
2. | Найти примеры применения единой одежды в образователь-ных учреждениях других стран | 5-10 апреля | Петров, Кошкина | Фотогалерея, комментарии |
3. | Найти правовые документы, которые освещают вопрос школьной формы в нашем государстве и установить, не нарушает ли школьная форма права ребенка | 5-8 апреля | Сытник, Черкашин | Перечень документов |
4. | Провести опрос учеников, родителей и учителей на предмет школьной формы, чтобы установить, какая форма их бы устраивала | 16-20 апреля | Цветкова, Яблочкина, Познайко, школьный психолог | Анкеты Обработанные результаты |
5. | Определить приемлемый вид школьной формы по правилам делового дресскода и с учетом пожелания учеников | 21-25 апреля | Богданова, Ильюшина, учитель ИЗО | Эскизы вариантов школьной формы |
6. | Отснять материалы для видео-ролика об этапах работы над проектом | 5-25 апреля | Резник, Коршунов, Алехин | Видеоролик |
7. | Подготовить сценарий школьного мероприятия по итогам проекта | 20-25 апреля | Спартак, Реутова, Никишина | Сценарий |
8. | Провести мероприятие «Мы выбираем школьную форму» | 30 апреля | Антонова, Серегина, Давыдов | Школьный вечер |
Обоснование ресурсного обеспечения. Описываются необходимые материальные, информационные, кадровые, технические и другие ресурсы по каждому мероприятию, включенному в план.
№ | Мероприятие | Кадровые ресурсы | Материальные и технические ресурсы |
1. | Изучить историю школьной формы | Иванова, Николаев | Компьютер, доступ к интернету, бумага (10 листов), принтер |
2. | Найти примеры применения единой одежды в образовательных учреждениях других стран | Петров, Кошкина | Компьютер, доступ к интернету, бумага (20 листов), принтер |
3. | Найти правовые документы, которые освещают вопрос школьной формы в нашем государстве и установить, не нарушает ли школьная форма права ребенка | Сытник, Черкашин | Компьютер, доступ к интернету, бумага (10 листов), принтер |
4. | Провести опрос учеников, родителей и учителей на предмет школьной формы, чтобы установить, какая форма их бы устраивала | Цветкова, Яблочкина, Познайко, шк. психол. | Компьютер, анкеты, бумага (200 листов), принтер |
5. | Определить приемлемый вид школьной формы по правилам делового дресскода и с учетом пожелания учеников | Богданова, Ильюшина, учитель ИЗО | Листы формата А2 (10 штук), А1 (10 штук), компьютер |
6. | Отснять материалы для видео-ролика об этапах работы над проектом | Резник, Коршунов, Алехин | Видеокамера, накопитель |
7. | Подготовить сценарий школьного мероприятия по итогам проекта | Спартак, Реутова, Никишина | Бумага (20 листов) |
8. | Провести мероприятие «Мы выбираем школьную форму!» | Антонова, Серегина, Давыдов | |
Критерии и способы оценки эффективности проекта. Описываются количественные и качественные показатели достижения результатов и способов диагностики, методов оценки.
Например: по итогам проекта провести опрос о качестве видеоролика, изменилось ли мнение целевой аудитории о проблеме, решаемой в ходе проекта, рассматривается ли вопрос возможности введения единой формы в данном учреждении?
Возможные затруднения и предполагаемые способы справиться с ними. Определяется степень важности и вероятность возникновения рисков, которые могут повлиять на реализацию проекта. Осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.
Например: затруднение - отсутствие средств для приобретения канцтоваров. Способ устранения затруднения - провести сбор макулатуры и на вырученные деньги приобрести необходимые канцтовары.
Дальнейшее развитие проекта. Указывается возможность использования результатов проекта другими образовательными организациями (учреждениями), способы информирования общества о результатах деятельности по проекту.
Например: данный видеоролик можно использовать в других образовательных учреждениях для пропаганды единой школьной формы; по итогам исследования можно направить предложение в орган управления образованием о введении школьной формы во всех образовательных учреждениях города; результаты работы над проектом можно опубликовать на сайте образовательного учреждения, в местной газете.
В приложениях к проекту могут быть представлены: учебно- тематические планы; структура раздаточных материалов; тематика, примерная структура, тираж, объем публикаций, печатных материалов; структура, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов; примерная структура, объем, методика, инструментарий исследования; тематика, примерная программа, аудитория конференций, круглых столов; тематика, объем консультаций.
Требования к защите образовательного проекта
Результаты работы над проектом представляются в виде презентации в MS PowerPoint, которая предоставляется в электронном виде. Объем презентации - 10-15 слайдов. На слайдах необходимо представить название проекта, фамилию исполнителя, а также краткое описание каждого этапа разработки проекта. Защита образовательного проекта осуществляется публично. Для защиты выделяется до 5 минут, в течение которых слушатель дает краткую характеристику каждого этапа разработки образовательного проекта.
Оценка выполнения итогового задания осуществляется по следующим критериям:
исследовательская деятельность (продуманный и разносторонний анализ ситуации, видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы, продуманность и четкая последовательность плана действий, выстраивание целеполагания: умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями);
коммуникационная и языковая культура (выстраивание конструктивного взаимодействия в работе, умение слушать и слышать, вовлеченность в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт, культура речи и корректное использование понятийного аппарата, умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы, культура ведения дискуссии, понимание и уважение других точек зрения);
актуальность и реалистичность решений (доказательство значимости проблемы проекта для образования, видение разных путей решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения, видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования, реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков, возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования);
результативность (объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта, прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов, конкретность и продуктивность деятельности: продукты и эффекты проекта, использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик), эффектность, наглядность и культура представления проекта);
творчество и оригинальность в представлении проекта (нестандартность и оригинальность идей и предложений, умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме, инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта, адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению корректив, проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта).
Литература:
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвес», 2004. – 120 с.
Рач В. А. Управлiння проектами: практичнi аспекти реалiзацii стратегii регiонального розвитку: навч. Посiб. / В.А. Рач, О.В. Россошанська, О.М. Медведева; за ред. В.А. Рача. – К.: «К.1.С.», 2010.-276 с.
ПОДГОТОВИЛА:
И.А.Лужеренко, и.о.заведующей ГБОУ ЛНР
«Кировский методический кабинет»